3 апреля -- дата, принятая для ознаменования тридцатилетней творческой деятельности Мариэтты Сергеевны Шагинян. Это день ее 45-летия. 27 июля 1903 года в газете "Черноморское побережье" (издавалась в г. Новороссийске) был напечатан один из первых литературных опытов Шагинян -- стихотворение "Геленджикские мотивы". Это произведение 15-летнеЙ поэтессы было посвящено местному курортному "событию": торговец дровами Левитис самочинно занял под склад берег для купанья. Это вызвало своеобразный социальный протест юной литераторши:
Здесь склад (едва поверить можно)
Господ Левитисов для дров.
Но берег сделан для купанья.
Ведь бревна портят всякий вид.
-- Мой друг. К чему тут причитанья,
Здесь всякий видит и молчит...
Следующие литературные выступления последовали уже через три годы в Москве в газетке "Трудовая речь" и журнале "Ремесленный голос". В мае --июле 1906 года в "тих изданиях было напечатано несколько стихотворений и рассказов М. Шагинян в 18--20 "Ремесленного голоса" -- рассказ "Как я стал политическим, а в 10--11 "Трудовой речи" -- рассказ "Жена рабочего", "Забастовщиков сын", стихотворение "Песня рабочего" и др. В последнем стихотворении выражалась надежда. что наступят времена, когда рабочий
"Молотком весь мир завоюет".
Эти первые выступления Шагинян были явственно окрашены революционными настроениями, однако, впоследствии на долгие годы творчество Шагинян становится ярким выразителем идеологии крупной промышленной буржуазии.
Писательница М. Шагинян (родилась в 1888 г. в Москве) -- дочь крупного медика С. Д. Шагинян, получившею приват-доцентуру в Московском университете за одну из своих работ. Мать -- П. Я. Хлытчиева, -- 14-я дочь богатого и нахичеванского коммерсанта. Отец умер, когда М. Шагинян было 13 лет. Смерть отца и разорение деда сразу повергли всю семью в крайнюю бедность. Мать зарабатывала еле на пропитание шитьем белья, детей разобрали по рукам богатые родственники. М. Шагинян получила образование в гимназии Л. Ф. Ржевской. С 11-15 лет М. Шагинян начинает зарабатывать средства к существованию то уроками, то писанием сочинений для учеников катковского лицея. Положение "бедной сироты", с одной стороны, с другой -- богатое окружение, известная зависимость от этого окружения, близость в домашнем быту с беднотой- и рабочими и посещение гостиных по праздникам -- все это создало противоречивую и крайне напряженную обстановку духовного роста писательницы.
С огромным трудом и настойчивостью, помогая матери и сестре, М. Шагинян добивается высшего образования. Она оканчивает философское отделение историко-филологического факультета высших женских курсов в Москве, изучает кристаллографию; затем отправляется для писания магистерского сочинения в Германию, в Гейдельберг, где Шагинян застигает война. О 1006 г. начинается одновременно систематическое сотрудничество в газете "Приазовский край".
Чтобы заработать 50 руб. в месяц. М. Шагинян выгоняет до 2 000 строк. Эта газетная тяжелая работа цепко захватывает Шагинян техникой выполнения соцзаказа буржуазии.
Вместе с тем идейно-нравственные искания определяют направление ее творчества.
В эти годы выходит первая книга ее стихов "Первые встречи", затем сборник стихов "Orientalia", книга рассказов "Узкие врата" и "Семь разговоров", затем философско-критические очерки "О блаженстве имущего", "Две морали" и др. , Шагинян оказывается близкой к религиозному кружку Мережковских в Питере, затем в Москве сближается с символистами и, главным образом, с кругом Э. Метнера, редактора-издателя "Мусагет".
Из-за границы Шагинян возвращается уже после начала войны. Октябрьскую революцию М. Шагинян встречает в Нахичевани и Ростове-на-Дону. Октябрьская революция, гражданская война -- все это оказывает сильнейшее воздействие на творчество Шагинян. Можно сказать, что в нем происходит постепенно полный перелом Он сопровождается решительным переломом во всей ее жизни, в быту, в личных связях и т. д. Воспитанница германской идеалистической философии, "церковница" и сестра питерских буржуазных интеллигентов, М. Шагинян становится инструктором профессиональной технической школы Обучившись ткачеству, Шагинян ездит по ростово-донскому краю с мандатом от Донпрофобра. В эти годы, в первые годы революции. Шагинян пишет свою первую советскую книгу "Перемена" (она вышла в юбилейной серии издательства "Федерация"), В "Перемене" с большой чуткостью Шагинян удалось передать и самой почувствовать совсем новый "дух времени". Это был дух большевизма, мужественное дыхание нового класса, новых интересов, новых идей, перед которыми все прежние боги Шагинян показались ей самой жалкими, сморщенными, игрушечными божками. "Как я была инструктором ткацкого дела", "Невская нитка", "Фабрика Торнтон", текстильные рассказы, очерки о советской Армении в газетах -- все это вместе с "Переменой" свидетельствовало о том, что Шагинян настежь открыла себя опыту новой советской жизни, повой общественности, борьбе за социализм. После революции продолжают еще выходить книги Шагинян ("Путешествие в Веймар", роман "Своя судьба", "Литературный дневник"), где влияние ее старой идеалистической культуры сказывается еще в значительной степени. Эго чувствует и сама Шагинян. В статье "Тревога" она пишет, что оказалась в положении, подобном скорпиону, который лежит колечком -- головой к собственному хвосту.
Но тревога, боязнь не найти себе места в новом мире были опрокинуты огромной и честной волей Шагинян переработать себя до Поппа. Общественная газетная работа (в "Правде", "Известиях"), поездки по строительствам, практическое участие в жизни новостроек -- все "то накрепко захватывает Шагинян, дает ей новое содержание духовной жизни. И здесь вершиной ее творческих достижений на пересечении ее деятельности -- и литературной и общественной -- оказывается роман "Гидроцентраль". Он непосредственно воз- . ник в результате нескольких лет. проведенных Шагинян на стройке электростанции на реке Дзорагет в Закавказье, где Шагинян, по выражению Н. Тихонова. "облазила каждый камень". Этот роман, вместе с книгой очерков "Советское Закавказье" поднимает творчество Шагинян еще на более высокую ступень. Эти книги являются победой нового жизненного опыта, идейной победой пролетариата.
Если вспомнить слова Маркса, говорившего о том. что "мертвый хватает живого", то ни для одного советского писателя эти слова не могли бы приобрести действительно смертельного, страшного значения, как для Мариэтты Шагинян. И вместе е тем она сумела все-таки в основном стряхнуть этих "мертвецов"., Она принесла только труд и честную волю. Революция, пролетариат поверили ей и протянули руку. И Шагинян теперь с нами. Шагинян в первых рядах советских писателей.
15 ноября 1932 года о день открытия Даорагэса ЦИК Армении награждает Мариэтту Шагинян орденом Трудового с красного знамени За активную помощь, которую оказала писательница своим литературным трудом делу социалистического строительства в Закавказьи.
У М. Шагинян вышло 84 книги отдельными изданиями.
Оргкомитет в одном из заседаний постановил специально отмстить тридцатилетний юбилей литературно-общественной деятельности М. Шагинян.
А. Б.
"Литературная газета", No 13, 1933
-----
30 ЛЕТ РАБОТЫ МАРИЭТТЫ ШАГИНЯН
Литературный музей Публичной библиотеки В. И. Ленина организует выставку "30 лет работы М. Шагинян". Открытие выставки 15-16 апреля. На выставке будет показан большой рукописный, книжный и иконографический материал, отражающий творческий путь писателя. Особым разделом выставки явится показ работ М. Шагинян над "Гидроцентралью". На выставку организуются экскурсии литкружков предприятий, вузов.