Розанов Василий Васильевич
Задачи русской школы
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1903
Обновлено: 03/09/2021. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Педагогика
Педагогика и вопросы образования
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Задачи русской школы
Опубликованный сегодня циркуляр министра народного просвещения попечителям учебных округов, мы уверены, будет встречен с полным вниманием всеми теми, кому дорого воспитание русского юношества. Отмечая печальное состояние школьной дисциплины, министр не ограничивается одним формальным подтверждением о необходимости принятия более строгих карательных мер, которыми и так в достаточной степени снабжена наша школа. Министр усматривает в упадке дисциплины явный признак слабости учебной администрации и напоминая ей, что в ее руках есть очень серьезное орудие исправления -- право не допускать воспитанника выпускного класса к окончательным экзаменам вследствие его нравственной незрелости, преподает к руководству учебному персоналу правила, полные доброжелательности к юношеству, учебного опыта и ясного понимания государственных обязанностей школы.
Прежде всего министр требует от преподавателей признания человеческого достоинства учеников, высказывая категорическое требование, чтобы преподаватели и начальствующие лица безусловно не позволяли себе в обращении с учениками грубых и язвительных замечаний, потому что оскорбление созревающего в юноше чувства человеческого достоинства может заронить в его душу семя недоверия к тому строю, которому служит школа. Министр требует затем, чтобы преподавание давало юношеству ответы на запросы молодой любознательности, которые оно ищет теперь вне школы.
Он указывает на русскую историю и на русскую словесность, как на предметы, сообщающие ученикам здравые воззрения на окружающую жизнь. Он рекомендует предлагать учащимся писать рассуждения на заданные темы и разбирать их в присутствии товарищей, ибо ничто так не образует нравственную личность юноши, как возможность высказывать свои мнения в кругу доброжелательных критиков. Циркуляр рекомендует преподавателям самое тесное сближение с воспитанниками и с их семьями, чтобы они не оставались чиновниками, от которых молодежь "кроме официальных слов никогда ничего не ожидает и о которых никогда не вспомнит, когда переживает сомнение и душевную борьбу". Считая христианские идеалы самым высоким воспитательным средством, министр напоминает, однако, что достойный воспитатель должен быть далек от лицемерия и призывания всуе Божьего Имени. Министр выражает уверенность, что педагогические советы встретят с действительным сочувствием требование его внести разум и сердечное попечение о юношестве в дело преподавания и сделают предметом обсуждения поставленные им в циркуляре вопросы.
Надо надеяться, что серьезные слова этого циркуляра возымеют свое действие. Наша школа должна быть государственной не только по средствам и по управлению ею, но и по духу: она должна вселять в ученика гражданские чувства. А достичь этого можно только теми мерами, которые рекомендует циркуляр: уважением к личности ученика, удовлетворением всех запросов его любознательности, правдивостью преподавателей, близостью их к тем душевным состояниям, которые переживаются юношами.
Невежество и ложь суть самые опасные враги государства и каждый русский гражданин обязан трудиться над исправлением темных сторон окружающей жизни, внося в нее искренность, правду и доброжелательность. Русская история показывает нам, что наша земля строилась на тех именно добродетелях, которые всего более увлекают юные души: на правде, верности, чести, храбрости, -- вот почему русская история и есть наилучшая охрана молодежи от вредных политических увлечений.
Примирить горячую потребность в идеализме русского юношества с требованиями окружающей жизни есть обязанность русской школы. И циркуляр министра народного просвещения объявил об этом преподавателям и обществу.
Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 30 июня.
No
9812.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1903
Обновлено: 03/09/2021. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Педагогика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.