Розанов В. В. Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906--1908 гг.)
М.: Республика, 2003.
ПАМЯТИ ПРОФ.-ПРОТОИЕРЕЯ А. П. ЛЕБЕДЕВА
Хотя и несколько поздно, я позволю себе сказать несколько слов о скончавшемся в июле месяце профессоре церковной истории, сперва в Московской духовной академии, а затем в Московском университете, А. П. Лебедеве. Именно, я позволю себе обратить внимание на то, что он оставил русскому обществу, хотя и не прочитанную этим обществом, полную почти историю христианства. Она изложена в отдельных томах-монографиях, написанных живым, прекрасным, увлекательным языком. Это тот способ изложения, которого классический образец дал покойный Костомаров в отношении русской истории. Способ этот позволяет не останавливаться на серых днях истории, -- обязательных для историка-систематика, историка-хроникера, и дает возможность более сосредоточиться и более сосредоточить читателя на эпохах, полных значительности и занимательности. Сейчас на память я могу припомнить только томы монографии: "Эпоха гонений", "Вселенские соборы IV--V века", "Очерк греческого духовенства" ранней церкви. Но когда на обложке этого последнего сочинения, читающегося с захватывающим интересом, я прочел перечень трудов его автора, я увидел, что это -- "История христианства", написанная по отделам. К великой печали, русское общество вовсе не знает своих настоящих ученых и дальше "Фаррара и Ренана" не идет. Фаррар -- для старушек, Ренан -- для людей помоложе. Один -- недалекий, слащавый пиетист, такой, каким полагается быть всякому пастору; другой -- острый католик и изящный француз Style vieux {старого стиля (фр.).}, украшение всякой академии, но не украшение какой-либо веры. Русское сердце, русская грудь, которая до сих пор дает из себя (в сектантстве, в старообрядчестве) мучеников веры, которая создала "старчество" при монастырях, которые ежегодно высылает десятки тысяч паломников "ко св. местам", эта грудь ненасытнее, объемистее, таинственнее и священнее всяческих "Фарраров и Ренанов", которая решительно не должны бы ее удовлетворять, не должны бы находить у нас себе читателей. Странно видеть читателя с залогами более глубокими, чем какие есть у автора книги. Но с великой народною грудью, увы, общество наше не имеет ничего общего, не имеет одного дыхания. Ну, пусть его зачитывается Ренаном и Фарраром. Кой-кому из общества пусть все-таки скажут эти строчки, что у нас есть несравненно лучшие труды по истории христианства, и, главное, прекрасно и легко изложенные, с наслаждением читающиеся, -- и удовлетворяющие всем требованиям науки.
Мир праху преемника по кафедре незабвенного прот.-профессора Иванцова-Платонова! Нужно пожелать, чтобы эта кафедра Московского университета, уже имеющая славные традиции, была хорошо и осторожно замещена. Об этом следует подумать всем, от кого это зависит.