Розанов Василий Васильевич
История обер-прокуроров или история церкви
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 02/06/2020. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Розанов В. В. Собрание сочинений. Признаки времени (Статьи и очерки 1912 г.)
М.: Республика, Алгоритм, 2006.
ИСТОРИЯ ОБЕР-ПРОКУРОРОВ ИЛИ ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Князь Мещерский пишет в своих дневниках: "Ни в какой христианской церкви немыслим такой скандал: открытый и прямой бунт епископа против
главной церковной власти
и
растерянность
главной церковной власти"... "Все это роняет и оскорбляет
авторитет церкви в лице Синода"...
И т. д.
Но, по Евангелию и апостольским посланиям,
единственно только один епископ,
--
а Гермоген
имеет этот сан,
-- и есть
носитель церковной власти.
Власть эта до такой степени велика, что из нее развилось и, значит,
могло развиться
папство. Епископам
столько же веков бытия,
сколько и церкви, сколько вообще христианству; напротив, синодальному управлению
всего два века бытия.
Древний, почти
двухтысячелетний
авторитет в церкви и оказал сопротивление
двухвековому,
новенькому, недавнему: откуда и получился "скандал". "Скандал" этот всегда таился как
возможное
в истории петербургского церковного строя. В толстых фундаментальных книгах это давно известно, но не выходило "в гласность". Нового в случае с еп. Гермогеном только то, что известное как истина
ученым людям
--
получило непредвиденно и вдруг
народную известность.
Только. Больше ничего.
Епископ Гермоген отказался повиноваться иначе как собору из 12 епископов, какового в наличности нет у нас, но который в нормальном порядке вещей должен бы быть как
постоянный суд,
коего функции никак не могут принадлежать
административному
коллегиальному учреждению. Пожалуй, мотив здесь --
личная оскорбленность.
Не золотой мотив: но ведь мы все люди, и один только Бог без греха и слабостей. Однако
золотым обстоятельством
является то, что
личная,
и потому
живая, страстная
оскорбленность совпала с двухвековой
исторической
оскорбленностью церкви, в лице епископства, всего русского епископства, от Камчатки до Петербурга и от Стефана Яворского до преосвященного Гермогена. Уже Стефан Яворский,
при самом учреждении Синода,
высказывал ту самую оскорбленность, как преосвященный Гермоген; и выражал ее в публичном слове, в проповедях. -- "О, море, ты поглощаешь все, -- и нет тебе сопротивления", -- говорил он иносказательно, разумея церковную реформу Петра Великого. Епископы русские
всегда
и
все
были оскорблены тем, что их, со времени учреждения обер-прокуратуры, тайком третировали, как гимназистов. Гимназистов, шалящих,
как малолетних и глупеньких,
учитель без спора, рассуждения и
суда
высылает
вон из класса.
Но даже для преступника есть
суд,
так как он --
взрослый.
Епископам,
решительно всем русским архиереям,
отказано в том, в чем не отказано ни одному преступнику: ни одному преступнику не отказано требовать себе
суда из непричастных к делу третьих лиц,
да и на приговор этого суда преступник еще может
апеллировать
;
может требовать его
кассации
в случае формальной неправильности. Так то убийцы, то воры: какие же "убийцы" и "воры" наши несчастные архиереи, что им не дано того уважения, того уха их голосу, плачу и стону, каковой "в порядке государственного управления" дан уличному карманщику.
Народ о сем неуважении ничего не знает.
Через историю с еп. Гермогеном
вдруг все узнали
об этом невыносимом, поистине нечеловеческом унижении. Отсюда и произошла поразившая князя Мещерского "растерянность высшей церковной власти". Но если бы он лучше прислушался к
своим же словам,
он многое понял бы в деле, которое ему совсем непонятно.
Отчего князь Мещерский употребляет
неясный термин:
"высшая церковная власть" вместо простого и краткого "церковь"? Потому что и не учившись этим делам, и не зная богословия, он не решается к
синодальному управлению
приложить имя того,
на что народ молится.
Термин "церковь" не произнесен и в официальных бумагах, полученных преосвященным Гермогеном. Почему нигде не сказано: "Вы
не слушаетесь церкви,
и потому
церковь вас лишает того-то, приговаривает к тому-то".
Тут-то и скрыта возможность "смуты умов", таившаяся два века и которая
непременно когда-нибудь должна была выйти наружу:
"высшая церковная власть", на деле принадлежащая
обер-прокурору,
конечно,
не есть церковь,
а между тем она
действует, как церковь.
Синодальное управление есть на самом
министерство
(коллегия)
духовных дел,
церковного делопроизводства, и оно имеет светское происхождение (от Петра Великого), светский центр управления (обер-прокурор), но в него "для производства духовных паров" и вообще ореола видимости позваны епископы,
чередуясь и временно,
вот с обязанностью "выйти вон", когда их высылают, -- как гимназисты. "Пары" есть, "благодать" -- не знаю... Видимость есть, "вещи реальной" явно нет. По житейской неопытности, по младенчеству
"не мирских
людей", по неумению "ступить шага" в какой бы то ни было борьбе, -- по великому страху перед огромными и неведомыми силами государства, которое их туда "позвало", -- они
туда вошли,
вошли, как малолетние,
в опеку и под начало обер-прокурора.
Чего при мужестве, единодушии
между собою
и при... "евангельской ревности о достоинстве епископа"
отнюдь не должны бы были делать.
Но... "на что не согласятся духовные": известный грустный факт нашей грустной истории. И они "согласились"... Положение, награды, "честь говорить с высокими лицами", быть "на виду", удобства и покой жизни, хотя и очень меланхолической,
жизни
вполне
антиисторичной
--
все это согнуло их... Вошли они "в Синод", согнув низко выи, грустные, путаясь "рясою со шпорами обер-прокурора" (выражение митрополита Филарета о Протасове), и сели испуганно на стул, "на котором такая честь посидеть". Ни о каком вселенском значении,
присущем всегда епископскому положению,
им помышлять уже не приходилось. Разбирали себе "бракоразводные дела", читая пикантные документы.
Кто же правил церковью?
Единственно
--
обер-прокурор.
Он и есть на деле
единственный епископ русской церкви.
Приявший все права их, власть, достоинство, честь, славу. "История обер-прокуроров" и есть,
конечно,
"история Синода", т. е. "история русской церкви".
Или -- истории русской церкви нет.
Или -- это история обер-прокуроров.
Но легче примириться с первым, чем со вторым. Ужасная истина,
вдруг вышедшая в народ,
состоит в том, что
русская церковь угасла.
Святые есть: Серафим Саровский. Есть великие души: старцы по обителям. Есть молитва. Есть пламенно верующий народ. Но это все --
обстоятельства
церкви и
подробности
ее. А где же
она!
"Она?.." -- "История обер-прокуроров".
Острова есть, материка нет.
Что
был
святитель Серафим Саровский -- об этом
потом
узнали. А
пока он жил
--
была "история обер-прокурора Протасова"; о Серафиме же знали
там, где он жил,
окрестные мужички и прочие. Пока он жил -- он был
нуль в церкви, ничего, меньше ничего.
А святой.
Важность события с преосвященным Гермогеном и заключается в том, что явилось некое, близкое или далекое, обещание
поворота церкви к святым праведникам русской земли,
которые на ней не переводились и никогда не переведутся. "Не Протасов -- а Серафим", или теперь: "не Саблер -- а Гермоген", или еще: "не Победоносцев -- а Иоанн Кронштадтский и Амвросий Оптинский". "Святые" имели действие
после кончины;
или, -- при жизни, -- они имели действие
частное, личное
"в уголке" и "про себя". Что все в высочайшей степени отражалось религиозным захуданием русской земли
в каждый текущий миг:
ибо "по широкому лицу земли" разгуливали, кричали, требовали и "постановляли" грешники и вообще люди без всякого религиозного содержания.
Явилась надежда на поворот к
народной церкви,
--
не так гладко говорящей и решающей дела, как быстрые обер-прокуроры; но зато
теплой народу, близкой народу.
Церкви, о которой каждый мужик подумал бы: "Это -- плоть от плоти моей и кровь от крови моей", чего он никак не может подумать о печальной двухвековой "истории обер-прокуроров Св. Синода".
КОММЕНТАРИИ
НВ. 1912. 24 янв. No 12884.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 02/06/2020. 9k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.