Хроника епархиальной жизни. Религиозное шарлатанство Распутина1
В "Московских вед[омостях]" продолжаются разоблачения религиозного шарлатанства одного "юродивого", который не так давно играл крупную роль в Петербургском духовном мире -- старца Григория Распутина. Г[осподин] Новоселов пишет: Мне достоверно известно, что этот самый "старец" (ему на вид лет 40 с небольшим) -- эротоман -- из религиозных якобы побуждений и с религиозными целями устраивал в бане, несомненно, у себя на родине, а, вероятно, и в других местах, своеобразные "собеседования" с своими обольщенными его "святостью" поклонницами, причем как сам он, так и эти несчастные целой группой предстояли друг другу совершенно нагими! Безумие, до которого доходят жертвы этого человека, и обольщение, которому они предаются, не без диавольского, полагаю, воздействия, простираются до того, что они убеждены по опыту, будто прикосновение к ним Григория "сообщает им чувство ангельской чистоты, что он возводит их в райское состояние" и т.д. Еще маленькая экскурсия в область его религиозной философии. Когда однажды ему было указано, что Церковь не знает таких путей к Богу, какие рекомендует и практикует он и решительно их отвергает, Распутин заметил: "Все для души, и Церковь для души". "Вот ей хорошо со мной, -- конкретно пояснил свои слова новоявленный духоносец, прижимая к себе одураченную даму высшего круга, -- тут и Церковь" (Волын[ские] еп[архиальные] вед[омости]).
Печатается по: Странник: духовный журнал современной жизни, науки и литературы. 1910. Ноябрь. С. 617--618.