Розанов Василий Васильевич
У Айседоры Дункан

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

У Айседоры Дункан

   Я посетил Айседору Дункан. Как и следовало ожидать, она не бездетна. На просьбу о портрете при прощании она помотала головой ("нет") и, взяв со стола, показала портреты двух ребятишек, почти нагих, в чудных классических позах. "Только". На одном -- она с детьми. На других двух -- дети в разных позах. Мальчик лет 6, дочери лет 8. Чудные "пышки". Было бы не эллинистически в ее годы не иметь детей: avis [уведомление (фр.)] -- ее поклонницам.
   Да, она некрасива лицом. Но бесконечно мила в простоте и скромности своей. Она вся тихая. Никакого шика и ничего "актерского" и "театрального". С нею приехал ее брат, здоровенный американец. Они, оказывается, из Сан-Франциско.
   Кое-что она сказала любопытное.
   -- Вот отсюда танцы, -- и, сжав три пальца, как бы что выхватывая, она поднесла их к тому, что мы в жестах зовем "сердцем" и что есть центр грудной клетки.
   -- А не это танцы, -- и она (в плиссированном капоте) сделала движение бедра в сторону и, затем, согнув в колене, -- кверху. "И -- не это": согнула шею, повернула голову, подняла механически руку в воздух. "А вот -- это", -- и по некрасивому лицу ее разлилась нежная детская улыбка, совершенно счастливая, а руки всплеснулись кверху в неуловимо и настоящем греческом движении.
   -- Но отчего у вас все греческое?
   Она задумалась и двинулась по комнате. Потом, с усилием, медленно сказала:
   -- Если расти с детства нагим... стараясь оставаться как можно чаще нагим... и постоянно слышать в то же время музыку, то движения и позы сами собою выливаются именно в такую форму... Это не придуманное, и, я думаю, у греков -- не специально греческое, а общечеловеческое. Танцы мои, просто танцы будущего, а не специально древнеэллинские танцы.
   Я был поражен. Ведь греки у кого-то учились? У кого? -- У природы!
   -- Вот отсюда, вот отсюда! -- и она снова подняла обе руки к груди, смотря прекрасным взором на нас и как бы стараясь внушить мысль, по ее представлению -- очень трудную.
   -- И когда здесь есть -- выходит вот это! -- и она всем корпусом, всей жизнью поднялась кверху. Движения тела не было, т. е. она не "прыгнула", но вся душа в ней поднялась, и у вас сочувственно поднялась душа. Она была совершенно прекрасна. -- А лица -- никакого, или что-то незначащее, но глубоко одушевленное, я сказал бы -- "восхищенное".
   Да, это есть в ней. Какое-то неуловимое движение ниточек в лице, в позе, какая-то "другая тень" на ней, -- и "барыня в гостиной" становится нимфой. Впрочем, "барыни" в ней нет, разве по капоту. Она была вся усталая (дорога), почти больная, тусклая. Но вот "тут" (сердце) какое-то движение, -- и она вся светлая.
   Конечно, это огромный талант и вдохновение.
   -- Лучшие ученики и ученицы -- из простонародья, из беднейших уличных семей, и у меня они учатся (бесплатная школа в Париже). Но я их не учу! О, нет!! Они движутся как хотят, делают что хотят, я только наблюдаю. Они живут, танцуя, "по-эллински", т.е. просто "по себе", кто как хочет. Я им прибавляю только музыку и сама живу с ними.
   Она подумала и кисло улыбнулась.
   -- Разве можно научить танцам? У кого есть призвание -- просто танцует, живет танцуя и движется прекрасно. Потому что он сам прекрасен и прекрасна его душа. Но "учить танцовать"... -- она сжала руки, как бы выжимая воду из мокрого белья, -- что же это будет?? -- Она сделала вид, как что-то отшвыривает: -- Этого несчастного, испуганного муштрованием, испуганного страхом ошибиться мальчика можно только бросить, как навсегда утратившего способность затанцовать. О, пусть ошибаются!! Пусть вообще "как хотят"; из этого "как хотят" они сами -- и получается их танец, который есть в то же время моя мечта танца.
   Нельзя не признать, что это есть вообще английский метод, -- их метод жизни, их метод борьбы и "конкуренции". Из него сам собою родился "танец Дункан".
   Вполне естественно. Ни в Германии, ни в России, где все "муштруют" и "тянут за ухо", не могло прийти ничего подобного на ум.
   -- Как мне хотелось и как я просила, чтобы в каком-нибудь учреждении мне дали зал дня бесплатного представления ученикам, особенно художественных училищ, особенно Академии Художеств!.. И ничего не могла добиться, везде отказали. Бедняки -- вся моя надежда. В них лучшее понимание моей идеи, чего я хочу. И так мне хотелось бы танцовать именно для беднейших учеников. Но я могу дать труд даром, пусть же дадут даром зал.
   Неужели в Петербурге не найдется?
   Я смотрел на карточки детей: с греческими простыми повязками на лбу (ленточка, "диадема" древних), в кой-чем вместо наших панталон, лифчиков и всякой чепухи, они казались рожденными от лесной нимфы, где-то странствующей между озерами Эри и Онтарио.
   Милая Дункан. И да будут счастливы ее дети. И да будут веселы ее ученики.

1913 г.

   
   Впервые опубликовано: "Новое время". 1913. 16 января. No 13236.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru