Шеллер-Михайлов Александр Константинович
Политические права и экономическая неурядица

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ПОЛИТИЧЕСКІЯ ПРАВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕУРЯДИЦА.

(въ Швейцаріи.)

(Статья третья и послѣдняя.)

IX.

   Кредитъ является необходимымъ подспорьемъ при основаніи потребительныхъ обществъ. Особенно важенъ онъ въ Швейцаріи, гдѣ рабочіе не имѣютъ особенно большихъ сбереженій и гдѣ деньги получаются за большіе проценты даже въ токъ случаѣ, когда ихъ берутъ подъ залогъ вещей. Такъ, напримѣръ, одно кредитное учрежденіе въ Сенъ-Галленѣ даетъ деньги подъ залогъ вещей за 18% въ годъ, если занимаемая сумма не превышаетъ 25 фр., если*же она превышаетъ 25 фр., то процентъ понижается до 12. Эти проценты слишкомъ велики и, конечно, они не уменьшаются, когда дѣло ведется ростовщиками, а не кредитными учрежденіями. Но рабочему иногда трудно получить деньги и за большой процентъ, такъ какъ онъ порою не имѣетъ ничего, что можно-бы было заложить. Правда, въ Швейцаріи существуютъ базары, соединенные съ ссудными кассами. Эти учрежденія выдаютъ рабочему заимообразно деньги за его произведеніе, которое онъ не можетъ сбыть въ данную минуту съ выгодою для себя. Учрежденіе при продажѣ произведенія вычитаетъ взятую подъ залогъ сумму, причитая къ ней небольшой процентъ на покрытіе расходовъ учрежденія. Подобные базары существуютъ въ Вернѣ, Фрибургѣ, Люцерпѣ, Золотурнѣ и другихъ большихъ городахъ; они имѣются даже въ мелкихъ мѣстечкахъ, гдѣ не болѣе2000 жителей, какъ, напримѣръ, въ Мури и Крейцлнигенѣ. Золотурискій базаръ продалъ въ 1865 году на 18,145 фр. разныхъ издѣлій и имущество этого учрежденія равнялось 60,000 фр. Въ Ааргау въ 1865 году 32 человѣка заложили на 20,000 франковъ своихъ произведеній, изъ которыхъ продано было на 14,000 фр. Процентъ равнялся 5. Эта ссудная касса была основана на капиталъ въ 8000 фр., полученный при помощи выпуска 400 акцій, разобранныхъ рабочими и приносившихъ 4 1/2%. Подъ залогъ выдавалась половина стоимости издѣлій, за что взималось 6%. Нѣкоторые изъ этихъ базаровъ являются частными акціонерными учрежденіями; другіе устроены филантропами. Нѣкоторые выпускаютъ акціи въ 100, другіе въ 50, третьи въ 25 или даже въ 20 фр. Успѣхъ этихъ базаровъ довольно великъ, объ учрежденіи ихъ сильно заботятся швейцарцы. но какъ-бы ни были хороши эти учрежденія, дающія рабочему возможность сразу получить извѣстную часть денегъ за свое произведеніе и за извѣстный процентъ имѣть возможность пустить это произведеніе въ продажу въ общемъ складочномъ магазинѣ,-- а все-таки они не могутъ, дать возможности работнику сразу сдѣлаться самостоятельнымъ производителемъ. Они облегчаютъ только продажу готовыхъ произведеній, но, прежде чѣмъ продавать свои произведенія, рабочій долженъ ихъ сдѣлать, т. е. имѣть необходимые инструменты, достаточное количество денегъ для покупки матеріяла и извѣстный капиталъ для прокормленія себя и своей семьи во время производства извѣстной вещи, предназначенной въ продажу. Помочь въ этомъ случаѣ можетъ только "нравственный кредитъ", но именно этотъ-то кредитъ менѣе всего доступенъ рабочему, который по большей части занимаетъ именно тогда, когда у него нѣтъ никакихъ средствъ или когда онъ рѣшается на какое-нибудь еще невѣрное предпріятіе. Разумѣется, тутъ нечего и думать о кредитѣ у постороннихъ лицъ. Хозяева, готовые давать впередъ деньги, когда есть надежда закабалить этимъ способомъ рабочаго, тоже не дадутъ ни гроша, когда заемъ совершается рабочимъ съ цѣлью добиться самостоятельности. Нравственный кредитъ могутъ оказывать только народные банки. Но именно этихъ-то учрежденій до сихъ поръ относительно весьма мало въ Швейцаріи.
   Большинство народныхъ банковъ въ этой странѣ является просто сберегательными кассами и дѣлаетъ ссуды, между прочимъ, въ небольшихъ размѣрахъ. Народные-же банки, созданные по образцу шульцеделичевскихъ обществъ, стали проникать, въ Швейцарію только въ послѣднее время и прививаются не очень быстро. Три банка, о которыхъ упоминаетъ Муанье, основаны въ 1864 году въ Невшателѣ, Лозаннѣ и Сантьерѣ. Это акціонерныя общества. Каждый кандидатъ въ члены получаетъ право за кредитъ въ размѣрѣ, опредѣленномъ администраціею банка, и вноситъ 5, 10 или 20% той суммы, на которую ему оказывается кредитъ. Онъ подписываетъ въ то-же время обязательство, служащее гарантіею для общества. Проценты, получаемые съ кредиторовъ, идутъ на расходы по администраціи, и остатокъ ихъ въ видѣ дивидендовъ акціонерамъ. Согласно съ демократическими принципами страны каждый акціонеръ имѣетъ право только на одинъ голосъ. Общество въ Сантьерѣ принимаетъ вклады даже не отъ акціонеровъ начиная отъ одного франка. Въ пользу вкладчиковъ оставлено 500 акцій. Занятыя деньги можно возвращать помѣсячно и даже понедѣльно, частями. Невшательскее общество начало свои дѣйствія съ 27 акціонерами, кредитъ которыхъ доходилъ до 146,000 фр. Черезъ два года число акціонеровъ дошло до 167, а кредитъ ихъ возвысился до 658,000 фр. Акціи приносили 6 1/2% и дѣлъ было сдѣлано въ годъ на 8,600,000 фр. Еще шире были дѣла лозанскаго общества, сдѣлавшаго оборотовъ въ началѣ 1866 года на 29,000,000 фр. съ основнымъ капиталомъ въ 2,150,000 фр. Число акціонеровъ послѣдняго общества равнялось 604, проценты равнялись 6. Это все доказываетъ, какъ нуждается Швейцарія въ нравственномъ кредитѣ и какъ далеко она стоитъ отъ того положенія, когда въ народныхъ банкахъ не будетъ чувствоваться крайняго недостатка.
   Почти такъ-же вяло идетъ дѣло устройства производительныхъ ассоціацій и на этомъ пути можно желать еще очень многаго. Самыми неполными и робкими попытками производительныхъ ассоціацій являются общества сырыхъ матеріяловъ, какъ, наприніръ, общество сапожниковъ въ Цюрихѣ и Женевѣ или общество земледѣльцевъ въ Корселлѣ, имѣющее цѣлью закупку сѣмянъ или общества мельниковъ въ кантонахъ Берна и Золотурна, закупающія зерновой хлѣбъ. Въ нѣкоторыхъ общинахъ женевскаго кантона существуетъ закупка общихъ земледѣльческихъ машинъ, какъ-то молотилокъ, плуговъ, сѣялокъ и т. д. Въ одной мѣстности подобное общество основано на 1000 фр., при помощи выпуска 40 акцій; оно держитъ машины для своихъ членовъ и ссужаетъ ихъ за извѣстную плату постороннимъ лицамъ. Нѣкоторыя общины устроили общія хлѣбопекарныя печи для своихъ членовъ. Но всѣ эти попытки изумляютъ своею робостью и несовершенствомъ, особенно если вспомнить, что вся Швейцарія раздѣлена на общины, которыя, безъ всякаго сомнѣнія, добилисьбы гораздо лучшихъ результатовъ закупкою машинъ, устройствомъ общихъ печей и кухонь, чѣмъ раздачею милостыни своимъ нищимъ. Община, сама по себѣ являющаяся ассоціаціей, должна проводить ассоціаціонный принципъ во всѣ изгибы будничной жизни, если она не желаетъ, чтобы со временемъ у нея въ средѣ оказалась масса обнищавшихъ членовъ и нѣсколько вліятельныхъ богачей, которые будутъ de facto управлять дѣлами, подкупая бѣдняковъ или грозя своимъ удаленіемъ изъ общины. Тутъ уже не поможетъ никакая политическая равноправность. Этого не хотятъ понять швейцарскія общины.
   Чрезвычайно важное учрежденіе составляютъ въ общинахъ Швейцаріи -- сыроварни, извѣстныя подъ именемъ fruitières въ тѣхъ кантонахъ, гдѣ господствуетъ французскій языкъ. Ихъ цѣль состоитъ въ доставленіи необходимыхъ предметовъ для производства сыра и въ допущеніи всѣхъ къ этому роду промышленности, какъ-бы ни было ограничено число коровъ желающаго заняться этимъ производствомъ человѣка. Поселянинъ имѣющій одну или двѣ коровы и получающій ежедневно такое количество молока, что ему трудно дѣлать самому сыръ изъ молочныхъ остатковъ, можетъ при помощи ассоціаціонной сыроварни скопить столько остатковъ молока, что ихъ достанетъ на производство сыра. "Всѣ сыроварныя ассоціаціи, говоритъ Верещагинъ, щи общества, имѣютъ свои уставы; по уставу онѣ имѣютъ президента, наблюдательный комитетъ, секретаря и кассира. Онѣ имѣютъ свои годичныя и экстренныя собранія. Члены сыроварныхъ ассоціацій раздѣляются на дѣйствительныхъ и экстерновъ, т. е. постороннихъ. Экстерны не принимаютъ никакого участія въ дѣлахъ общества. Всякій членъ обязанъ подчиняться всѣмъ установленнымъ правиламъ для споспѣшествованія благоденствію и поддержанія порядка въ обществѣ. Замѣчающій вредъ увѣдомляетъ объ этомъ комитетъ. Всякій членъ обязанъ приносить въ сыроварню молоко совершенно чистое и со всѣми натуральными качествами. За подлоги и несоблюденіе правилъ могутъ быть налагаемы штрафы и исключеніе изъ общества. За первое несоблюденіе правилъ, если виновнымъ окажется самъ хозяинъ, или членъ его семейства, или слуга и если притомъ доказано будетъ, что не было злого умысла, налагается одинъ штрафъ; равно однимъ штрафомъ отдѣлывается членъ, если при повторенія проступка окажется виновною прислуга; въ обратныхъ случаяхъ, вмѣстѣ съ штрафомъ, слѣдуетъ исключеніе изъ общества. Члены обязаны носить молоко свѣжее и парное, тотчасъ послѣ удоя и притомъ въ назначенный часъ. Членамъ запрещается носить молоко въ грязной посудѣ; запрещается приносить молоко ранѣе 8 дней послѣ отела коровы, равно молоко больной коровы до ея выздоровленія; запрещается самому вѣсить и записывать молоко безъ сыровара или заступающаго его мѣсто. Молоко, принятое иначе, нейдетъ въ счетъ; запрещается всякому члену приносить въ сыроварню и записывать на свое имя молоко посторонняго; запрещается нѣсколькимъ членамъ сливать молоко въ одно мѣсто и записывать на одно имя, исключая тотъ случай, когда членъ, на имя котораго записывается молоко, выходитъ изъ общества и хочетъ выплатить молокомъ свой долгъ обществу. Если членъ не освобожденъ отъ своихъ обязанностей и не отмѣченъ по книгѣ, то онъ долженъ приносить молоко, пока оно у него есть, до угона воровъ весной въ горы или до закрытія заведенія. Всѣ члены обязаны участвовать въ поддержаніи фондовъ, движимаго и недвижимаго имущества общества. Во время раздѣленія сыровъ всѣ должны уплатить свои долги заведенію.
   Сыроварни -- учрежденіе довольно новое и еще трудно сказать, какъ поведутъ онѣ, въ концѣ концовъ, свои дѣла. Можно только сказать, что онѣ могутъ учреждаться исключительно въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ является достаточно молочнаго скопа и гдѣ молоко не будетъ употребляться на сыръ въ ущербъ здоровью народа, который будетъ сидѣть безъ молочной пищи, надѣясь получить лишній грошъ изъ сыроварни. Сыроварни обязаны заботиться о томъ, чтобы упомянутые результаты не были послѣдствіемъ ихъ существованія, такъ какъ выгодный сбытъ молока не вознаградитъ народъ за недостатокъ молочной пищи. Сыроварни главнымъ образомъ даютъ только возможность выгоднаго сбыта молока и никакъ не могутъ быть поставлены на ряду съ производительными обществами, поглощающими всю дѣятельность своихъ членовъ. Сыроварни будутъ не особенно содѣйствовать благу народа, если при нихъ не будутъ устроены вспомогательныя кассы, школы и тому подобныя учрежденія, поднимающія не только матеріальное, но главнымъ образомъ нравственное благосостояніе народа.
   Но во всякомъ случаѣ дѣятельность сыроваренъ является въ Швейцаріи въ довольно большихъ размѣрахъ. Нельзя сказать того-же о чисто-производительныхъ обществахъ, хотя послѣднія и появляются почти вездѣ. Самою обширною изъ ассоціацій этого рода является рабочее общество въ Ловлѣ, занимающееся фабрикаціей и продажей часовъ. Основанное въ 1858 году, оно дѣлаетъ ежегодно на 80 и 90 тысячъ франковъ оборотовъ. Его номинальный капиталъ равняется 208,000 фр., но до 1867 года было выпущено только 1680 акцій по 100 фр. каждая; слѣдовательно дѣйствительный капиталъ не превышалъ 168,000 фр. Управляющій обществомъ йогъ брать рабочихъ и не изъ акціонеровъ, хотя послѣднимъ должно было оказываться преимущество: 5% шли на капиталъ акціонеровъ, 10% на запасной капиталъ и 5% на жалованье управляющему, остальные барыши раздѣлялись между рабочими акціонерами и не акціонерами. Кризисъ въ мастерствѣ часовщиковъ и различныя погрѣшности въ уставѣ довели это общество до того, что въ 1864 году его акціи потеряли 36% противъ своей номинальной цѣны. Только въ половинѣ 1866 года обществу удалось нѣсколько улучшить свои дѣла, измѣнивъ уставъ и упростивъ администрацію. Нужно упомянуть еще объ одномъ довольно оригинальномъ обществѣ въ Вуври, покупающемъ необработанныя земли, годныя для воздѣлыванія винограда. Члены общества выплачиваютъ деньги за землю по частямъ и работаютъ въ свободное время. Президентъ общества ведетъ списокъ работъ каждаго члена и когда извѣстный клочекъ земли воздѣлается, его предаютъ. Полученныя отъ продажи деньги дѣлятся между акціонерами, сообразно съ ихъ трудомъ или вкладами. Иногда акціонеры не безъ выгоды продаютъ свои паи до продажи земли. Это предпріятіе процвѣтаетъ и расширяется съ каждымъ годомъ.
   Но особенное движеніе въ основаніи производительныхъ ассоціацій началось подъ вліяніемъ международнаго общества рабочихъ. Такъ въ Лозаннѣ это общество основало временную кооперативную ассоціацію для доставленія работы своимъ членамъ. Дѣло заключалось въ земляныхъ работахъ, которыя производились по желанію муниципалитета для устройства большого плаца для стрѣльбы. Особый комитетъ рабочихъ руководилъ работами и съ капиталомъ въ 160 фр. успѣлъ привести дѣло къ благополучному концу, хотя ему нужно было закупить инструменты и бороться съ зимними холодами. Тому-же обществу удалось основать въ Женевѣ производительную ассоціацію башмачниковъ въ 1867 году. Ассоціація была учреждена на очень хорошихъ основаніяхъ; посторонніе помощники допускались въ нее только въ крайнихъ, исключительныхъ случаяхъ; вступленіе въ члены облегчалось всѣми способами. Шестая часть чистаго дохода должна была идти на общеполезныя цѣли въ общую кассу международнаго общества; другая шестая часть на образованія нераздѣльнаго капитала ассоціаціи; далѣе шестая часть на основаніе вспомогательной кассы; потомъ шестая часть на резервный фондъ для оборотовъ ассоціаціи; двѣ-же остальныя шестыя части раздѣлялись между членами и рабочими, принадлежащими къ ассоціаціи и живущими жалованьемъ, получаемымъ отъ нея. На тѣхъ-же основаніяхъ и подъ тѣмъ же вліяніемъ основалось общество рабочихъ стальныхъ издѣлій въ Солингенѣ, собравшее капиталъ при помощи выпуска акцій въ 100 талеровъ, раздѣленныхъ на купоны въ 1 и 2 талера и приносящихъ 5% проц. Фабрика сигаръ и тому подобныя учрежденія обязаны своимъ существованіемъ вліянію того-же движенія рабочихъ. Но все это слабыя и далеко не полныя попытки. Иначе и быть не можетъ: гдѣ заработки не особенно велики, гдѣ жизнь не особенно дешева, гдѣ кредитъ находится не въ цвѣтущемъ состояніи, тамъ трудно устроить широкія производительныя общества, которыя, безспорно, могутъ скорѣе всего эманципировать извѣстную часть рабочихъ, вступившихъ въ нихъ членами. Успѣхъ-же этихъ обществъ можетъ быть обезпеченъ только тогда, когда они будутъ основываться на достаточно широкихъ основаніяхъ и будутъ въ состояніи конкуррировать съ промышленными заведеніями капиталистовъ. Дѣйствуя въ малыхъ размѣрахъ, они только служатъ нагляднымъ доказательствомъ возможности существованія подобныхъ обществъ, но отнюдь не сильными средствами для развитія благосостоянія въ рабочемъ классѣ. Это модели невоздвигнутыхъ зданій, предназначенныя для того, чтобы напоминать наемнымъ рабочимъ о возможности быть самостоятельными хозяевами -- производителями.
   

X.

   Такимъ образомъ, швейцарскій рабочій стоитъ почти въ тѣхъ-же экономическихъ условіяхъ, въ какихъ находятся остальные европейскіе рабочіе. Ему пока приносятъ очень мало пользы тѣ экономическія мѣры, которыя начали развиваться въ остальной Европѣ съ 1848 года. Ему трудно просуществовать всю жизнь при помощи труда. "Фабричный рабочій, говоритъ Бруннеръ, живетъ рѣдко болѣе 60 лѣтъ; изъ этого времени жизни нужно въ самомъ счастливомъ случаѣ считать только 40 лѣтъ работы; остальные двадцать лѣтъ приходятся на дѣтство и старость. Такимъ образомъ, среди фабричнаго населенія должно происходить одно изъ двухъ: или должна откладываться во время рабочихъ лѣтъ одна треть заработка для восходящихъ или нисходящихъ поколѣній, или неспособные къ работѣ должны поддерживаться и содержаться на счетъ остального общества". Другими словами: рабочіе должны дѣлать сбереженія или нищенствовать втеченіи извѣстной части жизни. Но дѣлать сбереженія очень трудно при тѣхъ скудныхъ получкахъ денегъ, о которыхъ мы говорили выше. Бруннеръ замѣчаетъ, что сберегательныя кассы успѣли принести кое-какую пользу, и тутъ-же рисуетъ, какимъ путемъ удавалось иногда рабочему добиться сбереженій и честно дойдти до могилы, не протягивая руки за подаяніемъ. "Въ рефератѣ союзнаго совѣтника Фрей-Герозе, говоритъ Бруннеръ, приводится въ примѣръ одна семья рабочихъ изъ Рапперсвиля, скопившая значительное состояніе. Но мы тотчасъ-же должны замѣтить, что всѣ ея члены были взрослые и холостые люди, а значитъ мы не можемъ, мы не должны ставить ее въ примѣръ". Дѣйствительно, семья рабочихъ въ большинствѣ случаевъ можетъ добиться сбереженій только тогда, когда у нея много взрослыхъ работниковъ и много холостяковъ. Въ такомъ случаѣ каждый членъ вноситъ въ семью свои заработки, расходы-же семьи уменьшаются, какъ это бываетъ во всякой ассоціаціи, дающей возможность дешевле закупать различные припасы, требуемые въ значительномъ количествѣ.
   Сберегательныя кассы, явившіяся въ Швейцаріи уже въ 1789 году, дошли въ 1862 году до 230, т. е. одна касса приходилась почти на 10,000 жителей. Но онѣ распредѣлены очень неравномѣрно: такъ въ полукантонѣ Аппенцелѣ на населеніе въ 48,400 жителей приходилось 18-ть кассъ, т. е. Почти 1 на 2680 человѣкъ. Кассы эти стараются всѣми силами подтолкнуть бѣдняковъ на сбереженія. И только это явленіе, присущее одной Швейцаріи, объясняетъ отчасти то, что въ этой странѣ все-таки относительно много откладывается въ сберегательныя кассы. И къ какимъ мѣрамъ прибѣгаютъ различные попечители народа, чтобы заставить его отложить лишній грошъ! Во-первыхъ, кассы въ большинствѣ случаевъ принимаютъ вклады менѣе франка, т. е. даютъ возможность внести свою лепту въ кассу даже самому жалкому бѣдняку. Онѣ иногда даже дѣлаютъ болѣе: принимаютъ нѣсколько сантимовъ отъ дѣтей, какъ это дѣлается, напримѣръ, въ Гларусѣ, гдѣ существуютъ кассы для малолѣтнихъ, т. е. для людей, еще неумѣющихъ заработывать и пріобрѣтать, но уже Пріучаемыхъ копить и откладывать. Во-вторыхъ, во многихъ кантонахъ, какъ, напримѣръ, въ Золотурнѣ, Гларусѣ, Аппенцеллѣ, Невшателѣ, въ бернской Юрѣ, являются сборщики въ каждой общинѣ и въ каждомъ приходѣ; духовенство и разные филантропы берутъ на себя задачу безвозмездно собирать сбереженія для отправленія въ сберегательныя кассы и во всѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ существуютъ эти добровольные сборщики, сбереженія увеличиваются, т. е. большее количество сбереженій является не признакомъ большаго процвѣтанія мѣстности, а признакомъ большаго рвенія сборщиковъ. Втретьихъ, нѣкоторыя кассы, зная, что небольшой процентъ не особенно привлечетъ большинство, назначили особые выигрыши, выпадающіе на долю вкладчиковъ по жеребью. Такъ-какъ эти преміи не могли упасть съ неба, то, конечно, онѣ образовались при помощи подаяній благотворителей; напримѣръ, Жакъ Молль въ Біеннѣ подарилъ сберегательной кассѣ своего родного города 2*000 фр., чтобы проценты съ этой суммы раздавались по жеребью самымъ бѣднѣйшимъ изъ вкладчиковъ кассы. Что за нелѣпица! "За то, что ты отложишь полфранка, говорятъ нищему,-- ты можешь получить при счастіи пятьдесятъ франковъ награды"! Извольте послѣ этого измѣрять благосостояніе народа числомъ вкладчиковъ и восхищайтесь тѣмъ, что гдѣ нибудь въ Цюрихѣ половина населенія числится вкладчиками въ сберегательной кассѣ.
   Но жцинь язвительно надсмѣхается надъ всякими насильственными и искуственными мірами. Ими можно добиться, пожалуй, того, что нищій, голодающій по цѣлымъ днямъ, снесетъ въ сберегательную кассу полфранка въ надеждѣ получить премію; ими мождо добиться того, что половина или треть населенія сдѣлается вкладчицею сберегательныхъ кассъ, но ими никакъ нельзя добиться того, чтобы общія сбереженія нищенствующаго и голодающаго населенія сдѣлались настолько велики, чтобы это населеніе въ тяжелый годъ хотя нѣсколько времени могло прожить на свои сбереженія. Да, при всѣхъ стараніяхъ поднять стремленіе въ сбереженіямъ, въ Швейцаріи приходилось въ 1862 году по 372 франка на каждаго вкладчика. Вспомните, что въ кассахъ находились вклады богатыхъ людей, вспомните, что 372 фр. недостаточны для прокормленія одного человѣка втеченіи полугода, и вы увидите, какъ жалки вышли результаты всей этой возни, предпринятой съ цѣлью поощрить бережливость нищихъ. Клерикалы и филантропы думали, что они дѣлаютъ благое дѣло, подталкивая искуственными мѣрами народъ къ сбереженію грошей. Но они въ сущности не достигали цѣли. Бруннеръ совершенно трезво и разумно смотритъ на это дѣло. "При существующихъ отношеніяхъ и при настоящей заработной платѣ, говоритъ онъ, даже и здоровая семья рабочихъ должна дѣлить свои деньги очень разсчетливо, такъ какъ и бережливость имѣетъ свои границы. Чрезмѣрная бережливость можетъ точно такъ-же вести къ гибели, какъ объ этомъ говоритъ Шнебергеръ въ своей книгѣ о питаніи народа. Выдыханіе, работа, сама жизнь истребляютъ ежедневно извѣстное количество нашихъ силъ, которыя должны снова восполняться здоровою пищею. Если этого не дѣлается, если это дѣлается въ недостаточномъ количествѣ, то по естественнымъ, непреложнымъ законамъ уменьшаются и наши силы, а вмѣстѣ съ ними и. наша способность къ труду, вслѣдствіе чего естественно уменьшится и наше благосостояніе и наше мужество. Рабочая сила есть единственный капиталъ работника". Этого-то и не понимаютъ тѣ, которые радуются, что какой нибудь голякъ несетъ лишній грошъ въ сберегательную кассу.
   Въ случаѣ болѣзни, въ случаѣ неспособности рабочаго къ труду, бѣдняку остается только ждать помощи отъ обществъ взаимной помощи, если онъ не хочетъ протягивать руки къ благотворителямъ. Этихъ обществъ довольно много въ Швейцаріи, но нельзя сказать, чтобы они удовлетворяли всѣмъ нуждамъ рабочихъ: иногда въ этихъ обществахъ выдается пожизненная пенсія мужчинамъ только послѣ 55-лѣтняго возраста, а женщинамъ послѣ 50-ти лѣтняго возраста, т. е. слишкомъ поздно; порою мы встрѣчаемъ общества, гдѣ выдается помощь во время болѣзни -- 4 фр. * 20 санъ втеченіи первой недѣли болѣзни, потомъ по 1 фр. 20 санъ въ день втеченіи 18 мѣсяцевъ, когда помощь прекращается, т. е. вспомоществованіе недостаточно и прекращается не съ прекращеніемъ болѣзни, а въ извѣстный заранѣе опредѣленный срокъ; въ другихъ обществахъ выдается еще менѣе и срокъ выдачъ еще короче; въ нѣкоторыхъ кантонахъ этихъ обществъ такъ много, что одинъ членъ приходится на 3,1 жителя, въ другихъ такъ мало, что 1 членъ приходится на 456.2 жителя; есть общества, въ которыхъ члены только на 60 году пріобрѣтаютъ право жить въ богадѣльнѣ или получать 40 франковъ въ мѣсяцъ; женщинъ въ этихъ обществахъ сравнительно мало и среди членовъ на 77 мужчинъ приходится 23 женщины; въ большинствѣ случаевъ существованіе обществъ поддерживается при помощи многихъ почетныхъ членовъ, т. е. филантроповъ, такъ что на 54 дѣйствительныхъ члена приходится 1 почетный членъ. Эти общества, принося извѣстную долю пользы, конечно, не могутъ измѣнить положенія рабочихъ, да они и не могутъ задаваться этими цѣлями,-- и можно только пожалѣть, что очень часто они не исполняютъ даже той несложной задачи, которую она взяли на себя, и не даютъ достаточныхъ средствъ для-поддержанія больныхъ и прокормленія стариковъ.
   Съ другой стороны разныя духовныя общества въ родѣ Pius-Verein и общества St. Vincent de Paul издаютъ книги для рабочихъ и проводятъ въ народъ свои идеи. Каждое свободное слово, сказанное публично противъ этихъ идей, вызываетъ цѣлую бурю со стороны клерикаловъ и иногда доводитъ до такихъ возмутительныхъ фактовъ, какъ исторія Ринкера, наказаннаго розгами за противукатолическую брошюру. "Вліяніе католическаго духовенства, напримѣръ, въ фрейбургскомъ кантонѣ, говорить авторъ "Больныхъ мѣстъ въ Швейцаріи", вполнѣ обрисовывается слѣдующимъ фактомъ: Фрейбургъ -- одинъ изъ самыхъ бѣдныхъ кантоновъ и едва-ли не самый отсталый, послѣ Ури и Швица, въ умственномъ отношеніи; бюджетъ его департамента народнаго просвѣщенія составляетъ всего десять тысячъ франковъ, и на всѣ убѣжденія и представленія прогрессивной партіи, что этого слишкомъ мало, что школы находятся въ ужасномъ положеніи, и т. д., правительство отвѣчало вѣчнымъ non possumus,-- нѣтъ денегъ; между-тѣмъ въ ноябрѣ 1867 г., т. е. пять недѣль послѣ долгаго и жаркаго спора по этому вопросу, совѣтъ сдѣлалъ фрейбургскому епископу и его духовенству подарокъ въ 419 тысячъ франковъ, т. е. сумму, которая на сорокъ два года удвоила-бы бюджетъ школъ. Къ этому остается прибавить, что въ Швейцаріи совершено было послѣднее аутода-фе, когда о немъ забыли даже и въ Испаніи, и въ то время, какъ во Франціи творенія энциклопедистовъ сдѣлались уже настольною книгою каждаго мало-мальски просвѣщеннаго человѣка, просвѣщенные швейцарцы истязали несчастную старуху и, наконецъ, сожгли ее, какъ вѣдьму.
   "Протестантскій піэтизмъ и женевское мамьеретво, рѣзко отличаясь отъ фанатическаго католицизма своимъ строго систематичнымъ характеромъ, своею законченностью и разсчетливостью, составляютъ не менѣе надежное и вѣрное орудіе реакціи, какъ и іезуиты католическихъ кантоновъ. Здѣсь религіозные догматы до того слились съ извѣстными политическими и соціальными принципами и взглядами, что раздѣлить ихъ нѣтъ никакой возможности: первые служатъ очень удобнымъ орудіемъ для вторыхъ, вторые составляютъ реализацію первыхъ, и veto всякому измѣненію произносится не только во имя выгоды, но и во яви, религіи". Къ этимъ словамъ нечего прибавлять. Народу, научающемуся только грамотѣ въ своихъ школахъ, трудно было не поддаться вліянію тѣхъ, которые въ силу существующихъ отношеній сдѣлались его вождями и властителя", если не de jure, то de facto.
   

XI.

   Таково положеніе нуждающихся классовъ въ Швейцаріи. Равноправные въ принципѣ съ другими классами, эти классы общества на практикѣ не всегда могутъ здѣсь пользоваться свони правами. Экономическая неурядица не прошла для нихъ даромъ. Мы уже видѣли въ самомъ началѣ этихъ статей, что одна изъ глазъ конституціи (18 статья) лишаетъ гражданскихъ и политическихъ правъ всѣхъ получающихъ общественную милостыню. Такимъ образомъ, значительная масса людей вслѣдствіе своего экономическаго положенія не можетъ пользоваться общими политическими правами. Но этого мало. Среди бѣдности люди очень часто относятся апатично къ своимъ правамъ; иногда они больше дорожатъ кускомъ хлѣба и лишнимъ рабочимъ днемъ, чѣмъ своимъ правомъ подавать голосъ за ту или другую реформу. Фактъ уклоненія отъ подачи голоса рабочими явился на практикѣ въ Швейцаріи. Если-бы его не было, то, конечно, не нужно-бы было назначать штрафовъ за уклоненіе отъ подачи голосовъ, какъ это было сдѣлано, напримѣръ, въ Бернѣ и Шафгаузенѣ. Обезпеченные и развитые люди безъ всякихъ принудительныхъ мѣръ пользуются своими политическими правами; если-же требуются принудительныя мѣры для того, чтобы заставить человѣка пользоваться даннымъ ему правомъ, то, повѣрьте, что этотъ человѣкъ или очень неразвитъ или находится въ крайне жалкомъ матеріальномъ положеніи.
   Но даже если мы оставимъ въ сторонѣ извѣстную часть населенія, которая вслѣдствіе своей нищеты лишена права голоса, если мы забудемъ о томъ, что нѣкоторые рабочіе готовы уклониться отъ подачи голоса для сохраненія лишняго рабочаго дня, то все-таки возникнетъ вопросъ: не бываетъ-ли чистою мечтою свободная подача голосовъ, когда дѣло идетъ о подачѣ голосовъ бѣдняками? Дѣйствительно, трудно себѣ представить, чтобы человѣкъ, зависящій въ матеріальномъ отношеніи отъ воли другого, дрожащій передъ своимъ патрономъ, снимающій шапку передъ хозяиномъ, нуждающійся во всемъ, могъ свободно подавать свой голосъ за ту или другую мѣру. Его такъ легко запугать, подкупить, обмануть. Одинъ изъ русскихъ писателей очень ярко описалъ эту сторону свободной подачи голосовъ въ Швейцаріи. "Въ городахъ, говоритъ онъ, свободы выборовъ не можетъ быть именно потому, что города малы, такъ что рабочіе не представляютъ достаточно большой массы, которая могла-бы въ этомъ отношеніи сопротивляться отлично организовавшейся и крѣико сплотившейся партіи патроновъ, и что за каждымъ ботомъ зорко слѣдятъ; такимъ образомъ, надъ каждымъ рабочимъ, коми, однимъ словомъ, надъ каждымъ избирателемъ, зависящимъ отъ другого относительно средствъ въ жизни, виситъ дамокловъ мечъ отказа отъ работы. Патроны откровенно, нисколько не стѣсняясь и не считая это неприличнымъ, громко заявляютъ своимъ коми и рабочимъ, что, конечно, они не могутъ принуждать ихъ вотировать такъ или иначе, потому-что всякая интамидація запрещена закономъ, и что каждый швейцарскій гражданинъ свободенъ, но чтобъ они помнили, что вотировавшій противъ консервативнаго за радикальнаго кандидата можетъ ме возвращаться въ его лавку или пасторскую, такъ-какъ для него работы здѣсь уже не будетъ.
   Чтобъ еще усилить и увеличить эту зависимость, патроны -- извѣстно, что въ Швейцаріи рабочіе никогда не могутъ никуда быть избраны, и въ этомъ отношеніи Швейцарія оставила далеко за собою даже нынѣшнюю Германію, Францію и Италію, въ камеры которыхъ всегда попадаютъ и работники -- прибѣгаютъ къ чрезвычайно простому, но тѣмъ не менѣе остроумному и дѣйствительному средству,-- именно они оттягиваютъ вотированіе особенно важныхъ вопросовъ или выборовъ до поздней осени или даже зимы, которая въ Швейцаріи очень сурова. Рабочіе, неимѣющіе обыкновенно возможности запасаться дровами и вообще топливомъ на всю зиму, а покупающіе по мелочамъ, въ это время года особенно дорожатъ работой и правильной уплатой, такъ-какъ у нихъ тогда является лишній и очень чувствительный расходъ, и притомъ расходъ, который нельзя отложить,-- и потому они прокотируютъ все, что только угодно патронамъ, лишь-бы не остаться съ семействомъ безъ топлива въ здѣшніе холода. Такимъ образомъ, въ началѣ января вотировался въ 1866 году вопросъ о просмотрѣ и измѣненіи федеральной конституціи. Вотъ гдѣ надо учиться избирательной тактикѣ!
   "Никто изъ бывавшихъ зимою въ Швейцаріи и имѣющихъ понятіе объ ея климатѣ не удивится, что остроумные патроны навали на эту мысль вотированія въ холодное время; но чтобъ понять, какое значеніе имѣетъ это для рабочаго класса, надо хотя нѣсколько быть знакомымъ съ его положеніемъ,-- а оно очень некрасиво, и въ этомъ отношеніи Швейцарія ничѣмъ не уступитъ Франціи, Англіи и Бельгіи". Рядомъ съ этимъ идетъ подкупъ, дешевый, жалкій, но тѣмъ не менѣе могущественный подкупъ. "Начать съ того, говоритъ тотъ-же наблюдатель, что подкупы во всевозможныхъ формахъ процвѣтаютъ въ Швейцаріи, можетъ быть не менѣе, чѣмъ въ Англіи, кассированіе выборовъ здѣсь составляетъ большую рѣдкость; надо, чтобъ дѣло было сдѣлано слишкомъ откровенно и безцеремонно, чтобъ пресса слишкомъ много говорила о немъ; такъ, напримѣръ, въ лѣтнюю сессію 1867 года было кассировано, избраніе одного граубюнденскаго депутата потому, что его повѣренный прямо поставилъ у входа въ избирательный дворецъ столъ, съ деньгами, водкой и бюллетенями вотъ; всякій вотирующій получалъ стаканъ водки, три франка деньгами и бюллетень съ именемъ; но въ томъ-же кантонѣ повѣренный кандидата точно также раздавалъ бюллетени вотъ, по стакану бѣлаго вина и по пяти франковъ двадцати-пяти сантимамъ деньгами, принявъ только предосторожность производить это въ ближайшемъ кабакѣ, и избраніе было объявлено дѣйствительнымъ".
   Прибавьте къ этому, что ежегодно цѣлая масса швейцарцевъ не только отказывается отъ доли принадлежащихъ ей политическихъ правъ, но отказывается отъ всякой борьбы съ неурядицами, отъ всякаго содѣйствія обществу въ его мирной борьбѣ и работѣ, направленныхъ во благу отчизны. Гнетъ нужды заставляетъ эту массу, которая могла-бы служить значительнымъ отрядомъ въ средѣ своихъ нуждающихся и трудящихся собратьевъ, отстаивающихъ тѣ или другія нововведенія,-- гнетъ нужды, невыносимой и выводящей людей изъ терпѣнія, заставляетъ эту массу бѣжать изъ отчизны куда глаза глядятъ и уносить туда свои здоровыя силы, могучія руки и смѣлый умъ. Мы говоримъ объ эмиграціи бѣдняковъ. Это одно изъ золъ, порожденныхъ экономическою неурядицею. Мы говоримъ: одно изъ золъ, потому что ошибочно думаютъ тѣ, которые считаютъ эмиграцію полезною для страны, которые видятъ въ эмигрантахъ только лишніе рты или какихъ-то негодяевъ. По большей части эмигранты дѣйствительно лишніе рты, т. е. бѣдняки, но за то, также по большей части, это самые сильные духомъ и тѣломъ бѣдняки, какъ справедливо замѣтилъ Энгель. Личность слабая, апатичная, трусливая, неспособная къ предпріимчивости и способная къ житью на чужой счетъ, къ протягиванію руки, къ униженіямъ и добровольному рабству, рѣдко рѣшается на эмиграцію, ѣхать въ чужое, незнакомое мѣсто, къ неизвѣстнымъ людямъ, покидать сроднившуюся съ человѣкомъ среду и дорогой родной очагъ, пускаться въ далекое путешествіе, рѣшиться пробить себѣ дорогу собственнымъ трудомъ,-- на это нужны энергія, сила воли, надежда на свое здоровье. Только этимъ и можно объяснить успѣхъ всѣхъ эмигрантовъ, за исключеніемъ русскихъ, въ чужихъ краяхъ. Конечно, странѣ не выгодно терять подобныхъ людей, особенно-же это не выгодно тамъ, гдѣ народъ, по законамъ страны, принимаетъ участіе въ управленіи страною, гдѣ въ лицѣ эмигрантовъ теряется не только извѣстное число рукъ, но и извѣстное число голосовъ, принадлежащихъ людямъ, ближе всего познакомившимся на практикѣ съ неурядицами общественнаго положенія нуждающихся массъ.
   О размѣрахъ швейцарской эмиграціи различные статистики сообщаютъ очень неутѣшительныя цифры. "Общество должно обратить вниманіе на то, что эмиграція съ 1850 по 1852 годъ, говоритъ Франсчини, отняла у Швейцаріи, по крайней мѣрѣ, отъ 6 до 7 тысячъ человѣкъ въ годъ, т. е. половину того, чѣмъ нарожденіе превышало смертность. Она возрастаетъ въ 1853 и 1854 годахъ до того, что поглощаетъ всю прибыль населенія". Въ 1854 году, по словамъ Блока, эмиграція возрасла до того, что въ одномъ Гаврѣ было визировано до 12,098 паспортовъ швейцарцами, въ Гамбургѣ 1,236, всего же эмигрировало отъ 15 до 18 тысячъ человѣкъ. Вслѣдствіе этого нужно было учредить особое консульство въ Антверпенѣ для наблюденія за предосудительными дѣйствіями агентовъ эмиграціи. Среднимъ числомъ каждый эмигрантъ вывозилъ деньгами до 378 франковъ, что составляло потерю для Швейцаріи въ 1854 году отъ 6 до 7 1/2 милліоновъ франковъ. Не можемъ не остановиться на этихъ цифрахъ: швейцарцы, по словамъ Блока, вывезли среднимъ числомъ по 378 франковъ, тогда какъ прусскіе эмигранты вывозили съ 1844 года по 18§9 годъ среднимъ числомъ по 136,82 талера, то есть значительно болѣе. Еще поразительнѣе будетъ разница между имуществомъ швейцарскихъ и прусскихъ эмигрантовъ, если мы возьмемъ, напримѣръ, 1847--48 года, когда каждый прусскій эмигрантъ вывезъ среднимъ числомъ 182,76 талера, или 1848--49 годъ, когда имущество прусскихъ эмигрантовъ равнялось 191,02 талера. Эти цифры, особенно, если мы вспомнимъ, что швейцарскимъ эмигрантамъ нерѣдко выдавались деньги на эмиграцію отъ общинъ, ясно говорятъ, что въ Пруссіи на эмиграцію вліяли не одна нужда и окончательная безвыходность положенія, а и политическія стѣсненія, въ Швейцаріи-же большинство эмигрировало только вслѣдствіе экономическихъ причинъ. Швейцарская офиціальная статистика, почти всегда скрывающая темныя стороны страны, говоритъ, что съ 1850 по 1860 годъ включительно число эмигрантовъ равнялось 52,687 человѣкъ. Эта масса людей является безспорно очень чувствительною потерею для стран^ даже и въ томъ случаѣ, если часть разбогатѣвшихъ заграницею эмигрантовъ и является назадъ. Гизо радуется послѣднему факту и говоритъ, что(нерѣдко нажившіеся эмигранты привозятъ въ страну свои богатства. Но дѣло въ тонъ, что эти разбогатѣвшіе люди, по большей части, являются въ страну, какъ новые помощники консервативной части населенія. Трудно-же себѣ представить, чтобы всѣ швейцарскіе кандитеры и часовщики, возвратясь на родину, стали опорою прогресса.
   Такимъ образомъ, полученіе общественной милостыни, страхъ потерять рабочій день во время голосованія разныхъ вопросовъ, нитимидація и подкупъ со стороны патроновъ, хозяевъ и богачей, эмиграція и масса другихъ причинъ лишаютъ извѣстную часть народа пользованія политическими правами, принадлежащими ему законнымъ образомъ. Экономическая неурядица вліяетъ здѣсь на политическія права, о которыхъ такъ сильно хлопочетъ Швейцарія. Но это такъ и должно быть. Удивительнаго тутъ нѣтъ ничего. Въ общественной жизни, какъ и въ жизни отдѣльной человѣческой единицы, нельзя безнаказанно заботиться о развитіи одной какой нибудь части организма, безъ ущерба для другихъ его частей и, въ концѣ концовъ, для той части, о которой мы исключительно заботились. Здѣсь все связано вмѣстѣ и если вы позаботитесь исключительно объ одной, части, то непремѣнно вредно повліяете на другія. Точно такъ-же для развитія здоровой жизни общества невозможно какое нибудь исключительное универсальное средство, какъ нельзя найдти подобнаго средства для поддержанія здоровья отдѣльнаго человѣка. Если для здоровья человѣка необходима достаточная и хорошая пища, то это не значитъ еще, что, имѣя ее, человѣкъ будетъ развиваться вполнѣ нормально. Ему нуженъ и свѣтъ, и моціонъ, и пища для ума, и хорошее помѣщеніе, и чистота, и порядочная среда и сотни другихъ условіе нарушеніе которыхъ повлечетъ за собою непремѣнно неполноту развитія организма. Въ жизни общества этихъ условій не меньше, и если общество пользуется политическими правами и образованіемъ, то это еще не значитъ, что оно можетъ-быть совершенно здоровымъ обществомъ: и при политическихъ правахъ, и при извѣстной долѣ народнаго образованія оно можетъ стоять въ дурныхъ экономическихъ условіяхъ, можетъ смотрѣть очень неправильно на женскій вопросъ, можетъ, мало помалу, прійдты къ тому, что даже и политическія права народа сдѣлаются простою буквою и народное образованіе направится въ самую дурную сторону и будетъ хуже невѣжества. Мы видѣли, какъ буква закона, дающаго широкія политическія права швейцарцамъ, потеряла долю своего значенія подъ вліяніемъ другихъ условій. Мы видѣли, какъ дурно направлялось иногда народное образованіе швейцарцевъ подъ вліяніемъ католиковъ и какую дурную духовную пищу приподносили народу его патроны. Это не исключительный случай -- это въ порядкѣ вещей, когда въ жизни общества нѣтъ равномѣрнаго гармоническаго развитія всѣхъ его частей, всѣхъ его сторонъ. Общественная система, имѣющая цѣлью развитіе и процвѣтаніе общества, по своему характеру походитъ на гигіену; если она указываетъ на тѣ мѣры, при соблюденіи которыхъ можетъ сдѣлаться ненужнымъ леченіе, то она хороша; если-же она при всѣхъ своихъ усиліяхъ отъ времени до времени дѣлаетъ необходимыми извѣстныя лекарства, то она дурна, одностороння или неполна. Конечно, созданіе той или другой общественной системы есть результатъ чисто естественныхъ и историческихъ причинъ. Если-бы Швейцарія лежала гдѣ-нибудь на плоской мѣстности, среди плодородныхъ полей, на берегу моря, то и общественная система была-бы, вѣроятно, другая. Если-бы Швейцарія не была подъ владычествомъ Австріи, если-бы французы не ворвались въ Швейцарію, то ея система опять-таки была-бы другая. Повидимому, это роковыя причины: чисто физическія и историческія условія страны ведутъ ее или къ быстрому развитію или къ быстрому паденію. Это такъ. Но это были-бы роковыя и страшныя явленія только въ томъ случаѣ, если-бы человѣкъ въ свою очередь не могъ дѣйствовать на природу и не могло дѣлать исторію. Къ счастію, роковое вліяніе природы и исторіи въ значительной степени парализируется присущею человѣку способностью дѣйствовать въ свою очередь на природу и на исторію.
   Швейцарцы, не смотря на всѣ невыгодныя и темныя стороны своего существованія, всегда отличались этимъ стремленіемъ бороться съ физическими и историческими условіями страны. Когда-то они сбросили иго Австріи; давно уже обратили они неплодородную землю въ плодородныя поля; вездѣ замѣчается стремленіе пробить среди непроходиныхъ горъ удобные пути сообщенія; каждый новый просмотръ конституціи является шагомъ впередъ; эта неутомимая работа даетъ надежду на лучшее будущее.

А. Михайловъ.

(Окончаніе).

ѣло", No 6, 1872

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru