Шашков Серафим Серафимович
Новости женского дела

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

НОВОСТИ ЖЕНСКАГО ДѢЛА.

   У всѣхъ цивилизованныхъ народовъ идея женской равноправности стоитъ на очереди практическихъ задачъ, получившихъ не только право гражданства, но и законодательную санкцію, такъ-что теоретическое развитіе этой задачи почти уже кончено, и женскій вопросъ, какъ вопросъ рѣшенный въ положительномъ смыслѣ, ожидаетъ своего практическаго осуществленія. Прогрессомъ женскаго дѣла опредѣляется вообще прогрессъ общественной жизни народа, обновленія его понятій и той исторической роли, которая суждена той или другой націи въ ея будущемъ развитіи. Такимъ образомъ, незамѣтно, но постепенно и шагъ за шагомъ совершается на нашихъ глазахъ мирная и благотворная реформа, которая со временемъ отразится на матеріальномъ и нравственномъ благосостояніи человѣчества. Въ Америкѣ, дѣло женскаго освобожденія уже близко къ своему полному окончанію, какъ это читатель увидитъ изъ нашей слѣдующей статьи. Европа, хотя и отстала отъ Америки во многомъ, между прочимъ, и въ дѣлѣ ясеневой равноправности, но и здѣсь женская эманципація съ каждымъ годомъ дѣлаетъ все большіе и большіе и столь прочные успѣхи, что будущее торжество женщинъ не подлежитъ никакому сомнѣнію.
   Швейцарія уже нѣсколько лѣтъ служитъ центромъ международной женской ассоціаціи, допуская женщинъ участвовать въ дѣятельности конгресса лиги мира; въ Швейцаріи онѣ работаютъ на телеграфахъ и въ почтамтахъ, имѣютъ для себя учительскую семинарію и служатъ преподавательницами въ низшихъ классахъ школъ;-- въ Швейцаріи давно уже цюрихскій университетъ открытъ для женщинъ, которыя учатся въ немъ и кончаютъ курсъ наравнѣ съ мужчинами. Послѣ того, какъ въ 1867 году Суслова выдержала здѣсь съ полныхъ успѣхомъ экзаменъ на степень доктора медицины, хирургіи и акушерства, наплывъ женщинъ въ цюрихскій университетъ значительно усилился. Въ 1870 г. въ немъ слушали лекціи 23 женщины,-- 21 по медицинскому и 2 по философскому факультету. Изъ нихъ одна родомъ изъ кантона Ааргау, двѣ изъ Лондона, одна изъ Эдинбурга, одна изъ Бостона, четыре изъ Петербурга, двѣ изъ Москвы, двѣ изъ Одессы, одна изъ Финляндіи. Въ 1871 году въ университетъ поступили вновь 6 женщинъ изъ Россіи и 3 изъ Англіи. Недавно медицинскій факультетъ возвелъ на степень доктора медицины англичанку миссъ Морганъ, а въ началѣ нынѣшняго года г-жа Марія Бокова, жена петербургскаго врача, выдержала съ блестящимъ успѣхомъ экзаменъ на доктора медицины, хирургіи и акушерства. Вслѣдъ за нею начала свои экзамены на степень миссъ Дёмокъ изъ Бостона. Нѣкоторыя иностранныя газеты, указывая на относительно большое число русскихъ студентокъ въ Цюрихѣ, разсыпаются въ комплиментахъ русскимъ женщинамъ и читаютъ назиданія своимъ соотечественницамъ за то, что ихъ въ университетѣ такъ мало сравнительно съ русскими. Но эти похвалы и эти укоризны не совсѣмъ основательны: русскихъ много потому, что сфера высшаго образованія для нихъ слишкомъ тѣсна дома, между тѣмъ, какъ американки, англичанки, француженки, шведки могутъ получать университетское образованіе и на родинѣ.
   Одна изъ самыхъ мирныхъ и такъ рѣдко напоминающихъ о себѣ націй, именно Швеція, подобно Швейцаріи, отворила двери своихъ университетовъ и коллегій, для образованія женщины. Университеты упсальскій и лундскій и стокгольмская медицинская коллегія давно уже допускаютъ въ число своихъ студентовъ женщинъ всѣхъ сословій и состояній. По иниціативѣ бывшаго министра просвѣщенія, профессора Карлсона, женщинамъ дозволена здѣсь медицинская практика на одинаковыхъ правахъ съ врачами-мужчинами. Вѣроятно, въ связи съ этимъ обстоятельствомъ находится и состоявшееся у насъ въ нынѣшнемъ году повелѣніе о допущеніи женщинъ на медицинскій факультетъ шведско-финляндскаго университета въ Гельсингфорсѣ. Русская женщина имѣетъ теперь возможность изучать медицину въ предѣлахъ имперіи, но для этого она должна знать шведскій языкъ, на которомъ читаются въ гельсингфорскомъ университетѣ всѣ лекція, -- такой языкъ, изъ котораго впослѣдствіи нельзя сдѣлать особенно полезнаго примѣненія.
