Писатель Николай Васильевичъ Зарѣчный проснулся по обыкновенію въ девять часовъ, хотя работалъ всю ночь до шести. Въ окно его маленькаго кабинета, служившаго ему также и спальней, било яркое зимнее солнце, съ улицы, занесенной пухлымъ снѣгомъ, доносились мелодичные удары въ колоколъ ближайшей церкви, и Николай Васильевичъ, все еще полный фантастическими образами вдохновенной ночи, когда даже и во снѣ продолжалась работа воображенія, пришелъ въ себя и вспомнилъ, что онъ живетъ въ тихомъ провинціальномъ городкѣ, по цѣлымъ мѣсяцамъ не выходя изъ квартиры, никому невидимый здѣсь, а между тѣмъ именно отсюда-то и гремитъ его голосъ, къ которому прислушивается вся страна. Сюда къ исму стекаются изъ столицъ дѣятели всѣхъ сортовъ, онъ же никогда еще не появлялся въ Петербургѣ. Какъ бы возстаніе какое-то поднялъ онъ, и вотъ, откуда-то изъ глубины идетъ на старыя твердыни. За нимъ вздымается наростающая волна всеобщаго подъема и онъ, какъ Спартакъ, какъ Гарибальди, долженъ собрать и соединить вокругъ себя все сильное, все талантливое и боевое...
Въ литературѣ теперь -- безлюдье: никого нѣтъ, кромѣ стариковъ... Но онъ чувствуетъ, что гдѣ-то близко уже есть молодые, новые таланты, имъ нельзя не быть, ихъ требуетъ время. То тамъ, то здѣсь промелькнетъ разсказъ или стихотвореніе неизвѣстнаго автора, въ которыхъ уже чувствуется новая сила, почти созрѣвшая и много обѣщающая. Онъ ждетъ ихъ. Ищетъ. Они нужны именно теперь. Для него самого еще слишкомъ недавнимъ прошлымъ была его неписательская жизнь. Слишкомъ живо еще стояли въ памяти образы неблагодарнаго труда и безъисходнаго страданія, лица людей темныхъ, скорбящихъ и озлобленныхъ, какъ-бы осужденныхъ на муки. Онъ весь еще всѣмъ сердцемъ, всѣми своими чувствами, всей душой принадлежалъ имъ.
Прошло только три-четыре года съ тѣхъ поръ, какъ онъ съ большимъ успѣхомъ выступилъ въ литературѣ и съ тѣхъ поръ отдался весь работѣ: въ нее ушла вся энергія его бурной и страстной натуры. И онъ жилъ только высокимъ счастьемъ творчества, ничего и никого не замѣчая вокругъ себя. Онъ покровительственно любилъ свою молодую и красивую жену, обожалъ маленькаго сына, но еслибы его спросили, что за человѣкъ его жена -- онъ бы затруднился отвѣтить: въ сущности Николай Васильевичъ не зналъ ея: за пять лѣтъ супружества онъ не удосужился приглядѣться къ ней, какъ къ человѣку: у нея была поэтическая кудрявая головка цыганскаго типа въ его вкусѣ -- и этого было достаточно: дальше начиналась его собственная фантазія: жена ему казалась поэтической цыганочкой, мало что понимающей въ идеяхъ и, кажется, вообще ничего не дѣлающей, хотя вѣчно о чемъ-то хлопочущей. Практической или, скорѣе, прозаической стороной своей семейной жизни онъ не интересовался: ему казалось, что все это дѣлалось какъ; то само собой: сама находилась и устраивалась квартира, какъ-то очень просто все нужное появлялось на обѣденномъ столѣ, невидимыя руки заботились о его бѣльѣ и костюмѣ, лѣтомъ кто-то отыскивалъ удобную дачу -- все это его не касалось, и какъ и кѣмъ дѣлалось -- Николай Васильевичъ не зналъ.
Онъ жилъ въ своемъ особенномъ, фантастическомъ мірѣ творчества, жилъ, какъ отшельникъ, и еслибы въ какое нибудь утро вдругъ оказалось, что его семья куда-то исчезла, онъ бы только слегка удивился и потомъ бы тотчасъ-же позабылъ объ этомъ: не до семьи ему было. Весь его день принадлежалъ приходящимъ къ нему посѣтителямъ: пріѣзжали изъ Москвы и Питера различные дѣятели, редакторы, актеры, антрепренеры, писатели, люди отъ политическихъ партій, приходили люди изъ простонародья за денежной помощью и начинающіе поэты со своими толстыми рукописями за совѣтомъ и протекціей. Вечеромъ собирались просто мѣстные знакомые. И только послѣ одиннадцати часовъ ночи онъ освобождался для творчества. Ночь принадлежала ему. И онъ лихорадочно работалъ каждую ночь часовъ до шести утра. А въ девять вставалъ свѣжій, бодрый, энергичный и уже кто-нибудь ожидалъ пробужденія писателя, сидя въ гостинной его маленькой квартирки: начинался сутолочный публичный день.
Николай Васильевичъ былъ высокъ ростомъ, сухъ, мускулистъ и крѣпокъ здоровьемъ. Только такая натура и могла выносить его напряженную, кипучую жизнь.
Наскоро умывшись и причесавъ большой гребенкой свои длинные прямые волосы, дѣлавшіе его похожимъ на монаха, онъ одѣлъ свою рабочую блузу и не успѣлъ подпоясаться узкимъ кавказскимъ ремешкомъ, какъ услышалъ голосъ кухарки, разговаривавшей съ первымъ посѣтителемъ въ это утро. У посѣтителя былъ густой низкій голосъ, показавшійся ему знакомымъ.
-- Если онъ спитъ, такъ я, пожалуй, лучше послѣ зайду...-- сдержанно и застѣнчиво гудѣлъ этотъ голосъ...
-- Нѣтъ, нѣтъ!..-- привѣтливо возражала ему вышколенная кухарка:-- Николай Васильевичъ встаетъ... Онъ сейчасъ къ вамъ выйдетъ... У насъ вѣдь, батюшка, никому не отказываютъ... Пожалуйте сюда... Посидите!..
-- Ну, хорошо!-- прогудѣлъ мрачный голосъ...
Николай Васильевичъ не сталъ затягивать ремешокъ, а прямо такъ, въ блузѣ безъ пояса стремительно выскочилъ въ гостинную.
Отъ порога комнаты поднялся со стула блѣдный молодой человѣкъ, почти такой же высокій, какъ и Николай Васильевичъ, худой, изможденный, въ очкахъ и тоже съ длинными волосами. Густой голосъ странно не подходилъ къ тонкой худощавой фигурѣ. Въ некрасивомъ лицѣ было что-то мрачное, глаза смотрѣли изподлобья, сурово, внимательно и настороженно, словно заранѣе ожидая какой-то непріятности.
-- Мы съ вами встрѣчались когда-то!-- прогудѣлъ онъ, пожимая протянутую ему большую и сильную руку:-- я -- "Метеоръ".
-- Я васъ отлично помню!-- улыбаясь, возразилъ Николай Васильевичъ и добавилъ:-- у васъ такая импозантная фигура и кромѣ того я недавно читалъ ваши разсказы...
Николай Васильевичъ вдругъ воодушевился:
-- Знаете что? У васъ неожиданно-хорошіе разсказы!
Онъ нервно прошелся по комнатѣ, потеребилъ длинные волосы и задумчиво, какъ бы про себя, повторилъ:
-- Неожиданно-хорошіе разсказы!
Потомъ остановился противъ стоявшаго передъ нимъ молодого автора и озабоченно спросилъ:
-- Вы сюда -- надолго?
-- Нѣтъ,-- прогудѣлъ посѣтитель:-- я -- проѣздомъ, а зашелъ къ вамъ потому, что ваши знакомые изъ нашего города просили зайти и передать вамъ почтеніе! Больше у меня къ вамъ нѣтъ никакого дѣла! До свиданія!-- вдругъ неожиданно брякнулъ онъ и протянулъ было руку Николаю Васильевичу.
-- Да постойте вы, чудакъ вы эдакій!-- улыбнулся снова Николай Васильевичъ:-- Куда вы торопитесь? Давайте сей часъ чай пить и потолкуемъ о вашихъ разсказахъ честь-честью, за милую душу? А?
И Николай Васильевичъ задушевно улыбнулся свѣтлой, особенной улыбкой, которая, онъ зналъ это,-- всегда чарующе дѣйствовала на людей.
Мрачный посѣтитель впервые улыбнулся, хотя и не совсѣмъ довѣрчиво. Все-таки онъ замѣтно просвѣтлѣлъ.
-- Я, конечно, очень радъ... только не отнять бы у васъ попусту время?
-- Къ чорту время!-- вскричалъ Николай Васильевичъ, подхватывая его подъ руку и прохаживаясь съ нимъ по комнатѣ:-- ваши разсказы представляютъ литературную цѣнность! Понимаете вы это? Вы -- человѣкъ изъ народа, вы -- очень важный свидѣтель по очень важному дѣлу, вы -- не интеллигентъ, а это очень важно!
-- То есть -- какъ это не интеллигентъ?-- удивился Meтеоръ:-- я до сихъ поръ считалъ себя интеллигентомъ...
-- Какой вы къ чорту интеллигентъ!-- махнулъ рукой Николай Васильевичъ:-- вы -- сырой, а теперь еще сами себя не понимаете... Разскажите-ка мнѣ лучше, что вы теперь дѣлаете и куда ѣдете? Пишете въ газетѣ?
-- Нѣтъ, газету я бросилъ, а ѣду на югъ...
-- Зачѣмъ?
-- Видите ли, задумалъ я написать повѣсть, а, работая въ газетѣ, не напишешь. Кромѣ того, вся обстановка, въ которой я жилъ -- не соотвѣтствуетъ. Я и бросилъ. Пробираюсь теперь на югъ, гдѣ у меня есть знакомства: найду какой-нибудь заработокъ, только не литературный, а въ свободное время буду писать повѣсть...
-- Сколько вамъ нужно времени, чтобы написать ее?-- перебилъ Николай Васильевичъ.
-- Я думаю -- дней десять... Или недѣли двѣ, если...
-- Ну, положимъ, вы будете писать ее мѣсяцъ или два...-- перебилъ опять Николай Васильевичъ, -- а если свяжетесь съ какой-нибудь службой, то и опять не сможете писать. Такъ и будете валандаться... А по моему -- вотъ что: на югъ и вообще никуда вы къ чорту не поѣдете, а останетесь здѣсь, снимете себѣ комнату за восемь рублей, обѣдать будете у меня и черезъ мѣсяцъ за милую душу напишете повѣсть... Идетъ? А?
Метеоръ задумался.
-- Не прокормишься, пожалуй...
Застѣнчиво пробормоталъ онъ.
-- Прокормитесь, чортъ васъ подери-то!-- ласково и любовно возразилъ Николай Васильевичъ:-- если удастся повѣсть -- и деньга появятся, а пока -- займите у меня! Мой совѣтъ -- оставайтесь!.. Въ чемъ сюжетъ вашей повѣсти?
Метеоръ началъ разсказывать сюжетъ. Сначала онъ говорилъ сбивчиво, но потомъ оживился, въ лицахъ представляя героевъ повѣсти. Николай Васильевичъ слушалъ, покручивая усъ и приговаривая:-- Это хорошо! Ей Богу, хорошо! Это важно! Это можно хорошо написать! Постойте, постойте, я сейчасъ жену позову!
И вдругъ, высунувши свою косматую голову въ дверь, закричалъ:
-- Василиса!
На этотъ крикъ изъ сосѣдней комнаты вышла маленькая смуглая женщина, хорошенькая, цыганскаго типа, съ курчавыми густыми волосами и большими улыбающимися глазами.
-- Что такое, Николай?-- спросила она спокойнымъ, низкимъ и груднымъ голосомъ.
-- Василиса!-- торжественно сказалъ Николай Васильевичъ:-- познакомься: Метеоръ -- новый писатель, долженствующій скоро прославиться! нашего полку прибыло, чортъ побери мою душу! Ты помнишь? Я читалъ тебѣ его стихи и разсказы!
