Розанов Василий Васильевич
Упрощение программ
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1915
Обновлено: 03/09/2021. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Педагогика
Педагогика и вопросы образования
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
В.В. Розанов
Упрощение программ
Мне хочется сделать поправку относительно родительских комитетов при гимназиях. Те примеры их, которые мне привелось наблюдать, были чрезвычайно печальны, и, естественно, я сужу по "эмпирическому материалу". Но нужно быть весьма осторожным в этом деле.
Суть
дела заключается ведь в том, что
одни только родители детей
знают, видят и осязают
домашнюю сторону
гимназической работы; они видят то в "гимназии", как в государственном учреждении, как в "институте среднего образования", чего решительно не видит министерство, о чем понятия не имеет попечитель учебного округа и все в совокупности русские попечители учебных округов и чего не знает директор гимназии и весь учительский персонал (насколько они не суть в то же время и "родители"; но "чиновник" и "нормы службы" необыкновенно забивают "родителя" в человеке). Только
единственно родителям
видно, напр., разрушение здоровья учеников и учениц, изнурение физическое, истощение душевное, медленное
в восемь лет
перерабатывание живого, даровитого и оригинального мальчика и таковой же девочки в общеинтеллигентную балаболку, без своего взгляда, без своего глаза, с общими фразами... Видят превращение
живой природы
--
в пошлость. Опошление человека
-- вот страшная работа, которую работает восемь лет гимназия над учеником.
Потухший человек, потухшая душа
-- вот результат всех программ, всех учебных заведений, всех сонмов учителей и профессоров, довольно "заштампованных"... В течение 30 лет я размышляю над школою; 12 лет был учителем гимназии; и уже размышлял об "учебном деле", как ученик, присматриваясь к товарищам, анализируя себя, 30 лет; а все вместе, т.е., беря ученические годы наблюдения и самоанализа, -- получим
сорок лет... Сорок лет
наблюдения и размышления человека все-таки неглупого, а главное --
страшно внимательного;
и мне хочется, чтобы кто-нибудь воспользовался же этою массою работы, которая не всегда случится, не всегда будет "под рукою" у министерства и у страны. "Ненавидеть" у меня нет причин, ибо кто же будет ненавидеть счастье и воспитание своих детей: "мстить" у меня тоже нет причин, -- ибо все дети учатся недурно, две девочки и один мальчик ни разу "не оставались в том же классе" (одна из них -- уже кончила, и "с дополнительным классом", гимназию, две девочки "оставались" по одному разу в том же классе, чему я был "очень рад"). Привожу все эти подробности домашнего обихода для обоснования беспристрастия. Я действительно беспристрастен в этом деле и интереса личного не имею. Но у меня есть пафос общекультурный. В
то же самое время,
как я был педагогом и отцом пятерых учеников и учениц, -- я 1/2 века тружусь пером (и, след., мыслью) над темами общей культуры: философии ("О понимании", 737 стр.), истории, религии и литературной критики. Таким образом, случилось счастливое
совпадение центров,
-- которое опять же не во всяком времени, не во всяком десятилетии и не у всякого племени случится. Бог привел, что "глаз мой" (умственный глаз) поместился в самой
оси
того колеса, которое именуется всемирною культурою и спицы которого образуют великие отделы этой культуры. Молитва и алгебра, суд с адвокатами и церковь с богомольцами, семейная жизнь, журнальная работа, денежная нужда и фантазии поэта -- все это у меня "за пазухой", а не то, чтобы я это вижу "издали", -- не то, чтобы я сужу об этом "отвлеченно" и особенно с чужого голоса, как судят "другие", как говорят "в газетах", как говорят "в журналах". И вот мне хотелось бы, когда уже и смерть недалеко (59 лет), чтобы кто-нибудь воспользовался, чтобы воспользовалась наша дорогая Россия тем, что естественно открывается о "движущемся колесе" из его "оси", -- что мне случилось увидеть и о чем случилось догадаться, любя приблизительно одинаковою любовью почти все области культуры. Убеждение мое, -- самое глубокое, -- заключается в том, что
через школы теперешнего типа происходит засыхание души человеческой
и через этот процесс --
засыхание самой культуры человеческой.
Цивилизация гаснет -- в гимназиях, в университетах. В деревне, на ярмарке, даже в старом кабаке (с "гармоникой") -- она или цветет, или "держится на прежнем уровне". "Историю продолжает" даже и кабак: да! да! -- говорю это я, написавший столько против алкоголизма. В "кабаке" Мармеладов рассказывает страшную историю своей семьи, а Раскольников ее слушает, -- чего не случится в торжественном годичном заседании Академии Наук. Цветет еще жизнь в семье и в семейных историях ("Война и мир", "Анна Каренина")... Цветет она в любви (поэзия). Цветет она в окопах, "где наша доблестная армия защищает отечество", в нянях, купцах, в нетрезвом попе -- история все-таки движется, не остановилась, не умерла. О, какая безумная любовь к этой живой истории! !! Кто ее не любит, господа? -- кто не любит зеленеющего Древа Жизни, поистине "в раю" выросшего и поистине "насажденного" самим Богом... Святые чаяния религии, святые воспоминания человечества. Но есть одно проклятое место, где "Древо Жизни" более не растет: это -- школа. Наша школа, на которую... "положено столько усилий". О, -- вот
где
"песенки не запоют", "сказочки не расскажут". Где умирает
русский человек?
-- в школе. Он перерабатывается там в "интеллигента" и в "космополита". Где умирает "поэт в зародыше"? --
в школе.
Где умирает мудрец "еще в зачатке"? -- в школе. Да посмотрите на зрелище: так оно и
есть!
Вне "Древа Жизни" -- нет и талантов. Все прекрасное, живое, мудрое, поэтичное, героическое -- ex Natura, из Природы. Угасите ее, брызните мертвой водой на "
яичко
жизни" -- и вы сразу погасите всю историю. Погасите солнце. Вот погашением-то солнца и занимается школа, "столь культурно возделанная". Приносят в школу живое яичко. Это -- наши детки 9-10 лет: выносят из школы -- трупики, "протухшее яйцо". И -- ничего еще! Будьте уверены -- ничего "третьего". "Как превратить живое яйцо в протухшее" -- и есть
задача
школы, идеал ее, пафос ее. "С талантом и усердием выполняемый". Поразительно:
таланты
школы -- против
жизни.
Чем "талантливее школа", чем она "лучше организована", "тщательнее обдумана", -- тем меньше и меньше остается в ней "прежнего живого человека" -- этого сопливого Митьки с остренькими глазами, какого девяти лет привели в нее родители. "Где Митька?!" -- "Нет. Теперь это -- талантливый адвокат, со своими фразами". -- "Да
человек-то
где в нем?" -- "Господи: зачем "адвокату" -- "человек"? Адвокат "защищает" и кладет "гонорар" в карман.
Да
так
и везде. Зачем профессору "человек", -- теперешнему-то, который пикируется с Кассо? "Человек" нужен был Буслаеву, Менделееву, но теперешнему "ученому" "человек" вовсе не нужен. И вот -- история того, как "люди" постепенно превращаются и окончательно превратились в "адвокатов", "профессоров", "публицистов", стихоплетов и т.п. и т.п. Будьте уверены, никакой Диккенс теперь не напишет второго "Давида Копперфильда" и никакой Пушкин не задумается над образами Татьяны, Ленского и Онегина. То есть? Да -- Древо Жизни угасло, солнце не светит.
Почему? Как? да
иначе-то
как же? Ведь это -- "талантливая школа", "старательная и внимательная к ученику так утонченно, так научно, осторожно, медленно снимала "свое лицо" с того сопливого Митьки", но -- с
остреньким глазом
и с бездною живых зачатков в нем, -- и как бы кисточкою проводила по лицу его "шаблоны". "Вот мы тебе сделаем
глазки
", "вот мы тебе сделаем
ротик
", -- "будешь паинькой":
нерусский,
а -- общечеловек, "1/3 немца, 1/3 француза, 1/3 храброго римлянина, 1/3 художественного грека, 1/3 христианского попа". -- "Вот -- Закон Божий, вот -- латынь, вот -алгебра". Тянут сопливого Митьку, тянут по восьми направлениям. "
Не больше
1/3 попа,
не больше
1/3 римлянина..." Как
больше
-- так беда! Вон из гимназии. "Помилуйте: по
другим предметам
не успевает, -- зачитался прологов, любит жития святых, жития мучеников христианских". -- "Помилуйте: он бредит греками, спит с Гомером; а как же
русская-то словесность??"
--
"Вон".
Как с "талантом", -- так его "вон", как с "порывом", -- так "вон"! Как "свое лицо" упорно, не сходит с сопливого, как только он "любит, каналья, древние русские сказки", "любит одного Виргилия", "любит только математику" -- так "ни к черту не способен, бездарность, туп, по
семи
предметам из 11-ти двойки". И заключительное -- "вон".
Эта машинка везде действует, это -- самая суть школы, особенно талантливой и "культурной": и везде она подстригает "первоначальный древний рай" в человеке, преображая его в Unter den Linden в Берлине, с кокотками, франтами, адвокатами и профессорами. "Позор Германии" весь сидит "в школе". Немцы не понимают, что они делают, и -- никогда не поймут, ибо "Рай" в них умер и осталось "Unter den Linden". "Мы носим галстух, как все, и рыбы ни за что не станем есть ножом": вот --
культура!
Понятно, что эта "культура" стала разрушать Реймский собор и пытаться уронить бомбу в Notre Dame de Paris. "Нам всего этого не нужно, нам нужен телефон".
-- "К черту Данте и Виргилий: граммофон поет мне песенку из кафешантана".
Ясно ли теперь для читателя, что культура действительно падает, солнце почернело и цивилизация гаснет. "Среди такой учености", -- и когда "типографии печатают умопомрачительное множество книг, журналов и газет".
Лицо
погасло. И потому, что его тянули
по 8 направлениям,
"в грека", "в римлянина", "в христианина", "в немецкого патриота", "в директора фабрики", "в инженера", "в адвоката", "в журналиста". -- Лопнул человек: раскололся на 8 частиц и стал --
мелочь.
О, "мелочная душонка", враг Христа, враг Рима, враг Греции, враг самой Германии, ибо ты "урод-немец" и явил собою миру зрелище "изуродованной Германии".
* * *
Движение педагогическое должно быть --
к упрощению!
Возврат к простоте систем, к несложности программ, к недолгим годам занятий в школе... "Освободите мое л", -- "спасите я человеческое": вот лозунг великого освобождения, школьного освобождения, которое решительно нуждается в своем 19 февраля. Пусть будет
велик
ученик, а школа --
маленькая!
Да! да! говорю преступные слова, ужасные "для мира сего" с великою твердостью и добавочным восклицанием: тогда-то у нас появится на кафедре Грановский вместо Бодуэн-де-Куртенэ, вырастет В.О. Ключевский вместо "профессоров русской истории, имена же их Ты, Господи, веси", и вместо многоученого поэта и академика Бальмонта, который знает культуру мексиканскую, культуру египетскую, культуру индейскую -- появится простой Пушкин с его русским стихом и русским рассказом.
Господа: да неужели никто не услышит? Русь, неужто ты не хочешь знать своего русского дела!
Впервые опубликовано: Новое Время. 1915. 25 марта.
No
14021.
Оставить комментарий
Розанов Василий Васильевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1915
Обновлено: 03/09/2021. 11k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Педагогика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.