   Нигдѣ въ Европѣ женское движеніе не достигло такихъ обширныхъ размѣровъ и не одержало такихъ блистательныхъ побѣдъ, какъ въ Англіи. Англичанки, получивши уже право голоса на муниципальныхъ выборахъ, продолжаютъ дѣятельно хлопотать о полно! политической равноправности половъ, сознавая, что пока женщины не будутъ выбирать представителей націи и насѣдать въ парламентѣ наравнѣ съ мужчинами, до тѣхъ поръ невозможны никакія законодательныя улучшенія въ сферѣ женскаго быта. Билль о равноправности былъ внесенъ въ первый разъ Миллемъ въ 1867 г. и получилъ въ свою пользу 90 голосовъ; въ 1869 г. его внесъ вторично Джонъ Брайтъ и за него подано было 98 голосовъ; въ 1871 г. Дж. Брайтъ внесъ его въ третій разъ, и въ пользу билля былъ поданъ 151 голосъ и поступили въ парламентъ 420 петицій съ 150,000 подписей. Хотя всѣ три раза билль былъ отвергнутъ большинствомъ голосовъ, но число подписей на петиціяхъ и число парламентскихъ голосовъ въ пользу билля постепенно увеличиваются; его поддерживаютъ важнѣйшіе города соединенныхъ королевствъ, Лондонъ, Эдинбургъ, Лидсъ, Манчестеръ, Ливерпуль, Плимутъ, Бириингамъ, Шеффильдъ, Бостонъ и др.; сторонники билля получили уже важную уступку въ дарованіи женщинамъ муниципальныхъ избирательныхъ правъ,-- все это убѣждаетъ насъ, что недалеко то время, когда женское дѣло съ торжествомъ пройдетъ черезъ парламентъ., я знаю, говоритъ Брайтъ, какъ упорно противодѣйствуетъ наше табунное мнѣніе всякой жизненной реформѣ, но знаю и то, что рано или поздно оно уступаетъ здравому смыслу и совѣсти народа".
   Во всѣхъ значительныхъ городахъ Великобританіи продолжаются публичные курсы для женщинъ, читаемые лучшими профессорами и учеными по всѣмъ предметамъ университетской программы. И многочисленность женщинъ, посѣщающихъ эти курсы, и ихъ учебные успѣхи вполнѣ убѣждаютъ, что по своимъ стремленіямъ и способностямъ въ высшему образованію женщины нисколько не ниже мужчинъ. Экзамены, производимые на курсахъ смѣшанныхъ, читаемыхъ для обоихъ половъ вмѣстѣ, даютъ иногда совершенно неожиданный результатъ, такъ-какъ перевѣсъ успѣховъ оказывается за дѣвицами даже въ строго научномъ изученіи математики, физики, химіи и другихъ точныхъ наукъ. Вотъ отзывъ профессора фразера, преподающаго женщинамъ въ Эдинбургѣ логику и философію. "У меня было 65 слушательницъ. Сорокъ восемь изъ нихъ принимали участіе въ окончательныхъ экзаменахъ и всякаго рода испытаніяхъ. По мѣрѣ развитія моего курса, я все болѣе и болѣе убѣждался, что ученицы мои по своимъ способностямъ и прилежанію могли сравняться только съ наиболѣе даровитыми и трудолюбивыми студентами, какимъ я когда-либо имѣлъ счастіе преподавать0.-- Въ настоящемъ 1871 г. публичные курсы для женщинъ при лондонскомъ университетѣ открыты по слѣдующей программѣ: языки латинскій, еврейскій, англійскій, французскій, итальянскій, нѣмецкій, философія и логика, юриспруденція, гигіена, исторія, конституціонное право и исторія Англіи, математика, физика, практическая химія, геологія, архитектура, ботаника.
   Профессіональное образованіе женщины, имѣющее цѣлью приготовленіе хорошихъ работницъ и поднятіе женскаго труда до такой высоты, чтобы задѣльная плата женщины могла возвыситься до уровня мужской, -- даетъ такіе-же благопріятные результаты, какъ и высшее образованіе. Въ профессіональныхъ школахъ, женщины учатся фотографскому ремеслу, гравированью, бухгалтеріи, каллиграфіи, стенографіи и т. д. Вмѣстѣ съ тѣмъ онѣ получаютъ и общее образованіе; напр., въ лондонской коллегіи для работницъ ученицы слушаютъ литературу и исторію Англіи, географію, геологію, латинскій и французскій языки; по словамъ экзаменаторовъ, онѣ оказываютъ хорошіе успѣхи, и нѣкоторыя изъ нихъ свободно могли-бы выдержать вступительный университетскій экзаменъ. Коллегія для работниковъ открыла свои двери и для женщинъ, что, конечно, будетъ имѣть немаловажное вліяніе на популяризацію женскаго дѣла среди нисшихъ классовъ народонаселенія, женщины которыхъ прежде всего имѣютъ право желать улучшенія своего быта. Изъ 6,000,000 взрослыхъ англичанокъ 3,000,000 работаетъ для своего содержанія и 2 изъ 3 ведетъ самостоятельную жизнь. Когда эта масса просвѣтится и заживетъ разумною политическою жизнью, тогда женское дѣло получитъ такія силы, какихъ оно не можетъ имѣть никогда, ограничиваясь, какъ теперь, контигентомъ сторонниковъ изъ среднихъ и высшихъ классовъ. Филантропическая дѣятельность разныхъ обществъ мало приноситъ существенной пользы. Таково, напр., "Общество покровительства женскому труду" (The society for promoting the employment of women), существующее уже одинадцать лѣтъ. Передъ нами лежитъ послѣдній годичный отчетъ его, изъ котораго видно, что кронѣ поддержанія нѣсколькихъ профессіональныхъ школъ, это общество втеченіе года яіріискало постоянныя мѣста для 63 и временныя занятія для 69 женщинъ;-- пріисканныя имъ занятія -- переписка, переводы, работы въ фотографіяхъ, конторахъ, телеграфахъ, парикмахерскихъ, должности экономокъ, кормилицъ и т. д. Дѣятельность подобныхъ обществъ въ Англіи постепенно усиливается, расширяется и остается не безъ значенія для несчастныхъ женщинъ, нуждающихся въ трудѣ и въ подготовкѣ къ нему, но все-таки нельзя не пожалѣть, что средства, которыми располагаютъ упомянутыя общества, не расходуются болѣе раціональнымъ образомъ, не употребляются на устройство производительныхъ женскихъ ассоціацій.
