Розанов Василий Васильевич
Воскресение Христа - воскресение народов
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 11/08/2021. 10k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Воскресение Христа
--
воскресение народов
Для христиан всей земли сегодняшний день есть
годовой день
, но для славянского мира, для православного мира -- сегодня
вековой день!
Ибо с "воскресшим Христом" сегодня будут на всем Востоке, на языках сербском, болгарском и эллинском, поздравлять люди,
сами воскреснувшие!..
Это чувство
воскресения
прокатится сегодня таким могучим валом, такою высокою волною по равнинам русским, по низовьям дунайским, по предгорьям балканским и карпатским, охватывая и языческие горы Пелион, Оссу, Олимп, Тайгет, -- как этого не было в прошлом и не будет в будущем году, как это было еще только раз в светлую Пасху 1877 года, -- когда было первое
поднятие
усопшего Лазаря в гробу. Ныне же Лазарь не "поднялся" только, увитый пеленами, в гробу своем, а
вышел вон из пещеры.
Вот разница. Прошло 36 лет, треть века; и, можно сказать, "судьба совершилась"; сказать это можно в том же
полном и определившемся виде,
как мы говорим это о "вышедшей замуж девушке" и о "поступившем на должность" молодом человеке. До этого было что-то такое, чего нельзя назвать
бытом, жизнью, судьбою;
было ужасающее
зависимое состояние,
и каждый понимает лично, что это такое в отношении личности, одного человека или единичной семьи. Люди
связаны
-- в движениях, в думах, в вере. Все смотри "из рук другого", все зависит "от расположения
другого
": счастлив и милостив он -- будет
хорошо и тебе,
а если ему худо или просто он худо себя чувствует, худо себя сознает -- то прежде всего
худо тебе,
ибо он
на тебя перелагает все свои несчастия
и даже на тебе
отражает свое настроение.
Что же это такое? Всякое движение есть собственно полудвижение, и всякое дыхание есть полудыхание. Это -- в собственном смысле
болезнь:
и славяне и греки Балканского полуострова были
больные
по политическому положению своему. Сравнение с "воскресением Лазаря" их судьбы за последнюю треть века есть не аллегория, а действительность. Были больны, были мертвы; стали оживать и вот воскресли!!
* * *
Без всякой гордости, но с истинным восторгом Россия может оглянуться на "этот пройденный ею этап". Кому в Европе нужна была судьба славян и православных? Никому не нужна и всем враждебна. Никакому не подлежит сомнению, что ни одна страна в Европе не пошевелила бы пальцем для освобождения христиан Балканского полуострова, и оставаться вечною "райею" под турецким игом, а затем в случае разложения Турции быть проглоченною Австриек) -- такова была естественная и неодолимая судьба их. Самое разложение Турции едва ли совершилось бы, если бы не хроника войн с нею России. Владея не только Балканским полуостровом, но и теперешнею южной Россиею, владея Крымом и Кавказом, Турция являла бы собою консолидированную мусульманскую державу, единую, неразделенную, слитую одним бытом, одним фанатизмом, одною религиею. И скорее она грозила бы Европе, как это было все время, все века до начала XVIII века, нежели сколько бы то ни было быть угрожаемою и потрясаемою со стороны Европы и христианства. И только связь "христианской и православной райи" Балканского полуострова с начавшим вырастать колоссом севера подточила силы Турции. Она подточила их самым
бытием этой связи,
самым существованием этого
племенного единства
и
религиозного единства.
Был один язык и одна церковь, те же посты и то же богослужение у раба забитого и заколоченного, почти возле самых стен Константинополя, и у русских царей в Кремле и потом на реке Неве. Раб стал обращать свои вздохи к северу; северный колосс стал зорче присматриваться к "турецким делам". И осторожно стал ходатайствовать, просить за "райю", а затем стал вмешиваться "в положение турецких своих единоверцев" и наконец повел войны. От Петра Великого и до Александра II ведется ряд непрерывных войн, и, в сущности, это была лишь одна война с перерывами, одна борьба с временными "замирениями" на протяжении двухсот лет, плодом которой и явилось теперешнее освобождение Балканского полуострова.
Турция разложилась. Славянский и греческий юг воскрес.
Собственно ни одно европейское государство -- ни Англия, ни Германия, ни Франция или Италия не "сделали такой политики", как Россия, с результатом освобождения целого мира народностей, целого ряда молодых народов, оживления и преобразования целого огромного полуострова, стран древнейшей, еще дохристианской культуры и затем стран первоначальнейшего христианства. Это можно назвать истинно аристократическою политикою, истинно историческою политикою. Вся западная политика отличалась неизмеримо более мелочным характером; мелочным или торговым или узкоэгоистическим. Вспомним знаменитые войны "за испанское наследство", "за австрийское наследство". Они тянулись долгие годы и поглотили жизней не менее, чем наши освободительные войны против Турции. Вспомним также династическую войну "Алой и Белой Розы". Затем, -- западные войны были
расширительные,
-- "в свою пользу". И наконец, последняя группа войн -- религиозная, между исповедниками разных церквей, с тяжелым фанатизмом. Сюда присоединяется еще самая кровавая группа войн -- это войны политических честолюбцев, "лично для себя". Таковы были нелепые войны Карла XII и безумные войны Наполеона. На первый же взгляд, при первом обширном и обобщающем взгляде очевидно, насколько войны России были благороднее, содержательнее, великодушнее, человечнее, идейнее.
Русское общество лишь по общечеловеческой слабости "не ценит своего", и мы косным языком повторяем косную фразу:
"У нас все хуже".
Напротив, на Западе и не было других войн, чем какая велась у нас Елизаветою Петровною с Фридрихом Великим или -- в колоссальном масштабе -- чем какая у нас ведется между Скворцовым и его миссионерами и нашими старообрядцами и сектантами. "Освободительная политика России" на Балканском полуострове поистине есть тот "пророк, который не слушается в отечестве своем", -- если принять во внимание плоское, враждебное и глумливое отношение части нашего образованного общества к славянам, к православию и к русской исторической политике.
* * *
Но для православных Востока этот год был годом не только физического, но и
нравственного воскресения. Высвобождение
может прийти с разных сторон, освободиться можно
разными способами...
Вся Европа пришла в восторг от героической войны южных союзников против Турецкого Владыки, -- войны воистину благородной и по возвышенной цели ее, и по братскому чувству южных народов, которые, кидаясь на штурм старой твердыни, помнили не "каждый
свое
", а только "
одно общее
у всех". Война южных народов за свое освобождение воистину беспримерна в новой истории по ее энтузиазму, по героизму, по множеству единичных подвигов самоотвержения. Новая Европа, давно и незаметно для себя погрязнувшая в мелочных меркантильных расчетах, привыкшая вести даже войны по соображениям торгового и промышленного соперничества, -- удивлена была и до известной степени обновилась духом, увидя в борьбе южных народов присутствие того старого идеализма, каким когда-то и сама толкалась в борьбу и сражения. Все смотрели на эту войну с чувством
нравственного освежения.
Это в высшей степени важно. Важно, когда народ
рождается благородно.
Аристократическое рождение накладывает печать и дух свой на всю последующую судьбу рожденного. Но "родиться благородно" для нации, для государства и политической системы -- это именно родиться "с оружием в руках", смело и прямо, мужественно и честно, не держа "камней за пазухой" и не произнося лживых слов... Большинство-то политических рождений бывает именно таково; и жизнь одного, воскресение одного обычно сопровождается убиением братии своих, соседей или слабейших народностей вокруг. Так вся Германия родилась на костях полабских и других славян, Австрия -- на развалинах Богемии, на захвате южных славян... Совершенно не то мы видим на Балканском полуострове. Турки пришли и залили только сверху небольшим господствующим слоем массу славянских и греческого народов; но народы эти, благодаря именно присутствию на севере единоверного и единоплеменного колосса и "надёжи", -- не умерли в отчаянии до конца. "Конца" не было и "смерти" тоже не было, пока
была
Россия, -- просто только
была, жила.
Народы замерли, но не умерли. В ряде войн Россия начала "отваливать камень" от гроба. И только обмерший, но не умерший Лазарь в этот вечно памятный 1913 год сбросил камень окончательно, и вместо "смертных пелен" все увидели его в пасхальной одежде... Ризы -- белые, и струи красного текут, не марая, но оживляя, по ним.
Что делать. Все живое рождается в крови. Это какая-то тайна и загадка мира.
"Смертию смерть искупив"... с каким чувством эти слова пасхальной песни прослушаются везде этот год на Востоке!!! О, погибшие на штурмах и в сражениях братья: как вы драгоценны останетесь на все века потомству вашему, всей Болгарии, всей Греции, всей Сербии, всем южным славянам и всем грекам, без разделения. Поистине, вы "приложились к Спасителю", повторив в земном и малом виде его великое и мировое искупление: и вы "смертию своею искупили братии своих", детей своих, все потомство свое, целые народы и цивилизацию.
"Вечная вам память!" "Вечный покой", -- труженики и страдальцы! Имя ваше и судьба никогда не изгладятся из сердца живых и из сердца будущих рожденных соотчичей и единоверцев ваших, которым всем вы дали --
воскресение.
"Христос Воскресе!" -- "Воскресе славянство!" -- сегодня будем здороваться этим двойным возгласом. Христос Воскресе, читатель, и весь русский народ!
Впервые опубликовано: Новое время. 1913. 14 апр.
No
13321.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 11/08/2021. 10k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.