ШУМАХЕР, Петр Васильевич [6(18).VIII.1817, Нарва -- 11 (23).V.1891, Москва] -- поэт. Предки Ш. в XVII в. переселились в Россию из Дании. Его прадед был владельцем аптеки в Москве, отец -- адъютантом генерал-интенданта Е. Ф. Канкрина в Отечественную войну 1812 г., сопровождавшим будущего министра финансов в заграничных походах русской армии в 1813-- 1814 гг.
Учился Ш. в иезуитском закрытом учебном заведении в Орше и Петербургском коммерческом училище, по окончании которого служил в военном министерстве и министерстве финансов. По делам службы он много ездил по России. Особенно понравилась ему Сибирь, и, выйдя в 1838 г. в отставку, Ш. поступил на частную службу -- управляющим золотыми приисками крупных сибирских золотопромышленников. Во время поездок по приискам он встречался с ссыльными декабристами (И. И. Пущиным, И. Д. Якушкиным и др.).
В Сибири Ш. провел десять лет. В нач. 50 гг. он переехал в Петербург, затем несколько лет путешествовал за границей, побывал во Франции, Италии и Германии. Иностранная жизнь интересовала Ш., но он тосковал по России и русскому быту. Вернувшись из-за границы, поселился в Нижнем Новгороде. Здесь проявились его способности как поэта, артиста и чтеца-декламатора. В феврале 1858 г. Ш. встретился с возвращавшимся из ссылки Т. Г. Шевченко, с которым встречался ранее в Петербурге, и подарил ему несколько номеров "Колокола" (для Шевченко это было первое знакомство с газетой А. И. Герцена и Н. П. Огарева).
Неутомимая, страстная натура Ш. не могла долго оставаться без дела. В нач. 60 гг. он снова уехал в Сибирь и поступил на службу чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н. Н. Муравьеве-Амурском. Составляя описание неизведанных земель, Ш. объехал огромный край, нередко рискуя собственной жизнью, плавал по Ангаре и Амуру. Сибирские впечатления дали ему богатый материал, использованный позднее при написании исторических очерков: "Оборона Камчатки и Восточного побережья против англо-французов в 1854--1855 гг.", "Первые русские поселения на Сибирском Востоке" и др. ("Русский архив", 1878--1879).
Писать стихи Ш. начал еще в 40 гг., однако они мало чем выделялись тогда из многочисленных произведений запоздалых эпигонов романтизма и только изредка появлялись на страницах журнала "Репертуар и пантеон". Общественно-политический подъем конца 50 -- нач. 60 гг. сблизил поэта с революционными демократами. Теперь его стихи печатались во многих журналах и газетах. На протяжении десяти лет он деятельно сотрудничал в журнале "Искра", редактор которого -- В. С. Курочкин -- высоко ценил его талант.
Позднее он называл М. "замечательным поэтом-сатириком". "Стихотворения его, всегда оригинальные по форме, иногда исполнены глубокого юмора, многие из них имеют в высшей степени серьезное общественное значение как резкие сатиры" ("Биржевые ведомости".-- 1875.-- No 59).
В 1872 г. Ш. переехал в Петербург, избрав отныне литературу своей профессией. Он пытался издать сборник стихотворений "Для всякого употребления", но цензура запретила книгу. Уже отпечатанный тираж был полностью уничтожен (чудом уцелел только один экземпляр), а против автора возбуждено судебное преследование.
При содействии И. С. Тургенева поэту удалось издать за границей два сборника своих стихотворений под общим названием "Моим землякам" (Берлин, 1873 и 1880).
Бедность и неустроенность заставили Ш. переселиться в Москву. Его стихи в мастерском чтении автора имели большой успех на вечерах Московского Артистического кружка, но расстроенное здоровье делало такие выступления редкими. В 1879 г. поэту удалось издать небольшую книжку "Шутки последних лет" -- единственный прижизненный сборник стихотворений, вышедший в России. Лишь помощь друзей помогла Ш. избежать полной нищеты. Последние годы жизни он провел в странноприимном доме гр. Шереметева, находившемся на Сухаревской площади, в котором находили приют бездомные бедняки. Похоронен был поэт по его завещанию в Кусковском парке, под рябиной со скворечником. Незадолго до смерти Ш. подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое было издано лишь в 1902 г.
Ш. обладал способностью мгновенно откликаться на события общественно-политической жизни -- недаром современники сравнивали его с П.-Ж. Беранже. Яркие и острые сатирические стихотворения Ш. направлены против самодержавия, полицейского произвола, крепостничества. Широко распространялось в рукописных списках стихотворение "Сказка про белого царя" (1859), обличавшее деспотизм Николая I.
Поэт резко обнажает социальные противоречия жизни Российской империи: "Образ правленья -- холопства и барства -- Изображенье Российского царства" (Стихотворение "Изображение Российского царства", 1861, при жизни не печаталось). Сатирические "герои" стихотворений Ш.-- ярый крепостник накануне отмены крепостного права ("Последний из могикан", 1860); отправившийся в заграничный вояж барин, с пренебрежением наблюдающий иностранную жизнь и не устающий твердить: "И черт занес меня в Европу, / В России лучше не в пример" ("Российский турист", 1861); обыватель, равнодушно слушающий восторженный рассказ вернувшегося из-за границы знакомого о прогрессе и культуре европейских стран и интересующийся только одним: "А водка какова там?" ("Малоярославецкие политики", 1869).
Полемизируя с А. Н. Майковым, слащаво и фальшиво изобразившим радость, с которой будто бы встретили крестьяне весть об отмене крепостного права (стихотворение "Картинка") после манифеста 19 февраля 1861 г., Ш. правдиво показал, что мужики восприняли реформу настороженно и боязливо, ожидая подвоха и обмана ("Кто она?", 1862). "Тятька! Эвон что народу/ собралось у кабака / Ждут каку-то все слободу: / Тятька, кто она така?" / -- "Цыц! Нишкни! Пущай гуторют, / Наше дело -- сторона... / Как возьмут тебя, да вспорют,/Так узнаешь, кто она!"
Усиление реакции заметно притупило остроту политической сатиры Ш. Поэту казалось, что он может находиться в стороне от борьбы. Одиночество и растерянность заметны в его стихотворениях этого времени "Крики разносчиков" (1872), "Какой я, Машенька, поэт?" (1880). Но и в годы разгула реакции Ш. пишет: "Моя ославленная лира / не для лакеев и шутов... / Где трон, корона и порфира /Там нет поэзии цветов" (Стихотворение "Я не певец в придворном хоре", 1883, при жизни не печаталось). И хотя его взгляды становятся более умеренными, поэт мечтает о явно неосуществимом в тогдашней жизни: "Когда крестьянин незабитый / Придет веселый от сохи / И, обеспеченный и сытый, / Заглянет в Пушкина стихи..." (стихотворение "Когда?", 1883).
Многие стихотворения Ш. были запрещены цензурой (напечатаны только после Октябрьской революции). Сознавая это, Он с горечью писал: "Поэта мир -- весь божий свет,/А русской музе тракту нет, / Везде заставы да границы" ("Какой я, Машенька, поэт?").
Поэзию Ш. отличает легкость стиха, искусность рифмовки. Многие его стихотворения представляют собой своеобразные сценки, монологи персонажей, имеют форму куплетов с рефреном.
Соч.: Стихи и песни.-- М.. 1902; Стихотворения и сатиры / Вступ. ст. Н. Ф. Бельчикова.-- М.; Л., 1937; Поэты 1860-х годов.-- Л., 1968; Поэты-демократы 1870--1880-х годов.-- Л., 1968.
Лит.: Белов А. М. Забытый поэт-сатирик // Исторический вестник.-- 1910.-- No 2; Смирнов-Сокольский Н. П. Для всякого употребления // Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах.-- М., 1977.