Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
НЕОБХОДИМОЕ ИЗЪЯТИЕ
Предположение попечителя Одесского учебного округа, г. Сольского, открыть в Одессе, Кишиневе и еще некоторых городах специальные ремесленно-скульптурные и каменотесные классы -- вызвало до шестнадцати ходатайств других городов об открытии в них подобных же курсов. Гранитные, мраморные и порфирные каменоломни Олонецкой, Петербургской, приуральских и кавказских губерний давно ожидают подобных училищ. Удовлетворение министерством этих шестнадцати ходатайств было бы хорошим подарком России, которая тяжко скучает отвлеченно-интеллигентным типом школы и радуется не нарадуется, когда появляется что-нибудь новое в сфере прикладного образования, сочетания труда и ученья.
По-видимому, не иначе смотрит на это и министерство народного просвещения. Упомянутые шестнадцать ходатайств были получены в нем к минувшему октябрю месяцу, и были на днях рассмотрены. Министерство признало школы эти крайне желательными ввиду развития в России художественной промышленности, но тем не менее нашло себя, по словам газет, вынужденным отложить удовлетворение ходатайств по причине общего сокращения расходов по всем министерствам, вызванного китайскими осложнениями. "Денег нет", -- в самом деле это непререкаемо, как знаменитый католический лозунг: "Roma locuta est -- causa finita" {"Рим высказался -- дело кончено" (лат.).}.
Русское общество может только с крайним прискорбием узнать, что китайские осложнения настолько отразились на нашем бюджете, что мешают открытию каких-то ничтожных шестнадцати училищ. В самом деле, допустимо сокращение расходов по всем министерствам, но нищенски обставленное министерство народного просвещения следовало бы однажды и навсегда совершенно изъять из подобных сокращений, так как по обстановке своей, материальным средствам и вообще денежной стороне оно далеко не доросло до других министерств, и далеко не представляет того "золотого блеска", каким окружены министерства, наприм., путей сообщения, финансов и даже юстиции. Сельские учителя у нас получают столько же, сколько смазчики колес на паровозах, или стрелочники и даже меньше, а профессора университета, даже если это европейские знаменитости, получают менее, чем начальники отделений в необозримых департаментах трех главных денежных ведомств: финансов, контроля и путей сообщения. Если взять наше "питейное ведомство", то жалованье служащих здесь чинов, людей нисколько не сложной души и нисколько не углубленного ума, показалось бы совершенно гомерическим и невероятным, если бы его ввести для сравнения в рубрики нищенских окладов жалованья чинов министерства народного просвещения. Мастодонты и... букашки.
Министерство народного просвещения есть в буквальном смысле недоразвившееся в составе других министерств: отсталое "недоношенное", как бывает это с организмами. И между тем трудно не признать, что главным и фундаментальным по отношению ко всем другим, не только богаче, но и роскошнее обставленным министерствам. Ему не хотят дать, между тем как у него все берут; ибо "нет образования в стране", "нет образованных в России людей", -- это значило бы или это значит, что во всех остальных министерствах есть только богатые оклады, жалованья, но получают их совершенно невежественные люди. Бедно министерство народного просвещения -- бедны все министерства, богато оно -- через него богаты будут все. Всякая затрата здесь приносит плод сторицею; каждая новая школка, напр. тех же каменотесов, дает кой-какой плюс министерству финансов и путей сообщения и кой-какой минус сбрасывает со счетов министерства юстиции, тюремного ведомства. Каждый наученный человек ведь всю жизнь трудится, и трудится от научения повышенным способом, т. е. он всю жизнь кое-что копит для государства, как без выучки и культуры он кое-что отнимает для государства, то в виде подачки, то в виде прямых полицейских и юридических о нем забот. Только недоразвитостью этого важнейшего у нас ведомства и можно объяснить, что войдите вы под самым Петербургом и Москвою в деревню или село -- и вы встретите такую первобытную дичь, такую беспросветную темноту, как будто бы вы переселились в Китай или перенеслись во времена Рюрика и Гостомысла. Это -- не шутка. Разве не попадались вам крестьянские мальчуганы 14-ти лет, которые на вопрос: "Кто был Иисус Христос?" -- отвечают: "Не знаем", и считают столько "Богородиц", сколько помнят икон Божией Матери: "Иверская", "Смоленская", "Казанская", и с полной уверенностью, что все они были -- "русские". До такой степени плуг школы и книги или хоть какого-нибудь предметного объяснения еще не тронул в множестве мест девственную русскую почву! Как ледяная пустыня, Россия имеет чуть-чуть проталинки книжного света, вокруг которых -- непрогребаемые сугробы неведения, наивности и суеверия!
Население России каждый год вырастает на огромный процент. Этот огромный процент прироста народных физических сил, народного потребления кладет ежегодно в кассу министерства финансов несколько миллионов или даже и десятков миллионов рублей дохода, "сверх доходов предыдущего года". Больше ездят по железным дорогам, больше носят хлопчатобумажных материй, больше пьют, больше выбирают патентов на торговлю. Итак, прирост населения приносит всем денежным министерствам пропорциональную прибыль; но министерству народного просвещения это -- пропорциональная убыль. Количество бывших "кабаков" или ныне "винных лавок" -- непременно возрастет; но если столь же непременно не возрастет прибыль школ, -- а при задержке в бюджете она не возрастет, -- то, очевидно, "кабак" или винная лавка" получит некоторую пропорцию над школою; она осталась та же, он -- фатально повысился, т. е. школа фатально перед ним понизилась. Пропорция пьющих, потребляющих, ездящих по железным дорогам осталась та же в отношении к населению; но число учеников в отношении к массе увеличившегося населения, очевидно, пропорционально уменьшилось. Другими словами, все осталось так же, но образование пошло на убыль, делает шаг назад, как только число училищ в Империи не возросло. Таким образом, бюджеты всех остальных министерств, под влиянием экстренных государственных расходов, могут быть задержаны в развитии, но бюджет министерства народного просвещения, при всяческих экстренных расходах, должен все-таки непременно ежегодно увеличиваться, -- и только тогда это министерство будет в том же status quo, как прочие министерства: иначе оно еще более отстанет от них, вырастет в еще больший "дефицит" образования в стране. А этого опасного "дефицита" и без того довольно, -- и даже министерство финансов легко может переложить и сосчитать этот "дефицит" на доходах своих касс.