Аннотация: Медико-топографический сборник изд. Медицин. департам. под редакциею д-ра С. Ловцова. Спб. 1870 г.
СОВРЕМЕННОЕ ОБОЗРѢНІЕ
ВОСТОЧНЫЯ ОКРАИНЫ.
Медико-топографическій сборникъ изд. Медицин. департам. подъ редакціею д-ра С. Ловцова. Спб. 1870 г.
Отношеніе народонаселенія къ занимаемой имъ мѣстности составляетъ одинъ изъ важныхъ факторовъ соціальнаго развитія страны. Если территорія, захваченная народомъ, оказывается слишкомъ громадной относительно разбросаннаго на ней населенія, то эта разбросанность, съ другими аналогическими условіями, замедляетъ и парализируетъ народное развитіе; разъединяя силы пустынными пространствами, она лишаетъ ихъ энергіи и быстроты общественной дѣятельности. Въ этомъ, между прочимъ, заключается причина нашей отсталости, особенно на восточныхъ окраинахъ. Борьба съ природою необозримой и дикой страны занимаетъ съ самаго начала нашей исторіи всѣ силы русскаго народа; эта вѣковая работа, работа медленная и тяжелая, неподкрѣпленная силою научнаго знанія, ослабляемая невыгодными соціальными условіями втеченіе цѣлыхъ столѣтій, могла создать только самыя слабыя попытки къ культированной жизни. Природа не поддавалась человѣку, она подавляла его энергію, охлаждала его предпріимчивость, притупляла его умъ. Громадность территоріи и умственная безпомощность передъ ней русскаго человѣка породили бродячую, вѣчно-кочевую жизнь и неравномѣрное распредѣленіе цивилизующихъ началъ въ обществѣ. Когда въ нѣсколькихъ центрахъ русской жизни борьба съ природой увѣнчалась уже нѣкоторыми успѣхами, но окраинамъ не было и признаковъ общественной жизни. При болѣе конкретномъ народонаселеніи и при меньшихъ объемахъ территоріи прогрессивные элементы русской жизни, оставаясь по необходимости на занимаемой ими мѣстности, не переставали бы поддерживать животворную борьбу съ элементами враждебными и устремили бы свои силы на дѣло общественнаго развитія. Но громадность и пустынность территоріи, а равно и возможность постоянно увеличивать ее безъ особенныхъ трудовъ, сдѣлали то, что общественные недостатки, злоупотребленія, притѣсненія вызывали со стороны недовольныхъ ими не борьбу, не дѣятельное стремленіе къ перемѣнамъ, къ прогрессу, а только бѣгства въ лѣса и пустыни, чтобы устроиться тамъ "на всей своей волѣ". Это постоянное бродяжество, лишая метрополію дѣятельныхъ силъ, наносило существенный вредъ ея развитію, не принося пользы и самимъ эмиграціямъ. Разбросанныя, изолированныя другъ отъ друга и отъ метрополіи к лоціи бѣглецовъ съ своими слабыми силами должны были начинать ту же борьбу съ мощной и дикой природой, съ азіятскими племенами, въ которой изнемогали ихъ предки. Въ колоніяхъ эта борьба была гораздо тяжелѣе, чѣмъ въ самой Россіи; горы, рѣки, болота, степи, непроходимые вѣковые лѣса Сибири, напримѣръ, требовали для борьбы съ ними гораздо больше силъ, чѣмъ равнины Россіи, а силъ, между тѣмъ, было меньше. Къ этому подавляющему вліянію природы присоединилось вліяніе азіатскихъ племенъ, которыя, превосходя русское населеніе своею численностію, клали свой отпечатокъ на всю его жизнь, нерѣдко даже поглощали его. Удаленныя не только отъ европейской, но даже отъ россійской жизни, эти колоніи прозябали въ своемъ жалкомъ одиночествѣ, и хотя в-ь большинствѣ случаевъ ихъ народонаселеніе было обезпеченнѣе матеріяльными средствами, чѣмъ жителей метрополіи, но развитія, прогресса здѣсь было еще меньше, чѣмъ въ той странѣ, изъ которой бѣжали колонисты. Хотя эта изолированность продолжалась обыкновенно не долго и колоніи одна за другой вводились въ общее теченіе русской жизни, но упомянутыя нами неблагопріятныя условія до сихъ поръ дѣйствуютъ въ нихъ и удерживаютъ ихъ всегда далеко позади Россіи. Нѣкоторыя изъ этихъ колоній остались недоступными всѣмъ реформамъ и перемѣнамъ, совершившимся со временъ Петра, и онѣ представляются до сихъ поръ какими-то странными остатками старинной полуазіятской Россіи, съ ея умственною косностью, невѣжествомъ, патріархальною грубостью нравовъ. Таковы, напримѣръ, земли уральскаго и донского казачьихъ войскъ, якутская область, Камчатка, охотскій край и т д.
Вопросъ объ обрусѣніи нашихъ окраинъ давно уже занимаетъ одно изъ самыхъ видныхъ мѣстъ въ литературѣ. Г. Катковъ изобрѣлъ даже какое-то особенное полицейское учрежденіе, благодаря атому простому и ясному, какъ божій день, вопросу. Хотя, говоря о восточныхъ окраинахъ, у насъ горячатся не такъ сильно, какъ въ томъ случаѣ, когда рѣчь идетъ о западныхъ; но все-таки ревность къ обрусѣнію простирается и на нихъ. Но ни миссіи, ни школы, ни даже Управа благочинія въ "Московскихъ Вѣдомостяхъ" г. Каткова не оказываютъ тѣхъ благодѣтельныхъ результатовъ, какихъ можно было бы ожидать. Очевидно, что средства не достигаютъ цѣли. Да и кто же въ наше время сомнѣвается въ томъ, что самое дѣйствительное орудіе національнаго преобладанія заключается въ поднятіи уровня гражданской и экономической жизни того народа, который стремится слить въ себѣ инородческіе элементы. Все слабое, бѣдное и угнетенное всегда охотно и безъ всякаго насилія сольется съ сильнымъ, богатымъ, умственно-развитымъ и свободнымъ народомъ. Англія никогда не дѣлала особеннаго вопроса объ англизированіи своихъ колоній, но, благодаря умственному и политическому превосходству ея, колоніи сами собою мирно и постепенно сливались съ метрополіей. Это общій и неизмѣнный законъ національныхъ аггломерацій. Къ сожалѣнію, обрусѣніе сибирскихъ инородцевъ, какъ слѣдствіе завоевательной системы, основанной на насиліи, шло діаметрально противоположнымъ путемъ. Русская культура въ этихъ мѣстностяхъ всегда была такъ слабосильна, что уступала мѣсто культурѣ полудикаго якута или киргиза, иногда даже совершенно вытѣснялась инородческимъ элементомъ. Въ русской слободѣ Амгѣ, напримѣръ, никто изъ жителей не знаетъ ни слова но русски, всѣ они давнимъ давно уже превратились въ якутовъ. Да и во всей якутской области русскіе мало чѣмъ отличаются отъ якутовъ; якутскій языкъ вездѣ рѣшительно преобладаетъ надъ русскимъ, даже въ самомъ Якутскѣ, и дѣтей тамошняго духовенства при поступленіи ихъ въ семинарію сплошь и рядомъ приходится учить прежде всего русскому языку! Якутская одежда, утварь, якутскія суевѣрія и обычаи также во многихъ мѣстахъ совершенно вытѣснили русскіе. Русскій человѣкъ здѣсь замѣтно регрессируетъ и въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ отступаетъ даже ко временамъ, предшествовавшимъ приходу варяговъ, превращается въ кочевника и, бросая избу и свой домашній скарбъ, строитъ себѣ якутскую юрту. Такихъ юртъ не мало даже въ самомъ Якутскѣ. Громаднѣйшая изъ русскихъ областей, занимающая собою пространство въ 70,000 кв. миль, болѣе двухъ столѣтій находящаяся подъ русскимъ владычествомъ, не только не сдѣлала никакихъ замѣтныхъ успѣховъ въ своемъ развитіи со времени завоеванія, но со всѣми своими русскими жителями и во всѣхъ отношеніяхъ имѣетъ полное право называться якутскою. Даже нѣкоторые города этой области ничто иное, какъ якутскіе улусы; въ окружномъ (т. е. уѣздномъ) городѣ Зашиверскѣ, напримѣръ, но академическому календарю, всѣхъ жителей 17 человѣкъ! Немногимъ выше якутской области стоятъ Камчатка и Охотскій край, живо напоминающіе собою русскія захолустья, какими они были лѣтъ триста или четыреста назадъ, когда разные колонисты селились въ йѣсахъ и пустыняхъ и коснѣли здѣсь, окруженные, дикарями, совершенію изолированные отъ метрополіи. Если мы съ сѣверныхъ окраинъ Сибири перенесемъ свои взглядъ на южныя, то встрѣтимъ и здѣсь тоже подчиненіе русскаго населенія инородческому. Всѣ русскіе жители киргизскихъ степей и прилегающихъ къ нимъ мѣстностей, особенно казаки, говорятъ по-киргизски; въ домашней жизни киргизскій языкъ сплошь и рядомъ преобладаетъ надъ русскимъ. Половое смѣшеніе киргизовъ съ русскими, далеко неограничивающееся однимъ низшимъ классомъ, ведетъ за собою тотъ печальный результатъ, что здѣсь киргизскій типъ не только сливается съ русскимъ, но и преобладаетъ надъ нимъ. Въ киргизскихъ улусахъ, особенно заграничныхъ, окиргизившіеся русскіе -- далеко не рѣдкость. Въ тарбагатайскихъ горахъ, напр., въ одномъ улусѣ муллою служитъ русскій разорившійся купецъ. На всей жизни сибирскаго казачьяго войска лежатъ ясные слѣды самаго сильнаго вліянія киргизскаго народца, и въ омскомъ кадетскомъ корпусѣ (нынѣ военной гимназіи) вновь поступившія дѣти казачьихъ офицеровъ иногда рѣшительно ничѣмъ не отличаются отъ поступающихъ вмѣстѣ съ ними киргизскихъ дѣтей. Киргизъ называетъ себя казакомъ, а казакъ имѣетъ полное право именоваться киргизомъ. Подобно тому, какъ въ сѣверныхъ окраинахъ Сибири, русскій хлѣбопашецъ превращается въ такого же звѣролова, какъ его сосѣдъ инородецъ, здѣсь, на югѣ, русскій дѣлается такимъ же скотоводомъ и барантовщикомь, какъ и покоренный имъ киргизъ. Хищническіе набѣги, отгонъ скота или баранта до сихъ поръ служатъ для киргиза однимъ изъ главныхъ источниковъ матеріальнаго обезпеченія. Война и грабежи были главнымъ занятіемъ старинныхъ киргизовъ. Но подъ вліяніемъ русскаго завоеванія, эта воинственная доблесть приняла теперь форму воровства. Мысль о воровствѣ, любовь къ нему киргизъ всасываетъ въ себя съ молокомъ матери; уже колыбельная пѣсня ноетъ ему о воровствѣ; когда мать начинаетъ воспитывать сына, то чаще всего говоритъ ему о томъ же воровствѣ. Передавая, напр., ему названія разныхъ частей тѣла, она разсказываетъ, что пять пальцевъ руки были прежде ворами. "Своруемъ", сказалъ большой палецъ; "пожалуй", отвѣчалъ указательный; "не лучше-ли не гнѣвать Бога", сказалъ средній; "ну съ божьей помощью", отозвался безыменный, а мизинецъ больше всѣхъ увлекся предложеніемъ большого пальца. Богъ судилъ ихъ и по степени вины уменшилъ ростъ каждаго, между тѣмъ, какъ прежде всѣ они были равны. Даже разсматривая явленія внѣшней природы, олицетворяя ихъ въ своихъ мифическихъ сказаніяхъ, киргизъ никакъ не можетъ отдѣлаться отъ idée fixe своей жизни, отъ воровства, и превращаетъ въ конокрадовъ звѣзды небесныя. Полярная звѣзда, по вѣрованію киргиза, есть ничто иное, какъ желѣзный гвоздь, вбитый въ небо. Къ нему привязаны двѣ лошади, серебряная и золотая (созвѣздіе Дракона). Этихъ лошадей постоянно стараются украсть семь воровъ (семь главныхъ звѣздъ Большой Медвѣдицы). Каждую ночь крадутся они по небу, но никакъ не успѣваютъ добраться во время до упомянутыхъ лошадей: разсвѣтъ заставляетъ ихъ спрятаться, а вечеромъ они снопа отправляются въ свою воровскую экспедицію. Даже обычное право киргизовъ выродилось въ воровство и грабежъ. Баранта, раззоряющая всю стечь, въ сущности есть ничто иное, какъ судебное взысканіе, въ родѣ старолитовскаго заѣзда. Въ тяжебныхъ дѣлахъ, искахъ по долгамъ, при взысканіи виры, киргизы прибѣгаютъ къ національному мировому суду въ двухъ инстанціяхъ, къ суду біевъ и суду султановъ Если отвѣтчики не покоряются рѣшенію, то сторона истцовъ приводитъ его къ исполненіе своею силою и штрафуетъ отвѣтчиковъ барантою, отгономъ скота. Очень естественно, что размѣръ это то захвата превосходить цифру штрафа, назначенную судомъ; обиженные отвѣтчики мстятъ истцамъ тою же барантою -- и пошла писать: баранта превращается въ нескончаемую вражду и взаимное грабительство родовъ и улусовъ. Этотъ хищническій характеръ киргизскаго народа перешелъ вмѣстѣ съ другими свойствами, и на занявшихъ его территорію казаковъ. Сибирское казачье войско не имѣетъ за собой ни громкой исторіи Сѣчи Запорожской, ни даже старовѣрческихъ, свято хранимыхъ традицій уральцевъ; оно сформировалось изъ всякаго сброда, изъ тѣхъ же элементовъ, какъ и остальное населеніе Сибири. Вся его предыдущая дѣятельность состояла въ хищническихъ набѣгахъ на киргизовъ, и эти набѣги составляли до послѣдняго времени главный источникъ его доходовъ. Прошедшихъ подвиговъ этого войска я уже касался въ своей статьѣ о сибирскомъ рабствѣ {}. Почти все, что сказано мною выше о киргизѣ, можно отнести и къ сибирскому казаку. Обь этомъ свидѣтельствуетъ вся его исторія. Въ началѣ настоящаго столѣтія, напр., киргизская степь волновалась отъ постоянныхъ междоусобій. Походы казаковъ для усмиренія волненій и для прекращенія междоусобій только увеличивали бѣдствія народа. Случалось, что киргизскіе султаны, призывавшіе для своей защиты отряды казаковъ, слезно умоляли начальство избавить ихъ отъ этихъ защитниковъ! Въ двадцатыхъ годахъ казачій отрядъ, посланный для защиты нашихъ киргизовъ отъ набѣговъ киргизовъ китайскихъ, соединился съ послѣдними и началъ грабить первыхъ. Такіе безпорядки вызвали бунтъ султана Кенисары, продолжавшійся съ конца двадцатыхъ годовъ по 1847 г. При усмиреніи его трудно было разбирать мирныхъ и бунтовщиковъ, истреблялись цѣлые улусы, и обозы съ богатою добычею отправлялась на линію. Бунтующій киргизъ нерѣдко подкупалъ казака усмирителя. Преслѣдующій бунтовщиковъ отрядъ не гнался за ними, и шелъ въ сторону или нападалъ на мирный улусъ. Кенисара черезъ своихъ шпіоновъ зналъ предварительно о русскихъ планахъ и передвиженіяхъ. Въ одномъ оффиціальномъ документѣ того времени, генералъ-губернаторъ объясняетъ неуспѣхи русскихъ главнымъ образомъ неимѣніемъ армейскихъ офицеровъ, такъ какъ казачьи офицеры старались большею частью не объ усмиреніи, а о возмущеніи... Эти смуты совершенно раззорили степь. Кончился бунтъ также совершенно но-азіятски. Кеннсара бѣжалъ къ дикокаменнымъ киргизамъ, которые сварили его живого, а голову послали въ Омскъ. въ сельско-хозяйственномъ отношеніи въ этихъ окраинахъ замѣтно слѣдующее странное явленіе: русскіе, народъ, но преимуществу, земледѣльческій, своимъ вліяніемъ до послѣдняго времени противодѣйствовали развитію киргизскаго земледѣлія. Вплоть до пятидесятыхъ годовъ въ оренбургской степи это противодѣйствіе совершалось даже оффиціально и систематически, въ силу созданной въ Оренбургѣ теоріи, что киргизы могутъ быть полезны Россіи только какъ скотоводы и поставщики животнаго сырья на наши рынки! А между тѣмъ сила обстоятельствъ давно уже принуждаетъ киргизовъ перейти къ осѣдлости и хлѣбопашеству. Въ торговомъ отношеніи мы также состоимъ здѣсь подъ вліяніемъ азіатскаго элемента, и русскіе товары до сихъ поръ не могли пріобрѣсти преимущества даже надъ киргизской армячиной, въ которую одѣвается западная и часть восточной Сибири.
Скажемъ еще нѣсколько словъ о третьей окраинѣ, забайкальской области. Здѣсь всюду замѣтно вліяніе монголовъ. Во всемъ Забайкальѣ монгольскій типъ соперничаетъ съ русскимъ, монгольскій языкъ между русскими въ полномъ ходу; монгольская одежда, монгольскія физіономіи, монгольскій характеръ рѣжутъ глаза на каждомъ шагу. Грязь, неряшество, пузыри въ окнахъ вмѣсто стеколъ, нагіе ребятишки на улицахъ -- все это поражаетъ путешественника даже на большой дорогѣ. Монгольскія вѣрованія сильно распространены между русскими и въ Забайкальѣ и въ иркутской губерніи. Обращать къ христіанству здѣсь слѣдовало бы не однихъ инородцевъ. Даже между горожанами можно найти слѣды язычества и идолопоклонства, какъ и въ енисейской губерніи, гдѣ въ 1863 г. одинъ туруханскій мѣщанинъ, зараженный шаманствомъ, зарѣзалъ дѣвочку для принесенія ея въ жертву шаманской богинѣ земли. Сибирякъ, напр., молится озеру Байкалу, и я самъ видѣлъ, какъ двѣ мѣщанки, садясь на пароходъ, совершали это поклоненіе, сопровождаемое крестнымъ знаменіемъ и призываніемъ Байкала съ Николаемъ чудотворцемъ. Не только крестьяне, но даже нѣкоторые горожане совершенно вѣрятъ въ волшебную силу и заклинанія бурятскихъ жрецовъ, шамановъ. Купцы города Балаганска, иркутской губерніи, но вѣрованію бурятъ, находятся подъ гнѣвомъ какой-то знаменитой шаманки, схороненной недалеко отъ Балаганска. Оттого-то они, какъ скоро пріобрѣтутъ кое-какое состояніе, начинаютъ пить и шаманка скоро изводитъ ихъ. Прежніе купцы, боясь ранней смерти, приносили обыкновенно жертвы душѣ этой покойницы; это дѣлалось нѣкоторыми недавно, а, можетъ быть, дѣлается даже и теперь. По крайней мѣрѣ, буряты до того освоились съ этими русско шаманскими жертвами, что смерть исправника Скрябина (въ 1858 г.) приписали гнѣву другой умершей шаманки, которой онъ, чтобы выздоровѣть, долженъ былъ принести въ жертву кобылу. Не меньшею вѣрою со стороны многихъ русскихъ пользуются и буддійскіе жрецы, ламы. Врачебное искуство ламъ, почерпаемое отчасти изъ допотопныхъ буддійскихъ книгъ, а въ большинствѣ случаевъ состоящее въ простомъ шарлатанствѣ восточнаго лекаря, пользуется въ восточной Сибири славою. Казакъ, крестьянинъ, купецъ, чиновникъ, даже духовенство предпочитаютъ нерѣдко ламу русскому образованному медику. Даже "Иркутскія Вѣдомости" поддерживаютъ вѣру въ этихъ шарлатановъ и какъ-то возвѣщали міру, что нѣкто Зензиновъ успѣлъ заимствовать отъ ламъ секретъ быстраго и радикальнаго излеченія рака. Самый характеръ жителей Забайкалья -- характеръ пассивный, ко всему равнодушный -- указываетъ на физіологическое смѣшеніе русской крови съ кровью монголовъ и на нравственное вліяніе послѣднихъ. Это замѣтно даже въ такихъ порядочныхъ городахъ, какъ Троицкосавскъ съ Кяхтою. Ни одного самаго глухого захолустья я не встрѣчалъ, которое было бы скучнѣе и сопливѣе этого города. И если бы отнять у Кяхты ея чисто-внѣшнюю, формальную сторону, ея европейское платье, мебель и другіе предметы домашней обстановки, то она во всемъ приравнялась бы къ сосѣднему китайскому городу Маймачину.
Нѣкоторые признаки прогрессивнаго движенія въ Сибири замѣтны только въ мѣстностяхъ, прилегающихъ къ большому тракту, проходящему во всю длину Сибири, здѣсь стоитъ Иркутскъ (30,000 жител.), лучшій сибирскій городъ, Красноярскъ, Томскъ, Омскъ, Тюмень. Но сверните съ этого тракта въ сторону хотя верстъ на двѣсти, и вы попадете въ старинную Гусь, бѣдную, невѣжественную, покрытую грязью азіатскаго улуса, изнемогающую въ борьбѣ съ дикой природой. Мы имѣемъ возможность познакомить читателя съ жизнью этихъ мѣстностей, благодаря богатымъ матеріаламъ, собраннымъ въ "Медико-топографическомъ Сборникѣ," изданію котораго мы отъ души радуемся, и желаемъ ему полнѣйшаго успѣха.
Сначала, какъ извѣстно, русскіе завоеватели колонизировали только сѣверную полосу Сибири, отъ Урала до Тихаго океана. Затѣмъ началось движеніе на югъ, къ Монголіи, Алтаю, средней Азіи. Вслѣдствіе этого, средняя и южная полоса Сибири начали развиваться насчетъ сѣверной, колоніи послѣдней постепенно на дали, народонаселеніе уменьшалось. И теперь весь сѣверъ Сибири, округи березовскій, нарымскій, туруханскій, частью енисейскій, киренскій, верхоленскій, почти вся якутская область, Камчатка и Охотскій край представляютъ изъ себя дикую необозримую пустыню, съ кое-гдѣ разбросами и мы и бѣдными поселеніями, съ народомъ, умъ и энергія котораго совершенно подавлены, и который постоянно страдаетъ и гибнетъ, то отъ болѣзней, то отъ голода, то отъ наводненій. Матеріальная культура русскихъ въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ стоитъ даже ниже культуры инородческой. "Если сравнивать, говоритъ д-ръ Шнеркъ, жилища, которыя принесла русская цивилизація въ сѣверныя пустыня, съ тѣми, которыя искони существуютъ у инородцевъ разныхъ мѣстностей, то можно сказать, что самые несовершенные изъ нихъ практичнѣе русскихъ домовъ." Всѣ инородческія жилища обладаютъ превосходною вентиляціей и сухостью воздуха, и вслѣдствіе этого между инородцами никогда не бываетъ ни цинги, ли зоба, ни кретинизма, отъ которыхъ русскіе страдаютъ постоянно. Не только во вновь колонизируемыхъ мѣстностяхъ люди живутъ въ землянкахъ и въ сколоченныхъ на живую руку избенкахъ, которыя не лучше землянокъ, но даже въ бѣдныхъ кварталахъ старинныхъ городовъ, напр., въ Омскѣ такія землянки -- не рѣдкость. Въ этихъ жалкихъ конурахъ смертность такъ велика, что въ концѣ пятидесятыхъ годовъ вымерло отъ цинги все народонаселеніе айнскаго тракта якутской области, помѣщавшееся въ подобныхъ жилищахъ, которыя и до сихъ поръ похищаютъ тысячи человѣческихъ жизней на Амурѣ. Русская изба съ своимъ постоянно испорченнымъ воздухомъ, съ своею сыростью, угаромъ и температурой въ 20о Реом., въ сибирскихъ захолустьяхъ никуда не годится въ гигіеническомъ отношеніи. Чистота, которою славится сибирякъ средней полосы, на сѣверѣ неизвѣстна, и это зависитъ не отъ одной бѣдности, но и отъ постепеннаго отупѣнія народа. Въ верхоленскомъ округѣ, напр., какъ и вездѣ въ Сибири, изба строится на двѣ половины, на жилую и парадную или горницу. Но въ послѣдней крестьяне не живутъ, а скучиваются въ первой, несмотря на всю тѣсноту ея. "Въ зимнее время у всѣхъ крестьянъ въ избѣ держатся куры; во время теша коровы, телята, ягнята, поросята, собаки помѣщаются также въ жилой избѣ, въ которой нерѣдко живутъ два-три большихъ семейства; происходящія отъ того нечистота, вонь, духота, полусвѣтъ, сырость, угаръ, составляя необходимыя послѣдствія подобнаго устройства жилищъ и образа жизни, суть спутники жизни каждаго крестьянина съ колыбели до могилы" (Медико-топ. Сб., 160) Тѣснота жилищъ невообразимая, особенно у осѣдлыхъ инородцевъ. Въ улусѣ шонтайскомъ, напр., при 170 дворахъ 728 жителей, въ бохолдайскомъ 8 дворовъ и 824 жителя, въ садойскомъ 182 двора и 982 и. И такія жилища вы встрѣтите не въ одномъ верхоленскомъ округѣ, а по всей сѣверной полосѣ Сибири, даже во многихъ мѣстностяхъ Забайкалья. Что же касается пищи, то въ большинствѣ случаевъ она неудовлетворительна и непитательна. Камчатка, годная для развитія на ней земледѣлія, охотскій край, якутская область, какъ и вообще весь сѣверъ Сибири, продовольствуются привознымъ хлѣбомъ, такъ какъ дикость, необработанность страны, поддерживающая суровость климата, малочисленность, бѣдность и отсутствіе всякой предпріимчивости населенія мѣшаютъ здѣсь развитію хлѣбопашества. Но и этой привозной, затхлой и смѣшанной съ пескомъ муки, въ сѣверныхъ мѣстностяхъ, всегда мало. "Хлѣбъ употребляется здѣсь, какъ лакомство", иногда но нѣскольку лѣтъ сряду муки не привозится вовсе; въ Охотскѣ пудъ крупчатки стоитъ 10 р. с.; пудъ пшеничныхъ сухарей 9 р., ржаныхъ -- 5 р. 60 к. (стр. 14). Даже на Амурѣ, несмотря на его плодородіе, пятнадцатилѣтнюю колонизацію и 10.000,000 р., истраченныхъ на нее, жители до сихъ поръ не могутъ продовольствоваться собственнымъ хлѣбомъ, а покупаютъ привозный дурного качества. "Законъ допускаетъ для отпуска въ команды сдабривать дурную муку извѣстнымъ количествомъ хорошей; но безъисходная необходимость заставила возвести это въ правило" (стр. 46). Если, такимъ образомъ, сама казна вынуждена была кормить солдатъ подмѣшанной мукой, то понятно, какой хлѣбъ ѣдятъ здѣсь частные люди изъ бѣднаго класса) Дурное мясо, всегда испорченное масло, дрянная солонина -- привозныя и чрезвычайно дорогія, вмѣстѣ съ дурной мукой не только плохо поддерживаютъ жителей этихъ окраинъ, но и положительно вредятъ имъ, производя цынгу (стр. 47--51) и другія болѣзни. Необходимость въ хлѣбѣ заставляетъ замѣнять его разными суррогатами. На всемъ почти сѣверо-востокѣ Сибири въ случаѣ голодовокъ жители всегда ѣли и ѣдятъ толченую березовую кору съ молокомъ. Въ половинѣ XVIII и. командиръ сибирскихъ войскъ генералъ Киндерманъ составилъ даже проектъ, чтобы "убѣгая казнѣ Ея Имп. Вел. ущербу, продовольствовать здѣшнія войска вмѣсто хлѣба березовою корою". Въ корейскомъ округѣ во время голодовокъ, которыя такъ нерѣдки здѣсь, народъ употребляетъ такъ называемый бурдукъ, пищу, приготовляемую особеннымъ образомъ изъ сосновой коры (стр. 264.) Въ верхоленскомъ округѣ тоже самое, хотя въ обоихъ этихъ округахъ есть хлѣбопашество, которое, -- при другихъ, конечно, а не при теперешнихъ обстоятельствахъ, -- могло бы до сыта кормить эти мѣстности. Но при настоящемъ числѣ народонаселенія, при его бѣдности, положительномъ отсутствіи всякихъ знаніи раціо? нальнаго хозяйства, о скоромъ развитіи этихъ мѣстностей нечего и думать. Вслѣдствіе необработанности страны, климатъ здѣсь чрезвычайно суровъ, Частые туманы, морозы, ннеи, продолжительные дожди и наводненія, непроходимые лѣса, необозримыя болота, отсутствіе правильныхъ путей сообщенія, во многихъ мѣстахъ вмѣсто дорогъ только тропинки для пѣшехода или верховой лошади, вьющіяся по уступамъ скалъ надъ ужасными пропастями, лѣтомъ тьма комаровъ и мошекъ -- вотъ общій характеръ этихъ мѣстностей; подобный же характеръ имѣла почти вся Сибирь до ея заселенія, да не только Сибирь, а даже древняя Германія. Все населенное пространство еврейскаго округа едва занимаетъ 1/7 часть еги площади, остальныя 6/7 округа лежатъ совершенно незаселенными и невоздѣланными; они покрыты безконечнымъ лѣсомъ и болотами (стр. 152). Въ добавокъ къ этимъ неблагопріятнымъ обстоятельствамъ, какъ на всемъ сѣверовостокѣ Сибири, такъ и въ верхоленскомъ округѣ, инородческое народонаселеніе преобладаетъ надъ русскимъ. Въ верхоленскомъ округѣ живетъ 26,588 русскихъ и 28,629 инородцевъ. Колонистовъ во всѣ подобныя мѣстности не приходитъ нисколько, кромѣ ссыльно поселенцевъ, но и изъ послѣднихъ только 8% дѣлаются осѣдлыми жителями, а остальные 92% бѣгутъ, пропадаютъ безъ вѣсти, умираютъ, закабаляются на пріиски, идутъ за преступленія въ тюрьмы и на каторгу. Одинъ судебно-медицинскій случай приходился
Большую же часть поселенцевъ отнимаютъ пріиски, губя ихъ физически и нравственно. Крестьяне идутъ на пріиски неохотно, а поселенцы вынуждены отдавать себя въ эту тяжелую кабалу. Въ енисейскомъ округѣ около 20,000 мужчинъ, изъ нихъ на пріиски ходитъ только 100, остальные тысячи рабочихъ ссыльно-поселенцы. Въ верхоленскомъ округѣ на пріиски нанималось
Такимъ образомъ ссыльная колонизація не приноситъ почти никакой пользы для развитія въ краѣ производительнаго труда, и сельское хозяйство туземцевъ до сихъ поръ остается на той же низкой степени, на какой оно находилось во время завоеванія Сибири. "Обработка земли въ верхоленскомъ округѣ, говоритъ "Медико-топографическій Сборникъ", самая жалкая, а крестьяне съ ихъ учеыиками-бурятами пашутъ такъ же, какъ пахали 200 лѣтъ назадъ впервые засѣлившіе округъ ихъ прадѣды, нисколько не ушедшіе отъ послѣднихъ въ улучшеніи своего полевого хозяйства" (стр. 172). Въ 1801 г. въ округѣ снятаго съ нолей хлѣба приходилось на душу но 17 пудовъ 8 фунтовъ, но за продажею муки на пріиски, винокуренные заводы и въ казну оставалось на душу только по 11 пудовъ 34 фунт. (стр. 174). Въ другихъ округахъ крайняго сѣверовостока даже и такого количества хлѣба далеко не потребляется, по неимѣнію своего, но дороговизнѣ и недостаточности привознаго.
Скотоводство и звѣроловство въ утихъ мѣстностяхъ находятся также въ первобытномъ состояніи и потому мало обезпечиваютъ жителей. Въ охотскомъ краѣ, напримѣръ, прежде были огромныя стада оленей, но въ началѣ XIX вѣка мѣстное начальство совершенно уронило оленеводство тѣмъ, что отбирало оленей подъ видомъ добровольныхъ пожертвованій по случаю постоянныхъ въ томъ краю голодовокъ. Это дѣлается даже и нынѣ, какъ видно изъ монографіи г. Шперка (стр. 9). Самый промыселъ оленеводства находится въ первобытномъ состояніи; главные враги его -- повальная хромота, парши и волки, которые иногда въ два-три года уничтожаютъ огромное стадо, надъ разведеніемъ котораго трудились десятки лѣтъ. Птицы множество, но по недостатку ружей ее стрѣляютъ мало, а большею частію травятъ собаками во время линянія и бьютъ палками! Въ другихъ округахъ, напримѣръ, въ верхоленскомъ, хорошихъ ружей у крестьянъ вовсе нѣтъ; ихъ неказистыя винтовки годятся развѣ только для промысла бѣлки (стр. 179). Но въ округѣ верхоленскомъ, какъ и въ нѣкоторыхъ другихъ округахъ сѣвера, домашній рогатый скотъ, свиньи, куры, утки все-таки даютъ хоть малое количество мяса, въ округахъ же, прилегающихъ къ Великому океану, мясо никогда не составляетъ основы продовольствія, которою служитъ рыба (стр. 9). Но и рыболовство находится въ самомъ жалкомъ положеніи. Недостатокъ прядева дѣлаетъ невозможнымъ починять старыя сѣти и вязать новыя; это, а нерѣдко и другія, столь же сильныя причины, ведутъ за собой частые неуловы и страшныя голодовки. Въ Гижигинской губѣ много сельдей, но ихъ нечѣмъ ловить и жители не умѣютъ заготовлять ихъ въ прокъ, да къ тому же они терпятъ постоянный недостатокъ въ соли, которая считается здѣсь роскошью (стр. 11), словно у дикарей Африки, покупающихъ ее на вѣсъ золота. Заготовленіе рыбы въ прокъ даже въ средней Сибири, напримѣръ, въ Забайкальѣ и иркутской губерніи, отличается многими недостатками чисто-первобытнаго хозяйства (стр. 181), и туземные гастрономы изъ низшаго и средняго классовъ здѣсь даже предпочитаютъ соленую тухлую рыбу свѣже-просольной. Въ приморскихъ округахъ еще хуже. Здѣсь ѣдятъ, напримѣръ, мертвыхъ китовъ, выброшенныхъ на берегъ морскимъ волненіемъ, и квашеную рыбу, приготовляемую способомъ какихъ нибудь патагонцовъ. Въ землѣ вырываютъ яму, въ которую и складываютъ рыбу, гдѣ она закисаетъ и получаетъ непріятный тухлый запахъ, столь нравящійся большинству здѣшнихъ жителей. При такой животной пищѣ, при недостаткѣ хлѣба, при совершенномъ отсутствіи ароматическихъ приправъ -- горчицы, перцу и т. д.,-- жители но необходимости замѣняютъ ихъ нѣкоторыми мѣстными растительными продуктами, луковицами, саранами, промышляя ихъ въ гнѣздахъ полевыхъ мышей. Въ приморскихъ округахъ кедровые орѣхи ѣдятъ вмѣстѣ съ скорлупой и въ большомъ количествѣ, что причиняетъ запалы въ кишкахъ и нерѣдко смерть (стр. 1113); но главное подспорье составляютъ напитки, въ особенности чай и водка. Чай пьетъ вся Сибирь отъ 2 до 6 разъ въ день; даже въ бѣдномъ верхоленскомъ округѣ у рѣдкаго крестьянина нѣтъ самовара; но и при неимѣніи самоваровъ чай все-таки пьется; онъ варится въ такомъ случаѣ въ чугункахъ. Водка, какъ доказано уже теперь, служитъ субстратомъ недостающаго количества потребной пищи. и одною изъ главныхъ причинъ пьянства служитъ потребность организма, его стремленіе восполнить упомянутый недостатокъ, хотя развитію этого порока не мало содѣйствуютъ и многія другія причины: невѣжество, отсутствіе умственныхъ и общественныхъ интересовъ, стремленіе заглушать въ себѣ повседневное житейское горе. Сибирь, и инородская и русская, пьянствуетъ ужасно. Сибирь усѣяна кабаками и винокуренные заводы болѣе всего увлекаютъ собою мѣстныхъ антрепренеровъ. Но слѣдующимъ цифрамъ можно судить о размѣрахъ здѣшняго пьянства и его отношеніи къ общему бюджету крестьянина.
Въ верхоленскомъ округѣ жители получаютъ:
Отъ земледѣлія около -- 150,000 р.
" звѣринаго промысла -- 9,000 "
" рыбнаго-- 4,000 "
" работъ по рѣчнымъ сплавамъ-- 65,000 "
" почтовой гоньбы -- 23,000 "
" извоза -- 97,000 "
Всего -- 348,000 р.
На мужскую ревизскую душу приходится по 13 р. 75 к. въ г. Во время откупа, въ 1862 г. продано въ округѣ водки на 156,000р.
Всѣ эти условія жизни, какъ будто нарочно соединенныя наперекоръ всѣмъ гигіеническимъ требованіямъ, прежде всего отзываются на здоровьѣ туземнаго населенія. "Пятая часть его, говоритъ докторъ ІІІперкъ, поражена хроническимъ катарромъ желудка, который составляетъ едва ли не болѣе 50% всей болѣзненности" (стр. 16--20). Хотя русскіе и не вымираютъ, подобно многимъ инородческимъ племенамъ, за то средняя жизнь такъ непродолжительна, что даже въ верхоленскомъ округѣ (а есть округи несравненно хуже), человѣкъ живетъ среднимъ числомъ только 13 лѣтъ. Дѣтей на первомъ году жизни умираетъ болѣе 50%, а число умирающихъ въ первые пять лѣтъ жизни составляетъ 65% всей смертности (стр. 153, 154). Къ этимъ болѣзнямъ, къ этой смертности присоединяется еще постепенное умственное отупѣніе, слѣди котораго мы находимъ въ развивающемся кретинизмѣ. Кретинизма, зобатости и неразлучныхъ съ послѣднею тупости или идіотства между инородцами нѣтъ, а между русскими жителями сибирскаго сѣвера они не только свирѣпствуютъ, но даже усиливаются постепенно. Въ европейской Россіи зобатыхъ мало, въ восточной же Сибири ихъ встрѣчается гораздо больше, напр., въ Забайкальѣ, особенно же въ иркутской губерніи. Въ XVIII в. Гмелинъ въ киренскомъ округѣ нашелъ зобъ только на р. Ки рентѣ. впадающей въ Лену; черезъ 90 лѣтъ зобъ уже распространился по Ленѣ на нѣсколько сотъ верстъ ниже устья Киренги, а по изслѣдованіямъ 1857 г. онъ уже встрѣчается на пространствѣ 1,606 верстъ по теченію Лены (стр. 213). Зобъ есть также и въ иркутскомъ и балаганскомъ округахъ; здѣсь онъ также постепенно распространяется, какъ и на Ленѣ; въ александровскомъ винокуренномъ заводѣ, напр., большая часть женщинъ, солдатъ и политическихъ преступниковъ изъ поляковъ пріобрѣла зобы (стр. 219). Большая часть зобатыхъ тупы, нѣкоторые изъ нихъ почти ничѣмъ не отличаются отъ животныхъ по своему уму. "Мы убѣждены, говоритъ д-ръ Кашинъ, что существующая здѣсь эндемія зоба будетъ имѣть непремѣннымъ своимъ послѣдствіемъ перерожденіе туземнаго населенія и прогрессивное увеличеніе числа кретиновъ, если только не обратятъ должнаго вниманія на уничтоженіе вредныхъ мѣстныхъ условно) (стр. 245). Въ настоящее время въ верхоленскомъ округѣ, въ мѣстностяхъ, въ которыхъ господствуетъ зобъ, жителей обоего пола 13,660, изъ нихъ зобатыхъ мужчинъ 260, женщинъ 535; кретиновъ мужчинъ 13, женщинъ 22. Въ Еврейскомъ округѣ изъ 17,912 жителей зобатыхъ мужчинъ 310, женщинъ 729; кретиновъ мужчинъ 48, женщинъ 16. Въ балаганскомъ округѣ жителей 17,498, изъ нихъ зобатыхъ обоего пола 709, кретиновъ 44. Въ иркутскомъ округѣ изъ 26,487 жителей зобатыхъ 857 (стр. 220--231). Слѣдовательно, въ четырехъ только округахъ В. Сибири изъ 75,557 жителей зобатыхъ 3,400.
Кромѣ упомянутыхъ болѣзней есть еще другой, болѣе ужасный бичъ сѣвера -- сифилисъ, который даже гораздо сильнѣе зобатости содѣйствуетъ вырожденію человѣческой породы. Въ Сибири онъ распространенъ очень сильно; имъ заражены цѣлыя племена инородцевъ, почти цѣлые округа; Камчатка, напр., вотъ уже лѣтъ сто не выходитъ изъ сифилиса, къ которому жители даже совершенно привыкли. Главная причина стиль ужаснаго распространенія этой болѣзни -- въ проституціи, а громадные размѣры послѣдней зависятъ отъ разнообразныхъ соціальныхъ условій. Пятнадцать лѣтъ только мы владѣемъ Амуромъ, а сифилисъ уже глубоко пустилъ корни въ его населеніе. Населеніе Амура состоитъ большей частью изъ людей въ возрастѣ полной половой зрѣлости (дѣтей и стариковъ мало) -- солдатъ, казаковъ, матросовъ, чиновниковъ, заѣзжихъ купцовъ, иностранцевъ. Женщинъ крайне мало и теперь, а сначала было еще менѣе. Въ Николаевскѣ 4,023 мужчины и 822 женщины; въ Маріинскѣ 1,427 мужчинъ и 185 женщинъ; въ Чимррахѣ 1,203 мужчины и 137 женщинъ и т. д. (стр. 65). При такомъ сильномъ запросѣ на женщинъ, бѣдность деревень не замедлила доставлять ихъ. Станицы переселенныхъ пода забайкальскихъ казаковъ, этихъ обмонголившихся русскихъ, непривыкшихъ ни къ хлѣбопашеству, ни къ другимъ отраслямъ крестьянскаго хозяйства, -- эти станицы Представляютъ жалкое зрѣлище бѣдности, грязи, апатіи. "Женщины не подготовлены ни къ какой почти работѣ, свойственной крестьянскому быту; ткать, напр., свое полотно здѣсь неслыханное дѣло". Естественно, что казачки берутся за проституцію вмѣстѣ съ солдатками, крестьянками и женщинами ссыльными. Нѣкоторыя станицы и живутъ почти одною проституціей (стр. 07), какъ, напр., лежащее около Николаевска селеніе Новосергіевскоо, превращенное въ сплошной непотребный домъ, содержимый николаевцами (стр. 72). Низшій сортъ проститутокъ состоитъ изъ ссыльныхъ и солдатокъ, бѣдныхъ, грязныхъ, оборванныхъ; между ними нерѣдко встрѣчаются старухи лѣтъ 50. Высшій сортъ составляется изъ молодыхъ дѣвушекъ казачекъ. Казачки вступаютъ на поприще проституціи лѣтъ 14-15. Казаки сами отдаютъ своихъ молоденькихъ дочерей, иногда даже невинныхъ, на содержаніе за извѣстную плату. "Эта продажа особенно сильно развита, въ уссурійскомъ казачьемъ баталіонѣ, потому что тамъ нужда сильнѣе" (стр. 70 -- 72). Центры амурской жизни превращаются въ притоны разврата и сифилисъ быстро заражаетъ собою народонаселеніе....
Читатель, знающій какими громадными пространствами богатыхъ и вовсе незаселенныхъ земель обладаютъ средняя и южная полосы Сибири, спроситъ, зачѣмъ же люди живутъ въ безплодныхъ пустыняхъ сѣвера. Тамошніе инородцы финской расы еще до прихода русскихъ были вытѣснены туда пришедшими съ юга татарскими и монголо-манджурскими племенами. Эти племена долго не допускали русскихъ утвердиться въ южной Сибири, и русскіе заселяли преимущественно сѣверную полосу ея, особенно богатую пушниной, приносившей въ старину главные доходы я казнѣ, и частнымъ лицамъ. Но теперь ходъ дѣлъ совершенно измѣнился и всѣ соединенные между собою центры сибирской жизни перенесены въ полосы среднюю и южную. Русскія поселенія сѣвера не только не развиваются, но постепенно надаютъ, многія инородческія племена вымираютъ, звѣриный промыселъ и оленеводства тоже падаютъ, колонизаціи, кромѣ ссылочной, неприносящей краю никакой пользы, нѣтъ, и кому выгодны эти унылыя мѣстности, кромѣ купцовъ и богатыхъ промышленниковъ, держащихъ въ вѣчной кабалѣ все мѣстное населеніе? Доходы казны, получаемые съ тамошнихъ инородцевъ, незначительны. Постепенное выселеніе отсюда жителей на югъ Сибири принесло бы несомнѣнную пользу, какъ имъ самимъ, такъ и благословеннымъ округамъ юга, требующимъ жителей для своего развитія и процвѣтанія. Когда же средина и югъ Сибири сдѣлаются страною населенною и цивилизованною, тогда только возможна будетъ успѣшная эксплуатація пустыннаго сѣвера. Заботиться же съ наличными нашими силами объ его заселеніи, посылать туда новыхъ колонистовъ, заводить тамъ новыя поселенія, значитъ только искуственно и на короткое время увеличивать численность тамошнихъ несчастныхъ жителей. Напротивъ, гораздо раціональнѣе содѣйствовать выселенію сѣверянъ на югъ. Туруханскіе скопцы, перешедшіе на Амуръ, приносятъ и себѣ и странѣ въ тысячу разъ болѣе пользы, чѣмъ въ Туруханскѣ. А несчастные старообрядцы, которые, повѣривъ ложнымъ извѣстіямъ, въ пятидесятыхъ годахъ кинулись изъ Забайкалья на аянскій трактъ, всѣ погибли тамъ отъ цинги и другихъ напастей. Для Сибири существенный вопросъ заключается не въ устройствѣ сѣверныхъ, постепенно падающихъ колоній, а въ матеріальномъ и нравственномъ развитіи см средней полосы, жители которой находятся въ такихъ дурныхъ условіяхъ, что даже народонаселеніе, окружающее Иркутскъ, этотъ первый центръ сибирской жизни, постепенно превращается въ зобатыхъ идіотовъ и кретиновъ!
Понятно, что первымъ условіемъ дли луннаго развитія народонаселенія должны служить поднятіе уровня его матеріальнаго благосостоянія и распространеніе знаній, необходимыхъ для борьбы съ природой, для всесторонней его культуры. Безъ этого условія инородческій элементъ на восточныхъ окраинахъ Россіи будетъ еще долго преобладающимъ началомъ. Онъ преобладаетъ не только въ селахъ и уѣздныхъ городахъ, но даже и въ большихъ, богатыхъ центрахъ, какова, напр., Астрахань. "Разсматривая населеніе Астрахани, пишетъ д-ръ Ольдекопъ, мы находимъ въ немъ столько исключительнаго и столько необыкновеннаго, что необходимо возникаетъ вопросъ: откуда взялись и чѣмъ обусловлены эти особенности? Онѣ суть послѣдствія многолѣтняго азіатскаго вліянія на европейскіе элементы населенія" (стр. 385). Нужно, впрочемъ, замѣтить, что какъ въ Астрахани, такъ я въ другихъ мѣстностяхъ азіатскій характеръ русской жизни не всецѣло развился подъ вліяніемъ инородцевъ въ позднѣйшіе періоды русской исторіи, а частію унаслѣдованъ отъ древней Руси, въ которой азіатское вліяніе было гораздо сильнѣе, чѣмъ теперь. Въ средней Россіи и въ западныхъ окраинахъ, напр. въ Петербургѣ, этотъ азіатскій характеръ постепенно переработывается подъ вліяніемъ Европы, въ Восточныхъ же окраинахъ онъ или поддерживается или даже усиливается подъ вліяніемъ Азіи. Благодаря этому вліянію, этой азіатской апатіи, этой древнерусской косности, мы въ богатой Астрахани, съ ея 45,000 жителей, встрѣчаемъ много такого, что видѣли въ какомъ нибудь верхоленскомъ округѣ. Азіатское невѣжество и положительное равнодушіе ко всѣмъ улучшеніямъ здѣсь тоже обыкновенное явленіе. Какъ на образчикъ пониманія чистоты и опрятности жителями Астрахани, мы укажемъ здѣсь на городскія бойни.
"Кто не видалъ ихъ самъ, тотъ едва ли можетъ составить понятіе о грязи ихъ. Въ жаркую пору онѣ распространяютъ вонь, непозволяющую почти къ нимъ подо идти. Выбросками изъ нихъ питается множество бездомныхъ собакъ и свиней, къ которымъ присоединяются и хищныя птицы, такъ какъ кровь и внутренности животныхъ, за исключеніемъ печени и сердца, выбрасываются вмѣстѣ съ негодными частями". Сосѣднее съ бойнями болото наполнено животными остатками. Все это гніетъ и наполняетъ городъ нестерпимою вонью. Чтобы поправить бойни, стоило бы только перенесть ихъ къ проточной водѣ и за нодвѣтреный конецъ города къ Цареву рукаву (стр. 425), но астраханцы, столь крѣпкіе въ отечественныхъ нравахъ, никакъ не рѣшаются на такое опасное нововведеніе. Кромѣ навозной мостовой и необмываемыхъ водою боень, астраханцы изобрѣли особаго рода отхожія мѣста, которыя никогда не чистятся. "Черезъ дворъ, противъ жилого зданія, обыкновенно въ углу противъ самаго забора, вырывается небольшая яма, надъ ней сооружается изъ нѣсколькихъ палокъ нѣчто въ родѣ остова палатки и обвѣшивается рогожами. Когда яма наполнится или даже переполнится, То рядомъ вырываютъ другую такую же, а старую слегка засыпаютъ и т. д. Такимъ образомъ встрѣчаются мѣста, въ которыхъ около заборовъ съ внутренней ихъ стороны тянется цѣлый рядъ такихъ засыпанныхъ отхожихъ ямъ" (стр. 416). Кому принадлежитъ честь этого изобрѣтенія, достовѣрно неизвѣстно; одни говорятъ, что какому-то Васькѣ Рыжему, жившему въ началѣ XVIII в., а другіе полагаютъ, что эти ямы, подобно поэмамъ Гомера, созданы не личностью, а коллективными силами глубокосообразительнаго астраханскаго общества. Впрочемъ, этотъ вопросъ, говорятъ, уже рѣшенъ однимъ русскимъ ученымъ, замѣчательное изслѣдованіе котораго должно вскорѣ появиться или въ "Русскомъ" г. Погодина или во "Всемірномъ Трудѣ" г. Хана...
Болѣе или менѣе гуманный взглядъ на женщину служитъ мѣркой цивилизаціи народа; сообразно тому, какъ понимаютъ астраханцы потребности соціальной гигіены, они смотрятъ на женщину, какъ смотрѣли на нее монголы. Когда рыбаки отправляются въ море, то при этомъ по должна присутствовать женщина, особенно же она не должна видѣть, какъ кладутъ въ лодку снасти. Встрѣтить утромъ, выходя на улицу, женщину, значитъ потерпѣть несчастій (стр. 303). Развратъ господствуетъ здѣсь въ высшей степени, и женщинѣ не богато одѣтой небезопасно ходить одной во улицѣ; она можетъ подвергнуться не только оскорбленіямъ, но даже насилію. Ревность астраханцевъ напоминаетъ собою полудикій Востокъ. "Ревнивый любовникъ, говоритъ д-ръ Ольдекопъ, мститъ своей красавицѣ тѣмъ, что, предварительно избивъ ее, откусываетъ ей носъ для финала. Сколько уже носовъ и ушей приходилось мнѣ приставлять и залечивать!" (стр. 398).
Гигіеническія условія астраханской жизни до того плохи, что изученіе года здѣсь заболѣваетъ 109,500 чел., т. е., другими словами, каждый астраханецъ хвораетъ втеченіе года 2,5 раза Число заболѣвающихъ и умирающихъ обыкновенными, постоянно дѣйствующими, болѣзнями, еще увеличивается вслѣдствіе частыхъ эпидемій. Въ 1847--1848 г. холера, въ 1850 г.-- тифъ, въ 1851 г.-- гриппъ и тифъ, въ 1852 г.-- тифъ и послѣдствія лихорадокъ, водянка и т. д.; въ 1856 г.-- холера, въ 1859 г.-- тифъ и холера, въ 1860 г.-- тифъ и холера, въ 1863, 1864, 1865 и 1866 годахъ -- тифъ и холера! (стр. 554). Смертность здѣсь такъ велика, что еслибы армянское населеніе, напримѣръ, не пополнялось постоянно новыми пришельцами, то должно было бы вымереть все втеченіе 100 лѣтъ, что, при отсутствіи означеннаго условія, навѣрное и произошло бы, со времени поселенія здѣсь армянъ, уже не разъ они почти всѣ вымирали отъ опустошительныхъ эпидемій (стр. 345), Да и все вообще народонаселеніе какъ русское, такъ и инородческое не убываетъ благодаря только постоянному наплыву населенія извнѣ. Но статистическимъ изслѣдованіямъ г. Ольдекона выходитъ, что "смертность значительно превышаетъ рождаемость, и еслибы ежегодная убыль жителей не пополнялась притокомъ народа извнѣ, то наступило бы время, котораго бы не пришлось ждать долго, когда цѣлое населеніе Астрахани, должно было бы вымереть"(стр. 339--341).
Редакція "Медико-топографическаго Сборника" въ гноемъ введеніи замѣчаетъ, что цивилизація постепенно измѣняетъ къ лучшему климатическія отношенія странъ, дѣлаетъ климатъ менѣе и менѣе вреднымъ для здоровья людей. "Но вмѣстѣ съ тѣмъ человѣкъ очень часто дѣйствуетъ гибельнымъ образомъ на окружающую его среду, самъ заражаетъ ее" (стр. IV), какъ, напримѣръ, въ Астрахани. "Новѣйшая эпидеміологія показала, какъ много виноватъ человѣкъ въ своихъ болѣзняхъ; науки нашего времени, общественная гигіена, въ большинствѣ случаевъ безуспѣшно борется съ завѣщанными преданіями, съ предразсудками народныхъ массъ, съ предубѣжденіями quasi-образованныхъ людей; несмотря на то, все-таки продолжаетъ бороться, выигрываетъ почву шагъ за шагомъ, и наступленіе полнаго владычества ея неизбѣжно совершится въ будущемъ". Мы раздѣляемъ эту надежду почтенной редакціи и твердо вѣримъ въ будущее торжество науки, но не можемъ не замѣтить при этомъ, что она борется не съ одними преданіями, предразсудками и предубѣжденіями людей, у нея много и другихъ враговъ, и главный врагъ ея бѣдность народа, такъ какъ для образованія нужны средства, а другой врагъ -- глубоко насѣвшая въ насъ ретроградная сила, поддерживаемая такими фабрикантами умопомраченія, какъ гг. Катковъ и Аскоченскій. Прогрессъ реальныхъ знаній необходимо долженъ идти рука объ руку съ развитіемъ общественныхъ отношеній, иначе сила науки будетъ только привиллегіей однихъ и даже средствомъ для угнетенія другихъ.
Независимо отъ общихъ потребностей русскаго народа, наши восточныя окраины для своего развитія требуютъ усиленія въ нихъ народной колонизаціи, которая находится теперь въ самыхъ неблагопріятныхъ условіяхъ, и возможности мѣстной самодѣятельности. По отдаленности ихъ отъ центровъ русскаго просвѣщенія, здѣсь необходимо создать свои центры, которые цивилизовали бы не только русскихъ, но и инородцевъ. Необходимость университета въ Астрахани сознавалась еще въ XVIII в.; объ университетѣ въ Иркутскѣ не только давно толкуютъ, по давнымъ давно уже лежитъ въ банкѣ и нѣкоторый капиталъ, предназначенный для его основанія -- Но всѣ предпріятія, имѣющія цѣлью распространеніе въ народѣ реальныхъ знаній, удаются плохо, какъ, напримѣръ, вслѣдствіе разныхъ неблагопріятныхъ обстоятельствъ, рухнуло достойное всякаго сочувствія "Общество распространенія грамотности въ Б. Сибири", основанное въ Иркутскѣ въ 1865 г. Въ этихъ отдаленныхъ мѣстностяхъ какъ жители, такъ и администрація постоянно жалуются на недостатокъ дѣльныхъ и развитыхъ людей; постоянно обращаются къ жителямъ столицъ и внутреннихъ губерній съ просьбою: "земля наша велика и обильна" и т. д. Но центральная Россія и сама страдаетъ тѣмъ же безлюдьемъ, да вдобавокъ еще обязана поставлять всевозможныхъ піонеровъ, цивилизаторовъ, обрусителей и реформаторовъ и въ Польшу, и въ Западный край, и къ остзейскимъ нѣмцамъ, и въ сѣверное поморье, и на Кавказъ, и на Амуръ, и въ Иркутскъ, и въ Ташкентъ и т. д., и т. д. Неудобства такой системы очевидны. Во-первыхъ, всѣ эти піонеры и дѣятели идутъ въ окраины и отдаленныя провинціи только на время и но одному уже этому прочныхъ слѣдовъ тамъ не оставляютъ. Во-вторыхъ, самый выборъ личностей, при общемъ недостаткѣ серьезно образованныхъ людей, бываетъ неудаченъ. Наконецъ, изъ всѣхъ этихъ "двойныхъ прогоновъ" и "не въ зачетъ годовыхъ жалованій" составляются милліоны, на которые можно бы основать въ нашихъ восточныхъ окраинахъ не одинъ университетъ, и, такимъ образомъ, замѣнивъ выписку піонеровъ изъ внутренней Россіи научнымъ приготовленіемъ мѣстныхъ дѣятелей, поднять общій умственный уровень страны до того, что обрусѣніе инородцевъ совершится само собою, и всѣмъ сдѣлается легче и привольнѣе.