Розанов Василий Васильевич
У Айседоры Дункан
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 22/02/2019. 5k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Мемуары и переписка
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
У Айседоры Дункан
Я посетил Айседору Дункан. Как и следовало ожидать, она не бездетна. На просьбу о портрете при прощании она помотала головой ("нет") и, взяв со стола, показала портреты двух ребятишек, почти нагих, в чудных классических позах. "Только". На одном -- она с детьми. На других двух -- дети в разных позах. Мальчик лет 6, дочери лет 8. Чудные "пышки". Было бы не эллинистически в ее годы не иметь детей: avis [уведомление (фр.)] -- ее поклонницам.
Да, она некрасива лицом. Но бесконечно мила в простоте и скромности своей. Она вся тихая. Никакого шика и ничего "актерского" и "театрального". С нею приехал ее брат, здоровенный американец. Они, оказывается, из Сан-Франциско.
Кое-что она сказала любопытное.
-- Вот
отсюда
танцы, -- и, сжав три пальца, как бы что выхватывая, она поднесла их к тому, что мы в жестах зовем "сердцем" и что есть центр грудной клетки.
-- А не
это
танцы, -- и она (в плиссированном капоте) сделала движение бедра в сторону и, затем, согнув в колене, -- кверху. "И -- не это": согнула шею, повернула голову, подняла механически руку в воздух. "А вот --
это
", -- и по некрасивому лицу ее разлилась нежная детская улыбка, совершенно счастливая, а руки всплеснулись кверху в неуловимо и настоящем греческом движении.
-- Но отчего у вас все греческое?
Она задумалась и двинулась по комнате. Потом, с усилием, медленно сказала:
-- Если расти с детства нагим... стараясь оставаться как можно чаще нагим... и постоянно слышать в то же время музыку, то движения и позы сами собою выливаются именно в такую форму... Это не придуманное, и, я думаю, у греков -- не специально греческое, а общечеловеческое. Танцы мои, просто танцы будущего, а не специально древнеэллинские танцы.
Я был поражен. Ведь греки у кого-то учились? У кого? -- У природы!
-- Вот
отсюда,
вот
отсюда!
-- и она снова подняла обе руки к груди, смотря прекрасным взором на нас и как бы стараясь внушить мысль, по ее представлению -- очень трудную.
-- И когда
здесь
есть -- выходит вот
это!
-- и она всем корпусом, всей жизнью поднялась кверху. Движения тела не было, т. е. она не "прыгнула", но вся душа в ней поднялась, и у вас сочувственно поднялась душа. Она была совершенно прекрасна. -- А лица -- никакого, или что-то незначащее, но глубоко одушевленное, я сказал бы -- "восхищенное".
Да, это есть в ней. Какое-то неуловимое движение
ниточек
в лице, в позе, какая-то "другая тень" на ней, -- и "барыня в гостиной" становится нимфой. Впрочем, "барыни" в ней нет, разве по капоту. Она была вся усталая (дорога), почти больная, тусклая. Но вот "тут" (сердце) какое-то движение, -- и она вся светлая.
Конечно, это огромный талант и вдохновение.
-- Лучшие ученики и ученицы -- из простонародья, из беднейших уличных семей, и у меня они учатся (бесплатная школа в Париже). Но я их не
учу!
О, нет!! Они движутся как хотят, делают что хотят, я только наблюдаю. Они
живут,
танцуя, "по-эллински", т.е. просто "по себе", кто как хочет. Я им прибавляю только музыку и сама живу с ними.
Она подумала и кисло улыбнулась.
-- Разве можно
научить
танцам? У кого есть призвание -- просто танцует, живет танцуя и движется прекрасно. Потому что он сам прекрасен и прекрасна его душа. Но "учить танцовать"... -- она сжала руки, как бы выжимая воду из мокрого белья, -- что же это будет?? -- Она сделала вид, как что-то отшвыривает: -- Этого несчастного, испуганного муштрованием, испуганного страхом ошибиться мальчика можно только бросить, как навсегда утратившего способность затанцовать. О, пусть ошибаются!! Пусть вообще "как хотят"; из этого "как хотят"
они сами
-- и получается
их танец,
который есть в то же время
моя мечта
танца.
Нельзя не признать, что это есть вообще английский метод, --
их
метод жизни,
их
метод борьбы и "конкуренции". Из него
сам собою
родился "танец Дункан".
Вполне естественно. Ни в Германии, ни в России, где все "муштруют" и "тянут за ухо", не могло прийти ничего подобного на ум.
-- Как мне хотелось и как я просила, чтобы в каком-нибудь учреждении мне дали зал дня
бесплатного представления
ученикам, особенно художественных училищ, особенно Академии Художеств!.. И ничего не могла добиться, везде отказали. Бедняки -- вся моя надежда. В них лучшее понимание моей идеи, чего я хочу. И так мне хотелось бы танцовать именно для беднейших учеников. Но я могу дать труд даром, пусть же дадут даром зал.
Неужели в Петербурге не найдется?
Я смотрел на карточки детей: с греческими простыми повязками на лбу (ленточка, "диадема" древних), в кой-чем вместо наших панталон, лифчиков и всякой чепухи, они казались рожденными от лесной нимфы, где-то странствующей между озерами Эри и Онтарио.
Милая Дункан. И да будут счастливы ее дети. И да будут веселы ее ученики.
1913 г.
Впервые опубликовано: "Новое время". 1913. 16 января. No 13236.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 22/02/2019. 5k.
Статистика.
Очерк
:
Мемуары
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.