Розанов Василий Васильевич
Ответ на анкету "Религия и освободительное движение"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

Ответ на анкету "Религия и освободительное движение"

   Освободительное движение разделило духовенство: одна часть его, с византийским монашеством во главе, осталась при прежней мысли, что Христос пришел на землю для утверждения консервативных начал жизни, а другая часть стала робко заявлять, что Христос приходил вовсе не для этого. Народ тоже большими глыбами начал отваливаться от церкви. И можно предвидеть, что лет через десять в России начнется сильнейшее религиозное движение, плодом которого, лет через пятьдесят, будет создание новой церкви. Однако эта церковь, оригинально русская, не примкнет ни к протестантству Лютера, ни к католицизму. Скорее она возьмет элементами своего построения мотивы разнообразного русского сектантства. Но именно -- как мотивы, как подспорье -- не более. Вероятно, в ней появится музыка, лучшее орудие для выражения религиозных вдохновений; она сблизится с природою; она проникнута будет общественным, общинным духом. Иерархия в ней будет слаба; монашества совсем не будет. Когда возникнет это религиозное движение, когда начнется русская реформация (без тени подобия германской и английской), тогда и освободительное русское движение получит для себя настоящие крылья и настоящие ноги. Точнее, в пробудившейся народной массе, -- оно получит упор для своих ног. Вот почему в настоящее время и в ближайшие годы религиозная работа русского общества важнее политической работы; она важнее даже в чисто политическом отношении. Ибо, не торопясь с "успехами", не срывая недозрелого плода, -- она глубже продвигает заступ в грудь земли, в грудь почвы. Оно готовит лучший налив плода. Если вожди политического и социального обновления поймут это, они должны соединиться с вождями религиозного обновления в России, что последние давно сделали, всею душою слившись с идеями социального и политического обновления, хотя в этой светской области они и не техники. К сожалению, наши политики и социологи -- Милюковы, Пешехоновы, Мякотины -- крайне грубы и даже не восприимчивы к религиозным веяниям. Они думают, что они этим сильны. Но они этим слабы. Через это они слабы даже в политическом отношении, ибо не могут произнести никакого слова, которое взбудоражило бы и подняло народ, как в былое время его подымало слово Аввакума, братьев Денисовых, Колычева, Чадаева и других.
   Мы, мистики, верим, что Бог все спасет и что Он даст вовремя разум и нашим политикам и экономистам, которые, как вы это видите, сейчас "повисли в воздухе"...
   
   Впервые опубликовано: Свободная молва. 1908. 28 января. No 2.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru