Розанов Василий Васильевич
Будущее Кассы взаимопомощи литераторов
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1909
Обновлено: 31/03/2021. 12k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Будущее Кассы взаимопомощи литераторов
Общественное и личное дело нужно уметь разделять; и личная деликатность указывает нам отодвигаться со своим "я" в сторону, когда мы находимся перед лицом множества людей, так или иначе потерпевших. По поводу закрытия кассы взаимопомощи литераторов я написал статью, в которой высказал самые сильные упреки закрывшей их администрации; но в то время, когда я писал ее, у меня был в душе и упрек правлению кассы, который я удержался высказать. Как-никак, все-таки касса закрыта
при нем,
закрыта
в данный момент,
чего не было, и, очевидно, не было
тени повода
для этого при министрах Сипягине и Плеве и
при другом составе
правления кассы. Несколько сот литераторов,
из которых некоторые сейчас умирают
(взносы на похороны приходилось делать
ежемесячно
), хотя бы и молчали,
уже за отдаленностью от Петербурга,
тем не менее физически не могут удержаться от того, чтобы не иметь в душе некоторого укора по адресу правления. Велик он, мал он, прямой или косвенный, с оговорками или без оговорок, но он
есть.
И если бы правление было более чутко и, позволю думать, более деликатно, оно все силы направило бы к существенной цели: как можно скорее восстановить кассу и продолжать ее функции,
неотложимые даже на месяц.
Повторяю -- некоторые теперь умирают; повторяю: в семьях некоторых умирающих
нет ни гроша.
Кто знает бедную писательскую жизнь -знает, что это так. При такой, можно сказать, "зверской" нужде всякий вопрос личного самолюбия должен быть отшвырнут в сторону по простой человечности: и в особенности члены
правления
и вообще
близко стоящие
и
стоявшие
к этому правлению лица, наконец, лица деятельно посещавшие собрания кассы и знающие положение в ней дел и механизмы закрытия и открытия подобных учреждений, во что бы то ни стало и поступаясь всяким самолюбием, должны сделать то, что я здесь указываю: восстановить кассу, не допускать до перерыва ее функций. Тут должна быть проявлена всяческая уступчивость и обнаружена всяческая гибкость:
ежемесячно
умирают члены кассы, и к помощи семьям их должно все поспешить.
Это простая человечность. Касса есть
опекун
сиротеющих детей и жен; опекун должен рассматривать не ордена на себе, а давать, спешить и помогать.
Этого совершенно не видно. Г. Кузьмин-Караваев (председатель кассы) откуда-то из-за границы прислал величественную реляцию, где изложил, что "ликвидационное (
упраздняющее
кассу) собрание не так скоро соберется", ибо он вот за границей. Дай Бог ему здоровья. Но пока он там апельсины кушает, по глухой провинции есть пенсионеры кассы, у которых, может быть, и щей нет на столе, нет рубля на лекарства. Председатель кассы есть главный опекун семей ее членов, и можно бы ожидать, что при таком деле, как крушение всей опеки, он прервет свою "заграницу". Но мы, русские, не впечатлительны... Далее, в неподписанной статье человека, очевидно совершенно посвященного в дела кассы и ход закрытия ее, упомянуто было, что представитель администрации, закрывший кассу, сказал ее депутату, будто "сейчас же может быть образовано совершенно такое же общество, с тем же уставом и функциями, как закрытая касса, но при условии, если членами этой вторичной возобновленной кассы не будет никто из состава лиц в правлении бывшей кассы, начиная с 1906 года". "Само собою разумеется, -- прибавлял аноним, -- что
никто из уважающих себя литераторов
не примет на себя почина восстановить кассу при наличности подобных условий, тем более что оно и "неисполнимо". Далее следовали туманные объяснения, почему "неисполнимо". Будто бы потому, что "бывшие члены правления -- полноправные граждане". Но это "никто из уважающих себя литераторов" точно ударило меня по лицу, потому что, пока я читал строки до "уважающих", я радостно подумал: "Ба, все спасено! Конечно, --
немедленно открыть
кассу". Неприятно было видеть, что это мое обрадование связано с каким-то бесчестием: "Во мне зародилась нечестная мысль, мысль
неуважающего себя литератора".
Но вторым движением было: да почему аноним навязывает нам, семистам членам кассы, мерило литературной порядочности? Неужели мы
без его подсказа
не понимаем, что такое уважение к самому себе? Почему я должен уважать себя "по анониму", а не "по себе" и своему здравому смыслу и своей добропорядочности? Углубляясь в дело, стараясь отыскать корень "недобропорядочности", я нашел, что, должно быть, он лежит в следующем: кто же примет на себя инициативу восстановить кассу на условии,
оскорбительном для членов правления кассы с 1906 года?
Тут надо разобраться. На месте г. Кузьмина-Караваева я, немедленно приехав в Россию,
принял бы именно на себя
(Кузьмина-Караваева) все хлопоты по восстановлению кассы, явившись в министерство и заявив, что пожизненно отказываюсь от всякого в ней участия. Так, мне думается, должны бы поступить все члены правления с 1906 г. Согласен безусловно, что они вполне невиновны. Согласен вполне, что в данном случае мы имеем чистейший произвол администрации. Факт есть факт, туча есть туча, дождь есть дождь. При дожде -- раскрывай зонтик, не рассуждая. Естественная деликатность непременно меня толкнула бы к полному пожизненному отказу от права быть вторично членом новой кассы, чтобы только спасти от таких-то и таких-то бедствий 700 семей ни в чем не повинных людей. И как бы на меня ни смотрел аноним и с ним согласные, именно такой поступок я считал бы проявлением "уважения к себе". Что за особое преимущество быть членом кассы? Ведь это действительно похоронная касса самых бедных, самых нуждающихся литераторов, почти сплошь ее "неудачников", -- среди них вкраплено немного состоятельных лиц, которые, выбираясь в правление, служат там для филантропии или почета. Но раз касса закрыта и восстановление ее обставлено таким условием, -- мотив "филантропии", естественно, отпадает, естественно, становится на противоположную сторону. Остается мотив "почета". "Видный член кассы", "член правления кассы"... "Известный Иван Иванович"... Но неужели же такие пустяки и лишение таких пустяков можно класть на весы, когда на другой чашке весов лежат... лекарства больных, умирающих литераторов, возможность купить их, невозможность купить их?
Соглашаюсь, что я не выдерживаю требования "уважения к себе". Но уж лучше пусть "не уважаю я сам себя", только бы лекарства-то купили. А "уважениями" можно и потом счесться.
Таково было бы естественное положение дела при "взаимном уважении". Члены кассы (пенсионеры) промолчали бы, члены правления с 1906 г. выступили бы вперед и сказали: "Мы охотно пожизненно отказываемся, пусть только касса,
не нам, а пенсионерам нужная,
функционирует". Мне кажется, так поступив, члены правления остались бы очень и очень "с честью". На самом деле ведь им, конечно, не похоронная пенсия нужна. Но так дело не устроилось, и члены кассы и 700 семей их не могут не сознать в душе, что членам правления судьба их "ни тепла, ни холодна, а так себе". Пожалуй, и тепла, но не очень, не горяча. Отдаленное и отчужденное отношение. Но если так, то, "уважая себя", не получают ли члены кассы тоже права посмотреть на бывшее с 1906 г. правление и его членов тоже этим удаленным взором, при котором интересы их "почета" не принимаются уже в такое горячее внимание? Им это -- пустяки. Здесь замешан кровный интерес. Чашка весов, очевидно, склоняется в последнюю сторону. Мне совершенно непостижима точка зрения анонима, и я совершенно не понимаю, почему "никто уважающий себя не примет инициативы в восстановлении кассы". Личное -- должно быть отстранено, общее -- выступить вперед; свое "я" должно быть убрано, забота о сотнях старых и частью больных литераторов должна все заглушить.
От одного очень уважаемого во всей России члена правления (прежнего) кассы я получил следующее письмо, с упреками на мою прежнюю статью, очевидно не лично ему принадлежащими, а какие выслушал от других членов правления:
"Члены кассы литераторов, с которыми мне пришлось видеться эти дни, очень сетуют на некоторые выражения в вашей статье о кассе литераторов, которые могут быть истолкованы в крайне нежелательном смысле. Перечитав еще раз эту статью, я, действительно, увидел, что некоторые выражения ее должны быть признаны по меньшей мере неосторожными в устах члена кассы. Вы говорите о благотворении политическим, чего в действительности не было; вы говорите о сборах политических, чего также не было. Касса помогала только своим членам и производила лишь установленные сборы. Никаких секретов ни перед кем она не имела и не имеет. Возмутительная расправа с кассой основана на полицейском
недоразумении.
Неужели же члены кассы сами еще будут подбавлять новые звенья к этим недоразумениям? Очень просил бы вас сделать соответствующую оговорку к вашей статье. P. S. Если вы удосужились за 12 лет только один раз быть на общем собрании, то, согласитесь, это еще не дает основания предполагать относительно кассы то, что изложено в конце вашей статьи".
Охотно беру назад слова, сказанные мною
предположительно,
а потому едва ли и могшие кого-нибудь задеть. Но мне не нравится все письмо
темою: время
ли заниматься тем, "кто кого обидел" или "кому как показались слова". Обидел ли я, обидели ли меня -- все это пустяки. Дело --
в деле.
А дело --
помощь.
Письмо показывает, до какой степени психология былых и, может быть, теперешних членов правления не стоит на уровне положения вещей, показывает тот отдаленный и отстраненный взгляд членов правления на 700 "опекаемых" кассой лиц, о котором я говорил выше и который составляет здесь самую грустную сторону дела. На правлении все-таки лежит тот укор, что оно допустило
тень
повода закрыть кассу,
возможность
предлога сделать это... "Жена Цезаря не должна быть
даже подозреваема",
-- этот знаменитый афоризм вполне применим к учреждениям, аналогичным кассе литераторов, за которую цеплялись больные и старые руки. "Pro domo sua" ["В защиту себя" (лат.)] должен заметить, что
лично
я нисколько не заинтересован в бытии или небытии кассы, -- потому что условия моего труда хорошие и обеспечивающие. Но я пережил года 3-4 "членства", когда, как это ни странно представлять, был очень, чрезвычайно труден даже 5-рублевый взнос и когда надежда на посмертную выдачу из кассы была единственным моим "имуществом" при большой и прихварывающей семье. Помня это и зная весь
ужас
(не менее) этого положения, я и говорю так громко и определенно о вторичном открытии кассы и что перед этою необходимостью все должно быть отброшено в сторону. Что касается полуупрека в непосещении "общих собраний", то вот объяснение: получив как-то повестку об "экстренном, крайне важном, безотлагательном" и т. п. "общем собрании", -- я двинулся 2-й раз по адресу, где-то на углу Невского и Морской. Пришел. Мало членов. Ходят взад и вперед. Едят бутерброды и пьют чай. Скучно. Прошел час -- еще скучнее. Прошло два часа. Совсем тошно. Тогда какой-то неизвестный господин, должно быть секретарь, почти счастливым голосом объявил: "Так как, господа, достаточного по такому-то параграфу числа членов не собралось, то прошу вас пожаловать в следующий раз, в такую-то пятницу, сюда же". Но так как и "та пятница" могла оказаться такою же, то естественно было мое решение вообще ни на какие "пятницы" не ходить. По крайней мере 50 человек потеряли по два (не менее) часа!! Нужно было
сразу
в назначенный час их распустить, если не собрались в достаточном числе, а не
держать два часа.
Это бессмысленно и грубо. Одно дело пройтись или проехаться неудачно: это только прогулка; и совсем другое дело проходить 2 часа взад и вперед по комнате!
Впервые опубликовано: "Новое Время". 1909. 19 авг.
No
12010.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1909
Обновлено: 31/03/2021. 12k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.