Розанов Василий Васильевич
Уголок Капитолия у Александра Свирского
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1914
Обновлено: 23/08/2021. 10k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Уголок Капитолия у Александра Свирского
Хмурится небо, червится земля... Взглянешь под ноги, и захолодеет сердце... "Какие
надежды?
Какая
действительность?
Но поднимешь лицо на солнышко и скажешь: "Ничего"... "Все оно обсушит и всех сохранит".
Взглянешь на "сегодня": кажется, погибло все. Оглянешься на век: и увидишь, -- все стоит по-прежнему.
Мне случилось эти дни прикоснуться веку. Очень просто случилось: не захотелось дома встречать Новый год, с вином и конфетами. И мы отправились "всем домом" к Александру Свирскому -- подворье Олонецкого монастыря, на Николаевской улице. И на другой день, в Новый год, пошел туда же к обедне.
Писатель -- человек рассеянный. Мало видит. Мало слышит. В возмещение дан ему пристальный глаз и впечатлительное ухо. И я передам, как мне показалось...
"Встреча Нового года" была трудна. В огромную и какую-то неуклюжую церковь, притом с высокой и крутой лестницей "загибами", набилось столько народу, что молитва решительно была неуютна. Из-за стены (так неуклюже устроена церковь) службы не было видно, -- священника, алтаря -- ничего не видно. Только пение, иконы и множество свеч... Но решительно устала рука передавать свечи: их подавали пуками -- "К празднику!" -- "Богородице", -- "Спасителю", -- "На канун" (за покойников, память). И как-то разом и быстро, без отдыха. Еще такого одушевления "ставить свечи" я никогда не видал. Может, связывается именно с
новым годом
. "Здравствуй, новый год!" или "будем весь девятьсот
четырнадцатый год
ставить так же усердно свечи" (пожелание). Не знаю. Но этот быстрый порыв народный сделал то, что на душе стало как-то весело, и я был очень рад, что не встретил нового года "дома".
"Однако сколько народу набилось! Ведь все могли бы дома встречать, с конфетками, в шутках, остроумии и маленьком ухаживании за прекрасным полом. А пришли сюда --
постоять, помолчать
"... И -- послушать молитвы. Послушать Евангелие. "Хорошо".
На другой день я вошел в ту же церковь с другого более удобного хода,--и хотя стоял у самых дверей, все "богослужение" было видно. На душе было отраднее. И тут редким "чутким слушанием" стал вслушиваться в молитвы и зорким взглядом взглянул и на молящихся.
Все последние дни я был под печальным впечатлением учительского съезда (съезд
сельских учителей
), -- о котором печалится, вероятно, и вся Россия. И вот это тоскливое впечатление просто исчезло. Как "слезу утер" или "смахнул муху".
-- "Ничего, -- подумал я о съезде. -- Просто -- ничего.
Не было
ничего и
нет
".
Я увидел великое, даже величайшее явление. И -- помня Тита Ливия из гимназии, шептал: "Romani... Populus romanus"... "Вот
откуда
берутся Римы... Берется вековое стояние, великое терпение, величавая сила"...
Нет, я думал лучше этого. Имя "Рима" в точности мелькнуло у меня, но перед глазами стоял великий христианский народ, и все было уже новое, "после Тита Ливия", церковное... Но -- как стена, огромное, неповалимое, что перед всеми таранами выстоит, что устояло перед печенегами, татарами, -- "и вам, господин Бокль, не уступит"... Меня поразило единство молившихся, единство без телеграфа и почты, без газет и подписки "на ту же газету", вообще единство не условленное и не со вчерашнего дня, а с Отечественной войны и доселе...
И еще: полная радость этого единства, без свар, без споров, без "выяснения истины"... Точно многотысячная толпа, запряженная в одну упряжь, могуче дышала "вперед" и везла какую-то огромную поклажу за собою весело, без труда, единым духом и радостью.
А это, что они везут, -- "наша Россия", якобы "развалившаяся" и вся старая.
"Врете, подлецы, -- ничего не развалилось. Да и развалиться невозможно, пока есть Александр Свирский" (что за угодник -- и не знаю).
Все я плохо выражаю. Все не то. Было лучше. Было ужасно много
положительного
в содержании службы, в богослужении, должно быть, "с оттенками" на Новый год. Вслушиваясь в слова, я все думал: "Какие хлебные, вековые слова! И все -- такие добрые, светлые, серьезные и
положительные
. Ни одного
огорчения
в словах нет, никакой
злости
, никакой
досады
. Воистину -- никакого
отмщения
. А ведь мы все, на улице, и в том числе я сам, полны отмщений и гневов"...
"Как мы мятемся, а здесь -- все спокойно. И напряженно, возвышенно! О, здесь нет ни чуточки пассивности, косности, апатии, равнодушия, безразличия. Все полет, огонь. Но какой-то тихий вековой огонь".
Сзади услышал тихое пение. Оглянулся. Мещаночка. Средних лет. Вслушался: и дивное диво меня взяло. Она пела, не
вторя
словам, не вслед певчим, а в уровень с ними, ибо нередко было и чуть-чуть вперед, ускореннее. Между тем молитвы были не обычные, не "Отче наш". -- "Как, неужели она знает
всю литургию
наизусть?" Очевидно, знает. Сомнения не было. А я, учив в гимназии "богослужение", все-таки всего не знаю, да и почти все забыл. И тоже -- учив в университете "богословие".
Стал внимательнее вслушиваться в слова, с "педагогической точки зрения". Действительно, все огромные слова, благородные, не низкие, не "с театра", не из водевиля... О, тут не засмеешься, не улыбнешься.
О плечо со мной мещанин сказал барышне:
-- Здесь разговаривать нельзя. Разговаривайте дома.
Замолчала. А и сказала-то соседке чуть-чуть два слова. И он сказал, не серчая, а серьезно: "Разговаривать нельзя"... Слава Богу, что "разговаривать нельзя".
-- Да почему?
-- Слушаем божественные слова.
"Слушаем божественные слова", час-два. Лучше бы -- три! Явно, "лучше бы"!! Ах, вот
откуда
долгие службы, за которыми у нас "ноженьки болят", а народу чем дольше, тем лучше. "Кто же
устанет
слушать божественное", и кто устанет -- явно и не верит ничему "божескому".
-- "Не верит ничему божескому"... -- ничего. Пусть он даже называется "Боклем" -- он прохвост, татарин.
Такая стена народа стояла и так была жива она и единым духом дышала, что "Бокль" уравнялся с "прохвостом", уж извините, -- да и все они, "неверующие", уравнялись с прохвостами, -- уравнялись и "газеты без Бога", и "книги без Бога".
Может быть, преувеличиваю, но так дохнуло в меня дыхание народное. Стоят, океан, множество и "все, как
один
".
Шире взглянул я на всю церковь. Ни одного лица несерьезного!.. Ни одного в
сотнях
лиц -- рассеянного, скучающего, "зевающего по сторонам" лица.
-- О чем они
думают?
-- Да они не думают, а
молятся.
"Да. Тит Ливии прошел, и настала христианская эпоха. Но -- не позднее Константина Великого!" Чудо: в 1913 году я увидел толпу народа эпохи Константина Великого, этих римлян, этих фракийцев, но уже с русскими бородами и в русских одеждах. Но, ей-ей: все было серьезно и величаво, как при Константине Великом.
"Диоклетиан, Домициан, Максимиан, Константин"... А тут -- Александр Свирский. И --
одно!!! Там
и
тут
-- одно. "Вот и мещаночка подпевает, наизусть знает службу". Значит, -- нравится. Нравится ли? О, да! да! да!
"Что же ей нравится?"
-- "Нравится, как
было при
Константине!"... "Нравится, что выбрал разум Константина. Нравятся
слова
и
напевы
, какие
утвердили
святые греческие, римские, фракийские, русские". -- "Вот и Александр Свирский -- тоже".
"А нам нравится театр"... "Театр и еще кинематограф"... На "такое" мещанка и не оглянулась бы. А мещанин сказал бы: "Замолчи".
"Так вот как". И "мне" и "Боклю" замолчать велит. Чуйки и "так, в платочке"... Они почитают себя, -- да уверенно, твердо почитают, -- "просвещеннее", чем я и чем "История цивилизации в Англии" Бокля.
Просто диву дивлюсь. Не верю. Но ведь явно, что они своих "святых", и "Бога", и "Евангелие" почитают разумнее Бокля и, уж конечно, меня...
Не знаю, куда такую беду деть. Как же не "беда", если "я" -- ничего и "мы" -- ничего.
Еще оглянул море голов. Светлые, твердые лица. Точно век стояли и "выстоялись". И поднялось сердце во мне:
"Величавый народ!.. Вот он,
величественный
народ", к которому не идет еще никакое определение, никакая квалификация, ни один эпитет. Это -- не добродетельный народ, не святой народ, не красивый народ, может быть, даже не здоровый народ. Т.е. в смысле "может быть", а не "отрицаю". Но перед: одним поперхнешься в отрицании. Не скажешь: "Это маленький народ", "это пустой народ", "народ --
ничто
".
Это народ, который создает царства и воистину "держит небесных коней под уздцы".
Что-то царственное пронеслось в душе. "Народ-царь", "народ-царь". Просто, я его "видел", и этого "виденья" ничем не выскребешь из души.
Я пережил до того счастливую минуту, как не могу выразить...
"Капитолий... Нет, у нас есть свой Капитолий, и -- крепче римского Капитолия: "Царство Христово" -- и за стеной его дивный народ, с таким же лесом копий... и дум, и слова могучего: "хочу".
Впервые опубликовано: Новое время. 1914. 5 января.
No
13584.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1914
Обновлено: 23/08/2021. 10k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.