   Въ Италіи продолжается пропаганда въ пользу высшаго женскаго образованія и женской равноправности; читаются публичныя лекціи, издаются брошюры, организуются общества, и въ числѣ друзей женскаго дѣла мы видимъ здѣсь нашу соотечественницу, г-жу Татьяну Свѣтову, сотрудницу "Rivista Europea".
   Въ Венгріи женское движеніе, несмотря на то, что оно началось тамъ очень недавно, оказываетъ значительные успѣхи. Общество для распространенія высшаго женскаго образованія открыло для женщинъ, публичныя лекціи, читаемыя лучшими профессорами и учеными Венгріи. Лекціи эти имѣютъ громадный успѣхъ, онѣ даже переводятся на нѣмецкій языкъ и расходятся между австрійскими нѣмками. Кромѣ упомянутаго общества въ Венгріи не мало другихъ подобныхъ, напр., ферейнъ для образованія женской прислуги, ферейнъ дѣтскихъ садовъ, который содержитъ въ Пештѣ фребелевскую школу съ 150 воспитанниками и т. д. Въ одно изъ засѣданій венгерскаго парламента, министръ путей сообщенія и промышленности сообщилъ о недостаткѣ служащихъ по телеграфному и почтовому вѣдомствамъ. Экономистъ Горнъ и другіе депутаты спросили, почему онъ не допуститъ на службу женщинъ, какъ это уже сдѣлано въ Америкѣ и во многихъ европейскихъ странахъ. Начались пренія, и, несмотря на противодѣйствіе президента палаты, вопросъ рѣшенъ въ положительномъ смыслѣ. Вскорѣ затѣмъ 50 женщинъ были приняты на почтовую и 30 на телеграфную службу. Правительство упредило публичные курсы для желающихъ поступить на телеграфъ, и эти курсы посѣщаются многими женщинами. Парламентъ недавно далъ женщинамъ право быть учительницами въ публичныхъ школахъ и постановилъ основать три учительскихъ семинаріи для женщинъ и три смѣшанныя для обоихъ половъ. Многія венгерки занимаются стенографіей, и парламентъ хотѣлъ было допустить ихъ наравнѣ съ мужчинами къ занятіямъ при своихъ засѣданіяхъ, но президентъ палаты, отчаянный консерваторъ, помѣшалъ этой реформѣ. Въ одно изъ послѣднихъ засѣданій парламента ему была представлена въ первый разъ петиція о дарованіи женщинамъ всѣхъ политическихъ правъ. Само собою понятно, что она не имѣла успѣха, но это нисколько но подорвало надеждъ и энергіи друзей женской равноправности. На одномъ изъ женскихъ митинговъ рѣшено просить министра просвѣщенія о реформѣ женскаго образованія, сообразно съ современными требованіями педагогики.
   Что европейское общество освободилось въ значительной степени отъ недавно заражавшаго его предубѣжденія противъ общественной дѣятельности женщины,-- это доказывается множествомъ приведенныхъ нами и другихъ фактовъ. Давно, ли, напр., женщины врачи были встрѣчаемы съ недовѣріемъ, осыпаемы насмѣшками, а теперь ихъ встрѣчаютъ вездѣ съ распростертыми объятіями. Недавно городской совѣтъ Тріеста поднесъ почетный подарокъ и благодарственный адрессъ г-жѣ Даль-Эйнъ, сдѣлавшей въ этомъ городѣ 144 хирургическихъ операціи. Жители задали ей великолѣпную серенаду съ иллюминаціей. Лѣтъ двадцать тому Назадъ подобная овація была рѣшительно немыслима, и г-жѣ Даль-Эйнъ могло предстоять тогда или полицейское преслѣдованіе или общая насмѣшка.
   До послѣдней войны дѣло женской эманципаціи шло во Франціи довольно живо. Война прекратила публичные курсы для женщинъ, прекратила женскую газету "Droit des Femmes", погубила многихъ защитниковъ женскаго дѣла, нѣмецкими ядрами и пулями, а мартовскія событія разсѣяли многихъ талантливыхъ людей по разнымъ захолустьямъ изгнанія или ссылки. Но та-же война показала, что женщина обладаетъ и рѣшительнымъ героизмомъ и способностью дѣйствовать наравнѣ съ мужчиною даже въ эпохи самыхъ страшныхъ общественныхъ бѣдствій. Француженки дрались съ нѣмецкими солдатами, въ рядахъ національной гвардіи, онѣ просиживали цѣлая ночи у постели больныхъ, перевязывали рани и воодушевляли своей энергіей и отчаянной тоской своихъ дѣтей и братьевъ.
   Война расшевелила и нѣмокъ. Ихъ дѣятельность въ это время ограничивалась только пожертвованіями, щипаніемъ корпіи да обязанностями сестеръ милосердія, онѣ не доходили до такого остервенѣнія, какъ ихъ мужья и братья, и если французскіе плѣнники встрѣчали въ Германіи человѣческое состраданіе и братскую помощь, то этимъ они были обязаны женщинамъ.
   Война должна отозваться самымъ невыгоднымъ образомъ на положеніи женщины, тѣмъ болѣе, что послѣ нея всѣ государства начали усиленно заботиться о развитіи своихъ военныхъ силъ. Одна нѣмецкая газета говоритъ по этому случаю: "гдѣ наполняются казармы, тамъ увеличивается число дѣвушекъ, осужденныхъ на безбрачіе. Молодые люди проводятъ въ казармахъ то время, когда болѣе всего заключается союзовъ между мужчиной и женщиной. Часто тотчасъ послѣ заключенія союза, молодой человѣкъ долженъ слѣдовать за барабаномъ. Три года отсутствія во всякомъ случаѣ тяжелое воспитаніе. Три года отсутствія въ этотъ періодъ жизни едва-ли могутъ пройти безъ того, чтобы не подвергнуть величайшей опасности любви мужа или влюбленнаго. И нужно вспомнятъ, что эти три года казарменной жизни, въ которой молодые люди проводятъ свою жизнь внѣ семейства, всего хуже дѣйствуютъ на нравственныя отношенія бездомнаго холостяка къ женщинѣ. Но этими тремя годами дѣло не ограничивается. За ними слѣдуетъ служба въ резервѣ. Молодой человѣкъ находится постоянно подъ страхомъ призыва, и до тѣхъ поръ, нова продолжается это, въ большинствѣ случаевъ онъ не можетъ основать себѣ какого-нибудь прочнаго занятія и устроить обезпеченнаго положенія для жены и дѣтей. Ежедневно читаетъ онъ въ газетахъ объявленія, что на ту или другую должность ищется человѣкъ, "свободный отъ военной службы" (militärfrei), такъ какъ "несвободные отъ военной службы" не годятся. И подкатываютъ тридцатые года прежде, чѣмъ человѣкъ сдѣлается свободнымъ отъ военной службы, если только онъ не имѣлъ счастія раньше освободиться отъ нея, сдѣлавшись калѣкой, т. е. инвалидомъ.-- Милитаризмъ затрудняетъ браки, умножаетъ число безбрачныхъ женщинъ. Съ другой стороны, онъ ухудшаетъ положеніе работающихъ женщинъ. Въ каждомъ рабочемъ семействѣ сыновья и дочери раздѣляютъ между собою труды; первые естественно берутъ на себя болѣе трудную, а послѣднія -- болѣе легкую работу. Но вотъ братъ уходитъ въ казарму, и трудъ, которымъ онъ занимался до тѣхъ поръ, падаетъ на сестру. Женщины и дѣвушки всюду должны отправлять тяжкія работы за своихъ братьевъ и даже сыновей, стоящихъ въ это время на часахъ у дверей какого-нибудь генерала.
   Но если развитіе милитаризма съ одной стороны неблагопріятно, дѣйствуетъ на положеніе семейства и ухудшаетъ положеніе женщины, лишая ее покровительства и помощи мужчины, усиливая проституцію, то, съ другой стороны, она болѣе и болѣе указываетъ на необходимость развитія самостоятельнаго женскаго труда. Мы уже видѣли, какъ велико въ Англіи число женщинъ, живущихъ своимъ трудомъ. Въ Германіи эти самостоятельныя труженицы также довольно обыкновенны. Въ Вѣнѣ незамужнихъ женщинъ гораздо больше, чѣмъ въ другихъ большихъ городахъ Европы. Въ 1864 г. на 1,000 женщинъ старше 40 лѣтъ здѣсь приходилось 459 незамужнихъ и 408 замужнихъ, въ Берлинѣ 873 незам. и 508 замужнихъ, въ Парижѣ 264 незам. и592 зам., въ Лондонѣ 303 незам. и 551 зам. Большинство этихъ незамужнихъ живетъ своими средствами. Подробныя свѣденія о числѣ женщинъ, ведущихъ самостоятельную экономическую жизнь, даетъ намъ статистика Берлина за 1867 г. Женской прислуги здѣсь 42,639, т. е. 1 изъ 8 жительницъ Берлина живетъ въ услуженіи; мужской прислуги 5,596, т. е. 1 на 23 жителя. Проститутокъ, по офиціальнымъ свѣденіямъ, 10,760. Портняжествомъ занимается женщинъ 1 изъ 31, а мужчинъ 1 изъ 37; прачешнымъ ремесломъ женщины 1 изъ 108, мужчины 1 изъ 7,473; торговлею -- женщины 1:115, мужчины 1:12; воспитаніемъ и обученіемъ дѣтей -- и. 1: 206, м. 1:148; модами фабрикаціей цвѣтовъ и перьевъ -- и. 1: 210, м. 1: 3,548; содержаніемъ гостинницъ и квартиръ -- и. 1: 319, м. 1: 62; уходомъ за больными -- и. 1:407, м. 1:168; искуствомъ, литературой, театромъ -- и. 1:734, м. 1:109.
   Вообще занимается трудомъ мужчинъ 1 изъ 1,45, женщинъ 1 изъ 3,40. Изъ 30,636 вдовъ 20,124 живутъ собственныхъ трудомъ, 4,863 на капиталъ и пенсіи, т. е. изъ 100 вдовъ 83 живутъ на свои средства, а замужнихъ женщинъ, живущихъ своимъ трудомъ, приходится 72 на 100. Размѣра и значеніе женскаго труда постепенно расширяются, и въ настоящее время въ Германіи можно встрѣтить точно такіе-же типа женщинъ, независимыхъ и экономически, и нравственно, какими славится Америка. "Я знаю, говоритъ Фанни Левальдъ, -- богатаго башмачника, владѣльца большого собственнаго дома, получившаго за свои произведенія медаль на лондонской и парижской выставкахъ... Однажды онъ мнѣ разсказывалъ, что его старшая дочь, работая на швейной машинѣ, наживаетъ до 300 талеровъ въ годъ. Я спросила у него, работаетъ-ли она у него въ мастерской?-- "Нѣтъ, отвѣтилъ онъ, я не хочу вести денежныхъ разсчетовъ съ моими дѣтьми. Она работаетъ для большого магазина пальто и мантиліи, и я никогда не спрашиваю, на что она держитъ заработанная деньги, тѣмъ болѣе -- прибавилъ онъ съ улыбкою -- что я безъ того это знаю: когда она накопитъ маленькую сумму денегъ, всегда сама приходитъ во мнѣ и проситъ помѣстить ихъ на выгодныхъ условіяхъ. Ей теперь 22 года, съ 15 лѣтъ она начала заработывать для себя деньги, и теперь имѣетъ около 1,200 тал. Конечно, сумма эта могла и должна-бы быть больше; но года три тому назадъ она познакомилась съ молодымъ студентомъ медицины, очень бѣднаго происхожденія, который самъ проложилъ себѣ дорогу въ школѣ и въ университетѣ. Онъ красивый и приличный молодой человѣкъ, такъ-что я противъ него ничего не имѣю. Она мнѣ ничего не повѣряла и онъ также, но онъ часто приходитъ къ намъ, и я знаю, что она уже два года помогаетъ ему деньгами, чтобы онъ могъ давать менѣе частныхъ уроковъ и имѣлъ время скорѣе приготовиться въ выпускному экзамену, для котораго она, вѣроятно, тоже снабдитъ его нужными средствами. Когда дойдетъ дѣло до свадьбы, я дамъ приданое, и если первое время молодой докторъ не будетъ имѣть большой практики, то можетъ взять капиталъ жены на помощь... Такихъ примѣровъ я могла-бы привести множество", добавляетъ Фанни Левальдъ. Но еще несравненно болѣе примѣровъ несчастнаго положенія одинокихъ и безпомощныхъ женщинъ, нуждающихся въ трудѣ и ненаходящихъ его или неприготовленныхъ къ нему въ достаточной степени. Предложеніе женскаго труда въ Германіи усиливается со дня на день, и въ массѣ этихъ труженицъ мы видимъ не однихъ пролетаріатокъ, вдовъ, сиротъ, женъ, брошенныхъ мужьями, то множество "молодыхъ и старыхъ дѣвушекъ, которыя недовольны своей судьбой, чувствуя себя безполезными и лишними на свѣтѣ; часто встрѣчаются между ними гувернантки и компаньонки, которыхъ тяготитъ мысль вѣчно жить въ безъисходной зависимости " (Ф. Левадьдъ, Письма, 1871 г., стр. 3). Съ цѣлью помощи этому, постоянно возрастающему, женскому пролетаріату, вся Германія быстро покрывается обществами или ферейнами, содѣйствующими развитію женскаго труда и женскаго образованія. Въ Берлинѣ въ 1867 г. было основано первое "Общество для содѣйствія ремесленной дѣятельности женскаго пола", которое, въ силу своей программы, заботится объ устройствѣ учебныхъ заведеній, приготовляющихъ женщинъ къ ремесленнымъ и торговымъ занятіямъ, объ учрежденіи справочныхъ конторъ и пріисканіи занятій, о доставленіи бѣднымъ женщинамъ дешевыхъ квартиръ и стола и т. д. Вскорѣ послѣ открытія ферейна къ нему присоединились реальная торгово-промышленная школа для дѣвочекъ профессора Клемента, институтъ Доффа для приготовленія взрослыхъ дѣвицъ къ торгово-ремесленнымъ занятіямъ и, наконецъ, Базаръ Викторія,-- складъ продаваемыхъ женскихъ издѣлій. "Со времени открытія Базара Викторія", -- говоритъ управляющій его дѣлами, -- "нуждающимся женщинамъ вдругъ представилось, что для нихъ открылся, наконецъ, тотъ чудотворный источникъ, къ которому стоитъ только подойти и всѣ желанія мигомъ удовлетворятся. Цѣлыми толпами эти несчастныя спѣшили изъ разныхъ мѣстностей искать спасенія и помощи у новаго источника; почта приносила тысячи слезами омоченныхъ писемъ, въ которыхъ мы читали множество грустныхъ біографій и еще больше жалобъ, которыя всѣ оканчивались ужаснымъ крикомъ: "дайте намъ хлѣба, дайте платья намъ и дѣтямъ нашихъ"! Кто же были эти просящія и умоляющія? Все это были люди не третьяго или четвертаго сословій, но большею частію члены средняго сословія и высшаго общества; часто среди нихъ находились женщины знатнаго происхожденія, весьма образованныя,-- лица, служившія когда-то украшеніемъ своего сословія, и ставшія теперь въ тягость себѣ и другимъ. Особенно большой контингентъ нуждающихся представляли женщины чиновнаго міра". Базаръ не въ состояніи удовлетворять требованіямъ всѣхъ просительницъ, тѣмъ болѣе, что значительная часть ихъ была неподготовлена къ труду и представляла плохія работы. Изъ 3,000 женщинъ, обращавшихся въ Базаръ впродолженіе четырехъ лѣтъ, только 200 получили работу. Кромѣ доставленія работы и сбыта женскихъ рукодѣлій, Базаръ даетъ женщинахъ долевыя квартиры и столъ.
   Вмѣстѣ съ этимъ ферейномъ, въ Берлинѣ существуетъ множество другихъ,-- общество народныхъ кухонь, ежедневно снабжающее пищею нѣсколько тысячъ человѣкъ, убѣжище для беззащитныхъ женщинъ, отечественный женскій ферейнъ, главное занятіе котораго уходъ за больными, ферейнъ дѣтскихъ садовъ, общество художницъ" общество учительницъ и воспитательницъ, общество для бесѣды и взаимнаго обученія и т. д. Такіе-же ферейны мы видимъ въ Лейпцигѣ, Брауншвейгѣ, Бременѣ, Бреславлѣ, Вѣнѣ, Гамбургѣ, Ганноверѣ, Глогау, Дармштатѣ, Дрезденѣ, Карлсруэ, Басселѣ и др. городахъ. Основанный въ южной Германіи " Всеобщій ферейнъ для народнаго воспитанія и улучшенія женскаго быта" имѣетъ болѣе 1,000 членовъ; цѣль его -- одинаковое воспитаніе лицъ обоихъ половъ для труда. Чтобы поближе познакомиться съ характеромъ дѣятельности этихъ ферейновъ, мы приведемъ здѣсь выдержки изъ* программы упомянутаго "Всеобщаго ферейна", который центръ своей дѣятельности перенесъ недавно изъ Штутгарта въ Вѣну.
   Для раціональнаго воспитанія народа Союзъ принимаетъ слѣдущія мѣры:
   "1) Учрежденіе дѣтскихъ садовъ по методѣ Фребеля и школъ для малолѣтнихъ по методѣ Фельзинга. 2) Учрежденіе юношескихъ садовъ, въ которыхъ обязанное посѣщать школы юношество въ свободное время могло-бр получать основныя понятія о ремеслахъ, торговлѣ и хозяйствѣ. 8) Приготовительныя школы для тѣхъ учениковъ (14 -- 15 лѣтъ), которые хотятъ посвятить себя механическимъ ремесламъ, искуствамъ, торговлѣ. 4) Промышленно-торгово-экономическія школы для юношества 16--18 лѣтъ. Всѣ эти заведенія предназначаются исключительно для женскаго пола. 8) Учрежденіе международныхъ академій наукъ и драматическаго искуства. Эти академіи должны поощрять дѣятельность писателей и писательницъ, издавать и распространять общеполезныя сочиненія, обращая свое преимущественное вниманіе на литературу женскаго дѣла и воспитанія.
   Для улучшенія женскаго быта: 1) учрежденіе пріютовъ для дѣтей рабочихъ" въ возрастѣ отъ 3 недѣль до 3 лѣтъ. 2) Медицинскія коллегіи для надзора и ухода за дѣтьми здоровыми и больными; 3) родильныя больницы; 4) убѣжища для безпріютныхъ женщинъ; 5) школы для образованія нянекъ, сидѣлокъ, кухарокъ, экономокъ и другихъ служанокъ; 7) введеніе для женскаго пола свободы обученія и учительства, уравненіе женскаго образованія съ мужскимъ, приготовленіе дочерей образованныхъ и зажиточныхъ семействъ въ поступленію въ университеты; 9) учрежденіе въ большихъ городахъ женскихъ музеевъ изъ лучшихъ приведеній искуствъ и литературы я женскихъ рукодѣлій; эти музеи должны быть и женскими клубами, и образовательными заведеніями, такъ-какъ въ нихъ будутъ устроены публичныя лекціи. При музеяхъ учреждаются школы для женщинъ всѣхъ классовъ, сберегательныя кассы и справочныя конторы для женщинъ; 10) агитація въ пользу преобразованія женскихъ благотворительныхъ ферейновъ въ производительныя общества; 11) достиженіе законодательнаго покровительства женскому труду,-- чтобы задѣльная женская плата была уравнена съ мужской, въ случаяхъ одинаковаго достоинства работы; 12) агитація въ пользу устройства постоянныхъ международныхъ выставокъ женскихъ произведеній; 13) реформа модъ, сообразно съ требованіями гигіены и въ видахъ противодѣйствія дамской роскоши.
   Подобныя-же цѣли преслѣдуетъ и основанный недавно въ Вѣнѣ всеобщій женскій ферейнъ для развитія женскаго образованія и труда". Для достиженія первой цѣли онъ учреждаетъ еженедѣльныя чтенія, бесѣды и дебаты о призваніи женщинъ, воспитаніи дѣтей, гигіенѣ, хозяйствѣ, искуствахъ и т. д.; основаніе женскаго музея и женскихъ вечернихъ классовъ для преподаванія правописанія, арифметики, исторіи, естествознанія, стилистики, бухгалтеріи, рисованія, стенографіи, снятія мѣрокъ и кроенія. При этой школѣ учреждаются классы языковъ итальянскаго, венгерскаго, польскаго, чешскаго, французскаго, англійскаго и русскаго. Сторонники женскаго образованія въ Австріи вообще сильно напираютъ на распространеніе между женщинами языкознанія, въ видахъ сближенія и сліянія народностей, входящихъ въ составъ имперіи.
   Приведемъ еще выдержки изъ статутовъ недавно возникшаго "ферейна учительницъ и воспитательницъ въ Австріи". Ферейнъ имѣетъ своею цѣлью: а) содѣйствовать умственнымъ и матеріальнымъ интересамъ учительницъ и воспитательницъ, b) содѣйствовать сближенію ихъ съ родителями ради общаго разрѣшенія задачъ воспитанія. Ферейнъ учреждаетъ собранія для чтеній и бесѣдъ о педагогическихъ и научныхъ предметахъ; посылаетъ своихъ представительницъ на общіе съѣзды германскихъ учителей; основываетъ вспомогательныя и кредитныя кассы для учительницъ и воспитательницъ, принадлежащихъ къ нему, пріискиваетъ занятія для своихъ членовъ!
   Независимо отъ просвѣтительной дѣятельности сотенъ женскихъ Ферейновъ, разсѣянныхъ по всей Германіи, всюду возникаютъ общественныя и частныя женскія гимназіи и профессіональныя школы, публичныя лекціи для женщинъ и т. д. Кенигсбергскій университетъ въ этомъ году открылъ женщинамъ доступъ въ свои аудиторіи. Что же касается основаннаго въ Берлинѣ въ 1869 г. Женскаго лицея Викторія, то онъ далеко не оправдалъ собою тѣхъ надеждъ, которыми былъ встрѣченъ. Въ немъ читаютъ исторію, географію, исторію искуствъ и литературы и т. д. Но онъ вовсе не даетъ того образованія, которое принято называть высшимъ. "Лицей этотъ" -- говоритъ Фанни Левальдъ -- "ничто иное, какъ курсы частныхъ уроковъ, которыми всегда пользовались образованныя и богатыя дѣвушки, съ тою только разницею, что эти уроки даются сообща, и потому женщины могутъ пользоваться хорошими учителями за дешевую плату. Нѣтъ спора, что это прекрасно и очень полезно многимъ женщинамъ, въ особенности тѣмъ, которыя готовятъ себя въ учительницы или гувернантки; но такія заведенія не въ состояніи поднять общій уровень общественнаго развитія и съ тѣмъ вмѣстѣ улучшить положеніе женщины". Нужно надѣяться, что этому дѣлу поможетъ открытіе кенигсбергскаго университета для женщинъ; вѣроятно и нѣкоторые другіе университеты вскорѣ послѣдуютъ за нимъ. Нѣтъ сомнѣнія, что нѣмки, подобно женщинамъ другихъ странъ, устремятся преимущественно на медицинскіе факультеты, тѣмъ болѣе, что права на практическое приложеніе другихъ отраслей университетскаго образованія имъ еще нужно добиваться, а медицинская практика теперь объявлена въ Германіи совершенно свободною и право на нее нисколько не зависитъ отъ дипломовъ.
   При всѣхъ обширныхъ размѣрахъ, женское движеніе въ Германіи поражаетъ умѣренностью своей программы. Нѣмецкіе друзья женскаго дѣда хлопочутъ о приготовленіи и допущеніи къ разнымъ отраслямъ общественной дѣятельности однѣхъ только одинокихъ женщинъ, вдовъ, сиротъ, дѣвушекъ, пролетаріатокъ. Семейная жизнь, но ихъ воззрѣніямъ, все-таки остается преимущественною сферою женской дѣятельности. Агитація въ пользу семейной и политической равноправности подовъ очень слаба. Все вниманіе, всѣ силы нѣмецкихъ эманципаторовъ устремлены на развитіе женскаго образованія и труда. Это главная задача, которую поставила себѣ Германія въ современномъ разрѣшеніи женскаго вопроса,-- задача очень умѣренная и идущая объ руку съ общинъ движеніемъ прогрессивной Германіи. Но лучшіе люди ея давно понимаютъ, что существенная сторона этого вопроса требуетъ болѣе широкихъ взглядовъ на общественную реформу, предстоящую женскому дѣлу, и что безъ экономической равноправности дальнѣйшій успѣхъ его едва-ли возможенъ. А въ этомъ отношеніи соотечественники Шульце-Делича остаются глухи къ требованіямъ времени. Впрочемъ, нужно замѣтить, что нѣмцы въ теоріи вовсе не вооружаются противъ политической равноправности половъ. Та-же Фанни Левадьдъ, которая говоритъ, что "эманципація женскаго труда" -- единственная эманципація, которую до сихъ поръ благоразуміе можетъ допустить",-- та-же Фанни Левальдъ пишетъ въ пользу равноправности. "Я сознаю" -- говоритъ она -- "что ноя политическая проницательность не такъ велика, какъ у царствующихъ женщинъ, но и я настолько имѣю ее, насколько извощикъ, хозяинъ пивной лавки, цирюльникъ и проч., которые каждый вечеръ толкуютъ о ней въ пивномъ погребкѣ, а въ одно прекрасное утро откладываютъ работу на три часа, чтобы отправиться на выборы. Когда я читаю длинный списокъ именъ разныхъ мелкихъ чиновниковъ, торгашей, помѣщиковъ, писарей, необразованныхъ сельскихъ учителей и пасторовъ, съѣхавшихся изъ отдаленнѣйшихъ провинцій на выборы и избираемыхъ въ депутаты, то я вспоминаю тѣхъ даровитыхъ и образованныхъ женщинъ, которыхъ встрѣчала на родинѣ и за-границей, и говорю себѣ: эти ограниченные, необразованные избиратели, эти, не знающіе свѣта гласные, эти депутаты, которые кронѣ права голоса никакихъ достоинствъ не имѣютъ, всѣ эти люди, потому только, что они мужчины, пользуются правами, которыхъ въ сущности нисколько не заслуживаютъ, и въ тѣхъ-же самыхъ правахъ отказываютъ самымъ развитымъ женщинамъ только потому, что онѣ женщины. Развѣ это справедливо? Неужели это останется и всегда должно оставаться такъ..."
   Женское движеніе начинаетъ проникать даже на Востокъ. Въ Константинополѣ основана женщинами эманципаціонная газета, издающаяся на новогреческомъ языкѣ. Вице-король египетскій основалъ въ Каирѣ женское училище въ обширныхъ размѣрахъ. Нѣсколько американокъ прибыло въ Индустанъ для открытія здѣсь школъ для туземныхъ дѣвушекъ. Эманципаціонныя идеи начинаютъ уже волновать и индусокъ. Недавно въ Мадрасѣ индусска Рунгамба Тару читала для своихъ соотечественниковъ публичную лекцію по женскому вопросу; доказывая изъ индійской исторіи способность женщинъ въ наукѣ и общественной дѣятельности, указывая на эманципаціонное движеніе Европы, она убѣждала своихъ слушателей въ необходимости солиднаго образованія для своего пола.
   Сообщивъ всѣ эти новости, мы желали-бы, чтобы хоть нѣкоторыя изъ нашихъ читательницъ извлекли изъ нихъ что-нибудь поучительное для себя; мы желали-бы, чтобы примѣръ Европы возбудилъ у насъ энергію сторонниковъ женскаго дѣла и повелъ-бы къ основанію русскихъ ферейновъ съ цѣлью развитія женскаго труда и образованія; мы желали-бы, наконецъ, чтобы публика получила возможность посредствомъ какого-нибудь литературнаго органа знакомиться съ современнымъ положеніемъ русской женщины и слѣдить заходомъ женскаго движенія въ Россіи и заграницей. А то въ настоящее время мы находимся въ рѣшительномъ невѣденіи, что у насъ дѣлается по женскому вопросу. Мы не узнаемъ даже, что дѣлается въ столицахъ, какъ, напр., идутъ въ Петербургѣ частныя женскія реальныя гимназіи, а о провинціяхъ уже и говорить нечего. Между тѣмъ и въ столицахъ, и въ провинціяхъ нашлось-бы много такихъ явленій, знакомство въ которыми необходимо и полезно для всѣхъ сторонниковъ женскаго дѣла. Мы укажемъ здѣсь на одно изъ такихъ явленій. Въ Иркутскѣ, подъ управленіемъ г-жи Тюменцевой, вотъ уже три года существуетъ дѣтскій садъ, устроенный по методѣ Фребеля и содержимый на частныя пожертвованія. Преподаваніемъ въ немъ занимаются женщины. Въ 1869 г. въ немъ обучалось 37 дѣтей, въ 1870 г. 54, въ 1871 г. до 70. Расходъ за 1870 г. составлялъ 1,765 рублей. Встрѣченный недовѣріемъ и глупыми пересудами обывателей, дѣтскій садъ мало по малу заслужилъ общее уваженіе, особенно въ мнѣніи людей бѣдныхъ, дѣти которыхъ преимущественно посѣщаютъ его. Въ 1870 г. въ немъ было:
   
   Дѣтей чиновниковъ 19
   " мѣщанъ 21
   " духовныхъ 6
   " купцовъ 5
   " солдатъ 3
   Итого 54
   
   Подобныхъ отрадныхъ примѣровъ женской дѣятельности, думаемъ, найдется немало, но они остаются въ неизвѣстности и о нѣкоторыхъ изъ нихъ мы узнаемъ только изъ иностранныхъ газетъ. "Allgemeine Frauenzeitung", напр., сообщаетъ, что въ Петербургѣ въ химическомъ обществѣ состоитъ членомъ дѣвица Анна Волкова, написанный которою трактатъ о химіи заслужилъ всеобщее одобреніе химическаго общества, въ собраніи котораго онъ былъ читанъ.
   Намъ остается сказать о движеніи женскаго дѣла у одного изъ великихъ народовъ, а именно американцевъ, идущихъ въ главѣ современной цивилизаціи и свободы, но, какъ мы замѣтили выше, объ этомъ мы поговоримъ въ особой статьѣ. Изъ обзора же представленныхъ нами фактовъ видно, что повсюду, куда только проникаетъ хотя слабый лучъ знанія и прогрессивной мысли, общественное положеніе женщины, расширеніе сферы ея дѣятельности, гражданскихъ и политическихъ правъ, поднятіе уровня ея интеллектуальныхъ силъ и нравственной самостоятельности глубоко сознаны мыслящими людьми и такъ или иначе разрѣшаются практическимъ путемъ. Право на трудъ и одинаковое вознагражденіе женщины сравнительно съ мужчиной, право на высшее образованіе вездѣ признано, и если не вошло въ область законодательныхъ мѣръ, то и не встрѣчаетъ противодѣйствія со стороны общественнаго мнѣнія. А всякій новый шагъ, въ этомъ направленіи неизбѣжно ведетъ за собою общее улучшеніе общественнаго быта, и отражается на реформѣ тѣхъ архаическихъ началъ, которыя такъ дурно вліяютъ на семейные нравы и наши ежедневныя взаимныя отношенія, самыя дорогія нашему сердцу и самыя важныя для подростающаго поколѣнія,-- на отношенія отца къ матери, дѣтей въ родителямъ и каждой отдѣльной семьи въ цѣлому обществу.

С. Шашковъ.

"Дѣло", No 11, 1871

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru