Розанов Василий Васильевич
Темный правовой вопрос
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 12/08/2021. 7k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Темный правовой вопрос
Мне было рассказано несколько поистине "раздирательных" случаев из теперешней учебной забастовки. Впрочем, не "несколько", а два, -- но как и рассказывавших лиц было всего только два, из близко знакомых мне людей (очень молодых, а одно лицо -- студент политехникума), то, очевидно, и случаев подобных вообще много, но они рассказываются в других местах, другим людям, или очень скромным, "пришибленным", или по той или иной причине не могущим подать голоса в печати.
Случаи эти следующие. Дело в том, что для доброй половины, и может быть больше чем половины, слушателей "забастовка" и прекращение лекций вообще ничего не значат: имея в руках программы, имея указанные от профессоров сочинения, которые должны быть приготовлены "к следующему экзамену", они готовятся энергично дома или в библиотеках к этим "следующим экзаменам", ничего не теряя, вообще ничего не претерпевая: это все те, которые держали экзамены в декабре -- ноябре. "Зарез" наступил для сравнительно немногих, которые только вот только приготовились к экзаменам, иногда -- к выпускным уже, иногда даже в связи с заготовленным для них в провинции, у себя на родине, "местом", которое, естественно, "долго ждать не может", и им или 1) сейчас нужно держать экзамен, или 2) потерять все в жизни, по крайней мере на много лет стать в неопределенное и, может быть, в безысходное положение: потому что "искать и найти место" -- в этом заключается самый мучительный вопрос "по окончании курсов". Но здесь я прерываю "изложение вообще" и передаю рассказ молодого, -- тоже без службы, с небольшим частным заработком, -- человека, юриста по образованию. "Приехала в Петербург держать экзамен двоюродная сестра моей жены, которая все время держалась здесь на 20 рублях в месяц. Приехала из О-ской губернии и на проезд истратила десять рублей. Приехала она, чтобы послезавтра держать экзамен, который был назначен 30 января: но 29-го была объявлена забастовка, экзамен естественно отпал, а теперь курсы и совсем закрыты, и она лежит целые дни в кровати и плачет, не ест, не спит и вполне растеряна, что же ей дальше делать: надеяться ли, что курсы
вскоре
будут открыты, или что этого скоро не настанет и ей лучше ехать домой... Но в последнем случае как же она вторично приедет в Петербург, когда и теперь приехала едва-едва, и на вторичную поездку у нее нет никакой возможности"...
Второй рассказ такой же (студента о сестре-бестужевке), и тоже с присказкой: "лежит и плачет".
Как в древности я учил о jus naturale [
естественное право (лат.)
], то у меня возник вопрос или, лучше сказать, пламенно вырвался из мозга тезис:
"Нет, пусть десять тысяч
согласно
и
единогласно
решили закрыть... протестовать... бастовать и т.д., и т.д. Все равно, сколько угодно, миллион человек, и все по самым лучшим мотивам; но вот когда одна такая девушка бредет-бредет, добрела, с оставшимися 10 рублями в кармане, до столика экзаменационного, то вправе ли 10 000, или сто тысяч, или миллион человек на нее заорать:
-- Прочь, тут большие дела делаются! Тут -- империя, переворот, будущность отечества и т.д. и т.д.
-- Наше дело
святое,
а ты отходи!
Мне кажется, по jus naturale они могут ее только
попросить отойти.
Но
распорядиться
о ней не могут. Я совершенно отстраняю всю нравственную сторону, нисколько не прошу к ней жалости и вообще рассуждаю не как христианин, а вот как римлянин о строжайше установленном ими jus naturale.
-- Добрела... через силу... дайте выдержать экзамен.
Мне кажется, против этого сто тысяч человек ничего не могут сделать. Все сто тысяч человек, если хотят, чтобы кто-нибудь уважал их "естественное право устроить забастовку", должны накануне ее собраться, выделить из себя вот всех так "добредших до экзамена", окружить их кольцом, кольцом физической силы и уважения, и дать им выдержать; и уже тогда, устроив забастовку, в свою очередь потребовать к ней уважения!
Это -- не liberum veto [
право единоличного запрета (лат.)
]. Наоборот: в Польше один нахал имел право остановить решение всего государства. Здесь смиренно "добредшая" ничего не требует, ни в какие чужие дела не вмешивается, а только просит "всех"-то не вмешиваться в ее личное, внутреннее, домашнее дело. Скорее это "право англичанина никого не впустить в свой дом" (для обыска, ареста). Это скорее, таким образом, Habeas corpus. Habeas corpus одиноких, безголосых, безмолвных, слабых. Но "лев не смеет пожрать комара", когда он летает на своей воле и на крыльях, ему данных Богом. Комар имеет свой Habeas corpus, или jus naturale Рима. Теперь я утверждаю, что если "громада" может пожрать одного, то большая "громада" может сожрать эту громаду, -- ибо уже тогда всеобщее jus naturale кончено, и вообще нет защиты, т.е. идейной защиты, -- ни против какой силы. Таким образом, "забастовка", не поцеремонившаяся только с одной "прибредшей", сразу потеряла все идейные защиты себя и откровенно сказала: "А кто сильнее нас -- тоже может нас разбарабанить как ему угодно".
На это обращаю внимание г. Кассо, г. Рябушинского и кн. Е.Н. Трубецкого, тоже подавшего по телеграфу в отставку... Я хочу сказать, что есть лица гораздо более несчастные в забастовке, нежели "35" или сколько-то профессоров... У тех -- наука, у тех -- будущность; у всех -- что-нибудь. Но есть "последние овцы", у которых вообще ничего нет. Около забастовки собраны громадные миллионы: и например, в Москве, "выразившие ей сочувствие" обязаны не нравственно только, но юридически, в силу jus naturale, "вознаградить материальный ущерб потерпевших" и просто, напр., из "банка Рябушинских" ассигновать содержание "потерпевшим" впредь до открытия учебных заведений.
Римляне были последовательные юристы: и я чувствую, что
ни в чем не повинные
вправе предъявить огромный денежный иск к г. Кассо, а Кассо в свою очередь переложить этот иск и добиться взыскания денег коллективно со всех принимавших участие в возбуждении и проведении забастовки. Мы, конечно, не римляне, и все законы наши "каша", как и администрация есть "кисель", в котором удобно плавает "топор" всяких "движений". Но вот я частный человек, "частный римлянин", строго утверждаю, что тут есть предмет иска, тоже по римской поговорке: "У кого право (закрыть заведения, разрушить экзамены), у того
обязанности
" (всех не участвующих в движении вознаградить).
Ведь не экспроприируют же земли на железные дороги бесплатно? Хотя тоже в "государственных потребностях", "общих потребностях".
Третий человек, не участник
-- всегда должен быть
вознагражден.
Это мировая аксиома -- jus naturale.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1911. 28 февр.
No
12559.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 12/08/2021. 7k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.