О. Для того, что о тѣ рожденія до самой смерти человѣкъ имѣетъ нужду въ людяхъ?
В. И такъ человѣкъ очень слабъ?
О. Онъ слабъ одинъ, но силенъ въ обществѣ.
В. Чаю есть общество?
О. Общество есть собраніе людей, соединившихся для своего защищенія, взаимной помощи и любви. Англія, Франція, Швейцарія и проч. суть общества.
В. Почему человѣкъ слабъ, когда онѣ бываетъ одинъ?
О. Потому что онѣ не можетъ защищать себя отъ животныхъ и перемѣнѣ воздушныхъ; не можетъ снабдишь себя вещами, нужными для его сохраненія и счастія жизни;
В. Что должно дѣлать, чтобъ быть любиму въ обществѣ?
О. Быть справедливу, добродѣтельну и любишь порядокъ.
В. Что есть справедливость?
О. Постоянное расположеніе споспѣшествовать счастію другихъ.
В. Что вы разумѣете подо словомъ по* рядокъ?
О. Собраніе законовъ, правилѣ и обычаевъ, установленныхъ для сохраненія общества.
В. Вы мнѣ сказали, что есть добродѣтель вообще, но что вы разумѣете подъ добродѣтелями?
О. Я разумѣю дѣянія, полезныя намъ и намъ подобнымъ.
В. Что есть порокѣ?
О. Порогѣ есть расположеніе жертвовать порядкомъ и всѣмъ тѣмъ, чѣмъ мы обязаны людямъ нашей худо-разумѣемой пользѣ.
В. Что вы разумѣете подъ пороками?
О. Страсти, которыя вредятъ намъ и другимъ.
В. Когда мы бываемъ въ такомъ расположеніи, которое вредитъ намъ самимъ?
О. Когда ищемъ удовольствій, которыя могутъ вредить нашему здравію, ослаблять наши добрыя свойства и удалять насъ отъ нашихъ должностей:
В. Часто ли бываемъ мы въ сей опасности?
О. Часто, если мы не знаемъ хорошо ни людей, ни самихъ себя.
В. Что должно дѣлать, чтобъ хороша знать людей и самихъ себя?
О. О этомъ я вамъ скажу при первомъ случаѣ, когда буду говорить. съ вами.
(Будетъ продолженіе.)
Петръ Ильинскій.
-----
Сен-Ламбер Ж.Ф. Разговор первый: (Начальныя основания нравоучения у всех народов) / Из Сен-Ламберта; [Пер.] Петр Ильинский // Вестн. Европы. -- 1817. -- Ч. 91, N 4. -- С. 241--246.