Розанов Василий Васильевич
К Религиозно-философскому собранию 19 января
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1914
Обновлено: 27/08/2021. 14k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
К Религиозно-философскому собранию 19 января
Я был уверен, что в заседании "Религиозно-философского общества" 19 января вопрос об "исключении Розанова" пройдет гладко, т.е. я буду "гладко исключен" при пассивном несопротивлении членов общества совету общества... Вот подите же: под старость лет любишь даже отрицательные качества родного края. "Исключить?" -- "Да, конечно". А почему "конечно", -- никто не знает и никто не спрашивает. И вот странно: любишь эту русскую пассивность и "на все согласие". Так я вижу свою тихую и милую страну, раскинувшуюся по всем далям. Шумят "чужие" в ней. Командуют. Повелевают. А русский мужичок сидит и говорит: "Ладно". Но ошибся бы, кто подумал, что в этом "ладно" нет
своей
мысли и тихого упора
своего
желания. Все есть, друзья мои. Но не шумит и не кричит о себе русская душа.
"Наши реки тихие, и души русские спокойные".
Я безгранично благодарен свящ. Н.Р. Антонову (автор большой книги: "Русские светские богословы"), Вяч. Ив. Иванову и С.А. Алексееву (писатель "Аскольдов"), заговоривших в смысле "неладно"; благодарен товарищеским чувством к старым товарищам былых собраний 1903-4 годов. Были и еще сочувствия. Звонили по телефону. Всем спасибо. Признаться, и мне внутренне казалось все дело "неприличным" (Вяч. И. Иванов), и я потому отказался "тихо выйти", чтобы "определенная общественная группа" (не могу без комизма произносить такую формулу) сделала явно ложный шаг. "Они такие праведники, что им не мешает иногда и ошибиться". Собственно, запротестовавшие члены общества предупреждают это неприличие и тем оказывают положительную услугу Совету, охраняют его. Помилуйте: В 1903-4 гг. я был очень враждебен церкви и, так сказать, самым фундаментам ее. Ну, "и так далее"... Меня очень любили. Хвалили. Общество именуется Религиозно-философским.
Теперь
я стал ("Уединенное", "Опавшие листья") несравненно религиознее. Все виднейшие члены совета общества: Мережковский, Карташов (читает лекции по истории церкви на Бестужевских курсах), Философов, -- так сказать, не снимают с себя зерцала "христиан". Они даже создали специальную "Христианскую секцию"
при
"Религиозно-философском обществе".
Хорошо. В чем же дело? Вдруг "Розанов
христианин
" почему-то сделался нестерпимо
неприятен
"совету общества". Внутри и про себя я теперь подозреваю, что названные лица уже в 1903-4 годах не были чистосердечны, не были
открыты даже ближайшим друзьям своим;
что слова и призывы к "Третьему Завету" имели в виду ослабить и подорвать "Второй Завет" (христианство); что опирание себя на Апокалипсис имело в виду ослабить трех евангелистов и вообще Евангелие. Не
прямо
это сделать, а--отвлечь внимание, интерес, веру, горячность. "
Забудем
это... а там --
посмотрим
"...
Признаюсь, в этой сложной игре я не был участником. Просто, уже в 1903 -- 4 годах я не понимал, "где я сижу". При
так поставленном
вопросе я бы испугался. Но тогда до чего понятна тогдашняя непрерывная ласка, меня окружавшая. Они хотели, чтобы я делал
их дело
, а они сами, слегка оспаривая меня, оставались бы "вполне православными".
Не выдаю этого за достоверность. Это только моя догадка. Ею только я могу объяснить все, что потом произошло в обществе и после чего половина участников (и я в их числе) почти перестали посещать собрания.
Пошла "общественность" и "так далее". Хорошо. Но ведь общество-то продолжает именоваться
религиозным
и
философским?
Я выступил в деле Бейлиса. Суд, юриспруденция; был "ритуал" или "нет"? Все это, т.е. мое выступление здесь, есть решительно
мое частное дело
, мое
личное дело;
дело сил
моего ума
и
исторических догадок
. Общества
религиозно-философского
это вовсе не касается, насколько оно
носит свое имя
и насколько оно вообще не пользуется чужим паспортом ("чужой вид", маска, обман). Не только совет общества, но и
никто в мире
не может даже быть недовольным моим выступлением в киевском процессе, ибо у всех есть перья, ум, знания, -- и
спорь, опровергай
меня, но на что же негодовать?!
"Розанов высказал общественную непорядочность". Я сказал мысленно "ладно". И приготовился к исключению. "Исключение Розанова" я понял как "очередную приветственную телеграмму" тому, в честь коего (сегодня мне сказали по телефону) выбита
медаль с его портретом и еврейскою подписью
(Бейлису). Я мог только подумать:
-- Сидите тихо, русские. Бог с ними. Пусть шумят, увозят за границу, покупают в Америке имение и даже выбивают в
честь
героя бронзовую медаль (серебряную? золотую?), с которым мало ли, много ли, прямо или косвенно, связаны
три детских смерти:
Андрюши, Жени и Вали. Пройдет мутная волна. Опять море будет ясно. И на ясной глади исторических вод всякий рассмотрит
белое
и
черное.
Посему "исключение Розанова" я совершенно простил (внутренно) Совету ("очередная телеграмма Бейлису"), как молодое ребячество. О ребячестве говорили и торжественно-сухие, с "милостивым государем", письма Карташова (были приятелями), где так и зрилось: "пишу бумагу за нумером" и "отвечай официально". Все это -- детство, конечно не с моей одной точки зрения.
Но и не в этом одном деле. Просто, мы разошлись
возрастами.
В молодости хочется погулять. Посмотреть чужие страны, веры.
Для берегов
отчизны дальней
Ты покидала
край родной...
Все мы ищем "вдали" свою отчизну, строим или относим мысленно "свое гнездо" как можно дальше: и, может быть, это только инстинкт любви и тайные пути "влюбленности", которая всегда ведь приходит "издали", "с края света", часто -- "не из своего сословия" и не из "своей веры". Ну, любовь или любопытство ума, а только в молодости мы улетаем и разлетаемся, не оглядываясь на родину. И родина терпеливо нам отпускает это и все молчит. Все молчит отечество. А уж мы-то его поругиваем. Ругал ее Грибоедов, и после двенадцатого года написал: "Это все --
Скалозубы
". Гоголь поправил: "Это -- хохочущий и глупый генерал Бетрищев: он пишет "Историю о генералах 1812 года". Родина все молчит. -- "Помещики?" -- Да кто же они, кроме Хлобуевых, Тентетниковых и проч.? -- Разве из
инородцев,
-- Костанджогло, Штольц". Так и не пахал никто Русь, никто не умел торговать, строить заводов, и Бог весть кто управлял Россией. Послушать писателей, все сто лет один Мережковский был, и как ни пытался обновить Россию -- ничего не вышло. "Пустынная и глупая страна". Щедрин подтверждал: "Да. Это головотяпы. Страна головотяпов".
Молчание. Терпит родина.
Упоена литература своими подвигами и отрицаниями.
Нужно было "Розанову прийти в 58 лет" и сказать тихо:
-- Господи, до чего все это
глупо!
-- Да не "головотяпы", а -- русские, продиктовавшие Далю все им записанные "Говоры русского языка". И не "Костанджогло", а
Мальцев
основал колоссальную промышленность, -- целый городок заводов, в Жиздринском уезде; соединивший эти заводы
рельсами
, заменивший государственные кредитки "квитанциями своей конторы" в целом уезде; кормивший этот уезд, осмысливший этот уезд. И он был
кто?
Генерал николаевской школы, той школы, где по рапорту Шелгунова, Шашкова и Лемке были только "николаевские жандармы", "дранье шпицрутенами", прогонянье "сквозь строй".
-- А!.. Севастопольская кампания!! -- кричат писатели.
-- А, Цусима!! -- кричит (кричал несколько раз в Рел. фил. собр.) Мережковский.
-- Господа хвастуны. Да из-под Цусимы Мережковский тоже
бежал бы
. А Философов Севастополя тоже бы
не отстоял
.
"Побежишь, когда все бегут". Испугаешься, когда
все умирают
.
Так это -- страшно, а не смешно.
И представилось мне отношение родины и литературы позорным, -- но не для России, а --
для литературы
.
Она
малодушествовала
.
Она
была мелочна.
Она не
подпирала плечом.
В объеме своем, в содержании своем, в "Тысяче русских писателей" (параллель былым "Ста русским литераторам") она состоит из крючков, придирок.
К выпушкам, петличкам, орденочкам.
К мелочам и мелочам, пошлостям и пошлостям, забыв один великий предмет, одну великую тему:
"Россия как-то
стоит
".
"Россия
чем-то
строится".
"Россия --
есть
".
--
Есть!
-- И литература решительно прячется со своими, в сущности, "анекдотами", дальше смысла которого она не пошла и выше уровня которого она не поднялась (кроме "Войны и мира" и вообще разных вещей писателей-
не-отрицателей
).
"Полицейский"-то был не в полиции, а в Щедрине: это он "придирался к публике на улице" и кричал "осади" (перед ним). А смиренный полицейский мерз себе на углу двух улиц и носил в обшлагах шинели "бумаги" из суда к подсудимому. Проклянут меня, но я все-таки скажу: "Да
всякий
полицейский имеет более
достойное человеческое
существование и более полную биографию, насыщенную заботой о ближнем, чем препрославленный сатирик, обозленный на то, что у него служба не вышла".
Но оставим судить лиц и обратимся к "вообще".
"Вообще" было
глупо
, и оттого, что
вообще
у
всех
было на душе само-упоенно-счастливо. А тетерев, счастливствуя "на току", ничего не видит; и суть литературы в том, что она
просмотрела Россию.
Да
где
же она отразила Мальцева? А ведь
таких
было очень много, -- десятки, сотни. Может, с тысячу наберется по всем губерниям. Да я, прочитав страничек десять о Чижове в "Истор. Вестнике", был поражен
красотой, умом, разнообразными талантами
этого промышленного деятеля (Кострома, железнодорожник, славянофил, мужественный в прямоте гражданин). А ведь я этого мира совсем не знаю, только случайно "клюнул".
Религиозно-философские собрания "критиковали христианство". И были резкие, грубые выходки против духовенства Мережковского, раз приведшие в замешательство И.Л. Янышева. Но он не подумал:
--
Где-где
в безвестном уголке не умирает человек на Руси: в Сибири, Ташкенте, Вологде, в селишке, в кабачишке, так где-нибудь в трущобе или в благочестивой крестьянской избе, --
неизменно придет
к нему священник, спросит у него о тягости душевной перед смертью и облегчит эту душу.
Какой час!
Всем!!!
Господа, так это
чего-нибудь
стоит.
Стоит
ли?
Литература кричит:
-- Ничего не стоит перед нашими заслугами!
-- Ибо мы осмеяли.
-- И мы прокляли.
Ну, тут возьмешь крест и калоши и уйдешь вон.
-- Оставайтесь, господа, в своем счастье.
Расписался я и тороплюсь кончить. Вот этот "поворот 58-летнего человека" (простое действие
возраста
), который в смысле "критики" видит ничуть не короче их (молодых), но думает, что выше его "критических способностей" стоит страшная масса народа, которой жить
так тяжело
, и в тяжелой, запутанной и часто страшной жизни его "научает" священник, просвещает "святое покаяние" и "святое погребение", и защищает "господин урядник с тесаком" (церковь, государство), -- этот-то мой поворот, выраженный Пушкиным в строках:
Но
ближе
к милому пределу
Мне б все хотелось почивать, --
и выводил давно из себя ребячествующую юность Религиозно-философских собраний. И они почувствовали себя "настоящими литераторами", -- постановив торжественно "исключить Розанова". "Тут и Кондурушкин". Вообще "они все". Ну и "ладно". И пора кончить. Остаюсь с попом, дьяконом, мужиком. Уважаю "до земли" ремесленника и рабочего, -- если он не развращенный евреями социал-демократ. Вполне уважаю полицейского (пусть проклянут). Эмигрантов в Россию не пускать. За литераторами надо присматривать (для
их
же пользы, а то совсем обгадятся). Ну, вот, --
Таков, Фелица, я развратен.
Сильнее
нас всех
Русь -- вот что нужно сознать. Ну, это не трудно, а вот что тяжело для молодости и личных самолюбий, для
эгоизма
литературного: что она нас
чище
и
прекраснее
. И много в ней смысла. И
есть чему
в ней послужить. И потому это все, что:
Русь -- природа, "от Бога", "с Божьими дарами". И зародилась она с времен, "когда Бог делал планету".
А
мы
, писатели и общество по клубам, -- искусственное. Французские цветы на проволоке, да и то "жид делал". Умрете, господа, поп откажется хоронить, и разнесет вас ветер {Во вчерашней статье "А.С. Суворин и Д.С. Мережковский" -- описка: вместо "недостаточного благодетеля" читай -- "человека, у которого чего-то искал и не получил".}.
Впервые опубликовано: Новое время. 1914. 26 января.
No
13605.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1914
Обновлено: 27/08/2021. 14k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.