Розанов Василий Васильевич
Еще о вечной теме
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1908
Обновлено: 12/04/2021. 12k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Во дворе язычников (1909)
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Еще о вечной теме
Д.С. Мережковский в газете "Свободные Мысли" и г. Свенцицкий в "Живой Жизни" нападают на меня, -- не скажу -- с гневом, но с большою мукою сердца, -- за мои приблизительно отрицательные мысли, -- или, точнее, "не интересующиеся" мысли касательно судьбы нашей за гробом. На ту же тему (судя по ссылкам Мережковского) писали и другие. Но меня в особенности тронули частные письма, с теплыми, милыми укорами, получаемые в значительном числе и отсюда, и из-за границы.
Так хотелось бы их всех благодарить за участие, пожать руки как братьям, и Свенцицкому, и Мережковскому...
Но что же мне делать, если я не то что не верую, а в самом деле не интересуюсь, что будет "там"? Конечно, теперь я могу быть в иллюзии, потому что здоров. Имея в виду теперешнее состояние,
опираясь на него
только, конечно, я не вправе был бы писать того, что писал. Но лет восемь назад, вследствие чего-то съеденного, у меня произошло, как объяснил проф. В.Н. Соротинин потом, -- "отравление головного мозга птомаинами", и я впал в обморок, -- причем врач, следивший за пульсом, говорил, что не мог его прощупать, т.е. что сердце почти остановилось. В безмерной слабости я, однако, думал. Думал, что вот -- умираю.
Я был не дома. В это время я только думал о том, как будут испуганы мои домашние, когда меня принесут мертвым домой. И мне было очень печально за них. Также я беспокоился о том, что будет с ними потом, без меня, с одними. Что им будет тяжело и трудно существовать -- это меня очень томило.
Было вообще печально, "нехорошо".
Боли я не чувствовал, была только слабость, -- ужасная, неописуемая! Мысли были не затемнены, не спутаны. Текли тихо и
невяло.
У меня не было никакого беспокойства о душе своей. Ни малейшей тревоги о "там". Ни о "суде", ни о "награде" я не думал; ни -- хотел их, ни -- не хотел. Ничего.
Верил ли я тогда в Бога и теперь верю ли? Об этом надо условиться. Когда я размышляю о Боге, пишу о Нем и (как кажется) чувствую Его, -- мне тепло, хорошо, уютно. Все "по мне" и "собой доволен". Таким образом, "религиозная идея" есть какая-то "естественная для меня идея", при которой я как бы "закругляюсь", становлюсь "полным", мне нечего желать, меня ничто не мучит, я сыт. А когда очень уходишь в "суету" и "мирское", то становится скучно. Впрочем, оговорюсь: размышления или слова о "мирском" и "суете", у меня по крайней мере неотделимы от постоянного как бы вездеприсутствия Божия в этих самых мелочах, в самой этой "суете", и я особенно люблю маленькие житейские дела, ибо общение с ними и участие в них есть моя постоянная религия, и от этого я так "сыт" на маленьких делах и чувствую себя в совершенной гармонии, когда нахожусь в гармонии с ними. "Безбожная суета" для меня наступает, когда я сержусь, соперничаю с кем-нибудь или когда желал бы славы и проч. Но Бог дал мне спокойствие, и я этим не томлюсь: кроме редчайших случаев, когда я чувствую себя несчастным, безбожным, как бы болеющим.
Если такое постоянное и общее самочувствие и самосознание есть "религия", то я религиозен. Но если этого мало и под "религиозностью" понимается что-то конвульсивное, какая-то судорога души, взывания, вопли, слезы, тоска, отчаяние, невыразимые умиления, то во мне этого нет; но мне кажется, эти состояния суть более психиатрические, чем религиозные: и "Бог" в них, очень может быть, является только "навязчивою идеею" и проч., а не Тем, Кого мы видим и знаем спокойным и простым сознанием, спокойною и простою душою.
Я отношусь к Богу спокойною и простою душою, и вот ею я Его люблю, что и без Него не мог бы жить. Если этого мало -- у меня больше нет. Но мне это достаточно.
Я позволяю себе сказать все это или исповедоваться во всем этом, потому что, судя по письмам и печатным статьям, множество людей чрезвычайно этим тревожатся, этим озабочены; озабочены этим "общим вопросом", как чем-то "своим", личным и дорогим.
В частных письмах все это сказалось прекрасно и неутилитарно. Видно, что идея "бессмертия души" и "Бога" важна сама по себе, драгоценна и возлюблена сама по себе без "прикладных последствий"... Я с прискорбием читаю у Свенцицкого и у Мережковского строки о какой-то, если можно выразиться, "прикладной религии". Впрочем, "прикладною религиею" уже был озабочен Достоевский. Достоевский, Мережковский. Свенцицкий -- все они говорят: что же будет
на земле,
в
людских отношениях,
если люди утратят великую идею загробного существования?
Ощупываю себя, сознаю все свое прошлое и отвечаю:
да ничего не будет.
Чем я стал, какие я злодеяния совершил, утратив "великую идею"! Да никаких особенных и чрезвычайных. Был не очень хорош "при идее" и после нее не стал нисколько хуже. Это я
отчетливо знаю тем внутренним,
молчаливым
сознанием,
которое не обманывает, не лукавит.
Но все люди -- как я: отчего же они станут хуже на случай потерянной "идеи"? Не понимаю. Нет доказательств.
Мережковский говорит, что тогда придут "мистические хулиганы" и настанет пора всеобщего отчаяния, зверства, аморальности. То же повторяет Свенцицкий. "Откуда тогда будет жалость к людям? Тогда врач, чем заботиться о спасении новорожденного или о помощи роженице, -- сядет на лихача и прогуляет лишний рубль". -- "Без Бога, -- говорит Ракитину устами Мити Карамазова Достоевский, -- ты, подлец, набьешь на говядину цену в лишний гривенник и купишь себе на прибыль каменный дом".
Как известно, под Ракитиным Достоевский вывел известного Елисеева, одного из редакторов "Отечественных Записок". Этот Ракитин-Елисеев никакого дома себе не нажил, был, правда, "материалист-атеист", но чрезвычайно великодушный человек, умевший прощать обиды, и иногда, как мне рассказывали, -- обиды и "прискорбия" чрезвычайные... А главное, он о Федоре Михайловиче никакой обиды не сказал: а Федор Михайлович какую о нем сатиру написал?!
Наконец, вот теперь мы живем при повышенных ценах на говядину: ее набили именно "верующие в загробную жизнь" мясники-торговцы.
"Веровавшие в загробную жизнь" сидели вокруг костров, когда на них горел человек, горел Сервет в Женеве, Савонарола во Флоренции и сколько, сколько в Испании, в Германии! Все кричали:
-- Больно! Жжет! Развяжите веревки! Дайте водицы! "Веровавшие в загробную жизнь" молчали и не трогались.
-- Именем Бога! Именем вечных мук, вечной награды -- спасите нас! Те молчали.
Так о чем же мы будем говорить с Димитрием Сергеевичем, с Федором Михайловичем и со Свенцицким? Темы наши
вчера
доказаны, и нужно истинно "мистическое хулиганство", чтобы перерешать их сегодня на гробах Гуса, Савонаролы, Сервета... Сперва воскресите
тех
, и вот тогда я и воскликну с вами: "Осанна сыну Давидову", -- и все прочее "по Требнику" и уж прибавлю: "вечная жизнь здесь и
там
, вечная и
блаженная
". А пока я все вижу и слышу вокруг "со святыми упокой" и обещания чего-то и кому-то "назавтра"...
--
Придут
хулиганы!..
Но я говорю, что они
были.
-- Придут без веры в загробную жизнь!..
Но я указываю, что именно творчески. т.е. с
бесконечною верою
разрисовали "будущую жизнь" те самые люди, которые видели страдание человеческое, вот сейчас, перед глазами, осязательно, ослепительно: и хоть
могли
бы, но ничего
не захотели
сделать, чтобы его погасить!
Не произнесли даже
слова,
не то чтобы дать работы, потрудиться...
В заключение к пожелательным или, лучше сказать, "нежелательным" своим мыслям мне хочется прибавить одно чисто теоретическое соображение. Да, загробная жизнь, так цветисто разрисовавшаяся в монастырях христианских и вообще так колоссально начавшая расти с началом новой эры,
девственно-аскетической,
не есть ли иллюзорное перенесение "туда" тех естественных возможностей и ожиданий, какие обычно осуществляются и должны осуществляться здесь, на земле! В Библии -- молчание о "жизни будущего века". Но Библия -- вся в рождениях, там все и постоянно рождают. Как только это "закрылось" и проведена была религиозная черта поверх рождений, так сказать, закупорившая их: так воображение, мечта, сердце и потянулись "туда". "Там" будет вечная жизнь, "там" мы насладимся сладостью, нас там окружают ангельские лики, которые ведь суть -- по живописи и представлению -- какие-то новорожденные или недавно рожденные младенцы.
Все "там"...
Но это оттого, что здесь нечестиво (как я думаю) отказались от рождения живых, настоящих, "как следует", детей.
Самое появление и рост монастырей и монашества, может быть, здесь имеет глубочайшее объяснение: "
Стесним
все здесь,
откажемся
от всего здесь -- и начнем расти
туда...
" Выше стена монастыря, стена вокруг
меня:
и шире раздвигаются "райские видения". Так,
розы
вырастают на
могиле...
Земля -- могила; в небе -- розы. Нет, хуже: чем земля
могильнее
, тем
розовее
небо... Но, Боже: как же быть при этом представлении, как могло и
имело силы
человечество жить при бесспорной мысли, овладевшей им или ему навязанной, что "человек живет на земле для того только, чтобы
умереть
" (Лиза Калитина), что самое его появление на землю есть что-то случайное, не самоценное, почти не нужное и "грешное". Уже монах Владимир Соловьев, в начале "Критики отвлеченных начал", цитировал безбожно:
Кто
б ни был ты в сем мире,
Есть нечто
лучшее -- не жить!
О чем говорили или, лучше сказать, "стенали" и все монашествующие тысячу лет. Переборая это, -- чуть-чуть, еле-еле тянулась жизнь. В Греции, на протяжении 500 лет, сколько было сотворено! А на Волге, во всем приволжском бассейне, тысячу лет тянулось одно "прозябание": "жили-были", ни себе ни другим не на радость. Ведь есть мысли радующие и
ростящие
, и есть мысли печальные и
заглушающие
. Ужасно, когда в самые
аксиомы
жизни входит такое заглушение; когда это становится
народно
, пословицей... Когда это "бежит по улице" и "знает каждая бабушка". Но "роза на небе", связанная с "могилою здесь", есть именно такая народная и убивающая идея. Как я сказал, -- ее родник монастырь; или и обратно: самый монастырь родился для ее культа. Тут взаимно работалось: факт над идеею и идея над фактом. Все это я не умею лучше объяснить, как сравнив с тем, что однажды удивленно рассматривал в детстве. Это -- беленькая, тоненькая, чахлая малинка-прутышек, выросшая у нас в саду,
в бане,
куда случайно занесло зернышко. Какая она была жалкая, несчастная! Тянулась к окошку из темного уголка своего, но как бессильно! Не принесет она, бедная, плода; не сорвут его дети, не порадуются ему. А
живет,
есть
жизнь!
Как трагично, -- если подумать с точки зрения мировой метафизики. "Кто за эту малинку Богу ответит?" Вот с этим случайным и
ошибочным
заносом семени, откуда проистекло несчастие и чужая чахотка, -- только я и умею сравнить роль в мире и внутреннюю собственную сущность идеи, проистекающей из "нерождения здесь" и заключающейся в уверенности, что будем жить "там"...
Впервые опубликовано: Новое время. 1908. 22 февраля.
No
11476.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1908
Обновлено: 12/04/2021. 12k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.