Розанов Василий Васильевич
"Кабинет"...
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1905
Обновлено: 14/01/2020. 12k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Когда начальство ушло... (1905-1906)
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Розанов Василий Васильевич. Собрание сочинений. Когда начальство ушло...
М.: Республика, 1997.
"КАБИНЕТ"...
Несколько лет назад мне пришлось услышать афоризм, один из самых умных, какие я слышал в моей жизни: "Разница между Россиею и Западною Европою заключается в том, что в Европе все дело заключается в получении
votum'a
(голосования объединенного желания, распоряжения); у нас же это голосование ничего бы не дало, потому что никто не
исполнил
бы, да и
некому
исполнить то, касательно чего votum получен".
Иными словами: Запад обладает механизмом управления, настолько мастерски сложенным, так напряженным, интенсивным, что ему только нужно получить указание
"что
делать? в каком
направлении
делать"? И уже он сделает,
непременно
сделает все
мастерски
. Votum, около которого и вращаются прения палат, устанавливает, решает этот
толчок
административной машины. Но у нас, русских, самой
машины
нет или она невообразимо дурна, застарела, слаба. Какой бы votum ни получился, будет ли он коллективный или единоличный, машина не сумеет, не захочет или не сможет его
исполнить
.
Мысль эта по ее чрезвычайной ясности, простоте и правдоподобию врезалась в мое воображение. Имеет ли она исторические оправдания?
Да.
Вот несколько.
В 1870 г. "решается" (votum) классицизм: но исполнение его идет до того отвратительно, что через 30 лет приходится брать решение назад и обречь на слом все сделанное, потому что оно действительно негодно и вредно.
"Решаются" церковно-приходские школы: здания -- есть, штаты -- установлены, тройной надзор -- действует. Но учителя -- нет на уроках, а ученики -- гуляют в поле: все -- fata-morgana (тысячи об этом сообщений, признаний самих заведующих школами батюшек, с жалобами: нам учить
некогда
, у нас --
требы и хозяйство).
"Решается" для гимназий: 1) воспитание; 2) серьезное отношение к ученикам; 3) улучшение материального положения учителей. В
исполнении
вместо всего этого получается распущенность, дезорганизация.
"Решается" всем правительством поднять земледелие. С этою целью в составе его образовывается целое новое министерство. "Ну, новая метла будет хорошо мести". Но, конечно, как Россия скверно пахалась, имела засухи, несносный юридический и экономический строй деревни -- все так и осталось. "Земледельца", которого облагодетельствовали учреждением специального для него министерства, пришлось и приходится (частично) кормить на казенный счет.
Для чего же votum,
толчок
машине, когда она слаба, расстроена; и "толкай" ее или "не толкай" -- она все равно в ход не пойдет, или пойдет так криво, что испортит дело или изувечит хозяина.
Таким образом, вопрос о
конструкции министерств
, о выработке
методов министерской работы
и создании
мастеров-работников
-- есть та подпочва, которая забыта в вопросе о "кабинете".
* * *
Другой не столько афоризм, сколько resume: тысячи наблюдений, мне пришлось услышать в ту же пору, когда я очень интересовался характером русского "управления". Услышать замечание, которое я сейчас приведу, мне привелось от Н. Н. Страхова, бывшего, еще со времен школьного учения, в хороших отношениях с И. А. Вышнеградским, бывшим тогда министром финансов. Он передал мне жалобу, часто от этого министра слышанную.
-- Семь десятых времени и напряжения министра уходит черт знает на что! Какие-то мелочные дела, никакого отношения до пользы и нужд России не имеющие. На министра все смотрят, ожидают от него больших дел, проектов, ожидают проведения новых законов, действительно настоятельно нужных, или -- важных административных мероприятий. Между тем министр еще менее, чем столоначальник, имеет времени для
уединенного сосредоточения
над своим делом. Все минуты его расхватаны и часто такими мелочами, о которых никогда не узнает историческая Россия, -- а между тем все от него ждут именно
исторического дела.
Ответственность -- неизмеримая. Исполнить ее -- никакой возможности. Просьбы, письма, приемы, официальные посещения... Настоящая свободная минута и возможность подумать о делах -- только в вагоне ночью. Тут я свободен и думаю, тут я принадлежу самому себе.
Дело в том, что уже сейчас -- до всякого Кабинета и без всякого Кабинета -- есть "сильные министры" и "бессильные министры": и, очевидно, для каждого из них есть первая задача
утвердиться:
1) твердо сесть в свое кресло; 2) настолько твердо, чтобы соседние кресла скорее от него зависели, нежели оно от них зависело. Едва ли
7
/
10
-ю времени, упомянутые Вышнеградским, и не уходят на "дела", связанные с "упрочением".
Наконец, я приведу третье замечание, резко мне брошенное не сановником, но сейчас, "подсановниками": это был талантливый, деятельный, глубоко честный человек. На вопрос, отчего у нас "на верхах" не весьма талантливо, т. е. как будто заправляют делами люди скорей бездарные, чем даровитые, он ответил:
-- Бездарность есть всегда желаемое лицо
"там".
Каждое "кресло" всего более опасается умного кресла рядом с собою. Умного или особенно энергичного: оно сейчас давит на все соседние кресла. Кому же быть приятно раздавленным? оттесненным?! Кому приятно просто встречать критику своего ведомства (а ведь "кресла" все связаны между собою) в общих заседаниях? указания на недочеты, смелого указания? Вот отчего целый ряд "кресел" всегда радуется, когда к ним приближается и наконец входит новый тусклый, безвольный кандидат. Его уже заранее все поддерживают, все на него указывают, говорят, что "талант". И под этот шепот: "талант! талант!" он действительно с чрезвычайной быстротой и непонятным ни для кого успехом двигается по службе и наконец занимает "кресло". Это-то и есть вожделенная минута. Товарищи жмут ему горячо руку. Рента, отделка квартиры, все так и сыплется на счастливца, который решительно изображает мумию; недвижен, безмолвен; уже не
7
/
10
, как даровитый Вышнеградский, а
9
/
10
или
10
/
10
службы он отдает маленьким и "незаметным делам", весьма и весьма не безразличным для соседних "кресел", да и для передних рядов "стульев"...
Вот положение. И если бы кабинет что-нибудь мог сделать, чтобы вывести из него, -- он желателен.
Что такое "кабинет"?
Единоличная воля и разумение, которое согласует с собою остальные. При нем управление действительно получает: 1) могущественный толчок; 2) устранение препятствий, насколько они могли бы встретиться в соседних "креслах", в противодействии или непонимании других министерств. От "главы кабинета" уже по самому его положению отпадает необходимость заботиться о множестве тех маленьких дел, препятствий, беспокойств,
для России вовсе невидных и России вовсе ненужных,
которые поглощают множество у него времени. Он получает свободу думать только о
нужных
и
для всех видных делах,
притом не только специально одного своего ведомства, -- но о делах более
общих,
относящихся до
цельного
и
общего
существования России; таков, например, у нас вопрос об "упадке, истощении центра" Великороссии.
Появление "кабинета" почти бесспорно отразилось бы сейчас же в более крупном шаге России, как походке, как ходе исторических дел, -- взамен того "трусить", той маленькой и робонькой походочки, мелкого шажка, какой мы все до утомления привыкли видеть.
В этом "трусить" едва ли не заключается главное наше зло. Россия до того громадна, стоит перед такими крупными и трудными вопросами, что мелким "делопроизводством" в департаментах решительно не может ограничиться. Выразимся так: Россия теперь скорее управляется департаментски, нежели министерски. Министерство есть только синтез своих департаментов, а не то, чтобы департаменты были органами и функциями министра и министерства, имеющего задачу и программу, "миссию" в истории. С выявлением "кабинета", может быть, и получится уж если не "кабинетская", то во всяком случае министерская политика: ибо, имея твердую опору в главе кабинета, все ему разъяснив, что надо, министр широко и властно может идти к своей задаче или задачам, не преодолевая ежечасное трение и сопротивление, теперь встречаемое им во всех остальных ведомствах. Наконец, с устранением соперничества, недоброжелательства в соседних министерских "креслах", не будет главной пружины, которая теперь как бы вытягивает к занятию "кресел" людей весьма недаровитых и неэнергичных. На "главе кабинета" отразится блеск всех министерств, и в то же время этот "глава кабинета" есть сам
работник, делец, практик управления,
и имеет соответствующий
практический глаз.
Как министр всегда старается окружить себя самыми даровитыми, предприимчивыми и зоркими директорами департаментов, ибо их работа отражается честью на нем: так глава кабинета не может не приложить всех стараний к выбору или к назначению самых талантливых и деятельных министров. Вот эта-то
цельность талантливости
мне и представляется главным преимуществом управления, исходящего от кабинета, сравнительно с управлением разрозненных министерств.
Вспомним Сперанского. Вспомним и времена Екатерины. Шаг России решительно был крупен. Общество любовалось и было удовлетворено такими важными начинаниями, как 1) учреждение министерств; 2) учреждение Государственного Совета; 3) генеральное межевание России; 4) введение губернских учреждений и пр., и пр. Теперь мы и ожидать отвыкли, и воображать не умеем такое нововведение, как сотворение министерств или Государственного Совета. Департаментская везде работа, министерства разложились на департаменты и в них умерли или замерли... Сколько лет комиссия пересматривала "Устав о службе гражданской", а когда были готовы и разосланы "намеченные преобразования", то оказалось, в них и читать нечего: намечено было уничтожение чина "надворных советников" и ниже, а звание "статских советников" и выше было оставлено. Потом что-то о пенсиях. Еще что-то о мундирах, -- кому, когда и где носить их. Маленькие департаментские нужды, заботы; заботы "свои" и "о своих". России решительно был не нужен этот пересмотр или такой пересмотр "Устава о службе гражданской". Как мы уже сказали, в самих министерствах возобладала и установилась твердо "департаментская точка зрения" на дела, т. е. точка зрения, упускающая из виду самое Россию. Как будто "самое Россию" ее правящий механизм перестал видеть.
-- Где Россия?
-- Не знаем?
-- Однако же?..
-- Вот "дело" об Иване Ивановиче: просит усиленной пенсии в размере 3000 р.,
2
/
3
последнего оклада, получаемого на службе, между тем как он не дослужил до 35 лет одного года и двух месяцев, и по "Уставу о пенсиях" невозможно выдать. Но, может быть, ваше высокопревосходительство, в виде изъятия...
-- Хорошо. Заготовьте доклад.
Понятно, что поля русские пашутся, как при Рюрике, и что "Земледелие", заведенное на Мариинской площади в Петербурге, более "проводит борозды" в графах и подразделениях, горизонтальных и вертикальных, на великолепной "министерской бумаге" (в лавочках знают) по 6 коп. лист: толстая, глянцевитая, перо по ней так само и пишет... Надо бы завести тоже "министерские чернила". Нельзя же, прискорбно "обыкновенными".
КОММЕНТАРИИ
Снято с набора в "Новом времени" в 1904 г.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1905
Обновлено: 14/01/2020. 12k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.