Рославлев Александр Степанович
Сыромятный ремень

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Александр Рославлев

Сыромятный ремень

   Мой друг инженер Нат, большой любитель живописи, не пропускает ни одного вернисажа, и как-то, когда мы были вместе, мое внимание привлек поздоровавшийся с ним господин странной внешности. Он был высок и полон, лет сорока с лишним. Безупречный смокинг, бритое лицо и расчесанные на английский пробор русые волосы; но не трудно было заметить, что он чем-то выделялся среди, остальных, уверенно-тонных посетителей вернисажа: это "что-то" при более внимательном наблюдении оказывалось и угловатостью, и не совсем естественными движениями, и грубым, по-деревенски прямым, выражением лица, а в затылке и короткой шее было нечто бычье, упрямое и крепкое.
   -- Кто это? -- спросил я Ната.
   -- Это Коновалов. Миллионер -- сахарозаводчик... Чисто русский тип... Самородок.
   Я заинтересовался и, когда мы, после вернисажа зашли в кафе, Нат рассказал мне историю коноваловского обогащения и некоторый подробности его жизни.
   -- Не то он ярославец, не то костромич. -- Нат, любил точность и потому так начал. --Хорошо не знаю, но словом, оттуда, где, так сказать, -- целина русского духа. И вот в одно осеннее петербургское утро, вылезает из вагона ражий детина с красной подушкой, сундучком за спиной и несколькими рублями в кармане; в городе ни родни, ни земляков, но он знает, что где-то есть большой базар, а на базаре трактир; расспрашивает и попадает, как рыба в воду, в среду мелких торговцев. Сидит целый день, цедит из чайника и слушает. Кому-то нужен приказчик. Коновалов встает и подходит. Лицо смышленое, говорит толково, -- словом через несколько дней он уже в лавке, а года через два ходит по товарной платформе, в руках накладные и молодцы разгружают его товар. Он скупает у оптовиков фрукты и, поднимая цену, продает их лавочникам и разносчикам. Два, три удачных хода -- у него кое-что скоплено и он с платформы исчезает. С трактиром кончено. Он в ресторане или в кафе и брюки на выпуск. Завязываются различные знакомства и через некоторое время в газетах появляется реклама: "Крем молодости" -- десять рублей банка. Реклама броская, составлена пренагло и расчет оказывается правильным. Дикая цена внушает уверенность в исключительных качествах чудодейственного крема и возникает крупное предприятие. За кремом следует книга "Маг" или "Верный путь к богатству". Опять, нелепая цена с условием возврата денег в двухнедельный срок, если книга окажется непригодной, но в ней больше пятисот страниц, -- внушение, хиромантия, кабалистика и все в столь запутанном изложении, что разобраться нет возможности. Словом удается и это, и Коновалов с изрядными деньгами появляется на бирже. Играет на понижении, дает под закладные, входит пайщиком, везет ему чрезвычайно и  он наверху благополучия, но все это, так сказать, только форма, как его смокинг, бритое лицо и сигара. У меня же была возможность наблюдать его и с другой стороны. Года два тому назад я часто бывал у Карташевой, у нее и познакомился с Коноваловым. Актриса она замечательная, но женщина большой жесткости: хитра, решительна и тонко изучила все мужские слабости. Не знаю почему, но со мной она была довольно откровенна, а в этот вечер до прихода Коновалова мы говорили и совсем по-дружески.
   О Коновалове она сказала, что он медведь и ей забавна его дремучая душа.
   -- Он много о себе рассказывает, -- говорила она, -- и все очень правдиво. Он сын лесного сторожа, одиннадцати лет сбежал от отца, бродяжничал с цыганами. был грузчиком, плотовиком, могильщиком, чуть было не соблазнили его хлысты, -- вообще прошлое у него пестрое.
   После этого введения к моему знакомству с Коноваловым я, конечно, отнесся к нему с любопытством.
   Мое присутствие заметно мешало ему, -- он медленно курил сигару. Карташеву внимательно слушал, меня только так, -- из вежливости, а сам больше молчал.
   -- Что это вы сегодня? -- спросила Карташева, -- точно умерли?
   Мне показалось, что он даже несколько испугался ее прямого вопроса.
   -- Что вы, около вас то. Разве бы я посмел...
   -- То-то. А не поехать ли нам за город?
   -- Как прикажете.
   И было ясно, что Коновалов рад ей угодить, -- широко, по-русски.
   -- Только не в автомобиле, -- хорошо бы сани.
   Я понял, что она что-то задумала.
   -- Сейчас будут, -- сказал Коновалов и пошел звонить по телефону.
   -- Однако, вы его приручили...
   -- Вы думаете?.. Сомневаюсь.
   Когда садились в сани, она весело прыгнула, в них, как девочка, и приказала Коновалову:
   -- Вы будете править!
   Он взял из рук кучера вожжи, плотно сел и лошади, чувствуй умелые руки, храня и отфыркиваясь, тронули сдержанной рысью.
   По дороге мы заехали кой за кем из знакомых.
   Коновалов повеселел и, миновав заставу, показал лихость.
   -- Куда же вы нас все-таки везете?
   Хотя Карташева и крикнула, но за бубенцами и вихрем голос ее был слаб.
   -- Будьте спокойны, Софья Михайловна, довольны останетесь... Такого вам мужичка покажу... -- Соловей-разбойник... И цыгане будут, и бабушка слепенькие сказки расскажет. -- Чего вам еще...
   Коновалов все посулил верно: попали мы в просторную, теплую избу, за стол с веселой в красных цветах скатертью. Поставили перед нами уемистую миску с пельменями, зеленый, разрисованный чертями штофик водки, жбан вина, -- и пошло веселье...
   -- Сибирячек-мужичек, -- похвалил Коновалов хозяина, -- душа-колодец, а в голове тайга шумит... И штоф подходящий, как раз по нем. "Сколько хочешь пей -- прочитал он написанное на пробке, -- не увидишь чертей". Правильно... Спой-ка про Байкал, Прокофьич.
   Прокофьич достал из под лавки гармонию, попробовал лады, пригнул голову так, что его чуть не до синя черная борода коснулась мехов, и залился разудало:

"Славное море широкий Байкал,
Славный Корабль, -- омулевая бочка".

   С середины подхватили песню приехавшие цыгане. Запенилось шампанское и Коновалов похмелел.
   -- София Михайловна, что душе угодно приказывайте!
   -- Прикажу... -- и она лукаво улыбнулась. -- Подите сюда, я вам на ухо шепну...
   Коновалов подошел. Она что-то сказала и подняла стакан.
   Глядела пытливо -- требовала.
   -- Ладно... Будь по-вашему, -- решил он, немного подумав.
   -- Браво!..
   Оперлась на его плечо, вскочила на скамью и объявила:
   -- Господа, Артемий Филиппович открывает театр. За успех!
   Зашумели, потянулись чокаться...
   До полного рассвета, до золотых искр на снегу, до красного дыма на соседней крыше -- и дробный пляс, и смех, и степное гиканье не смолкали ни на минуту.
   При разъезде Коновалов, хоть и был сильно во хмелю, но держался крепко.
   Я сел с ним в одни сани.
   -- Это что ж будет? -- спросил он меня после некоторого молчанья.
   Я не понял.
   -- Театр захотела... Ну и баба. Ловко она меня... И каким бесом подкатилась... Вам как, спать охота?
   -- А что?
   -- А то бы поехали ко мне чайку попить.
   Мне было интересно взглянуть, как он живет, и я согласился.
   Большая квартира была обставлена так, словно все вещи только что привезли из мебельного магазина и рассовали их на скорую руку по углам и вдоль стен. Висели преплохие картины в дорогих рамах, а электрическая люстра с большими белыми колпаками в одной из комнат, должно быть, приемной, напоминала вокзал.
   -- Глафира! Гришка! -- крикнул Коновалов и гулко раскатилось по комнатам, -- согрейте самовар!
   Он провел меня черев столовую в коридор и направо в длинный покойчик с лежанкой и перегородкой. Стоял круглый стол перед диваном в синем чехле, у окна одно кресло, в углу другое и тоже в чехлах, комод, этажерка: над этажеркой лубок -- Скобелев, на комоде чайница, зеркальце, гребенка, коробка с табаком и какие-то бумаги под счетами. Сразу же стало ясно, что тут и есть его жилье, а остальная квартира -- для показу. Будь он трезв, вероятно, принял бы меня в столовой.
   -- Лежанку уважаю, -- посидеть, хрестец погреть, -- как бы объяснил он почему поместился в такой комнате и ушел за перегородку.
   -- Переодеться, а то как в хомуте целый день.
   И он сопел, бранился, отстегивая запонки, снимая воротничок.
   Переоделся в белую рубаху с красными горошинами, подпоясался шнурком с кистями.
   -- Что ж вы там! Глафира! В Тулу за самоваром-то поехали?!
   Но торопливо и грузно застучали сапоги, и круглолицый, как месяц, малый в жилетке, внес разворчавшийся большой самовар красной меди.
   -- Ишь, -- его как! Того и гляди к потолку прыгнет. -- Коновалов взял с комода чайницу и сел на диван, -- самовар, я вам скажу, мой главный советчик. Другой раз такого накрутишь, напутаешь, а придешь домой, сядешь вот так, и сразу все как следует обозначится; раньше, чем за самоваром не подумаю, ни одного дела не решаю -- привык. Так я и туда и сюда, а тут -- нет шалишь! В такую все ясность приведу, что потом так и катится, как по рельсам... Сколько я мошенников пришил... Про себя скажу: у меня ничего такого на совести нет. Дураков не милую, это верно, на то и овца, чтобы ее стричь.
   У меня в конторе в несгораемом шкафу адреса собраны всех этих, которые крем либо книгу выписывали, -- самые это пустые люди, и я так скажу: я их деньги все равно, как на полу нашел, у них они лишние, зря лежали, а я их к делу пристроил. У меня сейчас бумажная фабрика строится, газеты, книги буду печатать, так что и им удовольствие -- кремом носы помазали и капитал в правильный оборот пущен.
   Он пил с блюдечка чай и, втягивая губы, сосал кусочек сахару.
   -- А насчет театра, это я промахнулся.
   -- Почему же. Хороших театров мало, -- заметил я.
   -- Не в том толк, а времени у меня не хватит присмотреть. Софья Михайловна, говорить нечего, свое дело чувствует, только ей одной не справиться. Я актеров знаю: у другого что -- гривенник на бритье, да манишка чистая и он уж актер; три недели пьянствует, за квартиру не платит, на чужой счет обедает и за что такие льготы -- неизвестно. Галоши ему заливать, вот он какой актер...
   Я просидел у Коновалова часа два и мне многое в нем понравилось. После этого мы не виделись больше месяца. Слышал я мельком, что Карташева собирает труппу. Я был очень занят на заводе и все пропускал ее среды, но как-то раз попал. Среда была шумная. Говорили, главным образом, о театре, как о деле уже окончательно решенном, о предполагаемых постановках. Спорили о пьесе какого-то новоявленного драматурга.
   Я спросил Карташеву будет ли Коновалов.
   -- Не знаю... Вероятно.
   Но мне показалось, что это вовсе не так, и она чем-то обеспокоена.
   Когда садились за ужин, в передней заговорило несколько слишком громких голосов и рявкнул довольно нескладный хор архиерейскую встречу.
   Карташева побледнела и поднялась с места, но в столовую уже ввалился Коновалов в шубе и шапке и за ним орава хмельных певчих.
   -- Софья Михайловна! Наше вам... -- и Коновалов, явно в насмешку, сорвав шапку, поклонился в пояс.
   -- Денежки привез! Письмецо ваше получил. Спасибо, что напомнили!..
   И, распахнув шубу, он стал выкидывать на стол пачки кредиток.
   -- Стыдно, Артемий Филиппович! -- твердо и резко сказала Карташева.
   -- Какой стыд. Вот, при свидетелях... Вы мне в письме объяснили, чтоб я свое место знал... Наука мужику... Плати за науку... Только я с вас ничего не спрашивал... Попросили -- дал, а вы и то, и другое... Сами себя на своей хитрости провели... Ну, айда, молодцы на Канаву!.. Догуливать! Прощенья просим за беспокойство.
   Он опять низко поклонился и, пошатываясь, вышел.
   Все были в немалом смущении, и вечер расстроился.
   Карташева, на другой день уехала из города, содержание письма осталось неизвестным и слухи о причине коноваловского загула, противоречивые и недостаточно убедительные, скоро иссякли.
   Театр не открылся, а года через полтора я встретил Коновалова в Ялте и узнал от него подробности всей этой истории.
   Коновалов выглядел все таким же уверенным и смеялся как будто еще громче. Но в тот тихий и как бы призрачный вечер, он показался мне несколько резким и несуразным. Оторванный от города, от своего дела, он был тут лишний на берегу околдованного луной моря и его панама, трость и праздная походка мастерового, который не знает, чем заполнить время, --все лишь упрочивало впечатление его здешней никчемности.
   Выйдя из сада, где играла музыка, мы прошли по набережной до мола и сели на скамейку против спустившей паруса, уснувшей фелюги. Какие-то ящики стояли на ней. На одном из них сидел человек в феске, и бледным огоньком вспыхивала его трубка, а дальше бухта была пуста и казалась другим небом -- стеклянным.
   О Карташевой вспомнили потому, что было объявлено об ее спектакле в курзале.
   -- Как я заявился тогда, так и конец, больше не виделись, -- сказал Коновалов с полу-усмешкой, -- а деньги вернула... Зря... хотела театр и надо было свою линию вывести, можешь, и вышло бы что.
   -- А что это было за письмо, если не секрет? -- спросил я.
   -- Письмо-то. Письмо так... Баба умная, а все ж таки баба. Понадеялась, что я в своем ослеплении и разобрать ничего не могу, а до того у нас сколько разговоров было. Взнуздала она меня ловко, говорить нечего, --как бы хотела, так и повернула. Напустила туману... Сядет на диван, за руку возьмет, глаза опустит и уж такие сладости, такие слова медовые -- и от всего-то она устала, и как в жизни намучилась, и только и есть свету в окошко, что я... Со мной и говорить-то просто, и умен-то я, и такой-сякой... Уйдешь, бывало, от нее и прямо как Иван Царевич на ковре самолете земли под собой не чувствуешь. Не то, что театр, я бы ей тогда город выстроил, -- так она меня обошла. Такая ласковая, да с такими чувствами. Каждое бы утро в ноги кланялся. Так скажу -- перехватила она, пересахарила... А я счастью-то своему не поверил, испытать захотел: стал ее от театра отговаривать. Что вам, -- говорю, -- себя не жалко, хлопот столько, расстройства... И так это я все, как будто деньги зажимаю. А потом сразу, заявляюсь к ней раз утром, сюртук на все пуговицы застегнут и безо всяких, как снег на голову, -- прошу мол вашей руки. В лице переменилась, платочек мнет и ничего высказать не может... "Я вам -- говорит, -- Артемий Филиппович, напишу, а сейчас это так неожиданно...". Слушаю, говорю, буду ждать, а через час горничная письмо приносит. Читаю и горю... Сразу все обозначилось. "Вы, -- пишет, -- меня не поняли, для меня это -- новость. Не примите за отказ. Дайте подумать"... И о театре в конце помянула,  такой намек дала, -- посмотрю, мол, как ты себя покажешь. Ну и закрутил я... Понял, что ей от меня надо.
   Коновалов помолчал и решил:
   -- А так скажу -- царь-баба.
   Мы посидели еще некоторое время и я проводил Коновалова до гостиницы, а через несколько дней играла Карташева и я его видел на спектакле.
   В одном из антрактов мы вышли в сад.
   За деревьями светил электрический фонарь и шевелились на гравии аллеи большие черные тени листьев.
   -- А сдала, наша Софья Михайловна, -- говорил он совсем спокойно, -- и голос не тот и огня поубавилось... Я так скажу: при таком деле надо себя беречь, жить поровнее.
   -- Она не знает, что вы здесь?
   -- Должно быть, сказали: актер тут один знакомый есть.
   -- Встретиться не хотите?
   Вопрос мой был, пожалуй, излишне откровенен, но я задал его как-то против воли.
   -- Мне все равно. У меня так. Отрезал и конец; как вот ветку с дерева -- не приставишь, не приклеишь.
   Я почувствовал, что действительно так и есть и в том его сила. И не для того, чтобы переменить разговор, он стал рассказывать, что хочет наладить акционерную компанию для постройки железнодорожного пути по Крымскому побережью, просто, этим были заняты теперь его мысли. Мы вернулись в залу и напрасно я следил за ним во время действия. Он ни чем не выказал какого-либо особого отношения, сидел, как внимательный зритель, и только. А когда спустился занавес. Коновалов встал, и, не оборачиваясь, как будто не слыша вызовов, медленно вышел.
   На другой день я видел его мельком на пристани. Он разговаривал с каким-то жилистым и черномазым, молодцом в кепке, должно быть, рыбаком, потому что речь шла о белуге, о баркасе, и при ярком солнце в шуме и сутолоке среди ящиков, тюков, бочек Коновалов был ярко заметен своей фигурой и голосом, и бритым лицом русского американца...
   Вот приблизительно то, что рассказал мне Нат и уверенно добавил:
   -- Такой человек, как Коновалов, нужен в жизни именно в своем необработанном виде. Приводные ремни сшиваются сыромятным ремнем -- необделанным, он крепче. Так, вот Коновалов похож на такой ремень.
  

----------------------------------------------------

   Источник текста: журнал "Огонек" No 9, 1916 г.
   Исходник здесь: Фонарь. Иллюстрированный художественно-литературный журнал.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru