Шишков Александр Семенович
Речь при открытии Беседы любителей русского слова
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Шишков Александр Семенович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1811
Обновлено: 06/11/2025. 49k.
Статистика.
Речь
:
Публицистика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Шишков
А. С.
Огонь любви к Отечеству
М.: Институт русской цивилизации, 2011.
РЕЧЬ ПРИ ОТКРЫТИИ БЕСЕДЫ ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА
Самое главнейшее достоинство человека, причина всех его превосходств и величия есть слово, сей дар небесный, вдохновенный в него вместе с душою устами Самого Создателя. Какое великое благо проистекло из сего священного дара! Ум человеческий посредством оного вознесся до столь большой высоты, что стал созерцать пределы всего мира, познал совершенство своего Творца, увидел с благоговением Его премудрость и воскурил пред Ним жертву богослужения. Поставим человека подле животного и сравним их состояния. Почти во всем составе своем они сходны между собою: оба родятся, растут, стареются, живут и умирают, оба имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус; оба насыщаются пищею, утоляют жажду, вкушают сон, наслаждаются любовью, воспламеняются гневом, чувствуют скорби и веселия. Но при столь одинаковых свойствах и общих особенностях сколь различны! Один совокупился в сонмы, в народы, построил грады, корабли, взвесил воздух, исчислил песок, исследовал высоту небес и глубину вод. Другой скитается рассеян по дебрям, лесам и при всей своей силе, крепости и свирепстве страшится, повинуется бессильнейшему себя творению. Ни острые когти его, ни страшные зубы, ни огромное тело не могут устоять против слабой, мягкой руки, но удобной поражать его громом и молниями. Откуда сие чудесное преимущество? Каким образом не одаренный никакими естественными орудиями, нагой, ветротленный торжествует над яростью косматого, твердокожего, когтистого льва и тигра? Каким образом от движущегося медленно по земле не успевает утекать быстрый олень, ни улетать крылатая птица? Каким образом от того, кто утопает в луже, не может укрыться кит во глубине морей? Бог сотворил человека бедным, слабым, но дал ему дар слова. Тогда нагота его покрылась великолепными одеждами; бедность его превратилась в обладание всеми сокровищами земными; слабость его облеклась в броню силы и твердости. Все ему покорилось: он повелевает всеми животными, борется с ветром, спорит с огнем, разверзает каменные недра гор, наводняет сушу, осушает глубину. Таков есть дар слова, или то, что разумеем мы под именем языка и словесности! Если бы Творец во гневе Своем отнял от нас оный, тогда бы все исчезло; общежитие, науки, художества, и человек, лишась величия своего и славы, сделался бы самым несчастным и беднейшим животным. На сие время рассуждали мы о сем едином даре в отношении человека к животным, но теперь посмотрим на следствие оного в отношении человека к человеку.
Когда, по сотворении мужа и жены, род человеческий через долгие века умножился и наподобие великой реки времен потек по всему пространству земного шара, тогда по образу устроения орудий гласа и языки начали изменяться, делаться различными. Каждый народ стал говорить иным языком, невразумительным другому народу. Сами буквы или письмена, изъявляющие разные перемены голоса нашего, сделались у каждого особенные. Тогда между народами произошли великие неравенства. Один из них, любопытствуя, примечая, размышляя, изощрял свой ум, простирался от изобретения к изобретению, переходил от понятия к понятию, делил, дробил, определял их, и через то распространял пределы языка своего и знаний. Другой, не простирая мысленных очей своих далее окружающих его лесов и гор, оставался при немногих названиях таких только вещей, которыми чувства его непосредственно поражались, или от которых имел необходимую нужду. Один, обогатясь изобилием слов, почувствовал надобность изобрести знаки или письмена для облегчения памяти своей, а также сохранения и сообщения того всем, что одним или немногими выдумано. Другой при малых познаниях своих никогда не помышлял о том и довольствовался одними изустными преданиями тесных понятий своих. В одном одаренные отличным разумом старцы сообщали собранные ими в течение жизни их примечания или откровения возрастающим юношам, а сии, присовокупя к тому собственные свои успехи и в свою очередь достигнув старости, преподавали их новым юношам, и так далее. Таким образом, посредством примечаний, опытов, умствований возрастал язык, а посредством языка из возраста в возраст, из рода в род развивалось учение. В другом, напротив, любопытство и опытность были бездейственны, старость не сообщала ничего юности, ум пребывал всегда в младенчестве, и самое величайшее благо, данное человеку, т. е. дар слова, оставался бесплоден, подобно семени, которое хотя и скрывает в недрах своих сладкие плоды, однако не приносит оных, доколе общее и долговременное о нем попечение не понудит его изникнуть, пустить отрасли, раскинуться и расцвести. Какие таинства открыло! Какие чудеса произвело сие попечение в тех народах, которые, познав пользу языка и словесности, устремили ум свой на распространение оных! Тогда человек сделался бессмертен. Тогда слабый голос свой превратил он в трубу грома, вещающего во все концы земли. Каким образом мог он совершить сие непостижимое чудо? Изобретением письмен. Он звук изобразил знаками, чертами и сделал, что сии черты говорят зрению то самое, что звук или голос говорит уху. Сим средством дальность претворил он в близость, отсутствие соединил с присутствием, ибо, живучи в Европе, разговаривает с живущим в Америке, словно как бы он был с ним в одной храмине. Но сего еще мало: он изобрел книгопечатание. Тогда из хижины своей вознес он глас свой во услышание всем странам света. Тогда из гроба своего, не существующий более, поучает он еще самых позднейших потомков своих благонравию, вере, добродетелям, мужеству и часто силою красноречия, сам давно уже истлевший, созидает в них душу, ум и сердце. До толикой степени язык и словесность отличили человека от человека! Отсюда видим мы превеликую разность между огромными афинскими зданиями и едва покрытыми шалашами диких; между огнедышащим кораблем европейца и чуть выдолбленным челноком американца; между древним греком или римлянином и нынешним ирокезцем или караибом. Один (говорит Ломоносов) "почти выше смертных жребия поставлен", другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит. Так, конечно, разность сия превелика; но оная, хотя не в такой чрезвычайной степени, однако существует и между просвещенными народами. У одних науки, художества и словесность более процветают, нежели у других. Следовательно, степень просвещения определяется большим или меньшим числом людей, упражняющихся и прилежащих к полезным знаниям и наукам. Народ приобретает всеобщее к себе уважение, когда оружием и мужеством хранит свои пределы, когда мудрыми поучениями и законом соблюдает доброту нравов, когда любовь ко всему отечественному составляет в нем народную гордость, когда плодоносными ума своего изобретениями не только сам нужными для жизни вещами изобилует и украшается, но и другим знания свои сообщает. О таком народе можно сказать, что он просвещен. Но что такое просвещение, и на чем имеет оно славное свое основание? Без сомнения, на природном своем языке. На нем производятся богослужения, насаждаются семена добродетели и нравственности; на нем пишутся законы, ограждающие безопасность каждого; на нем преподаются науки -- от звездословия до земледелия. Самые художества из него почерпают жизнь и силу. Самая слава на нем утверждает бытие свое: ибо может ли слава оружия греметь в роды родов, могут ли законы и науки произрастать без языка и словесности? Нет! Без них все знаменитые подвиги и дела мужества потонут в пучине времени; без них молчит нравоучение, безгласен закон, косноязычен суд, младенчествует ум, не воспламеняется воображение, не растет природное дарование, и рука художника не производит ничего изящного и превосходного. Когда Греция и Рим восставали и облекались в величество и славу, тогда и словесность их возносилась до той же высоты. Они упали, но языки их, хотя и мертвыми называются, однако и по днесь в ученом свете живут и не допускают памяти их погибнуть. Где древние Вавилоны, Трои, Афины, Спарты? Где мраморные столпотворения их? Где огромные, великолепные здания? Лежат повержены в прах, и око путешественника, смотря на оные, не видит ничего, кроме мшистых камней и зеленого злака. Но между тем как река времен все в них истребила, красноречивое перо, тверже мраморов и меди, сохранило красоту их в воображении нашем. Каким образом по сие время гремят у нас имена и подвиги Агамемнонов, Ахиллов, Аяксов? Стихотворство сделало их бессмертными, и, может быть, оно же преисполнило их великостию духа; ибо, хотя и кажется, что сама природа влагает в нас огонь смелости и мужества, однако в какой славолюбивой душе не воспылает, не умножится сей огонь при чтении в Гомере подвигов Ахилла и Гектора? К каким великим предприятиям и деяниям не подвигнет его честолюбие, когда воображает он, что воспет будет Гомерами? Слава любит жить. Бессмертная душа наша и по разрушении тела алчет оставить по себе память. Но кто без гласа стихотворцев, без кисти дееписателей сохранит имена великих мужей? Гораций устами Ломоносова говорит:
"Герои были до Атрида, Но древность скрыла их от нас: Что дел их не оставил вида Бессмертный стихотворцев глас".
Пользы, происходящие от языка и словесности, бесчисленны. Никакое перо описать, никакие уста изречь их не могут. На них основаны безопасность, спокойствие, благоденствие, величие и слава человеческая. Но с сими столь великими пользами сопряжена еще приятность, превосходящая все наши прочие услаждения; ибо какие мгновенно проходящие забавы или увеселения, обыкновенно влекущие за собою или пресыщение, или скуку, могут равняться с чистым, никогда не помрачаемым удовольствием души и разума? Представьте себе человека тупого, безграмотного, никакими знаниями не просвещаемого и потому не могущего чувствовать никаких красот словесности; едва ли можно про него сказать, что он жил на свете. Жил, но в чем же преимуществовал он перед теми, которых называем мы бессловесными существами? Почти ни в чем, услаждения их были общи, следовательно, и удовольствия одинаковы. Он ходил, ел, пил, спал, дышал воздухом; и они все то же делали. Он вместе со всеми тварями видел великолепие восходящего солнца, но могло ли оно в душе его рождать то удивление, с каким смотрел на него Ньютон? Не имея понятия о безмерной величине сего вечногорящего светила, мог ли он при появлении его с восхищением воскликнуть:"Се солнце, искра славы Бога!"
Он созерцал величественный мрак ночи; но ни сребряная луна, тихо плавающая в беспредельной глубине воздуха, ни бесчисленное множество сверкающих в небесном своде звезд не умиляли души его, не возбуждали в нем сей усердной к Творцу оных благодарности, сего благоговейного чувствования, какое рождается от размышления о необъятном пространстве той громады, в которой тьмы тем миров вращаются и которую называем мы вселенной. Он держал в руках книгу -- редкое произведение, долговременный плод величайшего ума; но она не больше, как и всякая другая, обращала на себя его внимание. Все для него было мрачно, природа безмолвна, единообразна. Бесконечные противоположности -- высокое и низкое, обширное и малое -- в тесном понятии его едва различествовали между собою. Восклицания ученых мужей:
"Велик Создатель наш в огромности небесной!
Велик в строении червей, в скудели тесной!"
были для него пустые звуки, не производившие в уме и в душе его никакого понятия, никакого чувствования. Какая разность между сим человеком и тем, которого ум, просвещаемый науками, украшенный знаниями, изощренный чтением книг, удобен наслаждаться всеми творениями; почерпать из них любовь к Богу, к добродетели; видеть умственными очами природу во всей ее славе; чувствовать красоты языка и восхищаться сладким пением стихотворцев! Иногда с изумлением и восторгом внимаем мы звуку громогласной трубы; иногда с приятным трепетанием Сердца слушаем голос тихой свирели. Искусное сочетание слов, глубокий разум оных, их сила и сладость попеременно вводят нас из удовольствия в удовольствие, из восторга в восторг. Часто в свободные часы, почерпая вместе и пользу, и приятность, беседуем мы с великими умами и редкими дарованиями. Иной, рассуждая о человеке и видя в нем чудесное соединение тела с душою, сей слабой и бренной персти с сильным и нетленным духом, скажет нам о себе:
"Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь -- я раб -- я червь -- я Бог!"
Сии гордые и вместе уничиженные о самом себе размышления сообразны с природою нашею; они попеременно то возносят и надмевают, то смущают и страшат сердце и чувства наши. Сии по душевным силам нашим справедливые слова: "Я Царь, я Бог!" наполняют великими о себе мыслями разум человека; но не меньшая сего истина: "Я раб, я червь, я истлеваю!" погружает его в уныние: тогда гордость его усмиряется, величавые воображения исчезают, скрежещущая зубами смерть поднимает на него страшную свою косу, гробы гремят костями и земля разверзает черные свои хляби поглотить его. О как тогда телесное существо человеческое вострепещет! Но душа его не поколебается; он обратится к Богу, к источнику своему, и с твердостью скажет:
"Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь.
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился.
И чтоб чрез смерть я возвратился.
Отец! -- в бессмертие Твое".
Так высокие стихотворные произведения учат нас беседовать с Богом и с самим собою. Обращая глаза наши на прошедшие времена, с восторгом читаем мы о дарах, какими небесные существа одарили новорожденного в севере багрянородного Отрока:
"Я увидел в восхищеньи:
Растворен судеб чертог;
Я подумал в изумленьи:
Знать, родился некий Бог.
Гении к Нему слетали
В светлом облаке с небес;
Каждый Гений к колыбели
Дар рожденному принес.
Тот принес Ему гром в руки
Для предбудущих побед;
Тот художества, науки
Украшающие свет;
Тот принес Ему телесну,
Тот -- душевну красоту;
Прозорливость тот небесну,
Разум, духа высоту.
Словом, все Ему блаженства
И таланты подаря,
Все влияли совершенства,
Составляющи Царя.
Но последний, добродетель
Зарождаючи в Нем, рек:
Будь страстей своих владетель.
Будь на троне человек".
Так пророчественное перо стихотворца за несколько лет предсказало нам то, чему многочисленные народы радостное ныне видят событие. Иной плодовитым воображением и высокими стихами изобразил нам царство зимы:
"В пещерах внутренних Кавказских снежных гор.
Куда не досягал отважный смертных взор.
Где мразы вечный свод кристальный составляют
И солнечных лучей паденье притупляют;
Где молния мертва, где цепенеет гром,
Иссечен изо льда стоит прозрачный дом.
Там бури, тамо хлад, там вьюги, непогоды,
Там царствует зима, снедающая годы.
Сия жестокая других времен сестра
Покрыта сединой, является бодра,
Соперница весны и осени, и лета,
Белейшею снегов порфирою одета.
Виссоном служат ей замерзлые пары,
Престол имеет вид алмазныя горы;
Огромные столпы, из льда сооруженны
Сребристый мещут блеск, лучами озаренны;
По сводам солнечно сияние скользит.
И кажется тогда, громада льдов горит;
Стихия каждая бездушный вид имеет:
Пи воздух двигаться, ни огнь пылать не смеет.
Там пестрых нет полей, но видны между льдов
Одни замерзлые испарины цветов;
Вода размолвлена в ущелиях лучами,
Окаменев, висит на воздухе слоями.
Там зримы кажутся вещаемы слова,
Но все умерщвлено, натура там мертва.
И если что ни есть имеет жизни свойство,
Так трепет то един, дрожь, бледность, беспокойство.
Седые мразы там седых рождают чад:
Кудрявы иней, метели, томный глад.
Развалины градов снега изображают,
Единым видом кровь которы застужают.
Нетающи снега подобятся горам;
Студеным воздухом пещеры дышут там.
Оттуда к нам зима державу простирает.
В лугах траву, цветы в долинах пожирает
И соки жизненны древесные сосет.
На хладных крылиях морозы к нам несет;
День гонит прочь от нас, печальные длит ночи,
И солнцу отвращать велит чело и очи.
Ее со трепетом леса и рощи ждут,
И стужи ей ковры из белых волн прядут;
На всю натуру сон и страх она наводит".
Другой от сих льдистых пещер, где дышащая мразами зима произвела в чувствах наших некое хладное содрогание, поведет нас на ратное поле, где свирепствует страшная брань, и где он, представя нам силу и храбрость России, воспалит в душе и в очах наших искру гнева и мужества сими или им подобными стихами:
"Уже и морем, и землею
Российско воинство течет,
И сильной крепостью своею
За лес и реки готфов жмет.
Огня ревущего удары
И свист от ядр летящих ярый
Сгущенный дымом воздух рвут
И тяжких гор сердца трясут.
Уже мрачится свет полдневный,
Повсюду вид и слух плачевный.
Там кони бурными ногами
Взвивают к небу прах густой.
Там смерть меж готфскими полками
Бежит, ярясь, из строя в строй
И алчну челюсть отверзает,
И хладны руки простирает.
Их гордый исторгая дух.
Там тысячи валятся вдруг.
Но если хочешь видеть ясно.
Сколь Росско воинство ужасно:
Взойди на брег крутой высоко.
Где кончится землею понт;
Простри свое чрез воды око.
Коль много обнял горизонт;
Внимай, как юг пучину давит.
С песком мутит, зыбь на зыбь ставит,
Касается морскому дну,
На сушу гонит глубину
И с морем дождь и град мешает:
Так Росс противных низлагает.
Как ежели на римлян злился
Плутон, являя гнев и власть,
И если град тому чудился.
Что Курций, видя мрачну пасть,
Презрев и младость и породу,
Погиб за римскую свободу,
С разъезду в оную вскочив.
То ей! Квириты, Марк ваш жив
Во всяком Россе, что без страху
Чрез огнь и рвы течет с размаху.
Всяк мнит, что равен он Алкиду
И что немейским львом покрыт,
Или ужасную эгиду
Нося, врагов своих страшит;
Пронзает, рвет и рассекает,
Противных силы презирает;
Смесившись с прахом кровь кипит:
Здесь шлем с главой, там труп лежит.
Там меч с рукой отбит валится,
Коль злоба жестоко казнится!"
Таким образом, представив ужасное зрелище битв и возбудив в груди нашей сильное движение, в другом месте успокоит и усладит он чувства наши прелестным описанием царства любви:
"О коль прекрасен свет блистает,
Являя вид страны иной!
Там мир в полях и над водами,
Там вихрей нет, ни шумных бурь.
Меж бисерными облаками
Сияет злато и лазурь.
Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем испещрены
И ветви медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг.
Восторг все чувства восхищает!
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не там ли царствует любовь?"
Иной представит нам другого рода чудные красоты. Он изобразит нам Монархиню, сияющую на небесах, на земле незабвенную, бессмертную, и напоминовением о ее величии, великодушии, славе исторгнет из очей наших слезы радости и благодарности. Он скажет о ней:
"Представь ее, облакоченну
На Зороастров истукан,
Смотрящу там на всю вселенну
На огнезвездный Океан,
Вещающу: "О Ты, Превечный!
Который волею Своей
Колеса движешь быстротечны
Вратящеся природы всей!
Когда Ты есть душа едина
Движенью сих огромных тел.
То Ты ж, конечно, и причина
И нравственных народных дел.
Тобою царства возрастают
Твое оружие -- цари;
Тобой они и померцают.
Как блеск вечерния зари.
Наставь меня, миров Содетель!
Да воле следуя Твоей,
Тебя люблю и добродетель,
И зижду счастие людей;
Да век мой на дела полезны
И славу их я посвящу,
Самодержавства скиптр железный
Моей щедротой позлащу.
Да удостоена любови,
Надзрения Твоих очес,
Чтоб я за кажду каплю крови,
За всякую бы каплю слез,
Народа моего пролитых,
Тебе ответствовать могла
И чувств души моей сокрытых
Тебя Свидетелем звала"".
Такова молитва Великой Екатерины! Молитва, достойная быть изображенною золотыми буквами в чертогах у арей. Но что еще? Посмотрим, каковою стихотворец изображает Ее, когда Она по необходимости правосудия долженствовала определять строгую смертным участь:
"Представь, чтоб тут кидала взоры
Со отвращением Она
На те ужасны приговоры,
Где смерть написана, война
Свинцова грифеля чертами,
И медленно б крепила их, --
И тут же горькими слезами
Смывала бы слова все с них.
Но милости б определяла
Она с смеющимся лицом.
Златая бы струна бежала
За скоропишущим пером.
И проливала бы с Престолу
Несчетны тысячи прохлад.
Как в ясный день с крутых гор долу
Лучистый с шумом водопад".
Таковые стихи сами собою, т. е. красотою мыслей своих рождают в нас любовь к человеколюбию, столь пламенными и приятными чертами в них изображенному; но еще более восхищают они чувства наши тем, что сила красоты их соединена с силою всем известной истины; ибо Екатерина Великая в душе своей подлинно была такова. Стихотворец, изобразя ее смывающею горькими слезами слова, когда она подписывала приговоры, и златую струю, бегущую за скоропишущим пером, когда она подписывала милости, не увеличил душевных свойств ее, но только умел о них сказать с приличным достоинством. То же самое с подобным же красноречием сказал о ней в слове своем один из наших почтенных ораторов. Вот каковою, по внушению самой истины, изображает он сию Монархиню: "Воззрим с благоговением на ее образ; изочтем, если возможно, прекрасных свойств ее сокровища. Сановитый рост являл царицу; великие небесного цвета очи -- проницание и милость; отверстое чело -- престол ума; полные руки -- щедроты символ; осанка, поступь, глас -- премудрости богиню. Во всех движениях ее видима была величественная непринужденность; в украшениях -- простота; во вкусе -- изящность. Во всех рассуждениях обитало особенное свойство сладостного убеждения, в глаголах -- Аттическая соль, Латинская краткость, Славянское великолепие. Какая в велениях кротость! Какая нежность в приветствиях! Какая в ожидании терпеливость! Повелевая, казалась просящею; даруя -- одолженною; наставляя -- приемлющею советы, Гнев ее был -- тайна кабинета, милость же обрадованных -- глас трубный. Никогда величие не являлось с благодушием подобным; ни единый из Монархов толикого уважения, ни едина из Цариц толикой любви не привлекала. Когда, окруженная блистательным двором Своим, являлась собранию чинов, всяк мнил тогда видеть Святая Святых. Когда принимала послов в облачении Императорского великолепия, казалась окруженною и благостью небес, и священным ужасом силы, могущества и власти, в ней единой совокупленных и от единой происходящих. Когда удостаивала кого Своей беседы, величие слагала, робеющего ободряла, скромную нужду предваряла, самые недостатки вещающего ей не приметившею казалась. Титул человека всегда предшествовал в понятиях ее титулу Самодержца. Нарицание Россиян чадами -- именованию подданного, любовь их повиновению предпочитала. Стражу Свою в сердцах народных, славу в блаженстве их поставляла. В наградах щедра, как мать природа; в наказаниях милостива, яко Отец Небесный. Сколько несчастных, коих злодеяния умели прогневить Ангельское ее сердце, оставлены были угрызению совести, или естественному постижению смерти, без утверждения ею осудившего их приговора! Сколько благополучных, кои немощи ради человеческой извинены были! Сколько таковых, которые исправлением погрешностей своих вновь сердце ее к себе приклоняли! От самого вступления Своего на Престол сохранила она равномерный блеск славы до последнего дня своей жизни: никогда не изнемогла в превратностях счастия; никогда в неудачах своенравия не оказала; даже в болезненных припадках ни жалоб, ни уныния не изъявила. Отягчена будучи игом правления столь обширной Державы, никогда бременем своим не скучала; никогда многозаботливым течением оного не затруднялась. Будучи осторожна, никогда тщетным сомнением сердца своего не терзала; благонадежна -- никогда не ослабила Престола Своего безопасности. Таковыми огражденная правилами, всегда была одинакова, премудра, велика, всегда себе единой подобна!"
В обоих сих примерах мы видим ее милосердною, как сама благость. Но посмотрим еще, каким образом витийственное перо стихотворца представляет могущество ее, великолепие и славу, когда она угощаема была приготовленным для ней пиршеством:
"Богатая Сибирь, наклоншись над столами,
Рассыпала по ним и злато, и сребро.
Восточный, западный седые Океаны,
Трясяся челами, держали редких рыб.
Чернокудрявый лес и беловласы степи, Украина,
Холмогор несли тельцов и дичь,
Венчанна класами хлеб Волга подавала.
С плодами сладкими принес кошницу Тавр.
Рифей, нагнувшися, в топазны, аметистны