Розанов Василий Васильевич
Лукавые слова
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1906
Обновлено: 26/09/2019. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Лукавые слова
"И выпив
цикуты,
Сократ стал ходить по комнате, пока не почувствовал тяжести в ногах. Тогда он лег и сказал окружающим: -- Не забудьте принести в жертву (богу Асклептию) петуха", -- так записано в "Федоне" Платона о смерти Сократа, умершего по приговору несправедливого афинского суда. "Жертвоприношение петуха"... какою это древностью звучит! Какая несбыточность для нас, христиан! Уже 2400 лет прошло с тех пор, -- мы именуемся "христианами": и вот христианин-палач, окруженный для обеспечения дела христианами-воинами, по приговору христианского суда и во исполнение христианского закона "святой" Руси, затягивает петлю на горле человека и давит его, как кошкодер на живодерне.
Эти живодерни именуются отчего-то и обставлены в "делопроизводстве" не своими словами, не собственными названиями, а уворованными чужими словами из лексикона добропорядочных людей: "уголовный суд", "приговор о смертной казни", "суд приговорил такого-то к повешению", "приговорил к расстрелянию". Когда нужно говорить просто: "Мы, судьи, удавили сегодня Петра", "мы приказали солдатам Николаю и Фаддею застрелить мещанина Семена".
"Вешают" платье в гардероб, а человека давят. Кто же говорит о разбойнике: "Он повесил домовладелицу такую-то и конфисковал ее имущество". Разве суд говорит: "Ванька Каин повесил такого-то мирного обывателя и ограбил". Отчего же, когда вешают Ваньку Каина, он обязан употреблять более мягкие термины: "Господа судьи изволили приговорить меня к повешению". И он в праве сказать: "Я удавил помещицу Киселеву, а меня завтра удавят судьи. И все мы -- душители: я -- вчера, судьи -- завтра". И уже читателю остается добавить: "И всем нам та же цена: отродья Сатаны, дьяволы".
Дьявольская эта вещь, при свете дня, в торжественной обстановке, творится только государством. Его "регалия"... Все остальные, "последние люди", стыдятся этого: и "средь бела дня зарезал" -- это звучит как жалоба на последнюю степень бесстыдства, вызова человеку и человечеству. Обыкновенно ночью, где-нибудь в глубине дома, в гуще леса, в тайге "приканчивает" человек человека... Бррр... ужас. Только государство, "милое отечество", "седины" родины, барабанит в барабан, сзывает народ, душители надевают мундир, все ордена, становятся, молчат, точно за обедом; и на глазах их удавливают человека.
Черная месса.
Так "удавливают", а не "вешают". Вешают платье на гвоздь, и вообще это термин -- привычный, наш, городской, невинный, и этим-то словом привычно-знакомым: "повесить
карточку на стену
", "повесить
сюртук в гардероб
" прикрывается этот кошмар цивилизации, попрание христианства, отречение от всякого Бога, перед которым остановились язычники и теперь отскакивают назад турки. "Чтобы своими руками задушить человека: нет, я не могу, я мусульманин", "не можем приговорить к этому мы, правоверные турки*: есть Аллах"! "Ни мы, поклонники Аполлона и Деметры", -- вторят им из древности греки. Только статские и тайные советники в мундире министерства юстиции, посморкавшись в меченый хорошей меткой платок, недоумевают: "Не понимаем!.. Почему не задушить?.. Суеверие язычества, тупость мусульман: мы сознательные христиане и спокойно душим. Потом спим. Между сном и удушением -- обедаем. И пищеварение -- ничего, и снов не видим".
______________________
* Как и у древних греков, султан избегает "расправы своими руками", и имеющему умереть посылается шелковый шнур. Не спорим, ужасно, как и афинский суд; однако
в душе что-то было:
страх, протест, ужас; и
кровь не течет,
удавленный
не корчится в судорогах
вот перед глазами, как у нас, людей без нравственного обоняния.
______________________
В язычестве и теперь у турок посылают
приговор
умереть: но мысль
самому
задавить человека, самим
официально
задушить, застрелить -- это дерет по коже, проходит морозом по мысли древних и новых
не
христиан. Пропорционально этому ужасу перед "лишением человека жизни", там это совершалось и совершается редко, как что-то исключительное и выходящее из ряда вон. Не замечаете ли вы, что и у нас, при "христианском братстве", смертные приговоры собственно обширно практикуются лишь в отношении простонародья, которое гг. "привилегированные" не чувствуют как "своего брата", а приблизительно чувствуют как человек кота, которого ему предстоит "ободрать" и он при этом ничего не чувствует. Дворяне дворян не "обдирают", и, например, чиновники чиновников никогда не "вешают", хотя бедствия от чиновников, иногда ставящих государство на край гибели, превосходят вред от воров и разбойников. Но "свой брат" -- и мороз проходит по коже при мысли. Ну, как тайный советник удавит тайного советника? Но "тайный советник" мещанина Иванова? Это -- кот, которого можно ободрать: "чужая кровь, чужая душа", не "мы" и не "наше".
Мне кажется, ужас смертной казни удерживается оттого в качестве "особой привилегии государства", что хотя мы и "сознательные христиане", а на самом деле берем все целиком, в комке и не расчленяя, и вовсе не постигаем живым воображением делаемого. И на первую ступень понимания нас не пускают просто эти чужие, не верные, не фактичные слова и термины, которыми мы, как приличною капсюлею, обволокли вонючее и нестерпимое содержание.
Впервые опубликовано: Новое время. 1906. 24 дек.
No
11058.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1906
Обновлено: 26/09/2019. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.