Розанов Василий Васильевич
Один юридический вопрос
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1905
Обновлено: 13/08/2021. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Один юридический вопрос
Из длинной рубрики постановлений, сделанных на "Всероссийском съезде делегаток равноправности женщин", только что состоявшемся в Москве, позволю себе остановиться на одном, касающемся особенно застарелой и особенно болящей язвы общества: так называемых "белых невольниц", "жертв общественного темперамента" и проч. Съезд постановил высказаться "за отмену исключительных законов о проститутках".
Это слишком платонично. Хотя в очень небольшом числе, женщины получили в западноевропейских университетах полное юридическое образование. Отчего эти женщины не остановятся на мысли перевести весь вопрос об "исключительных законах о проститутках" с почвы филантропии и унизительного выпрашивания "милости" на более осязательную почву права, юридического иска? Мне думается, при этой перемене фундамента всего дела, вопрос мог бы быть доведен до "вожделенного окончания" не более как через 2-3 года полемики в повременной печати, статей научных и философских.
Года три назад я получил из одного южнорусского города письмо-рассказ о том, как были захвачены дозором на улице в поздний вечерний час три девушки. Они просто гуляли; может быть, шалили, разговаривали громко, дурачились. Весьма возможно, что имели провожатых, -- рабочих с одного двора или мастеровых из соседнего ремесленного заведения. Ни смеха, ни поздних вечерних прогулок по улице я не оправдываю, но не думаю, чтобы хотя единый судья в мире, хотя единый законодатель в серьезном законодательном учреждении или какой-нибудь человек с совестью -- решился высказать, что "прогулка по улице с провожатыми, смех и разговор" составляют уголовное преступление или серьезное гражданское преступление. Просто это "быт", "нравы", "уличная картинка", сюжет беллетриста, а не законодателя.
Письмо-рассказ оканчивалось уведомлением, что все три девушки, получив наутро желтые билеты взамен отобранных у них обыкновенных гражданских, покончили с собою: одна удавилась "от срама", а две от того же отравились. Письмо мною сохранено, и я мог бы его напечатать; словом, -тут нет ни одного слова выдуманного. Если они "от срама отравились", то очевидно, что "срама проституции" они не хотели, что в их намерение не входило делаться проститутками? Кажется, ясно! И кажется, ясно для всякого судьи и законодателя, для всякого гражданина, что они были насильственно обращены в проституток, что им было навязано или они были насильственно принуждены к взятию этого ремесла в пропитание себе. С тем вместе они были выключены из гражданского состояния, перестали быть гражданками. Так или нет? Вот это и желательно было бы выяснить юридически.
Мне кажется, "гражданского состояния" проститутки не имеют. Это суть государственные профессионалки, обслуживающие нужды армии, флота и "общества", "учащейся молодежи" и пр.; т.е. это суть полупансионерки, полуузницы, но только живущие "на отпуске", на несколько приотпушенном аркане, который потянуть и сократить насколько угодно может тот "дозор", который им выдал "желтые билеты". Какое же это "общегражданское состояние", когда никто таковую не возьмет более ни в какое услужение и ни на какую работу? Когда ее не пустят на квартиру ни в какой порядочный дом? Да и, наконец, самая форма билета или паспорта, по коему рассматриваются "права" и "состояние" каждого человека, определяется принадлежность его к "сословию" и пр.; самый этот вид билета не только иного содержания, но и иного цвета, позорного, с коим человека никуда не пустят, -- все свидетельствует ясно, что обладатель его утерял свои гражданские права. Такая-то, положим, "мещанка" или "дворянка", получив желтый билет, -- сохраняет ли "права" мещанки и дворянки, право вотировать и проч. и проч.? Мне передавал один весьма образованный человек, -- чему я отказываюсь поверить, -- будто таковая несчастная, раз получив желтый билет, не вправе, кто бы к ней ни обратился, какой бы это ни был пьяный и омерзительный человек, отказать ему в своих специальных услугах?! Не верю, чтобы это было так "по закону": такого чудовищного закона, мне кажется, не может существовать и не существует.
Но оставляю филантропию и перехожу к юриспруденции. Юристы и обязаны поднять вопрос, может ли в стране, где действуют суд и администрация разных ярусов и компетенции, кто-либо быть "лишен гражданских прав" и "исключен из сословия", с "принудительным зачислением его в ремесло", -- без всяких процессуальных судебных форм, без судоговорения, обвинения и выслушания оправдания, без прокурора и защитника? Словом, без всякого, без всякого суда!!! Хорошо известно, и я не протестую, что "сельский сход может выслать из деревни дурного члена", но это действие коллективной общины, и тут есть разговор, "суждения", слушаются "свидетели" и "очевидцы". Мне думается, на господине министре юстиции лежит священный нравственный долг разобраться в этих вопросах, не обсуждавшихся просто по непривлечению к ним внимания. Но нам, гражданам, решительно несносно видеть, что все-таки наши сестры, пусть очень бедные и несчастные, пусть, наконец, даже дурные (и мы сами не очень хороши), в совершенно неопределенном количестве и неизвестно кто и когда вылетают из "гражданского строя", из нашего, позволю сказать, "гражданского братства" (ибо все граждане -- братья) без всякого "суда и следствия" над ними, без вмешательства судебного следователя, в учено-бесстрастном приговоре которого не отказано даже убийце, грабителю на большой дороге; фальшивому монетчику, государственному преступнику, даже когда все они суть по рождению из крестьян и мещан, как большинство "взятых в проституцию".
Мне кажется, должно быть поставлено следующее:
1) Желтый билет или вообще "особый этот профессиональный" может быть выдан только по формальному прошению получающего его лица. Ибо в Российской империи "навязанных ремесл", "принудительных работ" иначе как в отбывание наказания по суду не существует и в государственных законах этого не прописано.
2) Государство, охраняя здоровье общества, может подчинять "лиц этого ремесла" особенному медицинскому надзору, но не иначе как по судебному расследованию, в установленных формах: 1) следствия, 2) обвинения и 3) защиты, которые удостоверили нанесение ущерба здоровью кому-нибудь от такого-то лица.
Я не смею предложить 3-го правила, которое мне очень хочется предложить:
3) Так как все дело в охранении здоровья, в медицине и санитарии, и так как для государства и отечества решительно все одно, от какого лица таковой "ущерб" получается, то "пол" не должен иметь никакой роли в "выдаче по суду" такового особливого билета: его может получить всякая женщина по указанию и доказательству заболевшего от нее мужчины, но равно и мужчина по указанию и доказательству зараженной от него женщины. Это до того элементарно, что об этом не стоило бы и спорить. Все дело -- здоровье, польза, и больше ничего. Кто меня убил, мужчина или женщина, -- все равно. Я кричу, а суд должен слушать. Женщины так же вправе кричать на "безобразия" кавалеров, ну, скажем, молодых учащихся юристов, медиков, законоведов и членов судебного персонала, как все сии кричат на "нездоровых женщин", и даже кричать: "Смотри, полиция, здорова ли такая-то: я хочу с нею побезобразничать".
И "дозор" слушает! Какое унижение, какая роль полиции! "Ваше благородие, пожалуйте: ручаемся за безопасность". Фу!
Кажется, достаточно назвать этот факт, чтобы выплюнуть его из законодательства или из "специальных полицейских правил" (не знаем, кажется, все "ведомства" в этом "благоустройстве" грешили).
Давно пора сознать, что единственное условие сокращения разврата -это чтобы "правительство не гарантировало добротность товара", кстати, -- всегда фальшиво: ибо больницы все-таки полны. И чтобы вообще отменена была государственная проституция, чтобы правительство очистило руки от этого добра, распустило своих пансионерок; ибо очевидно -- кто надзиратель, тот и заведующий, кто "заведующий" -- тот и директор. Это "директорство над проститутками" государству следует вовсе оставить, просто по неприличию всего дела.
Затем, люди рассортируются -- поверьте. Будет меньше распущенности, ибо меньше "удостоверения в безопасности", "правительственной бандероли" (= желтый билет), удостоверяющей: "осмотрена и годна". А где она останется, и останется все же в очень большом количестве по случаю "армии, флота и учебных заведений", -- там пусть ремесленничают отдельные лица на свой страх и риск, без правительственного запрещения хоть на время прерывать несчастное и унизительное ремесло или не предаваться ему с тем сгущенным усердием, лихорадочной жадностью, каков всякий единственный способ ежедневного пропитания.
Господа юристы, потрудитесь; господа мудрецы, подумайте.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1905.13 мая.
No
10485.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1905
Обновлено: 13/08/2021. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.