Розанов Василий Васильевич
Обиды русскому чувству

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

Обиды русскому чувству

   Общий вид города, общий смысл города -- необыкновенно важен, как и его укромные, замечательные уголки. И каждое поколение несет на себе обязанность сохранить этот смысл, не изуродовать этого вида, сберечь эти подробности. Мне пришлось недавно упомянуть о совершенной неуместности мусульманской мечети против Троицкого моста, на которую все теперь "волей-неволей" смотрят, кому случится ехать на излюбленные петербуржцами "острова"... Самое имя "Троицкий мост" потеряло с постройкою мечети основание и мотив: мост, очевидно, так назван от Троицкого собора, на который с этой части Невы открывался вид; но теперь вида больше нет, собор задвинут, и мост можно бы назвать, а петербуржцы, пожалуй, и станут называть "татарским"... По тому же мотиву, по которому раньше называли "Троицким"...
   Обыватель русский, имев всегда очень мало гражданских и политических прав, тем ревнивее к своим художественным правам, хоть в качестве зрителя, хоть в качестве жителя. И я не только с удовольствием, но и с чувством некоторой обязанности довожу до сведения "кому ведать надлежит" следующую жалобу петербургского "обывателя" (подпись на письме), относящуюся к предмету моей заметки: ... "Вы заметили ту вопиющую и преступную оплошность, с которою кто-то дозволил отстраиваемой татарской мечети обезобразить историческое место Петербурга: то место, где находятся Троицкий собор и часовня Спасителя, -- с образом, который брал с собою в походы Петр Великий. Ежедневно путешествуя по Неве, человеку, по силам своим верующему и любящему свою родину, больно и тяжело видеть все это; и особенно, когда подъезжаешь на пароходике к часовне Спасителя. Матрос выкрикивает: "Спаситель", -- православный человек, не потерявший веру, осеняет себя крестным знамением -- и что же перед собою видит, к ужасу: две противные рожи, вывезенные генералом Гродековым из Манчжурии, одна, как я заметил, с надписью "Ши-цзи". Неужели не нашлось для этих китайских богов более подходящего места, а как будто на поругание над исторической святыней избрали это самое драгоценное для православного человека место? Неужели не догадались на этом месте поставить копию со св. иконы Нерукотворенного Спаса {Икона в часовне Спасителя, которую брал с собою в походы основатель Петербурга.}, с надписью крупными буквами: "Пречистому Твоему Образу поклоняемся, Благий", и какое утешение было бы православному человеку видеть образ Спасителя вместо кощунственного "Ши-цзи".
   "Ради Бога, умоляю вас, обратите ваше внимание на это вопиющее горе и зло (вот! -- В.Р.), которое умышленно старается загасить и затемнить наши вековые устои и вековые святыни, и покорнейше прошу написать по этому поводу статью, дабы разбудить совесть (вот! -- В.Р.) у кого следует; но прежде, советую, сами лично проверьте все мною высказанное, израсходуйте немного времени, и, увидевши это печальное зрелище, вы лучше поверите, как тяжело все это видеть православному человеку. С почтением, Обыватель".
   Письмо это, в своей разумности, основательности, в своем натуральном голосе, гораздо значительнее всякой статьи. За ним стоят десятки тысяч голосов, которым только некогда писать, не умеют писать. Эти люди имеют право видеть все так, как желают видеть; и этнографические диковинки ген. Гродекова, а по-русски просто "рожи", должны быть от "Спасителя" убраны, и конечно, -- немедленно. Это сделает градоначальник, дума или "от кого это зависит". Такое физическое сближение есть, конечно, кощунство, -- и ему не место на улице, которая есть "общий наш дом", т.е. всех петербуржцев "дом", всех православных. Управе и "кому следует" вообще нужно считаться с "обывателем", который дает армии сынов, да и вообще "как стена" держит нас всех, говорящих, пишущих, держит на себе и собою и гг. "распоряжающихся". Мне, в заключение, хочется, чтобы кто-нибудь из компетентных и знающих людей сообщил в печать сведение: когда и кем было выбрано, разрешено и утверждено место для мечети, так сказать, "на носу" троицких святынь и до известной степени "бьющее в нос" всем православным... Ведь это не такая пустая и маленькая вещь, "отвести место для храма" (пусть мусульманского), и не писаря же в какой-нибудь канцелярии это решали. Кто об этом советовался и кто думал? Вероятно, -- коллегиальное учреждение, и тогда хочется знать его имя...
   Обижен русский человек. И все это -- не хорошее дело. И "Колокол" промолчал, и митрополит Антоний не вспомнил, и Св. Синод не озаботился. Вот чего никогда, никогда не допустил бы, не просмотрел бы "сквозь пальцы" митрополит Филарет. А знаете, отчего все произошло? Нет панорамы целого в уме...
   Посмотрели план Петербурга. Вот "точка". Она "ничем не занята". Нужно "место мечети". Тогда эту "вещественную мечеть" нанести на эту "пустую точку". К "плану Петербурга", выраженному в отвлеченных линиях, без души, без смысла, без художества, без молитвы и воспоминаний, прибавился "квадратик" с горошину величиной; и больше ничего. Так и все и "разрешилось". Отвечу милому "Обывателю":
   -- Терпи, русский человек, терпи, делать нечего: мы сами-то стали все, над тобою сверху, -- Ши-цзи: и зачем их было Гродекову вывозить из Манчжурии, "эти рожи", если на Невском и в канцеляриях стоят и ходят все сплошь такие же точно Ши-цзи...
   
   Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 9 июля. No 12687.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru