Розанов Василий Васильевич
На Новый год
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 16/01/2014. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В. В. Розанов
На Новый год
Катится день за днем, месяц за месяцем, минута за минутою непрерывное время: и человеку хочется за что-нибудь уцепиться, чтобы опомниться, оглянуться, рассчитать сколько-нибудь свое будущее. Отсюда
новолетия,
начавшие праздноваться у человечества с незапамятных времен гораздо раньше христианства. "Еще год
труда
нашего, и вместе нашей
жизни,
минул: с наступающим годом будем ждать чего-нибудь
нового,
будем стараться делать
другое
и
лучшее
". Такова всеобщая надежда и всеобщая жажда человечества; всеобщие гадания человечества. Новый год - год пожеланий и надежд.
А между тем лишний год мы оттрудились: и запас сил, с которым мы вступаем в новый год, уменьшился на трение, на изнашивание организма нашего и души нашей ровно в течение трехсот шестидесяти пяти дней. Все делали маленькие дела, ежедневно; каждый день к вечеру уставали. И если бы не каждые сутки благодетельный сон, то мы к первому января 1910 года устали бы до изнеможения, близкого к смерти. Только целебное действие сна, отдыха и бессознательности на восемь часов в сутки - делает то, что 1 января мы будем почти так же свежи, как были и 1 января 1909 года, разве чуть-чуть поменьше. Одно утешение в этом: в то время как все работающее энергично состарилось на 365 дней, - наше отрочество обоих полов приблизилось к зрелости на 365 дней, и вот оно уже не ослабло, а укрепилось, возросло в силах.
Новый год сам по себе был бы печален, как счет наших трудов и надвигающейся старости, - если б не было вокруг нас вот этого отрочества, юности и молодой возмужалости, силы которой растут с каждым днем. Новолетия невозможно иначе праздновать, как в тесной дружбе с юностью, с молодостью и молодежью.
И вот хочется в наступающее новолетие сказать несколько слов об этом союзе. Настал уже новый век, двадцатый; и ныне мы вступаем в последний год первого его десятилетия. Десятая часть нового века почти прошла. И Хочется пожелать, чтобы одна язва, впервые раскрывшаяся у нас в XIX столетии, закрылась в XX, залечилась энергичным усилием обеих сторон, и молодой и старой. Язва эта - знаменитые отношения между "отцами и детьми", которые Тургенев отметил как отношения враждебные.
Тех тургеневских "отцов" давно нет теперь; они - в могиле. Теперешние "отцы" - это именно и есть "дети" в терминологии Тургенева, его "Базаровы", "Аркадии", "Одинцовы"...С серией и других лиц, других типов, которых не захватила его живопись, но они захвачены живописью на ту же тему его сверстников - Гончарова в "Обрыве", Писемского в "Взбаламученном море" и проч. Теперешние "отцы" и даже "деды" суть "дети" этих знаменитых романов: все - в сединах, некоторые - на высокой чреде службы, бесчисленное их число - на всевозможных поприщах частной деятельности, земской, врачебной, судебной работы. В душе своей и на плечах своих они пронесли самый трудный момент разлома между "старым поколением" и "молодым поколением", приняли самые жгучие тернии этой борьбы и вправе, обращаясь к своим детям, сказать им несколько слов именно о существе этой борьбы, ими испытанной со всех сторон.
Подобная борьба между "поколениями", между "отцами" и "детьми", - нисколько не есть непременный элемент истории. В 50-е и 60-е годы минувшего века столкнулись собственно наивный архаизм "отцов", сплошь помещиков крепостной эпохи и чиновников николаевского закала или, вернее, николаевской "выправки", - с самодеятельностью и сознательностью "детей", познакомившихся через университет с западною наукою, литературою, политикою и вообще культурою. Беспредельная наивность столкнулась с относительною зрелостью, хотя и исключительно книжного происхождения. Без университета, без лекций Грановского, Костомарова, Кавелина, Соловьева, без теорий Дарвина, без философских трудов Гегеля, Фейербаха, без естествознания Гексли, Бюхнера, Фохта, без сочинений Бокля и Дрэпера не было бы русских "детей" в противопоставлении их "отцам", не было бы материи ни для знаменитого романа Тургенева, ни для еще более шумевшего в то время романа Чернышевского. Но, очевидно, это совершенно специальные условия того времени, - специальные, частные и временные. Теперь не только все названные труды, но и решительно всякие вновь выходящие на Западе или в России читаются разом людьми всех возрастов, с одинаковым пониманием и сочувствием. Позади "детей" не стоит решительно никакого наивного поколения, вроде помещиков Кирсановых, которые не в силах были бы уразуметь Молешота и Бюхнера. Теперешние "отцы" и даже "деды" преемственно воспитались на Шопенгауэре, Гартмане, Ницше, Карле Марксе, в свое время переводя, штудируя, пропагандируя, популяризируя всех их. Если и бывало разделение, то не на почве бессилия понять противника, а на почве коренного с ним расхождения при полном понимании. Это совсем другое отношение, чем Базарова в усадьбе Кирсанова, - юного и зрелого студента к младенцам-помещикам. Таких отношений нет теперь, и они невозможны нигде. Все были в университете; через университет прошла и масса крестьянства и серого духовенства. Не только Молешот с его довольно младенческими теперь теорийками, но и Шарко, Пастер, Мечников суть учителя всего сейчас деятельного поколения, от 70-60 лет до 30-20 лет. Какое же здесь возможно разделение, сопоставление, противопоставление. Его нет. И самые попытки кого-нибудь здесь противопоставить не могут не показаться для каждого смешными.
Но это нужно
сознать.
И в первый день нового 1910 г. подчеркнем, что старая язва русской жизни, рознь "отцов" и "детей", - давно есть только номинальная язва. Она закрылась, "зарубцевалась", как говорят медики; и играть на этой струне могут только совсем зеленые дети или "ловящие в мутной воде рыбу" - на что есть много охотников из подмастерьев и "мальчиков" пресловутого Азефа.
Рознь поколений нисколько не есть двигательная сила истории. Старое и молодое, даже самое юное может крепко обняться в новый год, - с мыслью об одном подвиге, на чреде которого стоят и старые и молодые, стоят все русские в России. В 50-е и 60-е годы шла отмена крепостного права: и естественно было "помещической России", старой, - противоположиться молодой России, обнимавшей, в сущности, городские классы, или пропитанные городским духом, куда нужно отнести все университетское. Но теперь никакого подобного
разлома
России не происходит: она вся -
едина,
она вся -
нова
и проникнута новыми веяниями, новыми течениями; она вся образованна, и притом сплошь одинаковым образованием. Но после беспримерно неудачной войны и всех язв внутренних, какие раскрыла война, Россия стоит ослабленная, изнеможенная, стоит окруженная врагами с Востока и с Запада и далекая еще от полного и особенно от
действительного
обновления своего внутреннего строя. Вот положение, из которого вытекают задачи. И для старых, и для молодых сынов России есть одна только задача: укрепить, исцелить, омолодить родину.
Обнимемся же все дружбою, как перевьемся веревкою, - и повезем без разделения и вражды этот тяжелый груз.
- И да здравствует молодежь, в трудах науки и гражданства.
- И пусть будет крепка старость в традициях доблестного гражданства, в спокойном разумении обстоятельств, в теплом и ласковом отношении к юному поколению.
Впервые опубликовано: "Новое время". 1910. 1 янв. 12143.
Оригинал здесь:
http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_na_noviy_god.html
.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 16/01/2014. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.