Садовников Дмитрий Николаевич
Нищие на Руси

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Нищіе на Руси.

"Нищему подать -- Богу подать".
Пословица.

0x01 graphic

   Крестьянская женщина съ ребенкомъ на рукахъ, завернутымъ въ грязное тряпье, съ пятилѣтней босоногой дѣвчонкой, цѣпляющейся за мамкинъ сарафанъ; два слѣпыхъ, которыхъ ведетъ мальчикъ; перекинутыя черезъ плечо заплатанныя холщевыя сумы; бѣдная сельская обстановка: соломенныя крыши, ветхія крылечки и бѣдные люди -- все это, читатель, вы видите на приложенныхъ рисункахъ, все это вамъ такъ давно знакомо.
   Лишній ломоть пирога, яйцо, краюшка хлѣба, лишняя копѣйка перепадаетъ въ нищенскую суму, отъ которой, говоритъ русская пословица, "не уйдешь". Едва раздастся подъ окномъ жалобное причитанье: "Будьте, отцы, милостивы: сотворите святую милостыньку, поминаючи родителей во царствіи небесномъ!" какъ протягивается рука крестящагося дателя. Въ рѣдкихъ случаяхъ услышитъ деревенскій нищій въ отвѣтъ на свои просящія слова короткое и какъ бы робкое: "Не прогнѣвайся!"
   Мало ли что заставляетъ въ крестьянскомъ быту стать нищимъ... Причинъ такъ много, что ихъ можно намѣтить лишь въ общихъ, главныхъ чертахъ. Часто случай, играющій такую видную роль въ деревенской жизни: какой нибудь пожаръ, неурожай и т. п. разоряетъ въ конецъ или временно заставляетъ надѣть суму; важное мѣсто въ ряду причинъ занимаетъ также личная воля человѣка, дурныя склонности, привычки, выработанныя предшествовавшими обстоятельствами.
   Едва ли не самымъ страшнымъ бѣдствіемъ, пускающимъ по міру десятки и сотни тысячъ людей, надо считать пожары. Въ несмѣтной толпѣ нищихъ всякаго разбора бродящихъ по городамъ и главное, по русскимъ селамъ, закинутымъ въ самую глушь, погорѣльцы составляютъ самый значительный процентъ. Вотъ какъ описываетъ Максимовъ эту, до сихъ поръ почти неизбѣжную, бѣду русскихъ крестьянъ въ своей "Бродячей Руси".
   "У неосторожныхъ стали вспыхивать овины. Одинъ вотъ вечеръ ѣхали мы, а не одну такую бѣду видѣли: первую прямо, вторую налѣво. Вспыхивала вдали, какъ порохъ, свѣчка; на нашихъ глазахъ превращалась въ пламя и разливала свѣтъ отъ него по темному небу короткимъ заревомъ. Упало вскорѣ зарево, погасла и* свѣчка, предварительно выбросивъ изъ себя облачко яркихъ искръ и густого чернаго дыма, который мы не видали только потому, что мѣшала вечерняя мгла и даль. Стало быть сбѣжались во время мужики, растаскали горѣвшія бревна, залили водой головешки, затоптали лаптишками затлѣвшуюся было солому, накиданную по гуменнику. Второе зарево держалось дольше: все искрилось и очень скоро встало въ ночномъ мракѣ и на темномъ небѣ огненной полосой несомнѣннаго пожара. Такъ понимаютъ и спутники, въ одно слово, со вздохомъ говоря оба:
   -- Деревня занялась!
   -- Упаси Богъ вѣтра.
   -- Клѣтищи, кажись, горятъ, словно бы въ ихней сторонѣ, али Объѣдалово?.. Угадай ты ночью-то!
   -- А можно. Дѣдушка! (проходящему старику) гдѣ горитъ?
   -- Пропастищи горятъ...
   -- Отъ овиновъ надо быть, дѣдушка?
   -- Отъ чего больше? Отъ нихъ, отъ овиновъ.
   Дулъ вѣтеръ въ лазейку овина, на яму, гдѣ горятъ сухія дрова, выбивалъ изъ нихъ и крутилъ наверхъ крупныя искры. Одна крупная пролетѣла сквозь рѣшетины потолка, на которыхъ разостланъ сухой хлѣбъ, зажгла солому. А въ плохо притворенное окно осадила, опять влетѣлъ вѣтеръ и раздулъ тлѣвшее мѣсто; занялся и хлѣбъ и рѣшетины. Перепуганные мужики не сладили съ огнемъ и вѣтромъ: вырвалъ онъ головешку и вонзилъ въ первую соломенную крышу жилья, да такъ, что никто того и не примѣтилъ, слизнулъ огненнымъ языкомъ эту избу, а тамъ загорѣлась и сосѣдняя и еще третья въ другомъ порядкѣ, да такъ вся деревня подъ рядъ. Кричатъ на пожарѣ всѣ, что есть мочи, бѣгаютъ отъ избы къ избѣ, словно опоеные, наталкиваясь и сшибая съ ногъ ребятъ и бабъ, обходящихъ избы съ образомъ "неопалимой купины", который на такіе случаи имѣется во всякой деревнѣ...
   "... Взошло солнышко, засіялъ свѣтленькій денекъ, освѣтилась дорога и на ней большая толпа задымленныхъ, немытыхъ, въ рваныхъ армякахъ погорѣльцевъ.
   -- Какіе такіе?-- Изъ Дубковъ.-- Когда погорѣли-то?-- Да вотъ день ходимъ.-- Примите Христа ради.-- Спаси тебя Богъ на святой твоей милостникѣ!..
   Подали и мы этимъ людямъ, этимъ осеннимъ встрѣчнымъ спутникамъ, въ томъ убѣжденіи, что ужь если они случайно погорѣли, то у нихъ сгорѣло все, что было изъ пасенаго и копленаго. Дома у нихъ ничего не осталось. Иной безъ шапки выскочилъ и въ торопяхъ не успѣлъ захватить армячишка; такъ и остался. Другой въ лаптяхъ на одной ногѣ, а ребята всѣ въ однѣхъ рубашенкахъ. И сколько было въ деревнѣ жителей, всѣ вотъ они на лицо, всѣ вышли на большую дорогу.
   -- Не осталось ли кого?-- Да дядя Митрій, ветхій человѣкъ. Искали его -- не нашли. Глухой онъ былъ и на ногахъ не твердый: сгорѣлъ.-- Еще кого не забыли-ли?-- Антонъ не пошелъ: у него зать богатый -- пріютилъ Федосей, самъ мужикъ денежный, пошелъ къ кому вздумалъ. А остальные всѣ здѣсь въ кучѣ, всѣ здѣсь"...
   Такова судьба этихъ бѣдныхъ людей. Но подъ словомъ "нищіе" разумѣются какъ я сказалъ, не одни погорѣльцы. Общая доля "бродячей Руси" -- скитанье по улицамъ селъ, городовъ и богатыхъ столицъ, по всѣмъ торнымъ путямъ между этими селами и городами. Имѣя до сихъ поръ въ виду лишь однихъ деревенскихъ нищихъ, обходя массу такого же рода людей въ городскомъ сословіи, мы считаемъ далеко не лишнимъ сдѣлать краткій обзоръ исторіи русскаго нищенства, которое составляло съ давнихъ норъ наше исконное непоправимое зло.
   Еще въ первые вѣка христіанства русской земли раздавалась князьями милостыня неимущимъ. Нищіе искони считались богомольцами за міръ.
   "Горе-злосчастіе", доведшее человѣка того времени до конечнаго раззоренья, ходило въ разныхъ образахъ; весь складъ жизни того давняго времени способствовалъ нарожденію и развитію нищенства и голытьбы. Не говоря о страшныхъ пожарахъ, моровыхъ повѣтріяхъ и голодахъ, набѣги чужеземцевъ и внутреннія смуты, всякаго рода раззоренья, которымъ и счета нѣтъ въ нашей исторіи,-- лишали народъ крова и хлѣба.
   Виновными въ нищенствѣ древней Россіи, по словамъ Костомарова, были и воеводы, и дьяки, и служилые люди, и помѣщики. Разныя наименованія нищихъ указывали прямо на то, почему привязалось къ этимъ людямъ неотвязное горе-злосчастіе, о которомъ сохранилась такая тяжелая память въ народѣ. Бобыли, захребетники, бѣглые, погорѣлые, слѣпые, спившіеся, неимущіе -- вотъ изъ кого состояла толпа просившихъ подаянія. Было бы излишнимъ объяснять, что бѣгали отъ тяжелыхъ податей и пр.
   Взглядъ князей прежняго времени на нищихъ ничѣмъ не разнился отъ народнаго.-- Нищихъ пускали даже въ царскіе терема, хорошо кормили и надѣляли богатой милостыней. На древнихъ поминкахъ, вообще при всякихъ торжествахъ, печальнаго или веселаго характера, нищей братіи многое перепадало со стола богатыхъ людей. Благодаря щедрымъ подачамъ народилось на Руси то нищенство, которое практикуется теперь какъ прибыльное ремесло людьми, повидимому совершенно здоровыми и молодыми.
   Въ пользу раздаванія милостыни читались духовными лицами проповѣди, въ которыхъ укорялись затворявшіе отъ нищихъ врата. Установилось мнѣніе, что чѣмъ богаче милостыня, тѣмъ легче войти въ царство небесное. Все это, при общей бѣдности народа, "нищаго духомъ и тѣломъ", приводило нерѣдко къ полнѣйшей отдачѣ своего я на волю дававшаго. "Побейте меня, да покормите; руки, ноги поломайте, да милостыньки христовой подайте!" голосили нищіе на какихъ нибудь богатыхъ поминкахъ.
   Такіе факты занесла на свои страницы позднѣйшая исторія нищенства, когда государственный механизмъ значительно усложнился.
   Въ XVI и XVII столѣтіяхъ нищіе дѣлились на богадѣльныхъ, кладбищенскихъ, дворцовыхъ, патріаршихъ, соборныхъ, церковныхъ, монастырскихъ, гулящихъ и лежанокъ. Первые ютились въ избенкахъ, возлѣ церквей и монастырей. Много лѣтъ спустя, избенки эти преобразовались въ богадѣльни для неимущаго люда. Цари продолжали кормить нищую братію, въ числѣ которой значились такъ называемые верховые богомольцы, но кормленіе это не имѣло уже прежняго значенія, той, такъ сказать, простоты отношеній, какая была во время раздачи золота, серебра и платья Ярославомъ и послѣдующими князьями.
   Въ Москвѣ были нищіе аптекарскаго двора, придворные; затѣмъ каждый соборъ имѣлъ своихъ нищихъ; тоже находимъ и въ другихъ городахъ, напр. въ Муромѣ, гдѣ на соборномъ дворѣ жили нищіе въ четырехъ кельяхъ. Съ церквей и монастырей собиралась въ пользу неимущихъ особая пошлина. При нѣкоторыхъ монастыряхъ сѣрой вереницей покривившихся избъ тянулись нищенскія слободы. Люди жившіе въ нихъ прозывались, по писцовымъ книгамъ, бродящими, бѣдными. Во то время слово "нищій" нерѣдко смѣшивалась съ словомъ "рабочій". И Новгородская земля не была изъята отъ нищихъ, которые селились среди ея лѣсовъ и топей. При Грозномъ число просящихъ милостыню страшно возросло вслѣдствіе многихъ вышеупомянутыхъ причинъ. Голодъ и пожары скопили въ Москвѣ огромное число нищаго люда -- Царь милостиво откосился къ нему, заискивая народное расположеніе. Дерзость московскихъ нищихъ дошла до того, что они дрались въ церквахъ. По Москвѣ ходили разные юродивые, блаженные и бѣсноватые.
   При Годуновѣ голодъ пустилъ по міру множество семействъ, и въ его время безъ числа нищихъ бѣ.
   Число это не уменьшилось, потому что раздача хлѣба и денегъ не въ силахъ были искоренить развившееся зло. Нищихъ еще хорошо кормили (такъ, напр., у патріарха перебывало ихъ въ 1678 году -- двѣ съ половиной тысячи). Навязчивость многихъ переходила предѣлы. "Дай мнѣ, или убей меня!" говорили нищіе того времени, по словамъ одного иностранца. Отсюда недалеко была и другая фраза: "Не дашь мнѣ -- я убью тебя!" Нищенство имѣло одной стороной прямую связь съ воровствомъ, обманомъ и даже разбоемъ. Во время разиновщипы въ Москвѣ, появились нищіе разбойники, безчеловѣчные комирачикосы, люди, калѣчившіе малолѣтнихъ дѣтей для того, чтобы ихъ крикомъ умилить проходящихъ. Появились городскіе трущобники. Въ такой ужасной школѣ выростало цѣлое поколѣніе нищихъ дѣтей, на что было, обращено вниманіе правительства въ 1682 г. Разные калѣки и леженки сидѣли на московскихъ перекресткахъ и мостахъ, вытягивая гнусливыми голосами "Лазаря" и другіе стихи. Для сбора милостыни многіе выставляли гроба, что придавало еще болѣе печальный видъ и безъ того невеселымъ московскимъ улицамъ. Петръ пошелъ и въ вопросѣ о нищихъ совершенно наперекоръ старой Руси. Начались ссылки въ Сибирь, тяжкія тѣлесныя наказанія гулящихъ людей; опредѣлены были люди для ловли нищихъ. За милостыню поданную на улицѣ налагался штрафъ, очень тяжелый даже и не потому времени. Петръ старался искоренить этими мѣрами нищенство, если не въ Россіи, то, по крайней мѣрѣ, въ своей любимой столицѣ -- Петербургѣ. Духовенство старательно помогало его начинаніямъ. "Нищіе", упоминалось въ духовномъ регламентѣ, написанномъ однимъ изъ ревностнѣйшихъ приверженцевъ реформъ Петра Великаго, Новгородскимъ Епископомъ Ѳеофаномъ Прокоповичемъ, "младецамъ очи ослѣпляютъ, руки скорчиваютъ, а иные члены развращаютъ".
   Нищихъ отсылали въ монастырскія управленія, но горе злосчастіе преслѣдовало ихъ и здѣсь: монастыри спроваживали неимущихъ, говоря что мѣста нѣтъ.
   Таковъ скорбный листъ нищей братіи...

Садовниковъ.

"Нива", No 23, 1876

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru