Розанов Василий Васильевич
Письмо в редакцию (21 декабря 1911)
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 20/08/2021. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Письмо в редакцию <21 декабря 1911>
За время болезни митрополита Антония, прямого начальника петербургской епархии, и во время управления епархиею одного из его викариев (все эти сведения даны в "Колоколе") случилось "большое неладное" в Петербурге: епархиальным начальством издан циркулярный указ,
воспрещающий
причтам
домовых церквей
в Петербурге
совершать всякие требоисполнения вне своей церкви
, да и в самой церкви они могут совершать
только молебны и панихиды.
"Циркуляр этот, -- пишет "Колокол", -- вызван жалобами причтов приходских церквей, у которых якобы причты домовых церквей
отнимают доходы
". "Колокол" называет это "великою опасностью" и так озаглавливает свою статью. Дело в том, что в Петербурге, по его относительной исторической молодости, чрезвычайно мало церквей: их, оказывается,
всего 501!
И вот эти 50 причтов должны обслужить требами почти
полуторамиллионное население!
Тут и венчания, и крестины, и исповедание и причащение, и миропомазание, и отпевание, и похороны! Все это -- 50 причтов; или, полагая по три священника в приходе (редко бывает больше), всю эту громадную работу должны будут производить и обещают производить
150 священников!!
Конечно, они будут получать очень много доходов, и, само по себе,-- это дай Бог; их товарищи, такие же священники, не будут получать никаких доходов, кроме жалованья, всегда нищенского при домовых церквах: и их нельзя не пожалеть. Но есть тут третья сторона, если и
безголосая
, то очень существенная: это
миллион православных верующих людей Петербурга!
Дело в том, что для священника, например, венчание, крещение и похороны есть только "требоисполнение", зауряд, такое же, как и всякое другое в этот день; а для венчающегося, например, это --
центральное событие всей жизни;
крестины -- это
огромное событие в семье
, похороны отца семьи --
какое событие для его детей!!
Этого никак нельзя делать и нельзя заставить делать у "зауряд каждого священника", а необходимо дозволить каждому совершать у "своего батюшки", как привычно называют в русских семьях того священника, у которого
постоянно много лет
исповедались, причащались и проч. Со
священником вся жизнь связана у доброго мирянина:
и это такая религиозная связь, которую разорвать--действительно впасть в "великую опасность". Вот письмо, полученное мною касательно этого дела:
"Понадобилось мне окрестить ребенка, по обыкновению я обратилась к своему
духовнику
, священнику домовой церкви, который
всех нас крестил, исповедывал, наставлял православной вере, венчал
, -- одним словом, это
наш батюшка;
и вдруг этот батюшка отказывается крестить: вышел, мол, такой приказ, чтобы
все требы
исполняли приходские священники. Что же это такое значит? Ждала разъяснения вопроса из трех мест, куда писала, но прошло три недели, и никакого ответа я не получила. И потому вынуждена обратиться к вам".
"Колокол" указывает, что и до сего времени, вследствие малого числа приходских церквей в Петербурге, священники приходские до того были
перегружены
, если возможно так выразиться, требами, что в большинстве церквей существует обычай
нанимать для требоисполнения
священников со стороны, заштатных и т.д., передавая им менее доходные требы и в беднейших домах, а себе (приходским штатным священникам) оставляя требы лишь более оплачиваемые и в богатых домах; иногда этот наем совершался
из процентного отчисления,
т.е. часть полученной платы за требу сверхштатный священник отдавал штатному, хотя он в ней и не участвовал, не работал и даже не присутствовал. "Колокол" справедливо называет это "соблазном", -- и это так и есть. Это -- нехорошее дело и даже не нравственное, эти "наймиты" в таинствах! Но что же будет теперь, как будут 150 или 200 (не более) священников справляться с делом, когда от него по новейшему циркуляру отойдут сразу
400 священников
(цифра "Колокола"). Явно, что "наймиты" удвоятся, удвоится "наем" в таинствах: и самые таинства будут совершаться буквально
торговым образом
, наспех, без души и внимания!!
Мы не только надеемся, но вполне уверены, что этот неосторожный циркуляр, грозящий
обезображением
совершения церковных таинств в Петербурге, будет
немедленно отменен
, ибо не сегодня-завтра против него поднимется величайший ропот населения, окажется немедленное же
охлаждение к таинствам
, к исповеди, к причащению и проч. ("Колокол" грозит развитием сектантства). Но сверх всего, он решительно нарушает элементарнейшее право верующего: брать таинство у того священника, который ему
люб
, ему
привычен
, с которым
издавна
связан он, его родители и теперешняя семья. Издание подобного циркуляра, который в мотивах своих (доходы) даже циничен, всего яснее показывает: до какой степени необходимо скорейшее разрешение
вопроса о приходе
, с каковым разрешением издание подобных циркуляров и даже появление подобных тенденций стало бы немыслимым.
Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 21 декабря
No
12852.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 20/08/2021. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.