Розанов Василий Васильевич
"Единое стадо" и неугомонный волк
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 30/03/2021. 21k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
"Единое стадо" и неугомонный волк
В "Современном Мире" напечатана полностью история о том, как поссорились "Иван Иваныч и Иван Никифорович", -- разумеется, из-за слова "гусак", неосторожно употребленного одним из соседей... Таким "гусаком" оказалось, в сущности, невинное обвинение К.И. Чуковским редакции "Современного Мира" в том, что она, обещав поместить у себя на страницах "вещи" корифеев литературы, с Анатолием Каменским во главе, -- на самом деле в течение года их не дала читателям. Боже мой, что из этого вышло... Редакция "Современного Мира", явившись in pieno [
благочестиво (лат.)
] в редакцию "Речи", потребовала, чтобы редактор своеручно надавал шлепаков своему сотруднику, Чуковскому; в случае же отказа сей редактор должен драться на дуэли с Иорданским, который кроме кадила, оказывается, умеет держать в руках и "сам пистолет"; и, наконец, только после долгих уговоров и юридических "разъяснений", отступила до согласия все передать на третейский суд. Рассуждения сего третейского суда и его "постановления" и напечатаны полностью в последней книжке "Современного Мира", заняв в журнале целый печатный лист, который читателям, вероятно, приятнее было бы увидеть занятым каким-нибудь рассказом Мопассана или даже старой повестью Поль-де-Кока.
Вечерний звон, вечерний звон.
Как много дум наводит он...
Что такое произошло? Отчего такая ненависть к Чуковскому? Говорят, в одной московской газете, сейчас после "инцидента", т.е. указания Чуковским, что журнал "обещал и не исполнил", появилась за подписью кроткого Батюшкова (критик и профессор) такая статья, которую Чуковскому даже не удалось прочесть: она была наполнена такою оскорбительною бранью, что близкие люди скрыли от него нумер и не допустили прочтения. Так передавали в литературных кругах; и передавали также из всей статьи один еще наименее оскорбительный термин, будто "Чуковский является в литературе, до сих пор бывшей порядочною, нововводителем
желтой прессы
"... Содержит ли это намек на "желтую опасность" и указывает на "китайские, дикие, азиатские" приемы Чуковского, -- или же это имеет в виду "желтые билеты" известных девиц и уравнивает "тлетворное" влияние Чуковского с деятельностью сих дев, неизвестно... Но поразительно: каким образом добрый и мягкий Батюшков мог так рассвирепеть, возненавидеть и изругать?
Поразительно. Все поразительно. Что такое случилось? Я стал вдумываться в
историю русской литературы
, чтобы из "корней" ее что-нибудь понять в этой по существу глупой и пустой истории, истории из-за имени "гусак", которая до такой степени подняла нервы стольких литераторов...
И, кажется, нашел "причину"... И "причина" эта переводит меня от сочувствия Чуковскому, на стороне которого я ранее стоял, к сочувствию Иорданскому, Батюшкову и вообще всем, которые хотели бы "поколотить" Чуковского...
Чуковский (как мы видали все его на лекциях) -- страшно молод; юноша, даже без бороды, чуть-чуть с усиками... И, как все юноши, страшно самоуверен, дерзко самоуверен... "Мне
никого
не надо; без
всех
проживу".
Так думают гимназисты, студенты, недавно кончившие курс... Думают так "вольноопределяющиеся"... Это --
общественный индивидуализм
как стремление оторваться "от своих", полететь
от
центра, а не к центру... Начало дезорганизующее, антисоциальное.
И он полетел каким-то камнем и стал бить старые горшки... не взвесив, сколько стоило туда
установить
их и даже еще раньше --
сотворить
эти глиняные горшки...
Взглянем далеко назад и взглянем как можно дальше в будущее. Боже мой: ведь нужен же какой-нибудь
мир
людям, вот этот вифлеемский "мир и благоволение в человецех"... Нужно же на чем-нибудь
согласиться
и
установиться!
Не вечная же "революция", т.е. смятение, сомнение, тревога; и вытекающее отсюда разрушение старых миров и создание новых миров...
Нужен же покой, радость, отдых. Нужен венец после победы. И кто критикует этот "венец", кто критикует
праведность
"праведника", признанного, канонизированного, установленного, -- тот вводит смуту и муку в душу и... поистине есть "враг общественного порядка".
Мучитель общества, враг толпы, массы.
Чуковский, с такими маленькими усиками, просто не мог понять и, вероятно, до сих пор не понимает, что он собственно делает. Не понимает, как "юнкер" и "вольноопределяющийся". Что он написал
вообще?
Есть речи: значенье --
Пусто иль ничтожно...
Ничего значительного, важного. Не положил в литературу никакой жемчужины, за которую ему можно бы "простить остальное".
Того
задел,
о другом
написал 2
1
/
2
страницы; и все о писателях мелких, которым все равно и без Чуковского придет назавтра смерть и забвение... Он как будто тешится в литературе, тешится с огромным чувством "сегодня" и "разбивает горшки" с чисто детскою радостью. Но это -- глубоко антикультурная, антисозидательная работа. Ребенку это не видно: но кто уже седеет, не может не ахнуть при виде этих проказ; а когда они длятся долго и не обещают остановиться, не может не вознегодовать, наконец, -- не позеленеть от злости.
Чуковский смутил покой русской литературы. Именно
русской
, и именно
литературы
. В чем дело? Как все случилось?
От Белинского и до наших дней были положены некоторые "основоположения"... Воздвигнуты "стропила", выстлан фундамент некоего духовного, общественного, идейного "здания". Как это трудно! О, до чего трудно, это может оценить только тот,
кто строил
. Чуковский никогда ничего не строил и
духа
"строительной работы",
пота
"строительной работы" он вовсе не знает... В том его трагедия и комедия, неправда его в самой правде... Белинский начал; продолжали "Современник", "Русское Слово", "Отечественные Записки", -- и вот кончилось "Современным Миром". Продолжали
линию
после Белинского Добролюбов и Писарев, потом Михайловский, -- и вот наконец Иорданский и Батюшков. Скверно, но приходится повторить термин о молодых аристократах: он "держался за хвост тетеньки". Но, в самом деле, всякая
история
идет к установлению
аристократизма:
и в долгих и трудных родах "русской духовной жизни", "русской идейной жизни" установился "второй этаж" огромного и сложного дома, beletage, в котором поселялись естественно наследники тех, кто все начал и кто с таким трудом строил, возводил здание...
И долгие годы неслышно прошли...
Гиганты строили фундамент: но, естественно, последующие были слабее их... да и история
теперь
нисколько не требует геркулесовских сил. Белинский горел и пламенел много лет; Добролюбов имел замечательный стиль; Чернышевский был неугомонен, разнообразен, смел... Но для чего все это Батюшкову?
Иные дни, иные силы...
Совершенно
достаточно, исторически
достаточно, если Семен Венгеров издает "с примечаниями" сочинения Белинского; а Батюшков... просто будет жить в бельэтаже.
"Я в нем
родился
и
живу
".
Совершенно основательно: уже
родители
его были "из стаи славной" и снесли цыпленка не где-нибудь, но в одной из уютных комнаток бельэтажа.
-- J'y suis et j'y reste [
Я здесь стою и остаюсь здесь стоять (фр.)
].
Что же такое
новенький
Чуковский делает? Он тоже вошел в бельэтаж; но не
по традиции
, а потому, что, видите ли, "у него такой образ мыслей". "Я всегда был 1) бедняк, 2) либерал, 3) люблю словесность -- и потому 4) мне место около могил Белинского, Чернышевского и около кресла Михайловского".
Основательно, но не совсем: каждый этаж имеет дух, строй, традицию; имеет невидимую дисциплину как закон "принятого" и "приличного". Чуковский же вошел уже слишком свободно и как дикарь ("желтая пресса"), задавая совершенно неприличные вопросы:
-- Вы только имели труд
родиться
в хорошем этаже (Батюшкову).
-- Почему вы собственно издаете Пушкина: ведь вы едва умеете отличать стихи от прозы, и когда же и в чем вы проявили литературный вкус (Венгерову)?
-- Правда, вы происходите из семинаристов, как и Чернышевский: но
кого
и
что
вы разволновали, возмутили? Вы скорее курица, чем публицист (Иорданскому).
И, наконец, всем:
-- Господа, да вы только держались "за хвост тетеньки", как питомцы наших привилегированных училищ: и вошли "в прекрасное положение", "победное положение", не трудясь в победе и ничего не завоевывая.
Так говорил дикарь.
Но ведь он нарушал
строй, дух, систему!!!
Для чего же "одерживать победу", когда она одержана? Но, с другой стороны, когда она одержана, то почему же не пользоваться положением? Вокруг дикаря пронесся шепот:
-- Но мы все честного образа мыслей!! Это и есть условие, лозунг и традиция!!
* * *
Разберемся.
Жить в анархии невозможно. Жить можно только "в каком-нибудь порядке". В литературе этот порядок "и мир" наконец установился. Он состоит в принятии некоторых тезисов, некоторых положений, с трудом и долго устанавливавшихся еще от времен Белинского... Ну, устанавливавшихся
активно;
но когда это все уже совершилось, то естественно осталось только
пассивно
сохранять их. И поэтому Венгеров, напр., отвечает за себя:
-- Я издаю Пушкина не потому, что умею отличать стихи от прозы, а оттого, что я ненавижу чиновников...
И Батюшков:
-- Я есть прогрессивный русский писатель оттого, что печатаюсь именно в прогрессивных журналах, и только в них.
А когда Чуковский спрашивает:
-- Но что такое, господа, прогрессивный журнал? То ему отвечают хором:
-- Журнал честного направления... Или, конкретно: в котором печатаемся все мы.
"Наш этаж" и "наше положение".
Чуковский, по молодости и неопытности, начал вдумываться во все это. И, тоже по молодости и задору, стал возражать на все это:
-- Все-таки я не понимаю связи между чиновниками и Пушкиным. Я согласен, -- оттого и в вашем этаже, -- что чиновники гадки и все воруют. Но независимо от этого я все-таки думаю, что Пушкина нужно издавать тому, кто
любит поэзию
Пушкина, кто
чтит
его светлый лик, и все это, -- как "любит", так и "чтит", -- не шаблонно, не на словах только, но в смысле вообще, что "Пушкин есть великий поэт", но любит особенно, индивидуально, по какому-нибудь
сродству души своей
, по крайней мере в слезах ее, по крайней мере в мечтах ее,
с душою и поэзиею Пушкина...
Нельзя же, напр., составить протокол о воровстве в интендантстве и на этом построить право свое читать эстетику в университете...
-- Он ничего не понимает, -- раздался шепот кругом.
-- Нет, хуже: он
зол
и сознательно ничего не признает в литературе, в нас... Чуковский продолжал недоумевать:
"Напр., Батюшков отрицает значение
стиля
в писателе: и в то же время вся его литературная деятельность состоит в разных статьях о разных писателях. Но ведь если для него незначащ и невыразителен
стиль
в сочинениях, то как же он вообще-то занимается писателями, о которых Бюффон еще определил: le stile -- c'est l'homme [
стиль -- это человек (фр.)
]. Значит, он не чувствует, не осязает, не ощущает
самого предмета
, о котором между тем пишет
всю жизнь
, уже долгую и почти седую... Не понимаю".
-- Желтая пресса... Шкура и душа не то китайца, не то проститутки... Как же он не понимает, что я пишу о писателях... тоже потому, что ненавижу чиновников. Соотношение очевидное: чиновники ненавидели и
теснили
писателей; а я, ненавидя их, -- естественно, тем самым
люблю писателей
, люблю
всю вообще литературу
. А любовь открывает мне душу писателей, помогает мне
понимать
их. И я пишу... и я думаю, превосходно пишу... по крайней мере -- недурно.
Чуковский все так же скучно и однообразно недоумевает: "Наконец, вот вы все говорите -- "честная литература", "единственные честные писатели"... Ну, хорошо, верю: но отчего вот один журнал, обещав, что он даст читателям "Еще Санина", дал только повесть Каменского, и то неконченую. А был обещан и Каменский и Санин. В других этажах водится так, что "неисполнение обещания" называется приблизительно обманом... А если в декабре перед подпискою -- то "зазыванием публики": что в Гостином дворе практикуется, а в литературе... в порядочной литературе...
-- В "честной", не смешивайте...
-- Ну, в "честной": как будто "честность" и явный обман несовместимы...
* * *
Тут-то он и выступил против культуры ("представитель
желтой прессы
"). Культура есть
условность;
есть
сохранение
некоторых условий, с великим трудом достигнутых и на которых "все согласились". Разберемся.
Белинский, Чернышевский и др. были мечтатели и идеалисты; они жили в эмпирее честных идей и "в сей земной мир" не спускались; не спускались осязательно и практически. Если о "сем мире" они и говорили, то лишь в смысле "полного его отрицания", полного "от него освобождения", частью как древние стоики и частью как монахи. И они завещали "идеи", и даже, в сущности, одну идею: "освободиться от мира действительности, такого пошлого и низменного, где все одни интенданты и чиновники, да грязные купчишки: и вместо этого погрузиться в мир повестей, романов, стихов, критики... и (прибавка после) экономики в той форме ее, которая состоит в отрицании всяких форм. И -- точка и аминь".
Но "традиция Белинского" ничего не говорила о торговле. О "купеческих делах" она ничего не говорила.
Поэтому когда "идеалистам" случилось вместе быть "издателями журнала", то, естественно, они писали "горячо и честно" в духе Белинского: но "торговлю" устроили вне этой "традиции" и вообще "всякой традиции",
которая у них и отсутствовала:
и взяли образцы с Апраксина рынка.
--
Где
традиция? -- спрашивает Чуковский.
-- Вот! -- ему отвечают. -- Мы печатаем статью Венгерова о Белинском, Батюшкова о Л. Андрееве и еще "Письма Энгельса к Марксу".
-- А подписка?
-- Белинский об этом наказа нам не оставил. Мы остаемся "честными людьми" и "идеалистами" не в каком-то
новом
смысле, вам, Чуковскому, нравящемся, -- и не в смысле космополитическом или универсальном, что все неясно и недостоверно: мы остаемся "честными писателями"
в каноне русской литературы
, который заключается в трех ожиданиях:
-- Ненавидишь ли ты правительство?
-- Уязвляешь ли ты чиновников?
-- Занимаешься ли ты романами и повестями как самым священным делом на земле, читая их, взвешивая их, критикуя их, обещая их, помещая их как можно больше?
"Все это мы исполнили. Помещаем много и обещаем еще больше. Требованиями замучили Каменского и Санина. В новом году всему этому дадим новое направление... еще неожиданный изгиб мысли... который смутит критиков. Вот и все. Еще через год еще постараемся. Спешим и не утомляемся... И будем спешить, и бегу нашему не предвидится конца... Пока не наступит конец российской державе... Тьфу: т.е.
России, русскому народу
. И до конца истории русской все будут читать "нас", а мы будем писать "для русских". И будьте покойны, г. Чуковский, не вам нас остановить и не вам с нами справиться. Мы хоронили и не таких".
* * *
И еще два слова, и опять в оправдание Иорданского.
А ведь, и в самом деле, это --
добрая традиция
. Просто либерализм и либеральный дух. На чем же нибудь надо
согласиться
. Не вечно "перестраиваться". Что взъелся Чуковский на такие пустяки, как что Венгеров или Батюшков "не имеют вкуса"? Очень нужно! Вот выискался эстетик. В обществе, во всяком благоустроенном обществе, нужно
главенство, власть и авторитет
. Как трудно достигнуть этого... Но вот наконец оно достигнуто, есть:
-- Батюшков.
-- Венгеров.
Эти имена
уже стояли
, когда Чуковский пришел в литературу. Стояли еще тогда, когда он, может быть, только рождался... И он обязан был им поклониться. Просто -- как сущему, как видному, как значительному. "Несть власть, аще не от Бога": на этом покоятся история и порядок истории. Но он спросил "таланта": "талант" всегда бывает только у первых, у победителей: а "последующее" держится только положением. Вот этого-то нервного узла истории он и не понял. Он не понял, что есть и
везде
должны быть,
всегда
должны быть "сущие положения", просто как "занятые места": как родовые или идейные, духовные "кресла", стулья и скамьи. Он все это потревожил своим вопросом о "таланте", которым вообще смещается все, все ввергается в анархию, дикость и первобытность. И, наконец, он просто как будто не русский: разве славянофилы уже не подметили эту склонность русских -- давать первенство значения во всем
нравственной стихии
в человеке, а не "гордому уму", искать выше всего "сердца в человеке", а не каких-нибудь пустых западных качеств, вроде силы, энергии, героизма, блеска. Батюшков и не блестящ: но зато имеет честные убеждения; пусть Венгеров не остроумен: но зато же он хорошего образа мыслей. Разве они все не шептали вам на ухо, когда у вас мутилось сердце при взгляде на них:
-- Шш... шш... Талант? -- Пустяки! Гений? -- Вздор! Энергия? -- Седая мудрость народная говорит: "Укатают сивку крутые горки". Шш... шш... не поднимайте шума. Западная затея и ничего из нее не выйдет. Киреевский и Хомяков учили: "Христианское прощение"... ну, там
убогостей
разных, что вот "не понимают стиля" или "не различают стихов"... Доброе соседство, милая общинность жизни, вот как у мужичков на деревне... с круговою порукою. Все будет кругло, и все будет тепло, и все будет хорошо; не надо только поднимать шума. Сила -- в
единении
сил;
мы
же давно едины и через единство и общность всех и одолевали постоянно. И раньше не все были таланты у нас: но и о
бесталанных среди нас
"наши" никогда не проговаривались, и через это сохранили "единое стадо". В "едином стаде" великая сила, и к этому вообще ведет всякий прогресс и вся история. К единству, силе и авторитету. Это уже завоевано. К чему вам талант? Что за каприз? Вы страдаете, что падает литература? Это эстетика-то? А черт с ней. Писали бы повести, а какие -- все равно. "Капитанская дочка" или "Санин" -- все равно. Была бы вообще литература как вместилище, как объем. Талант не нужен: нужно направление, "идея". Нужно у русских русское: вот это милое единство душ, которое ценнее Шекспира. А "милого единства душ" мы вполне достигли: и, напр., у нас за 80 лет никто не выругал "своего" и не похвалил "чужого". Что-то вроде "церкви", литературной церкви, притом вполне "канонической" -- создалось на месте той старой и ненужной церкви, народной. И у нас -- певчие, иеродиакон... и отдаленные архиереи, "надзирающие область". Михайловский -- недавно умер, Белинский -- вдали, "патриарх всему". Так все сложилось. Это -- история, культура. В России это единственный духовный авторитет. Который мы охраняем бережно, осторожно, благоразумно, удаляясь "пьянства и блуда". И вы сами, конечно, видите в нас, что
Они немножечко дерут,
Зато уж в рот хмельного не берут.
"Пьянство -- черт с ним. Задушим. Нетрезвого гения мы скрутим и вытолкаем. У нас любовь... и мир... и, кроме всех добродетелей, и некоторые благодатные обилия, вот и "фонд", и "касса взаимопомощи"... Так что вы можете и любить нас, и конечно, и мы вас, и кредитоваться. Сказано: "Где два и три соберутся", там и "пирог на столе".
Чуковский же ничему этому не внял и стал топтаться, как дикий человек на благоразумных пажитях. Это-то всеми и почувствовалось как антикультурная агитация.
Впервые опубликовано: Новое время. 1910. 18 июня.
No
12307.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 30/03/2021. 21k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.