Ничевоки и окрестности: Собрание текстов и материалов. Т. II. Так говорит Рок.
Б. м.: Salamandra P.V.V., 2021. -- (Библиотека авангарда).
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
"Стиль Р. С. Ф. С. Р."... Можно ли говорить о нем вообще -- вне времени, вне социальных условий и определенного уровня культурных достижений Р. С. Ф. С. Р.?
Допустимо ли говорить о мускульных движениях... того или иного стиля, если мы знаем, что мускульные рефлексы от стилей не меняются и что стиль есть выразитель определенного интеллектуального производства, а не илюстратор физического состояния?
Наконец, вряд ли кто слышал о стиле прямой линии, поэтому кому понятен стиль, приписываемый Р. С. Ф. С. Р. Ипп. Соколовым?
На все эти вопросы можно ответить только отрицательно: стиля прямой линии быть не может, ибо стиль этот ничего не обгоняет, мускульные движения в стило рококо или барокко быть не могут. Наконец, что самое важное, нельзя говорить о стиле, свойственном Советской России, вне времени и вне социальных факторов.
Поговорить же об этом, принимая во внимание последнее, нужно и должно.
Статья Ипп. Соколова на вопрос, им же поднятый -- о стиле, свойственном Советской России, не ответила. Поэтому, не вдаваясь в дискуссию, постараюсь в тезисной форме наметить основы к разрешению вопроса.
Советской России свойственен -- диалектический стиль.
Это значит: стиль, соединяющий противоположности, крайности в единое органическое целое, стиль принимающий логическую тезу и антитезу и построенный на основе их конструктивного сочетания.
Это значит: стиль диалектического марксизма, в то же время -- точная наука о материалах, оформляемых этим стилем.
Кратко отмечая те данные, по которым этот стиль свойственен Советской России, нужно указать следующее:
1. Географическое положение между двумя культурами -- Западной и Восточной, заставило Россию в историческом процессе ее развития, всегда стремиться к единению этих двух культур, этих двух крайностей, почти противоположных друг другу.
2. Поэтому: не Индия -- страна крайностей, а Россия. Русская психология, русское мироощущение, обычаи народа, способ мышления -- вся интеллектуальная и материальная жизнь -- ощутимо двойственны, соединяют крайности. Все великие знатоки русского духа именно такой Россию представляют -- Толстой, Достоевский, Вячеслав Иванов, Ленин, Ницше. Таково же элементарное представление о русских в Европе.
3. Кроме географических и исторических данных, главнейшим будет: социальный момент, диктатура пролетариата и социальная стройка на платформе диалектического марксизма.
4. Диалектический марксизм, внутри страны разрастающийся, в то же время -- Советскую Страну противополагает всем тем, кто находится вне поля действия диалектического марксизма. Таким образом, одно существование Советской России, в пику и вопреки буржуазному миру -- является антитезой по отношению к тезе -- буржуазии.
5. Культурное строительство Советской России должно объединить исторический опыт буржуазного приобретения с новым опытом пролетарского строительства. В настоящее время, учитывая состояние промышленности и производства Советской России, можно говорить о тэйлоризме в Западной Европе, а не в России. У нас же следует ставить вопрос о диалектическом соединении культур.
6. Новое строительство должно иметь новый стиль, должно пользоваться новым искусством, как выразителем этого стиля. Новое же искусство строится целиком на логической диалектике и на диалектике материалов, оформляемых тем или иным искусством. Новое искусство действует через алогизм, синкопу, диссонанс, сдвиг отдельных частей произведения, через конструкцию -- все это антитеза но отношению к тезе старого искусства.
7. В гербе Р.С.Ф.С.Р. серп и молот перекрещиваются.
Пусть же стиль, свойственный Советской России, оправдает это соединение двух крайностей, двух противоположностей в диалектическом единстве -- в новом стиле, в совершенном труде.
P.P.
КОММЕНТАРИИ
Зрелища. 1922. No 4,за подписью "Р. Р.".
...стиль, приписываемый Р. С. Ф. С. Р. Ипп. Соколовым -- В статье "Стиль Р.С.Ф.С. Р." (Соколов 1922,1:3) лидер экспрессионистов, позднее театровед и киновед, сценарист И. Соколов (1902-1974) выступил за создание особого советского стиля "мускульных движений", основанного на системе научной организации труда американского инженера и исследователя Ф. У. Тейлора (1856-1915)-- Как утверждал Соколов, "когда во всю нашу жизнь и во весь наш быт войдут принципы тэйлоризма и когда наша тэйлоризированная манера ходить и жестикулировать будет построена на экономности и рациональности наших движений, на прямых линиях <...>, то будет создан инженерно-геометрический монументальный стиль РСФСР". Свои взгляды, вызвавшие оживленную полемику на страницах журн., Соколов развивал в статье "Тейлоризированный жест" (Соколов 1922,2:10-11) и др.. Ср. мотивы тейлоризированных жестов ("Машут ручками, ножками по системе Тайлора") и "машинизации" жизни в более ранней поэме Р. Рока От Рюрика Рока чтения.