Известный миссионер В. М. Скворцов, пребывающий сейчас в Царицыне, в беседе с сотрудником "У[тра] Р[оссии] сказал:
"Распутине представляет, на мой взгляд, тип даровитого самородка, которому присуще довольно тонкое психологическое чутье. Его нужно отнести к категории тех "старцев" -- довольно даровитых людей, которые обычно выходят из недр хлыстовщины. Любопытным прототипом Распутина является "старец" Стефан, который прошумел лет 25 назад и вызвал официальное расследование. Результатом последнего явилась ссылка "старца" в Суздаль. Впоследствии Стефан, ставший состоятельным человеком, сделался монахом суздальского монастыря, где живет и в настоящее время. Стефан "творил чудеса", применяя гипноз. Являвшихся к нему женщин "старец", как бы непрестанно благословляя, обычными для гипнотизеров пассами приводил в состояние гипнотического сна и внушал им, что в них сидит бес. Загипнотизировав одержимую нечистым, Стефан приступал к "изгнанию беса". Он начинал беседовать с бесом, пользуясь, очевидно, чревовещанием. "Старец" спрашивал нечистого:
-- Ты тут?
-- Здесь, а тебе что?
Диалог с бесом продолжался, а Стефан постепенно выгонял его, касаясь руками груди одержимой, плеч, а затем по ее телу ниже...
Затем "старец" насиловал одержимую, которая, очевидно, оставалась в состоянии гипноза.
Возможно, что и Распутин-Новых применяет гипноз. Истинную физиономию его первый выяснил преосвященный Феофан, "прозревший" ранее других, очарованных "старцем". Затем резко изменил отношение к Распутину саратовский епископ Гермоген, ранее относившийся к нему очень доброжелательно.
Против Распутина в свое время было возбуждено дело тобольскими епархиальными властями. Дело это, однако, заглохло и до Синода не дошло.
Сотрудникам "Р[усского] с[лова]" В.М. Скворцов сказал: "В Синоде не имеется дела об известном "старце" Распутине. Распутин принадлежит к типу сектантов вроде Чурикова и Подгорного, не признающих грехом чувственную любовь".
1 Печатается по: Царицынская мысль. Общественно-политическая и литературная газета. 1910. 3 июля. No 130. Суббота. С. 2.