Мое внимание, как некоторого "докладчика обществу", каковым по существу является всякий писатель, обращают на положение лиц, живших на попечении и на средства воинов, сражающихся сейчас за отечество, но которые не приходятся этим воинам ни родителями, ни детьми, ни женами. Таковы малолетние или больные братья, сестры, деды, бабки, -- изредка дяди и тетки. "Семья" и "дом" в укладе бытовом -- шире, чем в юридическом определении и чем стоит в правилах о пайке, денежном и натурою. Между тем явно, что внуки еще беспомощнее детей, что старуха-бабка слабее жены и матери, больная сестра или сестра-калека, слепая, безрукая, малолетняя -- не могут же и не должны помирать с голоду, когда их кормилец в 1913 и 1914 годах до июля месяца -- с этого месяца борется за отечество и "за освобождение Европы от германского засилья". Между тем не только правительство, т.е. государственное казначейство, не "взирает на сих" последних и слабых, но они оставлены вне ока зрения и земством, и частными благотворительными обществами, и церковно-приходскими попечительствами, учрежденными 20 июля 1914 года. Между тем этот недосмотр существует только у одних православных, -- и опять приходится сказать в свою сторону горестное "увы": и у католиков, и у лютеран таковым сородичам и "домашним" помогают приходы при костелах и при кирках, у татар -- общины при мечетях, у евреев -- кагалы при синагогах. Только у православных -- решительно никто!! Это уже отражается на зрелище быта, крайне печальном: количество нищих именно у православных -- всюду возросло по деревням, селам, городам. Лицо, сообщающее мне это, указывает на крайнюю необходимость поспешить скорейшим введением "прихода" у православных, тем более что Высочайшее повеление о разработке проекта положения о приходе последовало еще в декабре месяце 1907 г.
Не можем не обратить на это внимание как всех вообще лиц и учреждений, до сего предмета относящихся, так и специально нового обер-прокурора Св. Синода. Что же, в самом деле, с приходом и почему сей "воз" специфически и вечно без колес? Не движется ни туда ни сюда? И отговорка есть, что приход у нас, русских, находится в "делопроизводстве", и все-таки налично и в жизни -- его нет.
Впервые опубликовано: Новое время. 1915. 26 сент. No 14205.