Розанов Василий Васильевич
Письмо в редакцию (21 декабря 1911)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

Письмо в редакцию <21 декабря 1911>

   За время болезни митрополита Антония, прямого начальника петербургской епархии, и во время управления епархиею одного из его викариев (все эти сведения даны в "Колоколе") случилось "большое неладное" в Петербурге: епархиальным начальством издан циркулярный указ, воспрещающий причтам домовых церквей в Петербурге совершать всякие требоисполнения вне своей церкви, да и в самой церкви они могут совершать только молебны и панихиды. "Циркуляр этот, -- пишет "Колокол", -- вызван жалобами причтов приходских церквей, у которых якобы причты домовых церквей отнимают доходы". "Колокол" называет это "великою опасностью" и так озаглавливает свою статью. Дело в том, что в Петербурге, по его относительной исторической молодости, чрезвычайно мало церквей: их, оказывается, всего 501! И вот эти 50 причтов должны обслужить требами почти полуторамиллионное население! Тут и венчания, и крестины, и исповедание и причащение, и миропомазание, и отпевание, и похороны! Все это -- 50 причтов; или, полагая по три священника в приходе (редко бывает больше), всю эту громадную работу должны будут производить и обещают производить 150 священников!! Конечно, они будут получать очень много доходов, и, само по себе,-- это дай Бог; их товарищи, такие же священники, не будут получать никаких доходов, кроме жалованья, всегда нищенского при домовых церквах: и их нельзя не пожалеть. Но есть тут третья сторона, если и безголосая, то очень существенная: это миллион православных верующих людей Петербурга! Дело в том, что для священника, например, венчание, крещение и похороны есть только "требоисполнение", зауряд, такое же, как и всякое другое в этот день; а для венчающегося, например, это -- центральное событие всей жизни; крестины -- это огромное событие в семье, похороны отца семьи -- какое событие для его детей!! Этого никак нельзя делать и нельзя заставить делать у "зауряд каждого священника", а необходимо дозволить каждому совершать у "своего батюшки", как привычно называют в русских семьях того священника, у которого постоянно много лет исповедались, причащались и проч. Со священником вся жизнь связана у доброго мирянина: и это такая религиозная связь, которую разорвать--действительно впасть в "великую опасность". Вот письмо, полученное мною касательно этого дела:
   "Понадобилось мне окрестить ребенка, по обыкновению я обратилась к своему духовнику, священнику домовой церкви, который всех нас крестил, исповедывал, наставлял православной вере, венчал, -- одним словом, это наш батюшка; и вдруг этот батюшка отказывается крестить: вышел, мол, такой приказ, чтобы все требы исполняли приходские священники. Что же это такое значит? Ждала разъяснения вопроса из трех мест, куда писала, но прошло три недели, и никакого ответа я не получила. И потому вынуждена обратиться к вам".
   "Колокол" указывает, что и до сего времени, вследствие малого числа приходских церквей в Петербурге, священники приходские до того были перегружены, если возможно так выразиться, требами, что в большинстве церквей существует обычай нанимать для требоисполнения священников со стороны, заштатных и т.д., передавая им менее доходные требы и в беднейших домах, а себе (приходским штатным священникам) оставляя требы лишь более оплачиваемые и в богатых домах; иногда этот наем совершался из процентного отчисления, т.е. часть полученной платы за требу сверхштатный священник отдавал штатному, хотя он в ней и не участвовал, не работал и даже не присутствовал. "Колокол" справедливо называет это "соблазном", -- и это так и есть. Это -- нехорошее дело и даже не нравственное, эти "наймиты" в таинствах! Но что же будет теперь, как будут 150 или 200 (не более) священников справляться с делом, когда от него по новейшему циркуляру отойдут сразу 400 священников (цифра "Колокола"). Явно, что "наймиты" удвоятся, удвоится "наем" в таинствах: и самые таинства будут совершаться буквально торговым образом, наспех, без души и внимания!!
   Мы не только надеемся, но вполне уверены, что этот неосторожный циркуляр, грозящий обезображением совершения церковных таинств в Петербурге, будет немедленно отменен, ибо не сегодня-завтра против него поднимется величайший ропот населения, окажется немедленное же охлаждение к таинствам, к исповеди, к причащению и проч. ("Колокол" грозит развитием сектантства). Но сверх всего, он решительно нарушает элементарнейшее право верующего: брать таинство у того священника, который ему люб, ему привычен, с которым издавна связан он, его родители и теперешняя семья. Издание подобного циркуляра, который в мотивах своих (доходы) даже циничен, всего яснее показывает: до какой степени необходимо скорейшее разрешение вопроса о приходе, с каковым разрешением издание подобных циркуляров и даже появление подобных тенденций стало бы немыслимым.
   
   Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 21 декабря No 12852.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru