Из статьи В. Шершеневича "Искусство и государство"
Шершеневич В. Г. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы
Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996.
<...> Мы, имажинисты, -- группа анархического искусства -- с самого начала не заигрывали со слоновой нежностью ... с термином, что мы пролетарское творчество, не становились на задние лапки перед государством.
Государство нас не признает -- и слава Богу!
Мы открыто кидаем свой лозунг: Долой государство! Да здравствует отделение государства от искусства.
Наши следующие лозунги:
Да здравствует диктатура имажинизма!
Долой критику, эту гадалку-спекулянтку от искусства. Она не нужна ни творцам, ни читателям.
Поэзия -- не вдохновение, а ремесло и почетна именно как трудное мастерство ремесла. Мы отрицаем вдохновение и интуицию. Мы признаем ремесло и знание.
Мы считаем, что поэзия должна быть урбанистической, т.е. городской, но наш урбанизм -- это не писание о городе, а писание по-городскому.
Высший динамизм -- в уничтожении глагола, который приковывает все к определенному времени. И если мы еще допускаем глаголы, то в наиболее нейтральном виде: в неопределенном наклонении. Вообще грамматику следует или забыть, или реформировать. Мы изобрели, напр., причастия будущего времени ("придущий", т.е. тот, который придет). Мы уничтожаем постепенно существительные типа прилагательных, как "голубизна", "коричневость", заменяя их существительными чистого вида: "голубь", "коричь" (или "коричнь").
Мы не боремся с прошлым искусством не потому, что считаем его нужным, а просто потому, что у нас нет времени сражаться с ветряными мельницами.
Нашей главной базой является утверждение, что единственным материалом поэзии является образ, причем образ вовсе не должен быть похож. Образ "звёзды -- крупа" гораздо хуже образа "гонококки звезд", потому что похожесть в образе, как и в портрете, это недостаток.
Мы реалисты и забываем благородно о романтике, мистике, духовности.
До нас % образов в стихе бывал 4, 5, редко 10. Мы требуем, чтоб образов было столько, сколько строк, т.е. 100% образов.
Мы требуем полного разделения искусства (дифференциации). Поэтому мы выкидываем из поэзии звучность (музыка), описание (живопись), прекрасные и точные мысли (логика), душевные переживания (психология) и т.д.
Нас еще немного. Нас, поэтов-имажинистов, подписавших первую декларацию имажинизма, было четверо: я -- Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев. Ивнев уже погиб (жертва государственного приличия). Его место с лихвою занято: Александром Кусиковым, Николаем Эрдманом, Иваном Старцевым, Сергеем Спасским. Около нас Лев Моносзон и Сергей Третьяков. Под наши знамена -- анархического имажинизма -- мы зовем всю молодежь, сильную и бодрую. К нам, к нам, к нам!
Жизнь и творчество русской молодежи. 1919. No 28-29. С. 5.