Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
ЕВРЕИ И ГИМНАЗИЯ
В одной газете напечатано сообщение, будто бы директор минской гимназии заявил, что по распоряжению министерства народного просвещения не будет более приема евреев во вверенное ему учебное заведение. Сообщению этому придан общий характер, совершенно не соответствующий действительному положению вещей и подлинным намерениям министерства. Из его недавнего циркулярного распоряжения отнюдь нельзя вывести нелепое заключение, что евреям прекращен доступ в средние учебные заведения, что шло бы вразрез коренным интересам Империи иметь еврейскую массу сколь возможно более приближенную к русскому населению, если уже не по крови и вере, то хотя бы по образованию, которое есть немалый фактор сближения и ассимиляции народностей. Мы имеем бездну евреев докторов, столь же усердно лечащих русских, как и своих единоверцев, и, конечно, это выгоднее для России, чем иметь в своих недрах мелкого темного еврейского гешефтмахера, покорного сына своего кагала, который, не эксплоатируя еврея, всю энергию свою употребляет на эксплоатацию одних русских. Выучившийся в нашей гимназии еврей есть полурусский, а не выучившийся в ней еврей есть недруг русских: разница слишком очевидная, чтобы ее не заметило наше государство. Поэтому никаких ограничительных распоряжений относительно поступления евреев в учебные заведения министерство не издавало, но оно не может не наблюдать за действительным исполнением установленного в законе процентного отношения учеников -- евреев к неевреям.
В восьмидесятых годах для местностей, находящихся в черте постоянной оседлости евреев, был разрешен прием их в размере 10 процентов всего числа учеников, подлежащих приему, а вне этой черты в размере 5 процентов, в столицах же -- 3 процентов. Однако из цифровых данных за последние годы выяснилось, что количество учеников-евреев во многих учебных заведениях значительно превысило указанное процентное отношение, а в некоторых гимназиях евреев оказалось более, чем русских. Объясняется такое явление отчасти отступлением от закона о процентном отношении при приеме, отчасти большою среднею продолжительностью пребывания евреев в учебных заведениях, но главным образом переходом учеников-евреев из одного учебного заведения в другое, и в таких случаях процентное отношение уже вовсе не соблюдалось. К этому необходимо прибавить, что случаи оставления учениками-евреями учебных заведений до окончания курса поразительно редки. Евреи-ученики, попав в гимназию, нередко задерживаются в ней по неспособности по десяти лет, но они всегда в конце концов оканчивают курс. Здесь сказывается национальная их настойчивость и нежелание потерять, так сказать, без всякого плода потраченные деньги и время на неудачное учение. Как бы то ни было, но в результате получается явная несправедливость: учебных заведений вообще недостаточно для вмещения всех желающих поступить в них, но было бы слишком больно, если бы из двух мальчиков, подведенных к стенам гимназии, дверь ее растворилась перед евреем и закрылась перед русским, чтобы еврей вошел и сел на лавку и стал адвокатом или врачом, а русский вернулся домой, чтобы через десять лет стать безграмотным клиентом этого еврея-конкурента.
Сюда следует добавить, что если мы сравним, какой именно процент всей еврейской массы, напр., в Минской губернии учится в минской гимназии, то мы увидим, что он гораздо более, нежели процент русской и белорусской массы населения, отдавшей детей своих в ту же гимназию. И это несмотря на строгое соблюдение процентного отношения между евреями и неевреями в самой гимназии. Имея в виду эту явную несправедливость к русскому и белорусскому населению, министерство народного просвещения и издало циркуляр о том, чтобы при исчислении нормы процентного отношения гимназистов-евреев к гимназистам-неевреям были зачисляемы в эту норму и не выходили из нее те ученики, которые переходят в средние и высшие классы из предыдущего класса какой-нибудь другой гимназии. Только через это права евреев и русских и белорусов приблизительно уравниваются.
Евреи этим распоряжением отнюдь не лишаются возможности удовлетворять свое стремление к образованию. Но им указывается только, чтобы в этом стремлении они, так сказать, не перескакивали через русских. Мера вполне справедливая. Евреи-родители всегда могут обжаловать в Петербург отказ принять их сына, если в точности они будут знать, что для этого их сына есть долька в девятом или десятом проценте евреев-учеников среди учеников неевреев. В противном случае место еврейского мальчика уже занято еврейским же мальчиком. На месте еврея не сидит русский, а сидит еврей же, и в эту внутреннюю между ними конкуренцию уже власти не могут вмешиваться: всего лучше подождать, когда тот первый кончит курс и очистит место.