Розанов Василий Васильевич
Космополитизм и национализм
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 18/08/2021. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Космополитизм и национализм
Замечательно, что "русское чувство", будучи очень сильно у народа, очень слабо в образованном или, вернее, в полуобразованном обществе. Славянофилы, по уровню начитанности, по знанию языков, по лекциям, какие они слушали в Москве и Берлине, были наиболее образованным слоем общества в России: и русское чувство в них было очень сильно. Но это был тонкий слой, лежавший на самом верху. Под ним сейчас же начиналась страшная толща общества полуобразованного, которое с великим восхищением начало носить иностранное имя, придуманное для него г. Петром Боборыкиным, -- "интеллигенция". Оно составило всю массу читателей наших полуграмотно-семинарских журналов, вроде былого "Дела" Благосветлова; раньше -- "Русского Слова" и "Современника". Все безвкусие, вся грубость, какая нанесена была в русскую литературу, была нанесена этими журналами, в которых малообразованные писатели вдохновляли еще менее образованных читателей. И вот этот толстый слой был совершенно лишен русского сознания и русского чувства.
Под ним лежал уже народ, в котором опять "русское чувство" было очень сильно.
Почему так все распределилось?
Народ, так сказать, дошкольного возраста и развития, естественно, национален, -- всегда и везде. Потому что какое же другое исповедание он может нести, когда он и есть только
данный народ
, с привычками и воззрением, тысячелетие складывавшимся? "Народное чувство" самого
народа
есть вещь, о которой не спорят и о которой не спрашивают, как никто не спрашивает: "Какого цвета белый цвет?" Это -- тавтология. Тавтологию) эту, однако, нужно очень помнить, ибо она играет решающую роль в тысяче вопросов, какие могут возникнуть в интеллигенции или в спорах с интеллигенциею. "Опросить народ" в лице 80 миллионов безграмотных или почти безграмотных людей невозможно; и тогда тавтология "белый цвет всегда белый", "русский народ исповедует русские чувства и русское миросозерцание" -- вступает в свои права. На это можно сослаться всякий раз, когда какой-нибудь интеллигент проповедует идею или лозунг заведомо
нерусского происхождения
, но ссылается "на русский народ". Ему всегда можно ответить, что он может ссылаться на авторитет прочитанных им книжек, на Маркса, Лассаля, Прудона и их русских подголосков и перевирателей (Бакунин), но с русским народом такой господин
ни в воле, ни в мыслях
ничего общего не имеет, потому что русский народ ничего общего с этими русско-немецко-французско-еврейскими умами не имеет.
Ссылаясь на эту тавтологию можно было распустить первую и вторую Думу и всегда распускать подобные Думы, без всяких единичных поводов, без юридических мотивов, -- по
мотиву этнографическому:
именно, что эти Думы (1-я и 2-я) не выражали
русского образа мыслей
и, следовательно, не
представительствовали русский народ.
"Русское народное представительство" есть
представительство именно русского народа
. Тавтология тоже очень значительная, пункт для многих ссылок, во многих спорах. Как только "представительство" не выражает
"русского народа"
, так оно кассируется: само собою и тем самым, что
таково.
Это -- аксиома, сперва логическая, а затем и политическая.
Ясно, что первая и вторая Думы были "случайны"
по отношению к русскому народу
. "Так сделала машинка" выборов, теоретически придуманная и ни разу не испытанная. Попробовали раз -- "не по-русски печет"; попробовали два -- тоже "не по-русски печет". Но может ли печь, сделанная в русском дому и для печения русских хлебов, печь... страсбургский пирог, варшавские крендельки или еврейскую мацу? Она может и вправе печь только русский ржаной каравай, ни белее ни чернее, ни больше ни меньше. Из лучшей муки -- калач. И уже абсолютно ничего третьего. Все "третье"
случайно в отношении русского народа
, и таковая печь должна быть сломана. Ибо человеческая натура есть мера для потребляемых человеком вещей: это есть еще более "основной закон", чем все основные. Этот закон -- от создания мира, и гораздо ранее 17 октября.
Правительство русское не только
вправе было
переменить избирательную "машинку", но оно
не вправе было не изменить ее
, как только она начала печь "нерусские хлебы".
Я дал пример пользования тавтологиею; возвращусь к теме.
* * *
Отчего "национальная идея" трудно усвояема полуобразованными людьми? И отчего она понятна была только людям, "изучавшим Гегеля и Гёте" (вечный упрек славянофилам)?
Оттого, что это и действительно трудная идея. Это есть идея
органическая
, в противоположность
механическим идеям
. Механические идеи, в приложении к истории, есть
космополитизм
. "Бери
откуда бы ни было
все
лучшее
" -- вот всеобъемлющая идея космополитического прогресса. Но это есть просто идея столяра, человека даже безграмотного, который одно делает из "палисандрового дерева", другое--из "красного", третье -- из "ореха" и четвертое -- из "березы". -- "Из
всего
делаем", -- говорят столяр и космополит. Но возьмите ореховое дерево: оно растет только
на своем грунте
, вырастает из
зернышка
ореха же, не болеет только
в своем климате
. Тысяча причуд, прихотей, каприза. Но, друзья мои: живое ореховое дерево, выросшее на скалах Кавказа, можно ли сравнить с затхлой мастерской еврея-столяра, который мастачит мебель "из всех сортов"?
Национальная идея есть святая и чудная идея. Эта идея -- аристократическая и гордая. Она не "всего хочет". Она -- не собака. А космополитизм -- именно собака, которая "ничем не брезгует". Собака и Мордка из Киева, который "отовсюду брал лучшее": просвещение -- из университета, деньги -- из полиции, "великие идеи" -- из "Рус. Богатства" и "вдохновение на сегодня" -- из "Речи".
Эти "кулябкины идеи" решительно доступны каждому: и вот почему так много космополитов. Космополитизм естественно завершается в нигилизм. Нигилизм оттого и неодолим в России, что от него некуда уклониться космополитизму, с которого начала Россия: как пирамиде некуда убежать от своей вершины. И хоть имей пирамида основанием всю землю, -- кончится она в одной точке: так между маркизом Позою и "Письмами русского путешественника" начавшись, он кончился, пройдя невероятно много фазисов, -- прыжком зверя в Киевском театре. "
Все
ел -- скушай и это".
Вред и опасность в самой идее, что человеческая
личность
, которая по этому самому в высшей степени
единична
, может быть составлена как столярная поделка -- из кусочков разной породы дерева, из всех стран, со всех климатов. Будь то душа Шекспира -- и она подавится от такого космополитического глотания. Космополитизм -- мертвечина и механизм. Начавшись маркизом Позою -- он кончит Богровым: ибо душа Позы умрет, задохнется, изломается, исказится... А когда она умрет, ее разложение явится в преступлении. Уже космополитизм -- преступление, уже самая его идея. Не
почему-нибудь
, а потому, что она
мертвая, механическая
. Потому что,
относясь к истории
, -- она
внелична
. Ибо история -- это всегда
личность
, как и человек --
лицо
. Национализм и есть не что иное, как построение истории
на личности;
правильнее -- как laissez faire, laissez passer [
позволяйте делать (кто что хочет), позволяйте идти (кто куда хочет) (фр.)
] личности, которая есть
факт раньше истории
. Это есть "мой" рост, "наш" рост; "сосны" и соснового "бора"... В истории, так понимаемой, все -- закон, все правило, все стройность... Предвидение "на завтра" и мудрость веков. Этот национализм так же практичен, как и интересен в теории.
Он, наконец, есть творчество, которое и может быть только
личным
, "своим"... у каждого, у человека, у народа.
Космополитизм -- это всеобщая подражательность... Всегда
бездарная подражательность
, -- как наша история последних лет.
Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 22 октября.
No
12792.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 18/08/2021. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.