Розанов Василий Васильевич
Вечерком
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 13/08/2021. 27k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Розанов В. В.
Собрание сочинений. Загадки русской провокации (Статьи и очерки 1910 г.)
М.: Республика, 2005.
ВЕЧЕРКОМ
Вечер собственно не наступал... Даже не обедали. Но в проклятом петербургском климате в 5-м часу пополудни уже совершенно темно в декабре и в январе. И вот в этот день, 10-го или 12-го января, везде зажглись огни, и я поэтому чувствовал себя "вечером". Дом был очень богатый, квартира очень богатая или, скорее, нежная, изнеженная: из-за абажуров, затемняющих электрический свет, он лился какими-то зеленоватыми, голубыми, фиолетовыми волнами; и сами абажуры эти имели вырезные фантастические формы, не то мотыльков, не то растений. Размеры комнат были не очень велики, но они были убраны,
--
необыкновенно нежно,
--
коврами, занавесками и очень изящною мебелью.
В ней жили двое "молодых",
--
с няньками, боннами, француженками, англичанками, которые "когда дитя подрастет, будут учить его английскому и французскому языку". "Дитяти", однако, было только девять месяцев (ровно девять), и вот нужно же представить средства, дававшие возможность уплачивать "англичанке" жалованье за "разговор на английском языке", который может начаться только через четыре года, а пока она всего только нянчит ребенка, когда "маме некогда или неудобно".
Ну, что же, бедному кусок хлеба.
Там
--
не хватает,
здесь
--
избыток, и
отсюда
переплывает
туда
, как это и следует. А что мотивом этого взята пустая фантазия или прихоть, то даже тем лучше и даже божественнее: не Бог ли напоил Израиля водою из каменной скалы, когда он жаждал в пустыне? Чудо настоящее всегда происходит среди "ничего"; из "чего" делают люди; Бог
--
всегда из "ничего". Англичанке не было причин быть сытой, не было откуда послать фунт стерлингов старым больным родителям в Лондон. Но родилась "бебе", и Бог устроил так, что из "бебе" родился фунт стерлингов. Все слава Богу.
Впрочем, на англичанку я только взглянул, когда она вошла в комнату и ломаным русским языком произнесла мое имя и отчество: это уже потом, когда "бебе" проснулось, и я мог пройти в спальню и взглянуть на "девочку". Англичанка была немолодая, некрасивая, вся невидная,
--
как и вообще англичанки из бедных. Я не обратил на нее никакого внимания, кроме того, что "у нее, вероятно, есть родители".
Пока я сидел в гостиной и пил кофе. Поила меня хозяйка молодого дома. Боже, как она выросла всего за два года замужества! Даже поднялась в росте, не только уширилась. Она была добрая, милая,
--
все это очень. Чуть
--
чуть только вялая и ленивая, или так мне показалось. Но и как не залениться? Но она смеялась, говорила "да", "нет" и все упрашивала выпить "еще кофею". Я боялся испортить обед и тоже лениво сопротивлялся. Она показывала любимые книги: Чехова, Тургенева и Жюля Верна "Путешествие Гаттераса". Жюль Верн
--
от гимназии. "Чехов и Тургенев, это
--
два моих любимца. Читаешь,
--
не начитаешься". Они были в прелестных переплетах. Я смотрел и мысленно рассчитывал, что могли стоить такие переплеты, действительно прелестные. "Вот бы мне",
--
подумал я думой эгоиста. И перевел глаза на хозяйку.
Она мне всегда нравилась именно прелестной добротой своей и глубокой невинностью. В таком большом теле эта невинность удивляла: "Ах, а я уже маленьким, в бедной заброшенной семье, был так испорчен..."
--
Так вы не хотите кофею? Такие хорошие сливки!
--
Решительно не хочу!
Вокруг бегали собаки. Комнатные. Разных пород.
--
Вы не обращаете внимания на моего мопсика?
Я не обращал внимания.
--
Он очень интересен.
Мне было неинтересно.
Мне "интересна" была только хозяйка,
--
такая добрая, чистая и невинная. "Главное
--
как выросла! И похорошела". До замужества она была так себе,
--
просто кончившая гимназистка, на которую не было возможности обратить какое-нибудь внимание, но теперь она была решительно хороша, видна; в хорошей позе даже была бы величественна. Но она не умела принимать поз и в душе вообще осталась "кончившею гимназисткою". Это-то и было мило. Только стала богата. Но ни тени, ни пылинки важности или гордости не пало на нее от богатства.
--
Ну, какой вы скучный! Не хотите пить кофею. Это оттого, что вы
--
философ. Важничаете.
--
Но ведь я испорчу обед.
--
Тогда отвернитесь.
Я отвернулся. Она что-то делала в комнате, чего я не видел.
--
Теперь можно смотреть.
И когда я повернулся снова,
--
понеслись невыносимо-высокие звуки.
La donna
е
mobile...
{
Сердце красавицы
(
ит
.).
}
Пел какой-то тенор, с необыкновенным напряжением,
--
так что воздух небольшой столовой дребезжал от звуков. "Как резко. И некрасиво. Но мотив я люблю". Звуки неслись из шкафа, на котором стояли разные безделушки,
--
и всего виднее были сделанные в углублении скрипач и слушающая его женщина. Фигурки эти были художественны, поэтичны и ранее уже привлекли мое внимание. Но я не знал,
ч
то
внутри шкафа был скрыт граммофон. И, очевидно, превосходный.
"Donna
е
mobile"
оборвалась. И так как
"bebe"
не просыпалось, машин высокого электрического напряжения, которые собирался показать мне ее муж, пока нельзя было показать, кофею я не хотел, то я попросил "спеть еще что-нибудь", т. е. переменить и пластинку в граммофоне...
Она открыла ящик со множеством черных и блестящих, очень красивых кружков. Пересмотрела их и, выбрав один, открыла шкаф, и что-то стала быстро и умело делать в нем руками. Потом закрыла и, щуря глаза, уверенно проговорила:
--
Это вам понравится.
Заигралась "Китаянка": как почему-то из всех девиц и женщин понравилась кому-то "одна китаянка". Чем и кому она понравилась,
--
нельзя было разобрать; зачем понравилась, а в особенности, зачем мне, третьему и незаинтересованному человеку, было слушать об этом,
--
совершенно нельзя было понять. Я рассердился и, раньше чем пластинка дошла до конца, попросил вынуть из машины эту "мамзель".
--
Что-нибудь другое,
--
уныло проговорил я.
--
Другое? Отлично!
И снова она стала перебирать руками пластинки. Вставляла одну, другую... Но все неслись крикливые арии, иные с гиканьем и шумом "партера",
--
на кафешантанные темы.
"Ах вы, милая-милая, добрая и невинная, совсем чистая мать, а вам торговец пластинками сует под нос каскадных певиц, и вы берете их и слушаете,
--
слушаете то, что неизмеримо ниже и грязнее вас".
Это удивительно: в самом деле, публика, смотрящая и слушающая певиц "с открытой сцены" обычно целым ростом выше их. Отчего же она их слушает? Возможно ли, чтобы человек, читающий Гизо, в то же время читал "Конька-Горбунка"? Оказывается,
--
возможно.
--
Нет, послушайте, я этого не хочу слушать. Нет ли у вас чего-нибудь... грустного?
Я хотел сказать "серьезного", но так было конкретнее.
--
Может быть, вы хотите посмотреть снегиря?
--
Нет!
--
Тогда я вам сыграю "Колыбельную песню".
--
Отлично!
* * *
Через минуту понеслись звуки совершенно другого рода, другой категории, другой натуры. Как будто электричества разных родов: те электричества, в ариях, были из одного облака, а это электричество текло из другого облака, и вся натура облака была совсем иная, и с этими электричествами оно не
имело ничего общего, кроме того, что здесь и там были "звуки", т. е. один общий отдел, одна общая глава науки физики.
"Физика"
--
одна. Но какая разница в психологии!
Пела одинокая русская женщина над своим ребенком. Вы знаете этот голос, манеру, тон... Все такое обыкновенное, но оно так необыкновенно! Она обращалась к младенцу со словами, которых он, очевидно, не мог понять, но, очевидно, она воображала, что если не мыслью своею, еще недвижною, то натурою своею он поймет эти слова чрезвычайной нежности и умиления, заботы и тревоги.
Не помню, как я встал и начал ходить по комнате. Звуки были так благородны в простоте своей, и они точно обволокли
и закутали мою душу, и отнесли ее куда-то далеко, в невидимый мир, и я стал грезить. Должно быть, в них было что-то победное, уверенное, какая-то "твердая своя правда",
--
вот материнская, потому что мне почему-то начала мечтаться именно борьба и победа... Слов я не слушал, а только мотив, из слов же уловлял только некоторые, "какие попадутся", но "попадались" именно нужные, хорошие, мне приятные.
Мне вообразился монастырь,
--
хороший, торжественный, миллионный,
--
как я видел Полетаевский женский монастырь, когда ездил в Саровскую пустынь. Он мне представился во всем торжестве своем,
--
именно на всенощной службе: звуки черных дев, строгие, величественные, но особенно строгие, взыскательные, неумолимые несутся в высокий купол храма, там реют, и оттуда небесным зовом стелются по душам молящихся, по душам тоже строгим, торжественным, сухого стиля, немного строгого, немного взыскательного, судящего.
--
Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!..
Сорок раз... Этот голос черной чтицы на клиросе перемежается с дьяконским басовым, деловитым:
--
Вонмем! (внемлем?).
И еле прерывается хором голосов,
--
с хор позади молящихся,
--
мелодичным, необыкновенной красоты и таким тоже уверенным и торжествующим в правде своей,
--
"новой и вечной правде", возвещаемой земле вот этим монастырем.
И распятие... И черные лики... И свет тысячи свечей... И волны дыма...
--
"Величаем Тя"...
--
начинают грубыми, твердыми, такими железными голосами иереи, сухие, высокие, строгие, вышедшие в золотых ризах на середину храма. Народ стал на колени и, опустив головы (всегда), неслышно молится...
Мне вообразился скандал.
Что где-нибудь в углу храма задумавшаяся мать,
--
как все они задумываются, кормя ребенка (что во всенощной, за темнотою, возможно где-нибудь у задней стены),
--
вдруг запела свою материнскую песнь... Сперва как случай и подлинно только в задумчивости, но затем уже нарочно, борясь и торжествуя, именно перебирая те "дивные песни" своею другою правдою, "другой натуры" и как бы "из другого облака".
Вздрогнули. Оглянулись. Не видно. Только голос несется.
"Какое
неприличие
!"
--
безмолвно подумали иереи... Да и не одни они...
--
Господи, помилуй! Господи, помилуй!
Но оно срезается высоким сопрано:
Баю, мальчик мой! Усни...
Звуки борются. Тоны спорят,
--
капризно, нервно, негодующе, гневно. Все переходит в страстную борьбу: случай и "неприличие" перешли в принципиальную борьбу и страстную жажду победы с одной и с другой стороны. Мать с полуоткрытой грудью и дремлющим около нее младенцем выходит на середину храма, самое видное и торжественное его место, и, садясь,
--
как удобно для продолжения кормления,
--
поет и все поет, выше и выше, свою натуральную песню:
--
Потому что ее хочется!
--
Потому что она нужна!
Потому, вообще, что она "поется", в душе "поется"... Те же голоса поют "по требе" и "традиции",
--
потому-то "такова служба", и "мы все за нее что-нибудь получили": одни
--
камилавку, другие
--
"наперстный крест", а которые помоложе
--
"пока скуфейку". Но, конечно, "все привыкли", и "это наша слава",
--
ибо мы все теперь "в ризах,
--
парчовых, в золоте".
--
Мне
золота,
--
протягивает руку мать.
--
Мне
риз...
Скандал полный. Страх за "отнятие риз" переменяет лица из строгих в яростные. Что-то в них исказилось, и из благостных за минуту, из "молящихся за мир" они превращаются в напитанные ядом и клеветою.
--
Мир восстал на нас! Мирское, грешное...
--
Это блудница! Верно, она блудница...
Но она более обнажает свои пышные груди, крутые плечи, лебединую благородную шею.
--
Я не блудница. Те
--
истощенные. Да и не рождают никогда, как перестают рождать ваши дочери, блудницы в девичестве и блудницы в замужестве. Я
--
настоящая древняя мать, сохранившаяся в народе и которая менее и менее показывается в ваших городах. Но я показалась и сижу. И не уйду. И не перестану петь... а вы тоже пойте. Но я пересилю вас...
Сухая и черная, с восковою свечечкой,
--
монашенка перевилась как змея с тельной пахучей матерью.
Так стильна одна!
Так стильна другая!
Монашенка ее жалит... Но та задавливает ее своим большим, белым телом.
Что выживет?
Скажем окончательно: выживет змея или буйволица?
--
Мне... моему
поклонение!
"Моему яду?" "Моей гибкости?"
--
Мне
и
моему
поклонение!
--
Моему младенцу! Полномолочным грудям! Моему
всему
, мне
всей
!
--
Ибо не для себя я живу... Или, правдивее,
для
себя и
не для
себя. Чем более я живу для себя, для своей похоти, для своей натуры, для "всей" себя, тем более
в этом самом
я живу для мира, наполняю его, насыщаю, накорм
--
ляю, лью вокруг себя счастье, радость, заботу, труд, нити бесконечного удлинения, протягивающиеся во весь мир и весь его переплетшие одною связною и прочною тканью.
--
Весь мир я выткала из себя...
--
Из своей похоти... Посмотрите, как я пахуча: но и весь мир пахуч, пока он жив, только мертвые цветы ничем не пахнут. Вы (молящимся) принесли свои молитвы в сухой гербарий, в кабинет ученого ботаника; я выведу вас в пахучий сад,
--
вот место для молитв!
--
Они будут другие, не из сухих слов... Вы так привыкли молиться сухими словами,
--
только сухими, одними сухими,
--
что там, где нет этой
сухости, безжизненности
,
--
там всем представляется и отсутствие молитвы, и даже отсутствие Бога. В гербарии ли Бог или в том саду, из которого ботаник взял цветы и засушил их? Бог
--
в живом, в пахучем. Он не Бог пустынь и бесплодного песка, а сырой пахучей земли, зеленых трав, ароматистых цветов.
--
Он в сосне!
--
Он в звезде!
--
Он в труде и поте людском! Но
начинается
всякий труд для младенца, который не может накормить себя;
начинается
вся цивилизация с моего чрева и моих грудей, носящего младенца и кормящих младенца!
Отсюда
--
все,
для этого
--
первоначально все!
--
И уж если кого из существ назвать "близким Богу", "угодным Богу",
--
если наречь кого "ангелом", как нарекли себя монахи
{
"Мы, иноки,
--
земные ангелы, небесные человеки
",
--
присловье в монастырях, трюизм монастырской жизни.
}
, то вот вам "ангел"
--
я, мать; просто Мать
--
всякая, каждая! Мы
все
, изводящие из себя род людской, основоположницы цивилизаций!
Был Бог...
И еще не было ничего...
Он сотворил Мать, и стало все...
Мать и есть "посредница" между Богом и миром,
--
"посредница", т. е., в точности, ангел, по греческому значению этого слова, имени, чина мировой иерархии...
--
Поверните ваши молитвы...
--
Измените ваших богов...
--
Перемените ваши храмы-гербарии на храмы-сады, храмы-леса...
Разве не помните, что такое
колонна
в храме, как не позднее, декадентское преобразование
древесного ствола
: первые молитвы были среди
древесных стволов
и уже потом среди
колонн
, в замкнутом помещении...
* * *
Пластинка кончилась... Звук оборвался... Я остановился... Дверь отворилась, и вошедшая в комнату англичанка сказала, что
"bebe"
проснулось...
--
Ах, "бебе" вместо младенца... как "колонны" вместо древесных стволов... Да и всего-то я слушал граммофон... Но откуда же мне погрезилась Вечная Мать, когда и кое-то каких так мало?..
А ведь это не бабье дело
--
воскресить Вечную Мать: зовущий идеал Вечной Матери
--
мужской
идеал. Мы, мужчины, хотим этого, хотя
исполнить
его может только женщина. Она
сделает
этот идеал. Но
сама
она носит и внутренно поклоняется...
Хоть "чему-нибудь" в мужском образе... Но зачем "чему-нибудь", когда могла бы Всему?..
КОММЕНТАРИИ
Женщина. Литературно-художественный альманах. М.: Заря. 1910. [Кн. 1]. С. 119-129.
La donna
е
mobile...
--
песенка герцога ("Сердце красавиц...") из оперы Дж. Верди "Риголетто" (1851).
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 13/08/2021. 27k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.