Розанов Василий Васильевич
Б. И. Гладков. Евангельская история...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Розанов В. В. Собрание сочинений. Признаки времени (Статьи и очерки 1912 г.)
   М.: Республика, Алгоритм, 2006.
   

Б. И. ГЛАДКОВ. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

Составленная словами св. евангелистов, с 152-мя картинами. Учебное пособие к изучению священной истории Нового Завета. 1913. С.-Петербург. Издание Б. И. Гладкова.

   Преподавание всех предметов у нас обогащается введением, помимо "учебника", по которому "учится" предмет, -- всякого рода пособий, делающих этот предмет более наглядным, вразумительным и привлекательным. Но один предмет, самый "главный" по наружному положению и самый последний по внутреннему к нему отношению училищ и вообще воспитывающего и учащего персонала, в тайне дела -- самого министерства просвещения, не имеет ничего для себя, кроме "сокращенного учебника". Это -- "Закон Божий". Тут -- ни атласа, ни пособий. Причина этого, пожалуй, в том, что не известно, кто "начальник" преподавания Закона Божия: архиерей в городе или директор гимназии, министр просвещения или Св. Синод. Тот и другой поэтому стеснены, чувствуют "неловкость", когда хотят или хотели бы распорядиться, и, избегая этой неловкости, никак не распоряжаются. Потому преподавание единственно Закона Божия остается у нас, говоря по-народному, "без царя" и "без головы". И от этого оно захудало. Тороплюсь сейчас же сказать об одном предположении насчет законоучительства, которое или тревожило, или тревожит заботливое министерство просвещения: именно, чтобы "преподаватель Закона Божия в гимназиях, ввидах аккуратного исполнения педагогических обязанностей, не был в то же время обременен обязанностями священнослужителя храма". Эта забота хуже беззаботности. Она может исходить только из совершенно атеистической, безрелигиозной головы, -- что и отвечает такому космополитическому "курорту", как наше министерство просвещения. Священник ежедневно духовно питается от службы, на ней воспитывается и образуется, и настоящий священник, а не одна только форма священника, есть, конечно, только тот, который постоянно служит церковную службу, и всего лучше не при гимназической бы церкви, довольно безнародной, а при народной, обыкновенной приходской. Здесь священник питается от службы и от народа, и питание это передаст ученикам, бессознательно и неодолимо. Передаст в присловьи, передаст в замечании, передаст в неуловимом общем отношении, полном веры и народности. Вопрос этот чрезвычайно важен ввиду того, что "Закон Божий" есть почти единственный предмет, через который ученики гимназий сливаются с народом, прикасаются к народу; потому что уже язык русский с его суффиксами и всей германской обработкой, уже литература русская с ее западноевропейскими темами -- на самом деле полурусские.
   Добрые русские матери семейств имеют обыкновение сами заниматься со своими сыновьями и дочерьми до четвертого класса гимназий, причем немного вперед проходят и латинский язык. Так мне приходилось с радостью наблюдать в уездных гимназиях в бытность учителем. Вот этим матерям в высшей степени хочется рекомендовать превосходный труд Б. И. Гладкова, можно сказать, -- энтузиаста "Закона Божия" на Руси, наподобие приснопамятного С. А. Рачинского. Им написано 19 книг и брошюрок, все вращающихся около этой темы -- внушения народу и детям Закона Божия и разных его сторон и отдельных истин. "Евангельская история" не оставляет ничего желать в смысле обдуманности и тщательности, начиная с плана и всех его подробностей и кончая шрифтом, крупным, четким, для народа и детей. Это полная "История Нового Завета", проходимая во втором классе гимназий, без йоты опущения и без йоты прибавки, но только рассказанная не "Преображенским" или "Рудаковым", но текстом евангельским. Кажется, нет более учебного текста, чем евангельский, и примененный "по благодати и внушению Святаго Духа" для неразумных, для начинающих, для детей и темного народа. Здесь упрощение доведено до величайшей грани и вместе вполне достойно, величественно, наконец свято. Почему этот святой ученический текст, этот естественный ученический текст, нашли нужным переделать и подделать через "Рудаковых" и "Преображенских", через "протоиереев Смирновых", -- нельзя понять кроме коммерческих соображений. Конечно, от "Птички Божией" Пушкина только и остается честь Пушкину, а если "Птичку Божию" переделать, то наживутся все переделыватели, которых может быть бесчисленное множество. И вот такой "план преподавания", конечно, обещает сколачивание множества "состояний" кому следует, и Рудакову, и Смирнову, и Преображенскому... Ну, а около "храма" всегда были и торгующие, это еще со времен Христа. Б. И. Гладков, не отнимая (да и где силы взять!) ничего у "торгующих", вернул все дело к его первоначальному естественному положению:
   -- Все -- слова евангелистов.
   -- Ничего -- моего.
   Для этого надо было очень много проработать, выкроив, так сказать, ленточки из всех четырех евангелистов и (немного, для заключительных уроков, -- о "сошествии Св. Духа на Апостолов" и проч.) из "Деяний Апостольских": и, эти ленточки склеив, -- получить полную новозаветную историю, связную и подробную, без вставки хотя бы единого своего слова.
   Рисунки (множество) -- великолепны. Это снимки с лучших произведений кисти западных мастеров на евангельские темы. Однако тут есть или может быть и неосмотрительность. Этих "Апостолов" в следующих изданиях нужно решительно исключить: все они так драматизированы или выглядят такими трагиками на сцене, как для русского народного и детского взгляда решительно непривычно и даже неприлично. Это -- католические изображения, "в позах", как "в позах" проповедуют в Италии патеры в церквах. У нас это не принято. И не принято так изображать апостолов. У нас и умирают тихо. И совершают подвиги тихо. И апостолы все предполагаются тихими. И сам Христос был тих. Это уже тысячелетнее представление незачем колебать. И невозможно, и нецелесообразно. Может ли русский так представить себе, напр., Нафанаила и Матфея? Даже во сне ни одному русскому так не привидится; у католиков же -- это в каждой церкви, на всяком шагу.
   Замечательно, что книжка г. Гладкова -- "Закон Божий. Для народа и народных школ. С изображением Богоматери и Иисуса Христа, и с картою Палестины. Цена 10 коп.", рекомендованная Св. Синодом как руководство для своих школ, -- министерством просвещения только "допущено". Как-то не найдешь для этого ни понимания, ни формулы.
   

КОММЕНТАРИИ

   НВ. 1912. 15 нояб. No 13176.
   Почему этот святой ученический текст... нашли нужным переделать и подделать... -- Имеются в виду издания, уже неоднократно служившие предметом иронии Розанова: "Священная история Ветхого Завета" протоиерея А. П. Рудакова (СПб., 1897), "Священная история Ветхого и Нового Завета" протоиерея Д. П. Соколова (СПб., 1894).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru