Революция французская имела много очень красивых эпизодов. И кроме того, была вся очень выразительна. Эта ее эстетика и привлекла всех. Как об актере говорят:
-- У него красивый грим.
При "красивом гриме" нравится самая плохая пьеса.
(лежу больной)
* * *
15.I.1915
Много лет я удивлялся, отчего Фонвизину, о "Недоросле" которого Погодин записал в своем "Дневнике", что его следует целиком перепечатывать в историю России 2-й половины XVIII века, -- не дали ордена Андрея Первозванного. "Недоросль" -- такой же факт, как управление, как присоединение Крыма, усмирение Польши, покорение Зап. Сибири, справа с Пугачевым. Не менее трудно и требовало не меньшего таланта.
Да. Не понимает это кту дает ордена. Таланта была много в "Недоросле", a добродетели никакой. В "Недоросле" не было "рано встал", "потрудился", "поздно лег". Царь награждает не таланты, а серый скромный труд на пользу ближнего.
В чем же дело?
"Дела" вообще никакого в "Недоросле" не было. Просто -- написал. Гениально -- да. Однако же написал -- и только.
А дело?
А, это совсем иное. Суть его, первоначальная суть и зерно:
-- Ко-ло-нна -- строй-ся!
-- Слу-шай мо-е-й ко-ман-ды!!
-- Ру-жья на ка-ра-ул!!!
И повернувшись и сам шагая:
-- Раз-два! Раз-два!
-- Ле-вый! Пра-вый! Левый-правый!
До пота. От зари до зорьки. И наконец, когда поджигаемые жидками студенты в косоворотках с красным флагом вывалили на площадь Казанского собора, то -
-- П-ли!!!
А, это трудно, это скорбно, это томительно. Этим зиждется царство и охраняется "мирное благоденствие" граждан города. И Царь, воспитающий не талант, а добродетель, говорит:
-- Дать ему высокий орден.
А Фонвизину и "нам" -- ничего. Вполне основательно.
Царство -- великий рабочий. С каким благоговением смотрю на выдачу пенсий на Литейном: старушкам, дочерям, убогим чиновникам. И я "фуксом" получил 49. Но я был правда почти болен, увольняясь из службы. Свидетельствовавший меня доктор сказал: "Он может помешаться" (и показал на свою голову). Присутствовавший от Контроля мне неизвестный молодой чиновник кивнул головой. И до чего нужно детишкам на чулки белые и одежонку. Безумно нужно. Служи бы я дальше в Контроле или учитель был -- я бы неизбежно помешался и был недалек от этого. Суворин немедленно меня отправил отдыхать в Италию, дав (подарив) 1000 руб. Я еще ничего у него не наработал и не заработал. А когда я зашел "наверх" поблагодарить и в конце "болтовни" стал говорить благодарность -- он не понял, о чем я говорю (т.е. забыл свое назначение и доброту).
(лежу больной)
* * *
21.I.1915
Ухи с налимом тоже нет в Зап. Европе.
~
Русский обыватель не отдаст ее за Habeas Corpus. Если бы ему объяснили, чту это такое, он сказал бы: "Я не понимаю, для чего это нужно?" Напротив, нет человека, который сказал бы об ухе с налимом: "не хочу".
Полиция "вторгается" в частный дом? Во-первых, она не "вторгается", а просто входит, -- и не в своих интересах, а в интересах "благоденствующего города". Как же иначе-то? И как изловить злого человека? Притом я не понимаю, "как применяется Habeas Corpus", п. ч. Шерлок Холмс арестовывал мошенников-баронетов на дому и обыскивал многократно частные дома. Без этого вообще нельзя в общежитии, и кому неудобны предосторожности общежития, тот не живи в нем.
В 1905 году (1904? 1906?) у меня был обыск. Подошли прямо к письменному столу "барышни" (падчерицы), выдвинули все 3 ящика и стряхнули содержание их в глубокий мешок и запечатали (понятые). Ушли. Я
был вежлив с полицейским офицером, и он б. вежлив. Ничего грубого, жестокого. Жена подняла было голос: и это мне показалось до того нестерпимо-деликатным в отношении офицера, что б<ыло> единственною минутою, когда я заволновался. Для человека невиновного обыск -- решительно ничего, а когда он виновен -- то для чего виновен? "Терпи" -- закон виновного.
Тут даже интересно сказать, как вышло дело, чтобы увидеть, кто же мошенники, "беспокоящие нас по ночам" или из-за кого "беспокоят".
Толстый, мягкотелый и окончательно глупый швейцар Никифор вошел на цыпочках и шепотом конфиденциально сказал мне, что "у вас эту ночь придут с обыском". Я выпучил глаза: как? что? почему? -- "Так что полицейский офицер сказал: придут с обыском".-- "Из-за чего??!!" -- "Так что, значит, револьвер хранится..." -- "Какой револьвер??? Хорошо. Уходи". И войдя в столовую и затем к "барышне" в комнату, где была и ее мать, -- сказал непонятное и удивительное сообщение швейцара. Мать -- безумно перепугалась (больное, и опасно, сердце), а "барышня", вся побледневшая, выдвинула правый ящик письменного стола и, взяв письмо из него, порвала в клочки и вынесла в сортир. Все так быстро, что я даже не спросил, чту это, -- не догадался о связи с обыском. Затем с нею сделался (с "барышней") невыносимый припадок, и был позван (приехал уже после обыска) по телефону наугад д-р Греков (хирург известный). Через месяц уже я узнал, что она дала свой адрес для пересылки письма, не к ней, но к революционерке к одной, бывавшей у нас "как друг" и родная в дому всю зиму:
-- Послушайте, -- не позволите Вы дать свой адрес для письма ко мне... Оно должно прийти на этих днях... Вы смотрите на штемпеля почтовые, -какого города: если из Ростова-на-Дону -- то ко мне... Ведь у Вас самих в Ростове-на-Дону нет знакомых?
-- Нет.
-- Значит, письмо не Вам, а будет мне. Если я дам свой адрес, то письмо перехватят и прочтут. А письмо -- ответственное... Хорошо? Вы же вне подозрения, и мало ли кто может Вам писать из Ростова-на-Дону?
-- Хорошо, хорошо. Пожалуйста, пожалуйста!
Письмо пришло, а революционерка эта (пропагандировала на фабриках), бывавшая у нас не менее как через два дня на третий или через день, на этот раз не была в течение двух недель и пришла уже после того, как и получено было "письмо из Ростова-на-Дону", и произошел обыск... без результата.
Ни о чем не догадываясь (рассеянность, занятость детьми, коих 5 и все учатся), мы продолжали дружить с революционерками (две сестры, жившие душа в душу друг с другом), и они обе опять "через день или два" каждая завтракали или вечеряли у нас, иногда ночевали у нас. "К которой шло письмо" и вообще она дала "закал барышне" -- не была очень развита: кончила гимназию, кажется с медалью, лютеранка,
атеистка и, кроме "рабочего движения" у нас и в Германии, ничем не интересовалась, -- и была скучна. Но ее сестра (тоже революционерка) была обширно образованная и, главное, развитая девушка, с знанием и любовью к Гете, с грезами и мечтами, с начатками и зародышами религиозных чувств. Она была "до того русская", что, нуждаясь для пропаганды обучать в одной школе на фабрике, -- перешла в православие. Она мне особенно нравилась, и, собственно, на этой 2-й сестре и была основана наша дружба с ними обеими. Вот, месяца два спустя, я спрашиваю эту "интересную" сестру, -- все опять-таки рассеянно:
-- Знаете, какая беда могла бы выйти. Ведь у Шурочки ("барышня") порок сердца: а об обыске она сказала: Если бы меня увезли и за мною затворилась тюремная дверь -- я бы умерла ("разрыв сердца").
Раз "не умерла", то и говоришь о "прошлом" спокойно. Я не упрекал, но у меня были слова: "Как ваша сестра была так неосторожна".
Она (талантливая) всегда была нежна, глубока (и мысли, и тембр голоса), -- и я был поражен, когда ее голос зазвучал холодно и формально:
-- Чту же, раз идет борьба и другие люди и сидят в тюрьме, и их даже казнят, -- то отчего же вашей Шурочке не сесть в тюрьму?
Я был поражен и не нашелся ничего сказать.
Но задумался. И нет-нет, все возвращусь к этому факту.
-- Положим, они борются? Но ни Шурочка, ни мать ее, ни я и вообще никто из нашей семьи не борется. Сочувствуем -- да. Их -- гонят. Отчего им не дать приют, не спрятать, не помочь в какой-нибудь мелочи, хоть спрятать прокламации, которых сам и не стал бы читать, или их дурацкий "типографский шрифт", коим они печатают свои замечательные произведения. "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Молоды. Борются. А я люблю видеть турнир. "Все же движение" и "меньше сна в нашей России".
И действительно, я сам взял бы и "шрифт", просто даже не интересуясь революцией. "Известно, обывательские люди", и как не порадеть "соседу".
Удивительно, что и эта, развитая и глубокая, не понимает, что нельзя третьих лиц совать в борьбу и опасность, когда они вовсе сюда не идут... Какая-то неразвитость, односторонность революционного понимания.
Проходили годы. И год на 3-й, 4-й я стал допытываться:
-- Да как произошел самый факт? Как он мог произойти???..
Письмо... "Из Ростова Б-ной" явно могло идти тысячи писем. Б-ной -- "отовсюду могли идти письма", в том числе "и из Ростова".
Так и сказали. Чего же тут особенного? Явно, письмо "Б-ной из Ростова" совершенно неуловимо для полиции, раз что "Б-на" не
значится в списках следящей полиции. Как же она могла схватиться "об этом письме?" Почерк? Ну чту такое один почерк среди ста тысяч почерков на письмах, посылаемых "вообще из Ростова". Разницы в почерках сотни -- двух сотен лиц -- уловимы. Но мне за небольшую свою личную письменную практику, т.е. приблизительно из 500 корреспондентов и почерков, случилось один раз встретить почерк, абсолютно совпадающий с другим уже известным почерком, но совершенно другого лица. Неужели же "там, где изучаются адреса" в самом деле "узнаются нужные письма по почерку". Нет, это может быть "удачно" и вообще "возможно искать" уже тогда, когда есть для этого фундамент, на других данных построенный. Тогда "легко находится" и "схватывается".-- Притом "пишущий -- виновен" -- ну, его и арестуй на квартире или произведи у него обыск. А если "его местожительство неизвестно", то откуда полиция убеждена, что он "непременно в Ростове"? Таким образом недостаточно "по почерку" перебирать даже 100 000 писем из Ростова-на-Дону, но нужно перебирать в 50-100 миллионах писем, вообще ходящих "по России". Уловить здесь оттенки почерков -- совершенно невозможно. А что "преступник N напишет письмо Б-ной", с которой он незнаком и она его никогда не видала, этого полиция вообще не могла знать; или, вернее, она знала, что этого не будет.
-- Чту же такое вышло и чту такое случилось? Да нет другого разрешения проблемы, как то, что сидевшая 2 (чуть ли не 3?) недели дома пропагандистка на фабриках -- поджидала ареста Шурочки, -- после которого и явилась бы к нам, с удивлением, негодованием на "подлое правительство" и упреками мне, как "я могу молчать, когда делаются такие мерзости". Я довольно рассеян и мог бы "вознегодовать" (ведь я о всем-тο догадался через годы) и из "ни то, ни се" в отношении революции -- перейти в ярые. Все они -- тусклые и бездарные, а у меня "перо в руках". Вообще я очень мог бы помочь, -- и меня и с других сторон "тянули". Тогда этот решительный удар, моя "ярость", горе семьи, "мать чахнет от увезенной куда-то дочери" сыграли бы свою роль. Я нашел бы "слова", которых у революционеришек нет, и "составил бы момент во влиянии на общество"... Словом, это очень понятно в счетах революции, которым горе и несчастие Шурочки и ее матери и всех пяти (еще малолетних) наших детей было нужно не само по себе, а как возбудитель ярости в видном русском писателе. Они целили совсем в другого зверя, и -- не "удалось", но кинули в жерло 7 человеческих, малолетних и больных, жизней.
Против их всех воли, и вообще на "них" не обратив никакого внимания.
Кто ж деспот? и где "обыкновенный мошенник", -- тот ли полицейский офицер с понятыми, который меня "обыскивал", или эти "друзья нашего дома", которых так искренно и глубоко мы любили две зимы? И из которых об идеалистке именно "мамочка" говорила: "Я ее люблю как родную".
* * *
22.I.1915
"Симпатии" не стреляют. "Симпатии" только разговаривают. И на них не нужно вовсе обращать никакого внимания.
(поляки, евреи, "общественность" около них и серьезное государственное управление) (лежу больной в постели)
* * *
22.I.1915
Карточного домика построить не умеют. Но зато надеются, верят и рвутся построить идеальное государство. И приговаривают, меланхолически глядя на небо с облачком: "Взыскуем Невидимого Града". И такая игра на сердце, что "мы -- самые лучшие".
(все "наши русские")
(лежу больной в постели)
* * *
23.I.1915
Вот разница: когда подсмеешься над чем-нибудь у духовенства, даже найдешь недостаток в Церкви, -- то как-то радуешься сверканию "ума моего" и вообще удаче, силе и победе. Но поистине чту миру за дело до "ума моего".
Напротив, когда скажешь о Церкви что-нибудь доброе, то чувствуешь себя как "выздоравливаю" или подал нищему или уговорил соседа не ссориться.
Или помог выхлопотать пенсию.
Чувствуешь, что сделал дело.
(на конверте, засыпая)
* * *
24.I.1915
С поляками и евреями надо так говорить:
-- Черт его знает это правительство: как медведь -- лезет на рогатину. А я боязливый: боюсь не только медведя, но и рогатину взять в руки. Берите сами и айда на косолапого. А я погляжу и если удастся -- то порадуюсь.
Чту же, если они так глупы, что ищут моего, 1/160 000 000 части населения, "сочувствия" себе, как будто оно что-нибудь значит в смысле "помощи им" или "опасности для России", -- то о чем с ними разговаривать? Это в случае "серьезно": но, кажется, это имеет значение в смысле "партизанской войны".-- "Будем выбивать по одному у русских и особенно -- из молодежи. Этого повесят или сошлют и вообще он погибнет. Вместо 160 000 000 русских -- их останется 159 999 999, и я ослабил врага моей Отчизны".
Иезуитское и немного ослиное рассуждение. Оно поправляется только одним практическим соображением: "Я займу место в русской службе, - и
с ним кусок хлеба себе и каши, -- если этого студента сошлют".
Это -- другое дело. И вот почему надо говорить им, как я советую.
(больной в постели)* * *
28.I.1915
...ни одной вялой строчки на таком неизмеримом протяжении всех трудов и с 1882 г. (кончил университет) -- ни одной вялой, безжизненной, плетущейся строки.
Удивительно. Вполне удивительное горение. Сколько же было "запасено в мне дров", чтобы сложить такой чудовищный костер. Целая барка, "беляна", как на Волге, и еще -- дрова, дрова, березовые, чтобы ярко пылали.
Елового -- ни одного.
Удивительно.
Я думаю -- удивительно и прекрасно.
"Я, м. б., и глуп, но во мне б. очень много дров".
(кроме где "я паралич" -- "Цель человеческой жизни"
и "О трех принципах человеческой деятельности")
(редакции по 3 каждая)
* * *
29.I.1915
Пахучесть половой сферы есть самое древнее ее качество, -- от тех времен, когда растения еще не отделялись от животных. И, поистине, ее суть и история покрывается стихом Пушкина:
...ее пленительная сладость
Прошла веков завистливую даль:
Вдохнув ее -- стыдливо рдеет младость,
Утешится безмолвная печаль,
И ветхая задумается старость.
Это немного не так, как у Пушкина ("К портрету Жуковского"), но "по нужде бывает перемена".
Самое древнее, изначальное качество пола. Все переменилось в нем: вид, формы, способы соотношения. Но это одно -- осталось.
И брезжит мысль: да уж то чаяние "размножения без совокупления", которое временами проходит и всегда проходило у старцев, в ветхих и порою в новых книгах, уж не есть ли "размножение через обоняние"?..
Насекомые переносят пыльцу цветков... И может быть, в Вавилоне та девушка, которая восходила раз в год на высокую башню и здесь в уединенной комнате проводила ночь, чая забеременить, -- не вдыхала ли запах особого таинственного Лотоса?
Чудеса были...
Чудеса будут...
(выздоравливаю)
* * *
29.I.1915
Выучить, чтобы куриный цыпленок научился плавать, а утенок -- хорошо бегать по земле, чтобы барашек начал мяукать, а кошка -- давать хорошую шерсть, -- в этом заключаются все усилия русских училищ, гимназий, университетов и даже наших несчастных родителей, несчастной русской семьи. Никакого нет рассмотрения и простого даже внимания к предварительным способностям, к детским и отроческим априориям; к "врожденным зародышам". Декартовская мерзость: "животное есть машина", а человек есть "мыслящий дух", "Cogito ergo sum"[1], эта типичная католическая и даже вообще христианская гадость -- проникает всю европейскую цивилизацию. Никакого понимания зерна, зародыша, роста, т.е. никакого понимания метода Элевзинских таинств. Никакого метода фалла, "встал", "заснул", "пробудился".
Школы должны быть не "реальные" и "классические", а их должны быть тысяча типов, удлинений, характеров, оттенков, характеристик. "Сколько ремесел, столько школ", "сколько душ -- столько методов". "В каждой губернии -- своя школа", даже -- "в каждом селе". Точней -- вся жизнь должна быть школою, мы должны вечно работать (с детства) и вместе с тем постоянно и до старости -- учиться. Оттого древние и прежние государственные люди, безграмотные, были так мудры и добродетельны, и оттого в новой Европе "из школ выходят только нигилисты". А жены -- флиртуют и не умеют к штанам мужа пришить пуговицы.
* * *
30.I.1915
Будущее сильнее прошлого...
Надежда сильнее воспоминания...
Реальная действительность больше свербит в деле, чем всякое почтение к бывшему, и одолевает всякую усталость...
Вот откуда рождается "прогресс"...
* * *
2.II.1915
Дарвин не заметил, что у природы блестят глаза. Он сделал ее матовой, она у него вся матовая, без масла и сока. А сок есть.
Природа с потухшими глазами. Бррр...
Он дал пакость, а не зоологию. И пакостный век поклонился пакости.
"Музыки не надо, есть граммофон": вот дарвинизм и история дарвинизма. Одно к одному.
Дарвин в высшей степени подошел к пошлости XIX века. Ведь он весь пошлый, этот век. О, как чувствовал я это с университетской скамьи. Гольцев, Макс. Ковалевский, Муромцев, розовенький Алексеев, П.Г. Виноградов. И когда был изобретен еще автомобиль, они все поехали на автомобиле. Полная культура.
* * *
3.II.1915
Веленевая бумага -- веленевая литература.
-- Нравится она вам?
-- Бумага? Нет. Противная, гладкая.
-- Нет. Не о бумаге. А литература?
"Веленевый Айхенвальд". "Авель убивающий"... (чту ему Гекуба?). Люди убивают, грабят, распутничают: а он все на веленевой бумаге... Молятся, каются, скорбят: а он все веленевые строки. Нет его хуже черта! Черт покается и к Богу прийдет, а Айхенвальд никогда не покается, и прийти ему совершенно некуда, п. ч., напротив, он ожидает, что все к нему придут и даже сам Бог признается во многих недостатках перед Его Величавым Величеством.
* * *
6.II.1915
"Поведение" и "образ мыслей" кур не входит ни в "да", ни в "нет" того маленького "Дома", в котором они живут: и так же точно не принимается во внимание ни поведение, ни образ мыслей ученых девушек Большим Домом, который есть их Отечество.
Ибо одни и другие "несутся".
Куры, однако, не замечают, что несутся: это происходит так, "само собой", что курица более замечает свое "поведение" и "образ мыслей", любовь и утехи ее, корм, насест и добрую хозяйку, высыпающую перед нею зерна. Именно это представляет узор жизни, краски ее, все "радостное существование". Да ведь так это космологически и есть: "курица "живет для себя" как Кант и Шопенгауэр с Ding an und fьr sich[2] и "Мир есть мое представление". Но с космологией смешано хозяйство: хозяйка, высыпающая зерна курам, делает это ради того, что они "несутся". И отечество строит курсы девушкам, п. ч. там устраиваются встречи, знакомства, загорается румянец, и вообще в этих условиях они лучше "несутся". А без следующего поколения отечество в сто лет бы вымерло и обратилось в пустыню.
Пустыни не нужно.
Нужен сад.
И вот оттого существуют курсы, куры, науки и несколько лицемерно приглашаемые туда профессора. Последние "воображают о себе".
Но поистине гораздо их важнее студиозус, приносящий на юно-девичью сходку потаенно бутылку "Bier"[3]. И девушки его встречают... и, ей-ей, это мило и прекрасно.
Deus mundum regit[4]: помните у Кюнера в 1-м классе?
(после исповеди, ночь)
7.II.1915
Удивительное, к "образу мыслей" относящееся, есть следующее:
Хотя бы мысль какую-нибудь я совершенно оставил, даже хотя бы наконец я ее возненавидел, тем не менее я "имею ее", т.е. так думаю, но думаю уже в виде слабого оттиска (как в типографии бледный оттиск) или оттиска поцарапанного, сбитого, испорченного. Но -- имею.
Как это может быть? В душе сохранилась возможность "стать опять в такое положение" к предмету или к жизни, в каком однажды она уже простояла некоторое время, которое ей стало уже знакомо, и вот будучи-то знакомым -- в сущности никогда не умирает.
...И не только в смысле "помню" этих мыслей, но и "люблю" этих мыслей: Сейчас я очень внимательно вдумываюсь в эту сторону души и вижу отчетливо, кто живет в ней, и "люблю" прежнего. Чту раз пережито -- никогда не позабывается вполне, а лишь покрывается пеплом, а еще чаще только забрасывается новыми дровами. Новые дрова как будто дробят, ударяют и гасят "обгоревшие уголья", но, в сущности, не только от них загораются сами, но и сливаются с их жаром и огнем, хотя и старым и угасающим.
* * *
7.II.1915
Либерализм сидит так же твердо на своем месте, как чиновник, и так же долго. Действительный статский советник сидел 35 лет, а тайный советник даже 50. Он умирает 73 лет, начав службу в 23 года.
Чему же я удивляюсь! Либерализму нет более 50 лет: и в этот срок "службы" действительного тайного советника улеглось 1 марта, Богучарский, 2-3 войны и "эпоха великих реформ".
Он "сидит"...
И "правит Россией"...
Все "за ним бегают", хвалят, оценивают заслуги.
Он "сделал нашу историю": Стасюлевич и его тесть Утин. У них сотрудничает Максим Ковалевский. Все "честь честью и чин чином", как улыбается моя Мордвинова (москов. курсистка).
(на обороте транспаранта)
* * *
7.II.1915
...да, но откуда же было взяться мудрости и достоинству? Литература не может дать ничего, кроме того, что лежит в среде. "Среда заела" -- это более чем к чему-нибудь относится к литературе.
Историю сделали генералы и митрополиты. Ниже волнение распространилось до архиереев и унтеров. Мужик и солдат прибавили сюда терпение и труд. Но "мы", от Гоголя до Философова?
-- Ничего.
"Никто" не спрашивал, никто с нами не советовался.
Никто. Ουδειξ, как сказал Улисс ослепленному им Полифему.
-- Скажи же, как имя твое? -- воскликнул несчастный.
-- Ουδειξ ослепил меня! О, мне так и было предсказано. Но я думал, что он огромный и гораздо сильнее меня.
Так Некрасов ослепил Диму Философова и Клейнмихель ослепил Грановского.
Тогда пришел Гоголь и стал хихикать. Пришел дьявол. Без добродетели. Но нельзя отрицать, что в его смехе была основательность.
(на обороте транспаранта)
* * *
8.II.1915
Да вся литература (наша) XIX века и не имела другого устремления, как выесть душу человеческую и основать на месте ее
ПУСТОСЛОВИЕ
-- Зачем вам душа? Вы пойдите в театр и посмотрите моего "Ревизора"... Как живут и какие парички носят провинциальные чиновники... Хи-хи-хи...
Демон смеялся. Бездушный демон. Коему нравились лишь "упокойнички" и непременно барышни (мужчины -- ни одного)... Публика повалила:
-- Ха-ха-ха... Го-го-го...
-- Хи! хи! -- пискнул Гоголь.
Чего же я плачу-то, что литература ничего не понимает, ничего не чувствует. Вполне естественно...
* * *
После 100-80 лет триумфов литературы Россия представляет колышущуюся утробушку, которая, осматриваясь по сторонам, дожидается:
-- Чему бы мне посмеяться?
Да, чему бы тебе, "утробушка", посмеяться, уж не знаю. Папаша и мамаша "продернуты", "земля своя" -- о, это главное "о-го!-го!-го!". Вера, Бог, небо.
Ха-ха-ха!!!!!.....
Остаются юркие жидки. С хорошим хлыстом за спиной. "Утробушка" знает, что хлыст больно сечет. И почтительно говорит:
-- Да. Вот это нация, давшая миру и Спинозу и Айзмана.
* * *
17.II.1915
-- "Тесть запретил мне писать что-нибудь сочувственное о христианстве, о церкви и -- как он выразился -- о "так называемом вашем отечестве".
(Стасюлевич)
-- "Я и не пишу. Не сочиняю. Он кормит меня. Я был бедный русский профессор. Теперь я богат. У меня дом на Галерной и дом на 2 л. В. О., в одном -- редакция, в другом -- типография. Склад книг, и вообще я видный в России человек. С весом и влиянием. Я -- Стасюлевич. Михаил Матвеевич.
Бедный завещал даже издать "Архив" бумажонок и письмишек к нему "важных особ", -- совершенно не прочтя между строк каждого письма: -- ты собственно бездарность, но в силе, и я к тебе обращаюсь с просьбой (следуют "пункты").
Бедный свободный человек.
Незаметно за ним присматривали "свои": Слонимский, его зять или тесть Венгеров, и вообще уже некрещеные. Но это было именно незаметное. В России все должны были думать, что они читают ученый академический журнал и настоящее "европейское просвещение", излагаемое профессорами и академиками, напр. академиком Пыпиным, а не кушают просто жидовскую "мацу", изготовленную на крови мальчика Ющинского.
Так 43 года продолжалась иллюзия. 43 года еврейской обработки русского общества. Вот что значит не очень хорошо жениться.
(рассказ мне, с замешательством, как вылетел Ляцкий, зять Пыпина, из "Вестн. Евр.". Из рассказа ясно было, что неосторожное слово Ляцкого доложил "Самому" тихий и симпатичный Слонимский)
Теперь посеянное взошло. На одно "Новое время" существуют еврейские
"Биржевые ведомости" (Пропер)
"Речь" (Гессен)
"Современное слово"
"День" (Кугелъ) "Петербургский курьер".
И Петербург представлен в печати не русскими, -- во всяком случае не русскими и не татарами, не немцами и чухонцами, а -- евреями. Знал хитрый Утин (директор учебного банка), за кого выдать дочку. И вот теперь-то я понимаю Глубоковского с "запретить по каноническим правилам" именоваться евреям христианскими именами. Ничего решительно не подозревая, я все время гимназии и университета и Ѕ учительства думал, что Утин, почти Уткин, -- конечно русский!!!
* * *
17.II.1915
Гении, таланты, полуталанты и просто очень прилежные люди соединены были в течение века общим качеством, что были
ПАКОСТНИКИ.
И они испакостили народную душу, народный быт...
Все 1) так хорошо писали, 2) были так учены, 3) графы, князья, профессора, поэты, журналисты, -- больше всего журналисты, -- которым решительно одинаково было:
1) Если муж верен жене своей -- скучно, если он изменяет жене -- занимательно.
2) Если молодой человек служит, занимается, строит дом и женится -- скучно; если он беспутничает, лодарничает и попадает на скамью подсудимых -- интересно.
3) Если девушка с брюхом до брака -- пиши роман; если после брака -- нет романа.
4) Если он ненавидит свое отечество -- интересный человек; если любит свое отечество -- что же о таком говорить?
5) Кто говорит, что человек -- небесное существо, -- пошляк; если он утверждает, что человек произошел от паука, осла, а мож. быть сделан из резины -- жмем ему руки.
6) "Ура" все ослиное
-- "провались!" -- все божественное.
И это сто лет, сто лет, СТО ЛЕТ, без передышки в Нью-Йорке и Петербурге, во всякой Кинешме и Арзамасе: -- но удивляться ли, что все стало
-- Главное -- иметь ироническое отношение к вещам. Ирония!.. Ирония!.. Вы ее имеете? -- о, тогда вы далеко пойдете...
(редактор новичку, принесшему рукопись)
Еврей:
-- Ха-ха...
Семинарист:
-- Го! го! го!..
(история русской литературы)
* * *
24.II.1915
Уже написано 2 листа (не согнутые, "полным форматом") ее красивым, твердым почерком, -- "не знающим колебаний". "Должно быть интересно". Когда раньше "интересного чтения" я поднял глаза на заглавие:
"ЗАМУЖНЯЯ ДЕВУШКА".
-- Чту ты, Надя, пишешь?
-- Чту задано, -- ответила она с достоинством. И, как нередко теперь (15 лет), на губах ирония.
-- Как "замужняя девушка"? Ничего не ответила.
В столовой передаю другим. Смеются. Когда она вмешалась:
-- Не "замужняя девушка", а -- "за-муж-ня-я жи-знь де-вуш-ки". Большая разница.
Смех увеличился. Но и "отражающая нападение" ирония на губах ее -- тоже увеличилась. Медленно повернулась и прошла в свою и сестры комнату, в то же время классную комнату.
Так идут "классы" и "сны" моих детей.
Ну, дети, -- спите и учитесь. Побольше спите, а учиться можно и "не очень". Чту там Надюшка написала на двух листах? Надо бы заглянуть. Но некогда: у самого -- срочная статья в газету.