Розанов Василий Васильевич
Думские идеологи

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

Думские идеологи

   Нет сомнения, что в текущую фазу прения по земельному вопросу, почему-то именуемому "аграрным" вопросом, проходят в Думе свою литературную стадию. Нужно депутатам изложить мнения, сказать свой взгляд, т.е. устно произнести две-три страницы печатной статьи. И время Думы уходит на выслушивание этих произносимых статей, без всякой мысли самих произносящих ораторов о том, чтобы их речи имели какое-нибудь практическое, жизненное значение. Так, от имени группы социалистов-революционеров в лице 102 депутатов г. Мушенко "сотрясает воздух" тою алгеброю простейших юридических и экономических понятий, с которою единственно и исключительно оперирует вообще всякий социалист и весь социализм. Для социализма люди -- не живые личности, а немые пешки; для него нет немца, француза, нет также и русского, а есть какой-то "человек", homunculus. Человек этот -- без рода, племени и истории. Голова и сердце если не срезываются в нем, то отрицаются в какой-либо своей значительности. Сердце -- орган кровообращения, а голова... Ну, голова нужна постольку, поскольку на ней растут уши, которыми будущий индивид станет некогда выслушивать приказания своего социального начальства. Значащи в гомункуле только желудок и руки, потребительный желудок и производительные руки. На этой стадии, при отрицании истории, при отрицании государства, при небытии отечества и цивилизации, кому вообще и чему нужны эти выхолощенные, опустошенные, глубочайше бездарные по самому принципу "потребители-производители"? Никому и ничему они не нужны. Себе нужны. Но, спрашивается, почему десятки миллионов русского живого народа, живых русских лиц, сейчас обитающих на нашей земле, должны из кожи вылезать вон и быть готовыми произвести кровавую резню или подвергнуться таковой ради благополучия таких десятков миллионов, но уже очевидных дикарей, которые на вопрос, что такое "государство" и "отечество", что такое "вера" и "Бог" -- моргают глазами и отвечают элементарными: "Мы умеем есть" и еще: "Мы умеем работать". В самом деле, это довольно принципиальный вопрос: почему мир живых наций, сейчас обитающих Европу, может быть, и несчастных, но одухотворенных, но благородных, которым, по старому выражению, "ничто человеческое не чуждо", должен удобрять землю, должен стать мостовою, по которой пройдет к своим завтракам и обедам это "человечество будущего", со своими ручищами и брюшищами, необразованное, некультурное? Ведь других тем, кроме своей утробы, у социализма нет?! Ну, какие темы? Превращение коровы, то есть мяса коровы, в человека, то есть в человеческое мясо. Из одной говядины вырастает другая говядина -- вот и все.
   Смоленский депутат г. Опочинин сказал, что все "отрицающие право собственности в Думе поднялись бы с топорами на китайцев, которые пришли бы занимать русские земли", -- и следовательно, что эти отрицатели признают право собственности, но приурочивают его к государству. Но он мог бы досказать, что если, может быть, и не придут китайцы с Востока, то во всяком случае придут "пролетарии" с Запада; придут безземельные из Германии, из Австрии, из Италии и из Финляндии, где земля камениста и холодна, на обильную Россию, чтобы занять ее поля или огромную часть полей, а русские социалисты с бомбами и "мирные" никак не дадут "поднять топоров" против них. Дело в том, что отрицание частной и личной собственности -- это и есть социализм, его суть; а социализм -- явление всемирное и государств и наций не знает. "Пролетарии всех стран -- соединяйтесь!" и "В борьбе обретешь ты право свое". Торжество социализма в России, выразившееся хотя бы в социализации земли, приведет сейчас же в движение социальные массы всего Запада, где пока еще у них претензии есть, а руки коротки; и все "братья-пролетарии" потянутся к русской земле, на которой им ничего не ответят и нечего будет ответить с социалистической точки зрения. "У вас есть, у нас нет: давайте делить ваше". Совершенно точь-в-точь так же и по тем же мотивам, как теперь крестьяне предполагают поступить с помещичьею и вообще с частновладельческою землею. Социализм -- всемирная идея, точнее, -- всемирное движение. Отрицая суть государств, он снимает границы государств. "Земля Божия", т.е. тамбовская земля, не есть непременно русская, но, напр., и немецкая. Мужички в Г. Думе на это должны оглянуться и к этому приготовиться. На русские "топоры", несомненно, найдутся покрепче сделанные немецкие "топоры", и так как техника и сноровка ни в коем случае не на русской стороне, то русским во всяком случае придется очень плохо. Да и населения в Западной Европе 300 миллионов, так что "золотая заря" социализма выйдет такою кровавою зарею для России, перед которою кровопускание монголов в XIII веке было сущею шуткою. Пока длятся в Думе или на столбцах "Товарища" литературные беседы о "дарах Божиих для человека", все выходит гладко и сладко; но когда дело дойдет до окончательного дележа "даров Божиих", -- и угрюмый финн, и желтолицый китаец, и дюжий немец или латыш столкнутся плечом к плечу с русским недоедающим крестьянином, тогда около социальных роз, которыми пока все одуряются, покажутся и социальные шипы, от которых все завизжат. Но визжать будет поздно и просить и молить некого, ибо -- в случае успеха -- никого не останется, кроме командующих "товарищей", для которых немец, конечно, все едино, что русский. Да и в команде вообще окажутся международные человеки, большею частью смуглых физиономий. Вот тогда русские "социалисты" деревенского пошиба изопьют горечь со дна чаши, с которой они пока слизывают верхние сливки.
   Бог спасет, мы верим, Россию от этого несчастья и безумия.
   
   Впервые опубликовано: Новое Время. 1907. 9 мая. No 11190.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru