Сен-Ламбер Жан-Франсуа
Разговор первый

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Начальныя основания нравоучения у всех народов).


   

Изъ Сенъ-Ламберта, Разговоръ первый.

(Начальныя основанія нравоученія у всѣхъ народовъ.)

   Вопросъ. Что есть человѣкѣ?
   Отвѣтъ. Существо чувствующее и разумное.
   В. Будучи существомъ чувствующимъ и разумнымъ, что онъ долженъ дѣлать?
   О. Искать удовольствій и избѣгать страданій.
   В. Сіе желаніе искать удовольствій и избѣгать страданій не есть ли самолюбіе?
   О. Оно есть необходимое его дѣйствіе.
   В. Всѣ ли люди имѣютъ самолюбіе?
   О. Да, ибо всѣ желаютъ сохранять себя и быть счастливыми.
   B. Что вы разумѣете подъ счастіемъ?
   О. Продолжительное состояніе, въ которомъ человѣкъ чувствуетъ больше удовольствія, нежели неудовольствія.
   В. Что должно дѣлать, чтобы снискать сіе состояніе?
   О. Имѣть разумѣ и руководствоваться имъ.
   В. Что приобрѣтается разумомъ?.
   О. Познаніе истинѣ, полезныхъ нашему счастію.
   В. Что есть разумный человѣкѣ?
   О. Тотъ, который знаетъ сіи истины и поступаетъ по онымъ.
   В. Самолюбіе всегда ли побуждаетъ насъ искать сихъ истинъ и слѣдовать имъ?
   О. Нѣтъ, потому что не всѣ люди умѣютъ любить себя.
   В. Что вы разумѣете подъ этимъ?
   О. Я хочу сказать, что одни любятъ себя хорошо, а другіе худо.
   В. Кто же тѣ, которые любятъ себя хорошо?
   О. Тѣ, которые стараются познавать самихъ себя и не отдѣлять своего счастія отъ счастія другихъ.
   В. Тѣ, которые любятъ себя худо, могутъ ли быть счастливы?
   О. Нѣтъ, потому что они не могутъ быть довольны ни сами собою, ни другими.
   В. Какъ можно быть довольну самимъ собою и другими?
   О. Дѣлая только то, чѣмъ мы должны самимъ себѣ и другимъ.
   В. Чѣмъ мы должны самимъ себѣ?
   О. Мы должны сохранять и умножать качества тѣла и души.
   В. Какъ сохранять и умножать качества тѣла, полезныя нашему счастію?
   О; Воздержностію въ чувственныхъ удовольствіяхъ и умѣреннымъ упражненіемъ или трудомъ;
   В. Какъ можно имѣть воздержность въ чувственныхъ удовольствіяхъ?
   О. Предаваясь имъ столько, сколько нужно для поддержанія и увеличенія нашихъ силъ.
   В. Но желаніе забавъ, желаніе удовольствій не можетъ ли сдѣлать насъ невоздержными въ чувственныхъ удовольствіяхъ?
   О. Это можетъ случиться только съ тѣми, которые не знаютъ границъ нуждамъ своимъ, и непривязаны къ труду и своимъ должностямъ.
   В. Какъ сохранять и умножать качества души, полезныя нашему счастію?
   О. Стараясь усовершать нашъ разумъ, и питать чувствованія, приятныя какъ намъ самимъ, такъ и другимъ людямъ.
   В. Какія суть сіи чувствованія?
   О. Всѣ тѣ, которыя побуждаютъ насъ къ исполненію нашихъ должностей къ людямъ.
   В. Чѣмъ мы обязаны людямъ?
   О. Мы должны споспѣшествовать ихъ счастію.
   В. Для чего?
   О. Для того, что о тѣ рожденія до самой смерти человѣкъ имѣетъ нужду въ людяхъ?
   В. И такъ человѣкъ очень слабъ?
   О. Онъ слабъ одинъ, но силенъ въ обществѣ.
   В. Чаю есть общество?
   О. Общество есть собраніе людей, соединившихся для своего защищенія, взаимной помощи и любви. Англія, Франція, Швейцарія и проч. суть общества.
   В. Почему человѣкъ слабъ, когда онѣ бываетъ одинъ?
   О. Потому что онѣ не можетъ защищать себя отъ животныхъ и перемѣнѣ воздушныхъ; не можетъ снабдишь себя вещами, нужными для его сохраненія и счастія жизни;
   В. Что должно дѣлать, чтобъ быть любиму въ обществѣ?
   О. Быть справедливу, добродѣтельну и любишь порядокъ.
   В. Что есть справедливость?
   О. Постоянное расположеніе споспѣшествовать счастію другихъ.
   В. Что вы разумѣете подо словомъ по* рядокъ?
   О. Собраніе законовъ, правилѣ и обычаевъ, установленныхъ для сохраненія общества.
   В. Вы мнѣ сказали, что есть добродѣтель вообще, но что вы разумѣете подъ добродѣтелями?
   О. Я разумѣю дѣянія, полезныя намъ и намъ подобнымъ.
   В. Что есть порокѣ?
   О. Порогѣ есть расположеніе жертвовать порядкомъ и всѣмъ тѣмъ, чѣмъ мы обязаны людямъ нашей худо-разумѣемой пользѣ.
   В. Что вы разумѣете подъ пороками?
   О. Страсти, которыя вредятъ намъ и другимъ.
   В. Когда мы бываемъ въ такомъ расположеніи, которое вредитъ намъ самимъ?
   О. Когда ищемъ удовольствій, которыя могутъ вредить нашему здравію, ослаблять наши добрыя свойства и удалять насъ отъ нашихъ должностей:
   В. Часто ли бываемъ мы въ сей опасности?
   О. Часто, если мы не знаемъ хорошо ни людей, ни самихъ себя.
   В. Что должно дѣлать, чтобъ хороша знать людей и самихъ себя?
   О. О этомъ я вамъ скажу при первомъ случаѣ, когда буду говорить. съ вами.

(Будетъ продолженіе.)

Петръ Ильинскій.

-----

   Сен-Ламбер Ж.Ф. Разговор первый: (Начальныя основания нравоучения у всех народов) / Из Сен-Ламберта; [Пер.] Петр Ильинский // Вестн. Европы. -- 1817. -- Ч. 91, N 4. -- С. 241--246.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru