Розанов Василий Васильевич
Учебное харакири
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1908
Обновлено: 06/08/2021. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Учебное харакири
Российское юношество готовится положить себя жертвою на алтарь свободы. Известна мудрость Востока: японец, обиженный соседом, приходит перед окна его дома и на глазах злого и несправедливого человека распарывает себе живот ножом, что, по его мысли, должно потрясти душу злодея. Но и мы, русские, в значительной степени являемся людьми Востока, и в такой секте, как наши самосожигатели, поступаем не менее решительно и кроваво, чем японцы. Наша юность обоего пола недалеко ушла от этой мудрости Востока, решаясь в доказательство ревности своей о достигнутых привилегиях учебных заведений и учащихся в них -- сойти на положение неучащихся, смешаться с веселящейся и ничего не делающей "золотою молодежью, и, словом, своим удалением из аудиторий и счастливым far niente [
ничегонеделание (ит.)
] с мрачным видом -- закрыть университет. Это "харакири" называется учебною забастовкою. Несколько тысяч бородатых, здоровых господ, и несколько тысяч зрелых девиц улягутся на спины и плечи 50- и 60-летних стариков и старух, отцов и матерей своих, и скажут: "Везите, папаши и мамаши, сами идти не можем. Начальство нас обидело, и мы больше не учимся".
Вполне возмутительно! Возмутительно и по наивности своей, и по элементарной несложности, и по этой восточной дикости. "Чтобы досадить другому, не стану учиться". Так поступают самые крошечные дети, с азбучкой в руке, и удивительно, что с такою же психикою оказываются мужи и девицы, штудирующие высшую науку. Мы согласны с тем, что министерство народного просвещения допустило ряд нетактичностей, что в вопросах и о студенческих старостах и о вольнослушательницах, и в отношении профессоров либеральных партий оно поступало так торопливо и нервно, как этого вовсе не требовалось положением вещей. Словом, мы отнюдь не сливаемся с министерством просвещения ни в его программе, ни в его практике. Нам интересно не министерство, а ученье в России, и здесь против гг. учащихся, которые не хотят учиться, мы поднимаем столь же резкий голос, как подняли бы против учителей или профессоров, которые не захотели бы учить. Мы и не против того, чтобы студенчество имело свой представительный орган, старост. Старосты эти задолго до движения в 1905-1906 г. всегда существовали в Военно-Медицинской академии и всегда признавались там равно удобными для начальства и необходимыми для студенчества: но они исполняли там чисто академические функции, и едва ли министерство народного просвещения тронуло бы этот целесообразный институт, если бы он не перешагнул в область политики. И в допущении этого шага своим старостам виновно студенчество. Не министерство его вызвало на борьбу, но оно вызвало министерство на борьбу с собою, -- и этого совершенно не нужно было. Сами же по себе старосты могли бы быть оставлены для студентов, с мерами, гарантирующими их лояльность. Но это -- подробности, и не о них мы сейчас говорим.
Повторяем, мы не против достижения студентами разумных своих прав, мы
единственно
против выбора средств достижения, каковой выбор считаем пошлым, позорным и глупым. Своим неученьем -- ничего не докажешь; ничего не заявишь. Все и всегда будут иметь повод сказать: "Это они
от лени
и
от неспособности
к ученью", -- и трудно будет опровергнуть этот упрек. Трафарет забастовок есть просто уличное движение ничтожной показательной силы; это есть озорная борьба с начальством, к которой мы не чувствуем ничего кроме гадливого чувства, и то же самое должна почувствовать к ней вся Россия.
Впервые опубликовано: Новое время. 1908. 19 сент.
No
11682.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1908
Обновлено: 06/08/2021. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.