Розанов Василий Васильевич
Школьные течения наших дней
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 11/08/2021. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Школьные течения наших дней
Отчего скучна жизнь? Между прочим, оттого, что ужасно мало нового. Бродишь-бродишь, читаешь-читаешь и видишь, что в разных книгах и в разных кружках собственно движется некоторое небольшое количество идей, чувств и желаний, ставших "общепризнанными" и "культурными". Наконец-то они победили, эти идеи. Но мне от этого не менее тошно. "Л.Н., великий старец и слава Русской земли", "Горький увял, но теперь живет на Капри", "Л. Андреев пишет новую вещь, -- опять
Фауста,
в одиннадцатом переодевании", "правительство никуда не годно", "общество исстрадалось", "много повешенных и самоубийств", но "вероятно, все пройдет и будет новый подъем, так как русский человек есть первый человек в мире", а потому "будем страдать, но надеяться". Кроме того, в газетах постоянно появляются "новые кометы", Семен Венгеров издает Пушкина с картинами, на Востоке или на Западе грозит война, дипломаты никуда не годны, и выходит все новыми изданиями "отвратительная книга "Вехи".
И все это же и это же, куда ни пойдешь и что ни откроешь. Я ценю "Вехи" и даже писал о книге в положительном смысле, но когда сегодня увидел в газете 33-й фельетон о "Вехах", достал с полки эту книжку и буквально разбил об угол полок... Они сделались мне противны, как "Герцен, великий публицист", "Бокль, глубокомысленный писатель" и "Толстой, великий старец". Как 101-я рюмка водки или 101-я ложечка варенья...
И вот, скучая старцами, кометами и грозящими войнами, -- я забрел на "старое пепелище", каковым не могу не считать для себя педагогический мирок. "Но тут избавлюсь от банального... Детский мир -- до того
не наш мир,
-- сама природа так отгородила его от нас непереступимою стеною неведения, неопытности, невинности, -- первого взгляда на мир и на людей, -- что, конечно, наши схемы сюда непреложны. Заходя в детский мир, мы как бы странствуем в отдаленные периоды еще невинной истории или в девственные страны, не затоптанные сапогом культурного человека. Отдыхаем, освежаемся и многому учимся".
И я пошел на одно из многочисленных в Петербурге "родительских собраний". Они повсюду теперь устраиваются, не только при гимназиях, но и при училищах всех степеней и ярусов; наконец, устраиваются разными общественными организациями. По идее такие собрания прекрасны: что может быть чище, благотворнее и деловитее этих встреч и собеседований педагогов, специалистов ученья, как техники, с родителями если педагогически и неопытными, то знающими зато детей во всей их "подноготной". И я пошел с большим интересом и ожиданием...
Два слова о школе наших дней, -- именно о начальной и средней. Шум политики, речи в Г. Думе, "кометы" и "война" совершенно отодвинули в тыл школьный мир. Положим (по моему убеждению), ему и следует быть вечно в тени, в некотором безгласии и безвидности. Заметьте, до чего ребенок (или отрок, юноша) портится, когда о нем при нем много говорят или много им занимаются... Он начинает "ломаться" и "кобениться" -- непереносимое в невинном ребенке зрелище. Итак, о школе стали мало говорить, -почти к лучшему: но все-таки, хоть полуголосом, следует заметить, что здесь, в школе, идет и уже совершается более прочное культурное завоевание, чем какое происходит у нас из борьбы партий снаружи. Уже не первый год приходится и видеть, и слышать, что тип учения радикально всюду изменился; что, начиная от низов и обнимая всю среднюю школу, выступил и работает огромный контингент и наставников и наставниц, самозабвенно и с большим искусством отдающихся делу, -- и о прежнем черством и формальном отношении к ученикам нет более ни речи, ни воспоминания. Если это даже и оазисы пока (а они-то уже несомненно есть), то это все-таки хорошая русская заря. Весь досуг детей вполне занят; ученики и ученицы вовлекаются в предметы и через 2-3 года начинают сами с энтузиазмом заниматься ими: явление неслыханное в старой школе! Учение скорее трудно, чем легко: но оно
активно
трудно, а не
пассивно тяжело;
и один этот переход учеников от пассивности в занятиях к активности кладет пропасть между прежнею школою и новою. Именно, чем страдала старая школа, -- это тем, что учеников все семь лет тащили; или -- гнали; но
ни к чему решительно учебному, ученическому, впору детскому и впору юношескому,
они не шли! "Сами шли" только к куренью, выпивке (изредка) и, затем, разделяясь с VI-VII класса, -- или в веселые дома, или "в обновление России нашими руками, меланхолией и гением"... Из первых выходили "службисты", из вторых -- революционеры. Но дальше этого и ни на какой третий путь "сами" не шли. Помню это и как ученик, и как учитель.
Слава Богу: все переменилось. Дети остаются детьми, юноши юношами: любят песни, любят игры; любят их учебный маленький спорт, без грубости и азарта. Любят свежий воздух. И при всем том много и охотно читают. И разбираются в читаемом.
Все это наскоро накидываю, потому что здесь хорошая и большая русская заря. Но вернусь к частному делу -- родительским кружкам. И им вполне я сочувствую: насколько это здоровее, чем карты, флирт и гульба по гостиному двору! Но самое сочувствие влечет к критике. И я скажу ее в тех несколько жестких тонах, к каким привык.
Прежде всего впечатление в родительских кружках не всегда бывает таким печальным, с каким, вернувшись домой, я сел на этот раз за бумагу. После резкой критики убийственного детского журнала "Задушевное Слово", с эффектными рассказами г-жи Чарской, одна из педагогичек предложила вниманию родителей доклад о выработке типа "идеального детского журнала", -- так сказать, о схеме наилучшего здесь. После доклада, по обычаю, были прения. Говорили почти исключительно матери семейств, -- но именно маленьких детей, так как само собрание было устроено кружком дошкольного воспитания. Таким образом, говорилось о журнале не для юношества и даже не для отрочества, -- но именно о детском журнале как первой пище для чтения после обучения грамотности. "Что детям нужно? Что для них желательно?" Каждый видит, до чего в самом деле интересно, чего "родители желают своим детям". Отмечу прежде всего, что докладчице в первую голову возражала другая учительница, -- именно русского языка, отринувшая вовсе нужду детского журнала, даже идеального. "Пусть будет литература детских книг; пусть дети читают книги. А журнала, ни худого, ни даже хорошего, -- им вовсе не нужно". Докладчица возражала тем, что журнал объединяет чтение, возбуждает в детях разговоры и споры об одних предметах и на одни темы; так сказать, фиксирует интерес их. Наконец, самою периодичностью своего появления, постоянством в появлении -- журнал тоже приносит пользу. Книга -- случайна: сегодня есть, завтра -- нет; одни дети ее прочли, другие прочли совсем другую. Все это вносит беспорядок, анархию и случайность в чтение, устранить которые желательно, и журнал это устраняет. Скажу два слова критики.
Докладчица, -- жена умершего известного писателя, -- сама деятельная и талантливая наставница, увлекалась, по-видимому, мыслью охватить всю душу ребенка... Едва ли, в данном случае, в ней не говорила более мать, нежели педагог; и притом мать ребенка именно дошкольного возраста. "Ни одна мысль его, ни одно душевное движение не выйдет из-под моего контроля; все, что будет происходить в его душе, должно -- заметно или незаметно -- но быть внушено мною. Я родила его тело, но хочу родить и его душу". Мне кажется, таков был невысказанный мотив, вдохновлявший докладчицу. Хочется, однако, ей сказать следующее: да, мать родила ребенка. Но он -- не кусок ее существа, а новая тварь, новое создание, пришедшее в мир с новым лицом. Школа не только не может, но, наконец, и не должна быть всеохватывающею. Некоторые уголки души и вообще существа ребенка, некоторые частицы ребенка будут развиваться и должны развиваться, и не "по матери", и не "по отцу", а
по себе,
как оригинальные и самостоятельные. И, собственно, они ценнее черт, "повторяющих" родителей, -- просто как новые: ведь история есть
творчество.
Школа, положим "идеальная", или чтение -- тоже "идеальное" -тогда только будут
в самом деле,
а не по-видимому лишь, идеальными, если они преднамеренно и сознательно оставят некоторые частицы души ребенка "дикими", как бы "запущенный старый сад"; очень немногие частицы, соглашаюсь, но все-таки, чтобы они были, чтобы они остались не
зачерпнутыми
"универсальною педагогикою"... Нужно, чтобы другие стороны ребенка слагались благородно и рассудительно, -- дабы эти "дикие", растя с ними в гармонии, не выросли в бурьян и порок,
не
выросли в прямой и решительный вред ему и обществу. Но
доля
(не более, чем
доля
) воображения, фантазии, мыслей, вкусов пусть растет совершенно в тени, без контроля даже и родителей. Журнал своей схемой, своим "готовеньким", -- своим "предложением" раньше "спроса" и, наконец, "всесторонне обдуманною программою" (особенно ею!) не может не задавить в ребенке очень рано всякой оригинальности, "своего лица"; задавить очень мягко, бархатистою лапою -- но все-таки задавить. Ведь даже и взрослые с трудом одолевают влияние журнала; с трудом сохраняют "свой образ мыслей", свое оригинальное, характерное в чувствах, мыслях, пожеланиях. Даже больших, образованных людей, "граждан" журнал и газета
обезличивают.
Чего же вы хотите от ребенка?! какого сопротивления? А задавить
лицо
в ребенке, так
рано задавить
в человеке лицо -- не будет ли это ужасом? Мне представляется так.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1910. 27 февр.
No
12200.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 11/08/2021. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.