Шатобриан Франсуа Рене
Мысли роялиста о возвращении французских изгнанников

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Мысли Роялиста о возвращеніи французскихъ изгнанниковъ (*).

(*) Соч. Шатобріана.

   Мы, Роялисты, неизбалованы милосердіемъ: при хищникахъ верховной власти насъ убивали и грабили; подъ законнымъ правительствомъ насъ отвергаютъ, на насъ кревещутъ: но мы всегда будемъ хвалить милосердіе, каковы ли были бы тѣ люди, которыхъ бѣдствія оно прекращаетъ. Сіе однакожъ хрістіанское расположеніе, сіи доброхотныя чувства не препятствуютъ намъ сказать Министрамъ, что они виновны, если, не прибѣгая къ законодательнымъ средствамъ, возвратили въ отечество людей, изгнанныхъ закономъ
   Міръ просвѣщенный взиралъ съ удовольствіемъ, какое только справедливость можетъ доставить, на изгнаніе цареубійцъ, впадшихъ въ новое преступленіе. Ciе наказаніе впрочемъ весьма несоотвѣтствовала винѣ осужденныхъ. Удалиться на житье въ страну сосѣдственную, взявши съ собою свои богатства -- ето еще не великая казнь за преступленіе великое. Когда вѣрность двадцать лѣтъ сряду томиласъ въ землѣ чуждой; когда самъ Король позналъ горесть изгнанія: то не уже ли цареубійцы, обмѣнявшіеся съ нимъ своимъ жребіемъ, думаютъ возбудить состраданіе, въ которомъ отказали они внуку Лудовика Святаго, Августѣйшему союзу невинности съ несчастіемъ? Сіи люди, поднявшіе ужасный свой голосъ, сіи люди, во время суда надъ Лудовлкомъ XVI произносившіе рѣчи, о которыхъ одна мысль въ трепетъ приводитъ, -- самые сіи люди въ стодневное правленіе хищника не подписалиль Дополнительнаго Акта, а слѣдственно и вѣчнаго заточенія Лудовику ХVIII, какъ прежде они же подписали смертный приговоръ Лудовику XVI? Не они ли присягнули въ вѣрности похитителю, возстановившему всю строгость закона объ емигрантахъ, закона, которымъ дозволялось пролить кровъ нашего Короля, нашихъ Принцовъ, и Дщерь вѣнчаннаго страдальца влечь на мѣсто казни, гдѣ отецъ ея и матерь кончили жизнь свою! Когда неостанется во Франціи ни одного человѣка, томимаго бѣдностію; когда каждой изъ насъ будетъ увѣренъ, что ни одинъ Вандеецъ, раненный или прежде или во время стодневнаго правленія, нетерпитъ недостатка въ первыхъ потребностяхъ жизни, и что ни одинъ солдатъ армій Принца Конде не простираетъ руки, подобно Велизарію: тогда можно будетъ излишество человѣколюбія употребить онъ пользу цареубійцъ, впадшихъ въ новое преступленіе. Но поколѣ еще не отерты слезы послѣдняго Роялиста; до тѣхъ поръ жалость къ людямъ, умертвившихъ Лудовика XVI и изгнавшихъ Лудовика XVIII, будетъ оскорбленіемъ несчастію, обидою добродѣтели. Это могло бы значить возвращеніе прежнихъ цареубійцъ, которыхъ сердце обновлено еще измѣною во время стодневнаго хищничества? Значило бы косвеннымъ образомъ дать знать Европѣ, что производить судъ надъ Монархомъ есть дѣло весьма обыкновенное, въ сущности своей безгрѣшное, дѣло, которое можно толковать различнымъ образомъ; слѣдственно значило бы и возстановлять самодержавіе народа, и готовить опасности для государей.
   Согласимся, что ето была бы нѣсколько дорогая заплата за примиреніе Министровъ нашихъ съ революціею, если только возможно предполагать такое примиреніе; но тщетно рѣшились бы Министры на то покусишься. Измѣнники сто-дневнаго правленія вѣдаютъ, что власть министерская нѣкогда противъ нихъ же дѣйствовала....
   Но отвратимъ взоры отъ сего плачевнаго зрѣлища; обратимъ ихъ на утѣшительное явленіе: посмотримъ на Роялистовъ. Какъ прекрасна ихъ положеніе! Находясь при спорахъ, въ которыхъ сами неучаствуютъ, они видятъ, какъ неприятели ихъ состязаются, взаимно укоряютъ одинъ другаго, соединяются, раздѣляются чтобы снова соединиться и чтобы вовѣки непонимать другъ друга. Между тѣмъ какъ все находится въ шумномъ движеніи, Роялисты, неизмѣнные въ своихъ правилахъ, вѣрные Богу, вѣрные Королю, спокойно подвизаются на благородномъ своемъ поприщѣ. Настоящее неможетъ отказать имъ въ уваженіи; будущее неоткажетъ имъ въ славѣ. Если многіе изъ нихъ неимѣютъ теперь другаго убѣжища, кромѣ своей совѣсти, за то никакая революція неможетъ лишить ихъ сего надежнаго покрова. Настанутъ наконецъ для нихъ ясные дни, и постоянство ихъ будетъ увѣнчано. Уже мнѣніе ихъ повсюду торжествуетъ, уже начинаютъ признаваться, что гдѣ прямодушіе, тамъ могутъ быть и дарованія. Еще нѣсколько времени, и уже нестанутъ искать спасителей Франціи въ нечистыхъ дрождяхъ Конвента, или между агентами прежней полиціи; не будутъ противуставить людямъ добродѣтельнымъ и свободнымъ возмутителей и виновниковъ прежняго рабства.

(Изъ Парижск. Копсерватера.)

-----

   Шатобриан Ф.Р. де Мысли роялиста о возвращении французских изгнанников: (Из Парижск. Консерватера) / Соч. Шатобриана // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.105, N 11. -- С.221-225.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru