Розанов Василий Васильевич
Закон об артелях

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

<Закон об артелях>

   При министерстве финансов образована комиссия по пересмотру законодательства об артелях. На обсуждение этой комиссии будет предложен выработанный департаментом торговли и мануфактур проект образцового устава ремесленных и торговых артелей. Два первых параграфа этого проекта определяют самое название "артели" и формулируют ее цель; третий параграф признает артель юридическим лицом, которое может пользоваться всеми дозволенными законом для таких лиц правами по заключению договоров, приобретению имуществ и т.п.; дальнейшие параграфы подробно останавливаются на средствах артели: оборотном, основном и вспомогательном капитале. Ответственность принадлежащих к артели лиц сохраняется круговая, но она не простирается на самое лицо и его свободу, а только на вложенные в артель денежные суммы или вещевой капитал. Делами артели управляют правления, староста с помощником и общее собрание; на правах и обязанностях правления и старост проект останавливается с особенною подробностью. Число членов артели не ограничивается, но для признания общего собрания состоявшимся требуется не менее половины членов артели; для постановления же об исключении из артели, о заключении займов, об изменении и дополнении устава, о приобретении или продаже имуществ, а также о закрытии артели -- в собрании должно участвовать более половины членов артели.
   Закон об артелях несомненно один из жизненных русских законов, так как работа "миром", "артелью", лежит искони в духе русского народа, создавшего даже пословицу: "на людях и смерть красна".
   Русский народ, в неизмеримых богатствах своего духа и благодаря ясному суждению, выработал многие прекрасные и драгоценные формы, между прочим, и для труда своего. Такова община -- в сфере владения землею, артель -- в сфере коллективной созидательной работы; есть и то, что можно было бы назвать моментальными артелями, артелями не в целях длительной работы, но минутного усилия, натиска, подвига рук и иногда ума -- это так называемая "помочь". Ни у одного народа начало общности и помочи не развито так, как у нашего; ни у одного не сохранилось оно так долго. Германец-земледелец, ставящий свою ферму среди своих владений, отдаленно и отчужденно от окружающих, уже этим самым безмолвно выражает, до какой степени мало он нуждается в "помочи" и как мало готов с "помочью" побежать к соседу. Не то в наших деревнях, в этой линии домиков, тесно жмущихся друг к другу, почти лезущих друг на друга, и только-только не говорящих: "если и гореть -то вместе". Самым расположением своим, самым видом деревня говорит о народе-"мире".
   Из живого зерна, из качеств православной души выросли и формы нашего быта и труда. "Соборне" молясь -- православные "соборне" трудятся; "соборне" строят деревню, подряд; "соборне" подымают колокол, держась "миром" за канат; "соборне" косят, владеют землею; и, наконец, "соборне" же высыпают на работу, помолясь на кресты родного села, роясь как пчелы в шумливую и веселую артель, а не угрюмо, не скупо, не тупо, как идет немец. "Соборне" -- это свет нашей жизни, веселость нашего сердца, залог великих наших успехов в миру и в веках грядущих...
   
   Впервые опубликовано: Свет. СПб. 1896. 30 декабря. No 350.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru