Розанов Василий Васильевич
На концерте В.В. Андреева

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В.В. Розанов

На концерте В.В. Андреева

   Ну что же тут "говорить об Андрееве": он давно вышел из стадии нужных рецензий. Труд земледелия кончен, могучие прессы выжали из виноградных кистей сок, вино розлито: и теперь он пьет его и угощает им. Все, конечно, хорошо: балалайки плакали в "Травиате", переливались мелодичным звоном и тихим пением молитв. "В монастыре", замирали в "opus 5" Чайковского... И душа самого требовательного слушателя наслаждалась "нашими" балалайками как бы самым выдержанным оркестром смычковых инструментов.
   Все это "конечно" и "говорить нечего"... Труд окончен для В.В. Андреева, и он вошел в пору торжества, -- надеемся, долгого.
   Я сидел так удобно, что видел его дирижирование, чего за спиною артиста, в самом зале, не видно. Это удивительно и волшебно. Мастерство дирижирования -- труднейшее и волшебное. "Играет" собственно дирижер, а каждый порознь инструмент -- только выполняет. И каждый в оркестре видит свое, слышит свое, занят своим: и один дирижер слышит все и знает все, и это он "подает публике музыку". Удивительно. Оркестр -- печка, дирижер -- повар; "печет" она, но "готовит кушанье" -- он...
   "В нежности-то и сила, -- думалось, глядя на В.В. Андреева с его палочкой, похожей по тонкости на стрелу или хлыст. -- Кошка, кошка, играющая с мышью!.. Как бесконечна твоя игра!.. Как утомительна, работна для подчиненных! А тебе, усатый кот, только наслаждение"...
   Теперь -- да! А был и мой черед труда, выработки, приспособления... Теперь каждый прыжок мой -- легок и, кажется, ничего не стоит: но чтобы дойти до этой легкости, нужно было ползти и не спать ночи и дни...
   Так чем-то хищным, кем-то хищным, стоял он над оркестром. И оркестр плакал, звенел, переливался, вздыхал едва слышными вздохами...
   "Это наши-то балалайки".
   Как и всегда, зал имел что-то в себе не концертное, а бальное. В него собираются не слушать и трудиться, а слушать и наслаждаться.
   "На Андреева мы идем не чтобы слушать ученые упражнения на звуковые темы, а чтобы слушать и отдохнуть"...
   Где-то я услышал полушепот за спиной:
   -- Я приехала сюда совсем больная: а сейчас чувствую себя не только здоровой, но точно и никогда не хворала.
   "Поднимало" зал, поднимало -- "все"... В самый зал распространилось то одушевление, которое царило в оркестре. Входя "в концерт Андреева", точно идут в какой-то вихрь, чтобы унестись, закружиться и забыться. Вот отчего, я думаю, концерты Андреева имеют в себе необъяснимую психологию бала, и в них приходят одетые по-бальному.
   
   Впервые опубликовано: Новое время. 1914. 9 января. No 13588.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru