(подг. текста, вступ. ст. и примеч. Л.И. Соболева)
Степан Петрович Шевырев (1806--1864) -- поэт, переводчик, критик, филолог. Его творческий путь был связан с Московским университетом, где началась его литературная деятельность, где он преподавал словесность; в 1855 г. он принял активное участие в подготовке и проведении празднеств по случаю столетия университета.
14 января 1857 г. (все даты, кроме оговоренных, даются по старому стилю) на заседании Совета Московского Художественного общества произошло столкновение Шевырева с графом В.А. Бобринским. Н.П. Барсуков (со слов А.Б. Михайлова) сообщает, что граф Бобринский решительно бранил "тогдашние русские порядки и неустройства". Шевырев стал "укорять графа в недостатке патриотизма, весьма не стесняясь при этом в выражениях. Граф <...> сказал, что Шевырев принял на себя неблагодарный труд быть защитником всякой мерзости и подлости"; "началось побоище, в котором граф Бобринский, человек громадного роста и силы, конечно, смял совершенно Шевырева и даже повредил ему ребро". По высочайшему повелению, Шевыреву было предложено "оставить звание члена Московского Художественного общества и подать прошение об увольнении от должности профессора университета; кроме того, выслать его из Москвы на жительство в Ярославль" (Барсуков. Т. 15. С. 322--323). "Он получил вскоре разрешение остаться в Москве вследствие болезни; но удар был нанесен прямо в сердце, и уже тогда должно было бояться за жизнь его", -- вспоминает М.П. Погодин в 1869 г. (Воспоминание. С. 29). Шевырев решил уехать в Италию, "чтобы пожить несколько времени на свободе, не слыхать этой противной брани, не видать этих противных ему фигур" (Там же. С. 30). 25 сентября 1860 г. Шевырев с женой, дочерью и младшим сыном выехал из Москвы; Погодин проводил его до Серпуховской заставы: "Шевырев был очень расстроен, и я, смотря на него с прискорбием, был уверен, что он не поправится и что я не увижу его более" (Там же).
Зиму 1860/61 г. он провел во Флоренции, где в феврале--марте 1861 г. прочел курс из 15 лекций по истории русской словесности (Биография. Л. 8 об.); эти лекции изданы по-итальянски (Storia della litteratura Russa) в 1862 г. и по-русски (Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 году. СПб., 1884 // Сборник Отд. русского яз. и словесности. Т. XXXIII. No 5). В феврале 1862 г. Шевырев с младшим сыном переехал в Париж (позднее к нему присоединились и жена с дочерью).
"В 1862 г. во время болезни и самых сильных страданий Шевырев сочинял стихи и начал поэму "Болезнь".
Он думал обнять все народы, находящиеся под гнетом, так думал он воспеть славян, находящихся под игом австрийским и турецким, греков, итальянцев, ирландцев; страдания славян и Италии он воспел, но поэмы не кончил. Немного оправившись от болезни, развлеченный другими занятиями, он не продолжал поэмы и, смеясь, говорил, что стихи даются ему только во время болезни" (Биография. Л. 11).
Для понимания круга идей поэмы нужно хотя бы вкратце напомнить воззрения Шевырева. В программной статье "Взгляд русского на современное образование Европы", напечатанной в первом номере "Москвитянина" (1841. No 1; далее страницы этого номера), Шевырев писал, что в "современной истории" сошлись лицом к лицу две силы -- Запад и Россия. "Увлечет ли он нас в своем всемирном стремлении? Усвоит ли себе? <...> Или устоим мы в своей самобытности?" (с. 220) -- вот вопросы, на которые хочет ответить критик нового журнала. Обозревая современное состояние культуры Италии, Англии, Франции и Германии, Шевырев везде видит упадок. В литературе остались лишь "великие воспоминания" (с. 239) -- Шекспир, Данте, Гёте, во Франции "болтливые журналы" угождают "испорченному воображению и вкусу народа", "рассказывая о всяком изысканном преступлении, о всяком процессе, безобразящем историю нравственности человеческой, о всякой казни, которая расцвеченным рассказом может только породить в читателе новую для нее жертву" (с. 263). В Германии "разврат мысли" (с. 270) выразился в том, что философия отошла от религии -- это "Ахиллова пята" "нравственного и духовного бытия" Германии (с. 286--287).
В противоположность Западу русские "сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию" (с. 292), -- это "древнее чувство религиозное", "чувство государственного единства", связь "царя и народа" и "сознание нашей народности" (с. 293--294). Эти "три чувства" суть производная знаменитой формулы С.С. Уварова ("православие, самодержавие и народность"), родившейся в 1832 году и надолго определившей государственную идеологию.
Этим идеям Шевырев остался верен до конца жизни. Во второй половине 1850-х годов все заметнее начинает проявлять себя идеология панславизма. Зимой 1857/58 г. образован Славянский комитет в Москве (утвержден в 1858 г.). Среди учредителей комитета -- И.С. Аксаков, А.С. Хомяков, А.В. Рачинский, М.П. Погодин, Ю.Ф. Самарин и А.И. Кошелев (см. подробнее: Никитин С.А. Славянские комитеты в России. М., 1960). Все это -- более или менее близкие С.П. Шевыреву лица, его корреспонденты и -- отчасти -- его коллеги по Обществу любителей российской словесности. В царстование Николая I поддержка освободительного движения среди славян, живущих в Оттоманской империи, была невозможна -- русский император опасался революционных выступлений и даже прямо обещал "добросовестным образом поддерживать Порту в ее усилиях к усмирению взбунтовавшихся подданных и к возвращению их к покорности" (Отчет графа Нессельроде, 1845. -- Цит. по: Жигарев С. Русская политика в Восточном вопросе. Т. II. М., 1896. С. 5). И только после объявления войны Турции (19 октября 1853 г.) Николай I в записке для канцлера Нессельроде провозгласил "желание действительной независимости молдаво-валахов, сербов, болгар, босняков и греков с тем, чтобы каждый из этих народов вступил в обладание страною, в которой живет уже целые века <...>" (Там же. С. 50--51. См. также: Император Николай и освобождение христиан Востока // Русская старина. 1892. No 10).
Поэтическое наследие С. П. Шевырева было собрано лишь однажды, в 1939 г., в первом издании "Библиотеки поэта" (Л., 1939, вступ. статья, редакция и примечания М. Аронсона). Между тем назрела необходимость в новом, гораздо более полном научном издании поэтического наследия этого незаурядного литератора, сыгравшего заметную роль в литературной и общественной жизни России 1820--1850-х гг. Мы надеемся, что предлагаемая публикация поможет в подготовке научного издания стихотворных произведений Шевырева. Поэма печатается по тексту, большей частью записанному под диктовку поэта его дочерью, Екатериной Степановной Шевыревой, по мужу Арсеньевой (РНБ. Ф. 850. Ед. хр. 26; с этого списка сделана копия старшим сыном поэта, Борисом Степановичем Шевыревым; хранится: РГАЛИ. Ф. 563. Оп. 1. Ед. хр. 1), в современной орфографии и пунктуации с сохранением некоторых особенностей авторского письма. Особенности рукописи (оборванный край, вписанное поверх строки и проч.) не оговариваются; отмечаются сделанные исправления.
Познакомившись с бурной дискуссией о комментарии, материалы которой были напечатаны в 66-м номере "НЛО", публикатор стремился избегать разъяснения общеизвестных (или почитаемых таковыми) реалий; поэтому оставлены без комментария не только Прометей и Иов, но и "гремучий змей" (Crotalidae или Sistrurus) и мн. др.
За помощь в подготовке публикации благодарю Д.М. Хитрову, Т.Н. Эйдельман и А.Л. Соболева.
ЛИТЕРАТУРА
Барсуков -- Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 1--22. СПб., 1888--1910.
Ратников -- Ратников К.В. Религиозно-философская концепция позднего творчества С.П. Шевырева (на материале поэмы "Болезнь", 1862) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2003. No 2. С. 84--90.
Шевырев 1939 -- Шевырев С.П. Стихотворения / Вступ. статья, редакция и примеч. М. Аронсона. Л., 1939.