Вопрос о смешанных браках, бурно отвергнутых на киевском миссионерском съезде и взволновавший всю печать, рассмотрен апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам, в главе седьмой. Коринф, языческий роскошный город, только что только начал освещаться лучами Христовой веры. Церковь была здесь в зародыше. "Ересей" и "еретиков" еще не было: были только христиане и язычники, поклонники Иисуса и Зевса... Какая разница, какая пропасть! Но любовь и тогда, как вечно, переступала через все пропасти, и перед апостолом открылось зрелище ряда семей, где муж - язычник, жена - христианка, или муж - христианин, а жена поклоняется Афродите и Адонису. Казалось бы, "разбить скрижали", как Моисей при виде идола. Но уже мягкий свет Христов пал на землю, и апостол пишет:
"Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.
И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
Ибо неверующий муж освещается женою верующею, и жена неверующая освещается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы не чисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам".
Перед этим громовым словом апостола рассыплется как прах все, что было сказано на киевском миссионерском съезде. Смеет ли русское духовенство 1908 года восстать против апостола? Кто они, и кто он? Он пронес Евангелие по всем странам язычества; в значительной степени именно апостол Павел есть утвердитель христианства и церкви: ибо галилейское сокровище он сделал богатством всего мира, из иерусалимского ключа напоил всю землю. Но кто такие или что такое русское духовенство 1908 года? Где их подвиги, чудеса, мученичество, знаки веры и силы? Я говорю духовенству: нет у вас знамений, нет у вас знаков силы. Одни слова и претензии. Как же вы могли восстать на апостола Павла, который есть мученик, проповедник и чудотворец? Вы ссылаетесь на каноны. Свящ. Константин Аггеев свидетельствует, что "при постоянном упоминании о канонах, на съезде почти не слышалось ссылок на Евангелие", и, следовательно, в Киеве собрались не столько христиане, сколько византинисты". Так вот им слово:
Канон только постольку есть канон, насколько в сердцевине его лежит Слово Божие: а без зерна этого - он пустоцвет. Не нужен, вреден и не обязателен.
Что скажете на это? Скажете, что "каноны не могут противоречить Слову Божию". Но я говорю не о "могут" или "не могут", не о софистике языка человеческого, а о том, что есть. Если слово апостола разрешает существовать, продолжаться и, следовательно, заключаться - ибо без заключения не может быть и продолжения - бракам христиан даже с язычниками, если перед светом Христовой веры он признает допустимою существо и материю и дух такого брака, то вы, ссылаясь при отвержении таких браков на каноны, тем самым и утверждаете, что есть каноны, прямо противоречащие слову an. Павла. Между кем же выбирать: между канонами или апостолом Павлом? Сказав "А", говорите и "Б": скажите прямо русскому народу, русской державе: "Идите за нами, а не за апостолом... С 1908 г. за апостолами не надо идти, а надо идти за еп. Антонием Волынским и В.М. Скворцовым".
Нужно иметь мужество своего мужества. Отрекаться, так отрекаться. Не нужно вам апостолов - так и говорите. Слово апостола прямо как стрела, не гнется как прямая линия. И "истолковывать" в нем решительно нечего. Можно его только "перетолковывать", т.е. извращать, искажать, сводить на "нет" и "не нужно", к чему, кажется, и сводится часто семинарская и академическая наука под монашеским присмотром...
Ну а вспомнили ли в Киеве, при обсуждении смешанных браков и отношения к старообрядцам, сектантам и иноверцам, еще следующие слова также апостола Павла, относящиеся к их теме и еще более принципиальные и общие:
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится;
Не бесчинствует, не ищет своего (Боже, какое слово! Вот - путь!), не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине;
Все покрывает (какое слово!), всему верит, всего надеется, все переносит; любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (там же, глава XIII).
Боже, - вот ведь перед каким словом, и ему подобными, пало человечество и приняло Христову веру! Ведь по каким чертам признали, что слово Христово и апостольское есть божественное: по признакам такой высоты. Миллионы всечеловеческих сердец сказали: "Так, это - правда, это - Божие". А вы? А ваше?
И не припомнить ли вам слова Откровения Иоаннова, относящегося по "истолкованию" к далеким временам, напр. может быть в 1908 г., где он говорит поочередно разным церквам много горького, и, между прочим, следующее: "Знаю дела твои; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв... Ибо ты говоришь: я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды; и не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг"... (глава III).
Слова эти, как молния, прорезывающие ночную тьму, осветили бы тьму и облака киевского миссионерского съезда... Но они не раздались, и слепые шли и идут, не замечая пропасти перед собою.
Впервые опубликовано: "Новок время"1908. 13 авг. N 11645.