Розанов Василий Васильевич
К открытию Общества охранения женских прав
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 11/08/2021. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
К открытию Общества охранения женских прав
Сегодняшний день в Большом зале городской думы совершается торжественное открытие вновь основанного
Общества охранения прав женщин.
Личный состав общества и его деятельность, судя по "сообщениям", которые будут сделаны при открытии, не будут исключительно феминистическими, с отграничением от мужчин. Так как, очевидно, "охранять права женщин" и усиливаться к расширению и укреплению этих прав могут не одни женщины, а совершенно в такой же степени могут работать на этом поприще и мужчины, общественные деятели, члены Г. Думы, ученые и писатели, то общество будет вполне
смешанным,
полуженским и полумужским, хотя и будет иметь в виду одних женщин, именно укороченные и частью обезображенные права их,
юридическое
их положение в государственном и социальном строе. Но, разумеется, пылкую и патетическую часть нового общества, по понятным и основательным причинам, составят все-таки женщины.
Им
больно... а нам только
жалко:
мотив, далеко не одинаковый, чтобы поднять голоса к крику, требованию, к настойчивости.
Все живое, движущееся, все надеющееся в русском обществе, без сомнения, будет или делом помогать этому обществу, или станет следить с горячим приветом за его деятельностью. Область работы его -- необозрима: начиная от членства в Г. Думу и от права с кафедры университета читать лекцию и кончая поднятием с улицы слабой, жалкой, больной и отупевшей в несчастном "промысле" сестры своей. Если подумать, какою прекрасною и с какими великими обетованиями сотворил Бог женщину, -- с какою великою ролью в человечестве; наконец, если припомнить все нежные и глубокие слова, сказанные о ней в наших священных книгах, -- и со всем этим сопоставить живой и конкретный образ проститутки, как
наличность
возможного и
признанного
положения женщины, то из души не может не вырваться кровавый вопль об ужасном злодеянии, "мало-помалу" и "незаметно" совершившийся над женщиною, над целою половиною человечества... "Что
было...
и что
стало!
" Это "было
сказано и предречено
" и это "стало
в действительности
" и есть настоящий пафос к основанию и к деятельности нового общества.
Дай Бог ему успеха... Если обетования Божий о женщине не напрасны, Бог невидимо прострет над ними покров. Да этот "покров" разве и не чувствуется все последние десятилетия, когда женщины с такой изумительной энергией двинулись к
само-поднятию
и достигли уже бесчисленных успехов.
Перейдем от общих пожеланий к частностям.
1) Права имущественные.
2) Права семейные.
3) Права образовательные.
4) Права трудовые и профессиональные.
Вот, так сказать, "вехи", по которым пойдет деятельность нового общества: так как именно здесь укорочены права женщин, укорочены не столько злобою, сколько просто невниманием, забывчивостью, небрежностью. "Некому было
напоминать
", "не напоминали
часто
", "не напоминали с
настойчивостью
и
требованием
..." Вот и все.
Еще недавно, в заседании Г. Совета 15 марта, председатель Совета Министров в речи о законе 9 ноября высказался против поправки, внесенной некоторыми членами, -- о
праве жены
препятствовать продаже выделенных отрубных участков их мужьями... Можно представить себе те бытовые условия, в которых совершается подобный "протест жен", как равно и те бытовые картины, в которых выразится "затыкание рта" женам, противящимся продаже земли и хаты.
Разногласия,
конечно, не будет между женою и мужем, когда продажа совершается ввиду покупки лучшего, когда это есть одна из ступеней развивающегося и крепнущего благосостояния. Разногласие мыслимо только тогда, когда это не ступень к лучшему, а ступень к худшему... Когда один держится за хату, а другой ищет не столько продать ее, сколько "спустить"... И мы все знаем главный мотив такого "спуска"... Это -- "зелено вино". Жена, протестующая против продажи хаты и земли, -- это "последний якорь", на котором еще держится полуразбитое уже суденышко крестьянской жизни, при запивающем, загуливающем отце и муже... Сколько таких... Сколько крестьянских семей, держащихся исключительно трудом и домовитостью крестьянок!.. Сказать, что "и они пьют", -- не значит возразить против того, что мужики во всяком случае в десять раз больше пьют, чем бабы. И вот это как бы лишение крестьянских жен участия в
праве собственности
на "отрубной участок", -- что и означает собою бесправие их протестовать против его продажи, -- это превращение положения "хозяйки дома" в положение "гостьи в доме" -- без прав распоряжаться, без прав поставить "veto", без прав поставить преграду разорения себя и детей -- вот
тихо оно проходит законодательную свою фазу...
И оттого, что некому вовремя громко заговорить и зашуметь об этом. Для мужского же образованного слоя это естественно полувопрос, не интересный, не горячий. Не по
злу,
а
по положению
и
вытекающему из положения равнодушию...
Так
тихо
прошли и другие законодательные ограничения женщин, -- в сущности по одному мотиву: "
некому
было вовремя
напомнить
".
Этот месяц ко мне обратилась с просьбою "еще раз поднять вопрос о наследовании
1
/
7
и
1
/
12
имущества после смерти отца его жены -- вдовы и его дочерей".
-- Но ведь
завещанием
отец может исправить несправедливость закона, -- сказал я.
-- Наша семья дворянская. И как я, так и сестра моя, получившая после смерти отца по
1
/
7
доле того, что получили братья, не могли получить более этого
и по завещанию отца,
так как имение родовое и завещание не может изменить нормы законного наследования. Между тем и у меня, и у сестры дети: сами мы проживем и безбедно. Но, спрашивается, почему
дети
наши, напр.
сыновья,
получат после своего деда в семь раз менее, нежели внуки того же деда от его сыновей? Почему дети
дочери
так обделены сравнительно с детьми
сына?
Мне это не приходило на ум. Едва ли это приходило на ум и законодателю: ибо здесь "обделенными" являются уже мальчики, которых, по-видимому, так охранял закон. Но, признаюсь, я почувствовал прямо некоторый страх, страх перед чудовищной
обидой,
когда она сказала мне следующее:
-- Вот мы скоро наследуем миллионное состояние нашей тетки... Но закон гласит, что "сестры при братьях не наследуют", когда наследство открывается не прямое, т.е. получается не прямо от отца. Я опять не могу не думать о своем сыне и о сыне сестры, которые из этого миллионного состояния, -- и тоже родового, -- ничего не получат, а оно пойдет детям наших двух братьев, из которых один был взят в опеку тотчас по смерти отца за свое поведение, а другой хорош для себя и детей своих, а нас, сестер, и знать не знает...
Действительно, когда закон так щепетильно распределяет десятки и сотни рублей в других случаях, когда он никого не дает "в обиду", как по существу и задаче влияний закон есть "защита" и "сама справедливость", то каким образом из валящегося благосостояния в миллион рублей он не допускает ничего пасть
женщине и ее потомству,
потомству и женскому, и
мужскому,
и все отгребает, все до рубля,
только мужчинам
и их потомству мужскому и
женскому?!
Достаточно произнести эту формулу, сознать это, чтобы, схватившись за волосы, закричать:
-- Это безумие... или грабеж... Грабеж слабых и беззащитных: и без малейшего
мотива.
Вернее же: все это
старо!
У римлян женщина вечно была "малолетнею", то при отце, то при муже. Но ведь у
римлян
был "gens", "род" и могучее, ветвистое родовое начало,
совершенно обеспечивавшее женщину
во всех ее положениях. У римлян не было "старых дев" с их горькой, одинокою долей; у римлян гражданки не выходили "по безработице" на улицу, продавать свою душу и тело. У римлян не было полуголодных сельских учительниц. У них многого не было, что есть у нас и что у нас не избудешь... У нас и
народно,
как объясняют историки, было "общинное начало", а не "родовой быт": т.е. у нас жизнь течет страшно индивидуально. Каждый опирается
на себя,
а не
народ... Кого
это,
кого
у нас "род держит"? Слухом не слыхать, видом не видать. "
Каждый
за себя, а Бог за всех"... При этом историческом и социальном сложении явно права всех должны быть уравнены, как способы держаться на ногах, устраиваться, ковать себе судьбу свою, -- работою, умом, ученьем, всячески.
"Неравноправие" мужчин и женщин -- остаток римского (и затем германского) "родового быта": которого
с самого начала у нас не было...
И убрать эти юридические аномалии, перенесенные к нам из совершенно другого социального быта, конечно, своевременно.
Впервые опубликовано: Новое время. 1910. 25 марта.
No
12225.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 11/08/2021. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.