Розанов Василий Васильевич
Религиозное движение (Наша анкета)
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 06/09/2021. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Ответ В. В. Розанова.
Розанов В. В.
Собрание сочинений. На фундаменте прошлого (Статьи и очерки 1913-1915 гг.)
М.: Республика; СПб.: Росток, 2007.
РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ
(НАША АНКЕТА)
Ответ В. В. Розанова
События последнего десятилетия расслаиваются в их впечатлении на душу, в их воздействии на жизнь, на две группы: оживления общей народной жизни, государственной жизни, множества единичных умов, единичных дум. Нас "встрясло",
--
вот сущность революции, или, как теперь выражаются пренебрежительно, "псевдореволюции". "Псевдо" или не "псевдо", а только "встрясло" и кое-кто, кому следовало, "получил тумака" в голову и несколько опамятовался... Опамятовался от чванства, самодовольства, от "На
--
вуходоносорова звериного образа", говоря языком гимназических историй Ветхого Завета. Всему этому следовало быть, следовало случиться в нашем "залежавшемся" быту, в нашей обломовщине.
Примем спокойно и стойко, что "тумак" был необходим. Меня манит в нем самый процесс
давания
, т. е. вот то всеобщее оживление, которое мы пережили. Россия, без сомнения, в 1913 году
моложе
, чем она была в решительно старческие годы 1900-1903.
Революция в ее темных движениях произошла от некоторой
пустоты
, лежавшей на том месте, где у всякого человека и всего общества должно бы лежать дорогое и святое содержание. Суть догадки о революции и ее крушении, о том, "зачем она была?" и, раз возникнув, "почему она не удалась?", лежит в том, что историею были опустошены некоторые драгоценные кусочки в человеческой груди, без которых дальше нельзя было жить, это с одной стороны, а с другой
--
без которых невозможно ничего прочного и жизненного создать. От этой-то пустоты, с одной стороны, мы рванулись, и с другой
--
мы не успели.
Что же это такое?!..
Волнующийся, туманный, неопределенный, безграничный религиозный мир,
--
не как "исповедание религии",
--
это слишком грубо и осязательно; не как церковь,
--
это уже строительство, построенное, конец,
--
а как безвестный и безграничный питомник всего этого, родник всего этого; как те "два электричества", из которых родятся молнии и электрическое освещение, трамваи и состояние нашего здоровья. Это
--
просто душа, слушающая не одни медные звуки, глаз, видящий не одни цветные формы, совесть, страдающая не в единственном случае, когда "мне больно" или "мне выгодно". "Религия" не удваивает только человеческое существование: она расширяет его в тысячу раз; человек религиозный
--
в тысячу раз более богат, более могуществен, более счастлив, хоть он в то же время и в тысячу раз более
несчастен, грустен, нежели "человек нерелигиозный". Вот разница и определение. Эпиктет
--
шире, могущественнее, счастливее, хоть в то же время и грустнее, чем первый патриций в Риме.
Вся красота и значительность "Дневника" Никитенки происходит от налета религиозности, на нем лежащего, от налета на нем нравственного чувства и внутреннего долга. Отсюда же особенный колорит, лежащий на Новикове. Договорить ли: целебные лекарства, вырабатываемые в истории, недействительны, если в их микстуру не замешана частица этой "соли". Реформа, реакция, революция, бунт, государственность
--
все не "солоно", всем нельзя жить, ничего нельзя осуществить, если в это шумное и огромное не положена щепотка "соли"... Какой?! Чего?! Просто дико ответить: если ко всему этому не прибавлено безмолвной кой у кого молитвы и не разлито по всему этому деликатности, человечности, нежности, трогательности.
Мы
--
люди и совершаем человеческую историю: если мы не нежны, мы никогда ничего не сумеем "перевернуть". Раскровяним кулаки, убьем, убьемся, а "переворота" не совершим.
"Переворот" совершит только деликатный; революция
--
от него. Петр, в сущности, никакого переворота не совершил, и единственно от грубости: какой же это "переворот", когда сейчас же после него пошли Екатерина I, Анна Иоанновна, и так все дальше в том же жестоком, грубом деревянном роде, как и при Петре: пока пришли относительно мягкие Екатерина II и Александр I, и при них "переворот" начался.
Какая разница революции и реформации? Та, что первая протекает в жестких частицах человеческого существа и действует на жесткие стороны жизни и жесткими же средствами. И это все не нужно, потому что, прежде всего, неудачно. Какая же "удача" французской революции, когда на нее и на Францию сел верхом Наполеон? Комизм, а не "удача". И оттого, что
--
грубо. Напротив, пуритане и Кромвель переворот совершили, и на них никто верхом не сел. "Читайте "Отче наш" и осматривайте, сух ли порох в пороховницах". Это совсем не то, что "на вас смотрят сорок веков с этих пирамид". Вот разница Кромвеля и Наполеона, реформации и революции, истории и оперетки.
Мною получено из Москвы письмо, которое я не могу не рассматривать как "первую ласточку"... За этою "ласточкою" поднимутся и прилетят такие же: годы 1905-1906, да и все, что с ними связано и за ними последовало, так качнули многие личные существования, многие единичные биографии, что явилась жажда крепко строить и религиозно жить, но вот не в официальном и казенном смысле, а внутреннем. Явилась мысль нового воспитания, явилась мысль новой школы: именно такой, которая взаимодействовала бы с этим нежным могуществом, заложенным в человека, в ребенка еще, и, культивируя эту силу, застраховывала человека и всю его последующую жизнь от подчинения и порабощения грубым стихиям действительности. Но все это гораздо лучше, чем я умею, выражено в письме, из которого я позволю себе привести отрывки: "Я остановилась (пишет женщина) на мысли создать школу, в которой воспитание и обучение велись бы людьми искренно верующими.
Жизнь, ее ужасными толчками, привела меня к полному отрицанию всего существующего направления духа и мысли как в школах, так и в обществе, за их атеизм и бездушие. Непрерывно растущее число самоубийств среди молодежи, однообразно мотивируемое пустотой и отсутствием смысла и цели жизни, нельзя объяснить ничем иным, как полной атрофией религиозного чувства, неизбежно влекущей за собою упадок духа и утрату воли к жизни. Не знаю, чувствует ли теперь себя какой-нибудь отец гарантированным от того, что и из его детей кто-либо не захочет отвергнуть жизнь и умереть. Я лично, мать взрослой дочери и юноши-сына, такой уверенности не испытываю и, тем более, не могу считать себя вправе
"laisser faire, laisser passer".
Для меня бесспорно, что при существующем позитивно-научном, глубоко антирелигиозном духе наших школ юношество поневоле проникается безверием и нигилизмом, а потому против этого надо начинать со школы. Полемизировать с нашими педагогами, стремиться переделать их было бы, конечно, напрасной затратой сил и времени. И вот я решила, что надо "действовать", т. е. подобрать группу солидарных учителей и воспитателей, людей искренно религиозных и серьезных, и открыть с ними школу. Прилагаю вам свою брошюру "Новая школа-семья и мотивы ее возникновения". Дело налаживается уже сейчас. Большое участие встретила я в московском религиозно-философском кружке, и несколько опытных и убежденных педагогов согласились взять на себя руководство гимназией, нами открытой.
Все это дело у меня и близких моих друзей возникает из самых глубоких побуждений сделать все посильное, чтобы предохранить детей и юношество от растлевающего духа современности".
Так пишет г-жа Г-чъ, написавшая в оправдание и для пропаганды своей мысли книжку "Новая школа-семья и мотивы ее возникновения". Эпиграфом к книжке взяты известные стихи Тютчева:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры...
Стихи эти все объясняют; стихи эти написались пятьдесят лет назад, но именно сейчас чувствуется их особенная правда, их горячая приложимость ко времени и людям.
Дело это только требует великого труда, энергии и религиозных сил.
Дай Бог успеха этому новому, смелому начинанию, полагающему в основу школы религию. Все это очень идет, все это во времени и представляется мне очень даровитым русским делом, и вполне обещающим. Я думаю, не ошибется каждый, кто ему поможет.
КОММЕНТАРИИ
Голос Москвы. 1913. 14 июня.
No
136.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 06/09/2021. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.