-- Ахъ, это вы?-- спокойно улыбаясь, сказала жена писателя, подавая руку Метеору:-- очень рада, что вы такой простой... Вы -- новое увлеченіе моего мужа!-- добавила она, смѣясь.
Метеоръ издавна боялся женъ своихъ пріятелей, роковымъ образомъ возбуждая въ нихъ необъяснимую къ себѣ антипатію. Но тутъ онъ почувствомъ, что антипатіи не будетъ. Въ глазахъ, голосѣ и тонѣ цыганочки чувствовался скорѣе мужской характеръ, чѣмъ женскій, и -- странно -- разсудочный, холодный и спокойный умъ, тоже мужской совершенно не подходившій къ ея поэтической головкѣ, У него тутъ же мелькнула мысль, что, пожалуй, Николай Васильевичъ, женясь на ней, имѣлъ въ виду только ея поэтическую наружность и не ожидалъ натолкнуться на сильный, выдержанный характеръ и ясный твердый умъ, лишенный фантазіи. "Полная противоположность ему!-- подумалъ Метеоръ:-- вѣроятно, она часто охлаждаетъ его чрезмѣрный пылъ... и это хорошо для него: -- огромный костеръ и ушатъ холодной воды!" Казалось, что она слушаетъ мужа съ любовной, но снисходительной улыбкой, какъ взрослые слушаютъ дѣтей. "А, вѣдь, она сильнѣе его и, пожалуй, умнѣе",-- заключилъ Метеоръ своя тайныя мысли.
-- Вотъ увидишь!-- пламеннымъ годосомъ говорилъ Пиколай Васильевичъ:-- онъ подопретъ имъ бокъ! А какіе стихи! Позови мать, я прочту вамъ одно его стихотвореніе, самое мое любимое!
Василиса опять улыбнулась и позвала свою мать. Вышла толстая женщина въ старомодномъ черномъ платьѣ, сѣдая и смуглая, похожая на старую цыганку, и, поздоровавшись съ гостемъ, встала рядомъ съ дочерью.
Николай Васильевичъ вынесъ изъ кабинета вырѣзку изъ газеты, гдѣ было напечатано стихотвореніе Метеора, и очень плохо, по семинарски, но съ чувствомъ, прочелъ имъ коротенькое стихотвореніе. Стихи были музыкальны, красивы, искренни -- и только, но Николай Васильевичъ, читая ихъ, прослезился: голубые, милые глаза его наполнились слезами, голосъ задрожалъ и онъ торопливо отвернулся къ окну, чтобы рукавомъ рубахи вытереть слезы. Потомъ, сразу овладѣвъ собою, повернулся къ слушательницамъ и, увидя, что онѣ выслушали стихи въ совершенномъ спокойствіи, вдругъ капризно разсердился. Онъ подхватилъ Метеора подъ руку и увелъ въ кабинетъ. Захлопнувъ за собою дверь, онъ неожиданно заключилъ поэта въ свои могучія объятія и крѣпко расцѣловалъ. Слезы опять выстудили у него на глазахъ.
-- Жена и теща -- ни черта не понимаютъ!-- горестно зашепталъ онъ:-- это -- тупые люди, чортъ бы ихъ побралъ! Да вы и сами-то понимаете-ли, какъ нужно теперь то, что вы пишете? Никогда еще Россія не переживала такого всесторонняго подъема, какой начинается повсюду теперь... Мы живемъ наканунѣ великихъ событій, которыя потомъ будутъ источникомъ величайшихъ вдохновеній, и теперь, какъ никогда, нужно здоровое, бодрое творчество, на какое способны вы! Нарождается новый читатель, массовый, а для него литература -- не забава сытыхъ людей, а -- хлѣбъ насущный, манна небесная! У васъ есть огромный и серьезный читатель и онъ-то пойметъ и почувствуетъ ваши произведенія такъ, какъ -- вы видите -- чувствую ихъ я! Не будьте только лѣнтяемъ:-- пишите!-- И онъ крѣпко съ чувствомъ пожалъ его руку своей большой, мягкой и сильной рукой.
-- Мнѣ кажется,-- разсудительно отвѣчалъ Метеоръ -- что ваша жена и теща вовсе не тупые люди, а вы слишкомъ сильно чувствуете поэзію, пожалуй, какъ никто... Относительно же моихъ произведеній я и самъ знаю, что могу написать нѣсколько интересныхъ вещей, чисто бытовыхъ, и даже чувствую неизбѣжную потребность ихъ написать... Я -- человѣкъ беременный!..
-- Да, вы -- человѣкъ беременный!-- убѣжденно подхватилъ Николай Васильевичъ: -- и я буду вашимъ акушеромъ.
-- Спасибо!-- серьезно сказалъ Метеоръ: -- не разочаровывайтесь только потомъ, если изъ меня не выйдетъ настоящаго писателя... Мнѣ кажется, что вы -- человѣкъ вообще увлекающійся... Начинаете переоцѣнивать и меня съ первой же встрѣчи. Я объясняю это случайнымъ и чисто внѣшнимъ сходствомъ въ вашемъ и моемъ творчествѣ. Вы, пожалуй, да и читатели тоже, ожидаете, что я вашъ послѣдователь... Нѣтъ я -- не Зарѣчный... я другой...
-- Еще невѣдомый избранникъ?..-- съ восторгомъ подхватилъ Николай Васильевичъ.
-- Я только вашъ родственникъ!
-- Да, вы -- мой родственникъ!-- согласился Николай Васильевичъ.
Въ это время въ кабинетъ вошла его жена.
-- Родственникъ?-- удивленно улыбаясь, спросила она. И, сразу понявъ по одному слову суть ихъ разговора, разсмѣялась...
-- Николай, тебѣ и въ голову не приходитъ, что твоему родственнику, вѣроятно, нужно умыться съ дороги и надо его пока устроить въ какой-нибудь комнатѣ у насъ!..
-- Вѣрно!-- подхватилъ Николай Васильевичъ: -- отдай ему свою комнату: на кой чортъ тебѣ она? Обойдешься и такъ!
-- Да я именно свою комнату и приготовила!-- возразила жена.
-- Отлично, а потомъ -- чай пить! Идемте, я васъ самъ водворю!-- Николай Васильевичъ взялъ Метеора подъ руку и, въ сопровожденіи жены, повелъ черезъ гостинную и столовую въ ея комнату.
Комната женщины была очень мило обставлена: изящный письменный столикъ, комодъ съ зеркаломъ, мягкая красивая мебель, небольшой шкафъ съ книгами въ роскошныхъ переплетахъ, дорогая кровать, мраморный умывальникъ.
Супруги впустили его въ эту комнату, жена ушла, а мужъ стоялъ нѣкоторое время въ дверяхъ.
-- Поживу-ка я немножко и въ роскоши!-- сказалъ Метеоръ, опускаясь въ мягкое кресло.
-- Поживите-ка, чортъ васъ подери-то, въ самомъ дѣлѣ, въ роскоши-то!-- любовно смотря на него и качая длинной гривой, повторилъ хозяинъ. Онъ притворилъ дверь и зашагалъ по корридору: въ передней зазвонилъ звонокъ, явились какіе-то новые посѣтители.
II.
Было очень морозное, солнечное утро. Снѣгъ визжалъ подъ ногами, искрился подъ солнцемъ. Наступало Рождество. Зарѣчный и Метеоръ шли по троттуару. На Николаѣ Васильевичѣ была нахлобучена по самыя уши глубокая остроконечная шапка; ватное пальто и кавказскіе сапоги-бурки, безъ калошъ, на рукахъ -- рукавицы.
Метеоръ былъ одѣтъ въ этомъ же родѣ. Они отправились пѣшкомъ на окраину города, гдѣ, утопая въ сугробахъ, чуть-чуть виднѣлись хибарки, подпертыя подпорками.
Николай Васильевичъ ежегодно на Новый Годъ устраивалъ публичную елку для бѣднѣйшихъ дѣтей города. Торжество это происходило въ грандіозномъ зданіи манежа и участвовало въ немъ болѣе тысячи дѣтей бѣдноты, не имѣющихъ возможности учиться въ школахъ. Чтобы организовать такое огромное дѣло, требовалось не мало энергіи. Городъ разбивали на участки, и устроители, по двое на каждый участокъ, обходили бѣднѣйшія квартиры. Одинъ спрашивалъ, другой записывалъ положеніе семьи, количество дѣтей и тѣ предметы, въ которыхъ наиболѣе нуждались дѣти: въ качествѣ подарковъ выдавались полушубки, шапки, теплые сапоги, рубахи и проч., а для всѣхъ -- узелки съ конспектами. Все это записывалось, а главѣ семьи выдавался билетъ за номеромъ. Въ день елки тысяча дѣтей съ провожавшими ихъ родителями являлись въ манежъ, предъявляли номеръ и получали приготовленныя и занумерованныя вещи.
Чтобы устроить все это въ порядкѣ, требовалась цѣлая масса людей: нужно было ходить по квартирамъ, собирать пожертвованія деньгами и вещами, шить мѣшки для вещей, нумеровать ихъ, раскладывать, а въ день елки раздавать. Къ этому дѣлу привлекались мѣстныя дамы, барышни, студенты и курсистки. Душой дѣла былъ Николай Васильевичъ. Самъ онъ, наряду со всѣми участвуя въ обходѣ квартиръ, взялъ себѣ труднѣйшій участокъ, гдѣ ютилась самая вопіющая нищета и грязнѣйшіе подонки города, помощникомъ же себѣ взялъ Метеора, вооруженнаго записной книжкой и карандашомъ.
Первый домъ, куда они попали, былъ похожъ на какія-то заброшенныя развалины, въ которыхъ и жила дикаго вида женщина съ тремя дѣтьми.
При входѣ гостей ребятишки, какъ звѣреныши, завизжали и бросились кто за печку, кто подъ печку. Женщина поблѣднѣла, испуганно и молча смотря дикими глазами на пришедшихъ.
-- Здравствуйте, тетушка!-- сказалъ Николай Васильевичъ, снимая нахлобученную шапку и рукавицы. Длинные волосы двумя прядями свѣсились у него по щекамъ.
-- Это -- попъ!-- шептались гдѣ-то ребятишки.
-- Боюсь!-- захныкалъ младшій.
Метеоръ вынулъ записную книжку и приготовился записывать. Оба они стояли, ибо въ берлогѣ никакой мебели не было: на земляномъ полу лежала куча соломы и валялись грязныя лохмотья.
-- Мы устраиваемъ елку для бѣдныхъ дѣтей!-- продолжалъ Николай Васильевичъ:-- такъ вотъ и хотимъ записать на нее вашихъ малышей... Приведите ихъ на Новый Годъ утромъ въ манежъ... тамъ имъ дадутъ теплую одежду...
-- Спасетъ Христосъ!-- прошептала женщина и вдругъ слезы тихо и тяжело полились изъ ея помутнѣвшихъ глазъ.
Заморгалъ глазами и Николай Васильевичъ.
-- Шубенки-то есть у нихъ?-- спросилъ онъ сорвавшимся голосомъ.
-- Ничего нѣтъ!-- прошептала та, вытирая слезы.
-- А сапоги и шапки?
-- Ничего нѣтъ!-- повторила она:-- голые сидятъ... всю зиму а на улицу не выходятъ..
-- Мужа-то нѣтъ у васъ?
-- Померъ. Ушелъ на заработки и померъ гдѣ-то.
-- Чѣмъ-же вы живете?
-- По міру хожу... въ кусочки... цѣлый день ходишь подъ окнами, а ребятишки одни домовничаютъ.
Николай Васильевичъ крякнулъ, отвернулся и вытеръ глаза кистью своей большой руки.
-- Въ прошломъ году -- осмѣлилась женщина -- тоже была, баютъ, елка въ манежѣ... Только не попали мы... въ ямѣ больно живемъ-то... не нашли вы насъ...
-- Не нашли, должно...-- согласился Николай Васильевичъ.
-- Слышь, какой-то Зарѣчный дѣлаетъ это все для бѣдныхъ людей... милліонщикъ, слышь... Дай ему Господи!-- перекрестилась женщина:-- гремитъ слава-то объ немъ... пошли ему, Господи, счастья...
-- Такъ, такъ...-- съ неудовольствіемъ перебилъ ее Николай Васильевичъ:-- ну, чего еще имъ? рубахъ, чулокъ, чай, нужно? да хлѣбъ-то есть-ли у васъ?
-- Нѣту хлѣба!-- виновато прошептала женщина.
Николай Васильевичъ вынулъ кошелекъ и, не глядя, сунулъ ей бумажку.
-- Ну, пойдемъ,-- сказалъ онъ Метеору:-- выдайте ей номеръ!.. вы и приходите съ ними въ манежъ, вотъ и хорошо будетъ... да не плачьте... Богъ не безъ милости, свѣтъ не безъ добрыхъ людей, какъ-нибудь выростите... ребятишекъ-то!..-- Николай Васильевичъ крѣпко и задушевно пожалъ ея темную руку.
Женщина стояла въ какомъ-то окаменѣніи съ билетомъ и деньгами въ рукѣ, и мутныя слезы все еще текли по ея обвѣтренному, преждевременно постарѣвшему лицу.
Сгибаясь, чтобы пролѣзть въ низкую дверь, они вышли на свѣжій, морозный воздухъ.
На воздухѣ, у дверей этой звѣриной берлоги, въ которой, какъ волчица, жила съ дѣтенышами никому не нужная, безпомощная, отупѣвшая отъ ужаса своей жизни женщина, Николай Васильевичъ неожиданно разрыдался.
-- Видѣли?-- плача, трясъ онъ за рукавъ своего спутника: -- понимаете такую жизнь?-- Чувствуете, конечно?-- Чувствуете вы все это?
-- Чувствую, чувствую!..-- хмуро успокаивалъ его Метеоръ, на котораго вся эта сцена и въ особенности видъ рыдающаго могучаго человѣка подѣйствовали непріятно. На самомъ дѣлѣ онъ не понималъ этихъ слезъ своего покровителя и не чувствовалъ себя настолько растроганнымъ, чтобы присоединить къ его плачу свой. Онъ былъ только мраченъ. Онъ и самъ до этого времени жилъ почти въ такой же обстановкѣ, въ какой жила эта женщина, или, по крайней мѣрѣ, привыкъ видѣть вокругъ себя нужду, грязь, горе, пьянство, грубость и несчастіе людское. Ничего лучшаго онъ еще не видѣлъ и понялъ теперь только то, что онъ огрубѣлъ, что чувства его какъ бы окаменѣли и уже не протестуютъ противъ жестокаго отношенія людей другъ къ другу. Наоборотъ, ему самому хотѣлось вырваться изъ міра угнетенныхъ и найти гдѣ-то свободу для самого себя, потребовать себѣ счастья и свѣтлой жизни, которыхъ онъ еще не зналъ, хоть разъ узнать любовь, избавиться отъ нужды и заботъ. И только тогда, можетъ быть, проснутся проклятія за все, что накипѣло за всю жизнь на его душѣ вотъ за такихъ женщинъ и дѣтей, за такія загубленныя жизни, въ числѣ которыхъ изломана была и его жизнь... Но теперь... теперь -- онъ такъ же тупъ, какъ и эта женщина. Онъ не могъ посмотрѣть со стороны на эту жизнь, въ которой родился и жилъ: она до сихъ поръ ему казалась естественной и простой, обыкновенной человѣческой жизнью, какъ голодному въ концѣ концовъ кажется естественнымъ вѣчно хотѣть ѣсть.
Николай Васильевичъ возбудилъ въ немъ только удивленіе: какое нужно имѣть нѣжное и чувствительное, любящее сердце, чтобы такъ рыдать надъ чужими страданіями, такъ близко чувствовать чужое горе, проливать слезы за людей, за міръ! Теперь онъ понялъ тайну пылающихъ страницъ его сочиненій: вѣдь онѣ написаны слезами и кровью! Вѣдь это его сердце пылало: ахъ, чтобы быть настоящимъ писателемъ, нужно имъ родиться, родиться вотъ съ такой душой, съ такимъ отзывчивымъ сердцемъ, а не только умѣть подбирать красивыя слова и составлять изъ нихъ художественныя произведенія! слова должны рождаться въ огнѣ такой души! И Метеору казалось, что никогда ему не бывать настоящимъ писателемъ, что нѣтъ у него такого сердца и такихъ слезъ, а, слѣдовательно, и словъ такихъ, какъ у Зарѣчнаго, не будетъ и не зажжетъ онъ другія сердца. Предъ его глазами былъ примѣръ, какъ нужно жить, какъ работать, какъ любить людей, всего себя отдавая другимъ. И не слова, а дѣйствія и все поведеніе этого замѣчательнаго человѣка впервые пробудили въ душѣ Метеора стыдъ за себя и желаніе приблизиться къ нему. Съ этого момента Метеоръ полюбилъ въ немъ друга бѣдныхъ, утѣшителя скорбящихъ, похожаго на историческихъ "божьихъ" и "блаженныхъ" людей, печальниковъ за народъ. Передъ нимъ былъ большой человѣкъ, заслонявшій писателя.
-----
Они ходили до квартирамъ бѣдняковъ цѣлый день, до тѣхъ поръ, пока не начало смеркаться. Спускались въ подвалы и трущобы, гдѣ, какъ блѣдные цвѣты, росли забитыя, навсегда испуганныя дѣти въ атмосферѣ откровеннаго разврата и пьянства, среди воровъ, убійцъ и проститутокъ.
И опять Николай Васильевичъ плакалъ. Плакалъ и раздавалъ деньги и, когда всѣ роздалъ, отобралъ у своего спутника все, что у того осталось въ карманахъ -- нѣсколько рублей -- и ихъ тоже роздалъ.
Въ сумерки, усталые, голодные и взволнованные -- вернулись они, наконецъ, на свою улицу.
У подъѣзда Николая Васильевича стояли обтрепанные, дрожащіе на морозѣ босяки, стояли шеренгой, въ очередь, какъ они стоятъ обыкновенно у дверей отпирающейся винной лавки.
-- Эй, ты, рыжій!-- крикнулъ одинъ изъ нихъ Николаю Васильевичу:-- куда лѣзешь? надѣлъ дипломатъ, а на калоши не хватило?
Николай Васильевичъ улыбнулся.
-- Развѣ я рыжій?-- застѣнчиво спросилъ онъ.
-- А то нѣтъ?-- знамо рыжій! Не пускайте ихъ, ребята: пускай въ очередь становятся!..
-- Да я живу здѣсь!-- скромно возразилъ Николай Васильевичъ.
-- Не видите, что-ли, черти? Жильцы это! Пропустите ихъ!-- прогудѣлъ сильный басъ.
-- Да чего вы тутъ ждете-то?-- спросилъ ихъ Метеоръ.
-- Будто не знаешь?-- возразили ему.-- подаютъ здѣсь! по два рубля на рыло! не котъ наплакалъ!..
-- Кто подаетъ?
-- А чортъ его знаетъ кто? Намъ все равно! Подаютъ -- и ладно! Гранъ-мерси!
-- Померъ кто-нибудь!
-- Не померъ, а свадьба!
-- Можетъ, и свадьба!
-- Черти, берете, а не знаете, кто подаетъ!-- Зарѣчный подаетъ! Взялъ за женой милліонъ и подаетъ!-- самоувѣренно хрипѣлъ басъ.
-- Кто же такой этотъ Зарѣчный?-- спросилъ Метеоръ.
-- Просто -- добрый человѣкъ! Гремитъ его имя, а кто онъ -- намъ неизвѣстно! Да ты что присталъ?
Въ квартирѣ Николая Васильевича шла лихорадочная работа: комнаты были полны дамъ и барышенъ: всѣ что-то шили, кроили, запаковывали, столы были завалены матеріями, на полу ворохомъ лежали полушубки, валенки, шапки.
Звенѣлъ женскій говоръ.
-- Василиса!-- произнесъ Николай Васильевичъ свой обычный домашній возгласъ, раздѣваясь и потирая замерзшія руки.
Вышла Василиса.
-- Вели-ка подать намъ съ Метеоромъ обѣдать!-- жрать хотимъ, какъ собаки, чортъ побери мою душу -- да водки бы!
-- Постой-ка, Николай!-- окликнула его Василиса и опять засмѣялась:
-- На пару словъ по секрету!
Николай Васильевичъ воротился къ ней въ прихожую и Метеоръ невольно услышалъ ихъ тихій разговоръ:
-- Подавать, что ли, босякамъ-то?-- спросила Василиса.
-- Обязательно!-- прогудѣлъ Николай Васильевичъ.
-- А ты знаешь, Николаи, вѣдь у насъ всѣ деньги вышли: на базаръ скоро не съ чѣмъ будетъ идти...
-- Валяй телеграмму!.. за милую душу!
-- Кому теперь?
Николай Васильевичъ понизилъ голосъ и до Метеора дошли невнятныя, глухія слова:
-- Сильно нуждаясь въ деньгахъ, прошу немедленно перевести телеграфомъ... Вотъ!
III.
Метеоръ снялъ себѣ комнату за восемь рублей недалеко отъ квартиры Николая Васильевича. Это была чрезвычайно маленькая комната, въ которой едва помѣщались кровать, два стула и дамскій письменный столикъ. Но въ ней было уютно, свѣтлая лампа съ зеленымъ абажуромъ тепло горѣла по долгимъ зимнимъ вечерамъ и далеко за полночь свѣтилось единственное маленькое окошечко, завѣшенное коленкоровой занавѣской.
Метеоръ усиленно работалъ.
Повѣсть двигалась быстро: она давно уже сложилась въ головѣ, нѣкоторыя сцены были написаны прежде, оставалось все это развить, связать и спаять въ одно цѣлое. Метеоръ былъ въ ударѣ: ежедневные разговоры съ Николаемъ Васильевичемъ, вѣчно находившемся въ состояніи жаркаго горѣнія души, дѣйствовали на Метеора заражающе: его вдохновляла завязывающаяся между ними трогательная дружба, его приподняла и встряхнула бодрость и сила сочной и богатой души этого человѣка.
Метеоръ какъ бы нашелъ самого себя, стряхнувъ съ души характерный для него налетъ мрачности. Размашистая удаль всколыхнулась въ немъ и сказалась въ повѣсти нервной силой, какой до этихъ поръ онъ и самъ не подозрѣвалъ въ себѣ. Повѣсть шла, какъ по рельсамъ, становясь съ каждой главой все сильнѣе. И онъ ходилъ, какъ пьяный, улыбаясь своимъ мыслямъ, весь поглощенный образами повѣсти, свѣтящійся внутреннимъ свѣтомъ. Кромѣ повѣсти, Метеоръ ежедневно писалъ по нѣскольку стихотвореній. Стихи эти являлись отраженіемъ разговоровъ съ Николаемъ Васильевичемъ и тѣхъ яркихъ мыслей, которыя тотъ съ беззаботной щедростью, какъ искры, разбрасывалъ вокругъ себя. Стихи особенно любилъ Николай Васильевичъ. Каждый день, поджидая Метеора къ обѣду, онъ самъ отпиралъ ему дверь и потрясая гривой, спрашивалъ:
-- Стихи есть?
-- Есть!-- улыбаясь, отвѣчалъ Метеоръ и вытаскивалъ изъ бокового кармана листокъ исписанной бумаги. Николай Васильевичъ вырывалъ его изъ рукъ автора и, когда вся семья усаживалась за обѣденный столъ, торжественно и плохо вслухъ прочитывалъ стихотвореніе. Жена и теща выслушивали стихи въ одобрительномъ молчаніи, а Николай Васильевичъ со слезами на глазахъ кричалъ:
-- Хорошо, чортъ побери мою душу!-- будто шампанскаго выпилъ!-- ей-Богу!
Въ этой семьѣ Метеоръ сразу занялъ положеніе общаго любимца: Василиса шила ему новое бѣлье, теща сдѣлала пуховую подушку. Четырехлѣтній мальчишка залѣзалъ къ нему на колѣни. Вся семья, подражая своему главѣ, наперерывъ выражала Метеору свою дружбу.
За обѣдомъ Николай Васильевичъ нескончаемо острилъ и дурачился, какъ мальчишка: старался вызвать у женщинъ отвращеніе къ ѣдѣ, называя поросенка съ кашей "мертвымъ младенчикомъ" и "херувимомъ", приказывалъ сыну таскать себя за носъ, причемъ самъ артистически строилъ изъ своей физіономіи карикатурную рожу уличнаго мальчишки. Послѣ обѣда игралъ съ сыномъ въ прятки, схватывалъ его въ свои могучія объятія, прижималъ къ груди и кричалъ слезами на глазахъ:
-- Вѣдь я обожаю тебя, чортъ ты эдакій!..
Потомъ, ставилъ его на клавиши рояли и приказывалъ: -- Бѣги!
Мальчишка бѣгалъ по клавишамъ, на какофонію въ ужасѣ прибѣгала Василиса, но они, какъ набѣдокурившіе, оба прятались за рояль.
Василиса смѣялась. И громко смѣялся одинокій бродяга Метеоръ, тепло чувствовавшій себя въ этой мирной, простой семьѣ, наблюдавшій съ дивана семейную идиллію суроваго писателя.
Уходилъ онъ только послѣ вечерняго чая, когда начинали сгущаться зимнія сумерки и опять появлялись посѣтители.
Провожая его до двери, Николай Васильевичъ превращался изъ веселаго шута въ озабоченнаго человѣка и спрашивалъ коротко:
-- Ну, какъ идетъ повѣсть?-- когда кончите?
-- Какъ сказалъ, такъ и кончу!-- отвѣчалъ Метеоръ:-- въ двѣ недѣли все будетъ готово!..
-- Ну, то-то-же!-- валяйте!.. вы пишите картинами!-- понимаете!-- одну картину за другой!-- это у васъ выйдетъ!-- жарьте!
И онъ пожималъ руку молодому автору своей большой сильной рукой, изъ которой -- это чувствовалось -- не уйдешь.
Наконецъ, однажды вечеромъ Метеоръ пришелъ съ толстой тетрадью: повѣсть была кончена.
Они вдвоемъ заперлись въ кабинетѣ, и Николай Васильевичъ въ одинъ присѣстъ, единымъ духомъ прочелъ рукопись вслухъ. Читая, онъ попутно подчеркивалъ карандашомъ неудачныя выраженія, привычной рукой зачеркивалъ лишнія слова, приговаривая: "Это къ чорту"!.. Но чѣмъ дальше онъ читалъ, тѣмъ меньше зачеркивалъ и уже совсѣмъ пересталъ приговаривать: разсказъ увлекъ его. Дочитывая послѣднія строки, онъ захлопнулъ тетрадь, глубоко вздохнулъ и тихо прошепталъ, качая головой:
-- Да!.. хорошо!..-- Потомъ помолчалъ и опять добавилъ:-- хорошо!
-- Ну!-- вдругъ крикнулъ онъ, вставая и выпрямляясь во весь свой высокій ростъ, причемъ голубые глаза его лучисто засверкали:
-- Васъ можно поздравить: вы написали удачную вещь. Руку, товарищъ!
Такъ совершилось посвященіе Метеора въ писатели.
-----
Повѣсть была вскорѣ напечатана въ модномъ толстомъ журналѣ, гдѣ печатался и Николай Васильевичъ. И тотчасъ же о ней стали писать въ газетахъ: имя Метеора замелькало въ газетныхъ статьяхъ. Разбирали замыселъ автора, отыскали идею, о которой автору и не снилось, указывали на недостатки, разсуждали, какъ нынче "всѣ" стали хорошо писать, даже неизвѣстные, начинающіе авторы, но въ общемъ привѣтствовали новый талантъ. Прислали и гонораръ -- четыреста рублей, который показался Метеору цѣлымъ состояніемъ. Впрочемъ онъ тотчасъ же куда-то роздалъ и разослалъ эти деньги, оставшись въ прежнемъ потертомъ костюмѣ.
Когда прислали книжку журнала съ напечатанной въ ней повѣстью Метеора, Николай Васильевичъ радовался больше автора: онъ вертѣлъ передъ его глазами печатную повѣсть, хлопалъ автора по плечу, радостно смѣялся, читалъ вслухъ отдѣльныя мѣста и все спрашивалъ, заглядывая въ лицо Метеора:
-- Да, конечно!..-- неохотно отвѣчалъ Метеоръ и со страхомъ чувствовалъ, что не ощущаетъ радости. Неожиданный успѣхъ и газетный шумъ, сразу поднявшійся около его имени, -- скорѣе испугали и ошеломили его. Онъ не могъ самому себѣ дать отчетъ, радъ или не радъ онъ: было пріятію, что напечатали, по почему-то неотступно ныло и опредѣленное чувство нерадости: вотъ прежде былъ вольный Метеоръ, до котораго никому не было никакого дѣля, а теперь его словно поймали и посадили куда-то и разсматриваютъ, какъ звѣря.
Николай Васильевичъ чутьемъ почувствовалъ его состояніе.
-- Теперь вы должны написать вторую повѣсть, лучше первой!-- строго сказалъ онъ:-- а третью лучше второй и такъ далѣе. А, когда выпустите первую книжку, а потомъ вторую -- то вторая книжка должна быть лучше первой!.. Тогда публика поставитъ васъ на пьедесталъ и будетъ передъ вами преклоняться. Когда же вы послѣ всего этого напишите вещь хуже прежнихъ, то публика столкнетъ васъ съ пьедестала къ чортовой матери!-- вотъ!-- поняли?
Кончилась вольная жизнь. Теперь за нимъ слѣдятъ и наблюдаютъ, теперь всякій имѣетъ право судить его. Теперь его письменный столъ какъ бы стоитъ на базарной площади, онъ сидитъ и пишетъ на базарѣ, а весь базаръ смотритъ на него, какъ онъ шннетъ. И некуда спрятаться, кромѣ какъ къ чортовой матери. До этихъ поръ его поэзія лилась, какъ свободный ручей: куда хотѣлъ, туда и мчался; и мчался онъ потому, что не могъ не мчаться и не было около него ничего, кромѣ пространства, не было ни любующихся, ни негодующихъ, ни указывающихъ ему его путь. А теперь словно на этомъ ручьѣ поставили мельницу и требуютъ, чтобы онъ былъ кому-то полезенъ и работалъ бы какъ можно лучше, а иначе кто-то будетъ недоволенъ. И уже не для себя онъ течетъ, а для мельницы. "Приспособили". Метеоръ почувствовалъ себя какъ бы кѣмъ-то обманутымъ и порабощеннымъ и гдѣ-то въ глубинѣ души чувствовалъ глухой протестъ и желаніе уйти назадъ въ неизвѣстность. Но, какъ звѣрь, выгнанный изъ берлоги, какъ гладіаторъ, выпущенный на арену, какъ актеръ, вышедшій на подмостки, -- онъ зналъ, что возврата нѣтъ, что можно идти только впередъ, вплоть до пьедестала и только оттуда -- къ чортовой матери.
Онъ стоялъ какъ бы въ глубокомъ и печальномъ раздумья передъ открывавшейся передъ нимъ дорогой: "вправо ѣхать -- копя потеряешь, влѣво -- самъ пропадешь, а прямо -- и коня потеряешь, и самому живу не быть." Въ концѣ концовъ Метеоръ поѣхалъ прямо: сѣлъ за новую работу.
Но онъ уже попалъ въ поле зрѣнія "публики", той публики, которая кланяется талантамъ, возводитъ ихъ на пьедесталы и свергаетъ съ пьедесталовъ. Только теперь въ городѣ было замѣчено его бытіе. Появилась легенда о горчайшемъ, но талантливомъ пьяницѣ, котораго со дна трущобы извлекъ Николай Васильевичъ и который приходится ему единоутробнымъ братомъ. Появилось адресованное Николаю Васильевичу анонимное письмо, предупреждавшее его о вкравшемся къ нему въ довѣріе провокаторѣ. Появились люди, добивавшіеся случая познакомиться съ Метеоромъ. И прежде всѣхъ около него появились женщины, эти первыя ласточки славы.
Однажды вечеромъ, когда при свѣтѣ лампы Метеоръ сидѣлъ въ своей крохотной комнаткѣ за маленькимъ письменнымъ столикомъ, погруженный въ свои тайныя, тяжелыя думы,-- въ дверь его тихонько постучались.
-- Войдите!-- сказалъ Метеоръ печально.
Въ комнату вошли двѣ разрумянившіяся отъ мороза дѣвушки, одѣтыя просто, какъ одѣваются курсистки: барашковыя шапочки и слишкомъ легкія для зимы драповыя кофточки. Одна была повыше ростомъ, блондинка съ толстой, длинной, золотистой косой и славными, большими, сѣрыми глазами, другая -- маленькая брюнетка съ двумя свѣсившимися по румянымъ щекамъ черными локонами и жгучими глазами съ длинными, густыми рѣсницами, похожая на еврейку. Каждая изъ нихъ была по своему красива.
Воцдя, онѣ робко остановились у двери.
Метеоръ поднялся.
-- Извините!..-- нѣжнымъ голоскомъ сказала брюнетка:-- мы къ вамъ по дѣлу!.. можно?
И она назвала мудреную еврейскую фамилію, которую Метеоръ не разслышалъ.
-- Анна Мельникова!-- густымъ контральто сказала другая, смотря на него своими большими глазами.
Метеоръ пожалъ имъ руки. У еврейки была маленькая бархатная ручка и пожимала она руку какъ-то особенно, съ чуть замѣтнымъ добавочнымъ пожатіемъ, нѣжнымъ, интимнымъ и какъ-бы тайнымъ. И смотрѣла затуманеннымъ, страстнымъ взглядомъ. Губы у нея были алыя, пухлыя, чувственныя. У Мельниковой была большая, сильная, теплая рука и пожала она его руку крѣпко, по мужски.
Метеоръ попросилъ ихъ садиться поближе къ столу, пододвинувъ имъ стулья. Барышни сѣли, разсматривая его, одна -- открыто и просто, а другая -- изподтишка, луказо опуская длинныя рѣсницы, концы которыхъ загибались кверху.
-- Ну, въ чемъ-же дѣло?-- спросилъ Метеоръ, въ свою очередь разсматривая новыхъ знакомыхъ. "Эта Анна,-- думалъ онъ,-- должно быть славная дѣвка, но у нея слишкомъ мужская рука, а еврейка -- бестія, но къ ней какъ-то тянетъ"... Ему больше понравилась еврейка.
"Дѣло" оказалось пустяками: просили прочесть стихи на предстоящемъ вечерѣ въ пользу курсистокъ. Метеоръ беззаботно согласился, хотя никогда еще не участвовалъ ни въ какихъ вечерахъ.
-- Вы -- курсистки?-- спросилъ онъ.
Оказалось -- нѣтъ. Еврейка только еще въ будущемъ году поступитъ на курсы, а пока занимается въ еврейской школѣ при синагогѣ. Анна оказалась работницей -- швеей, тоже стремящейся "къ свѣту", какъ она выразилась. Затѣмъ начались разспросы -- кто онъ? правда-ли, что онъ родной братъ Николая Васильевича? правда-ли, что былъ въ босякахъ?
Метеоръ громко расхохотался, такъ громко и раскатисто, что барышни зажали уши.
-- Какой смѣхъ!-- подавленно сказала Роза, когда онъ кончилъ смѣяться:-- все сотрясается!...
-- И какой вы громадный!-- съ комической гримасой сказала альтомъ Анна:-- вы, должно быть, очень сильный!
-- О, да!-- улыбнулся Метеоръ. Началась болтовня.
Барышни скоро осмѣлились, видя, что новый писатель не говоритъ ничего умнаго, а ведетъ себя какъ обыкновенный молодой парень, живущій въ бѣдной обстановкѣ.
Метеоръ сталъ преувеличенно жаловаться на свое одиночество.
-- Приходите къ намъ!-- сказала Роза:-- у меня есть сестра и братъ, у насъ собирается молодежь, мама моя очень добрая, а папа умеръ...
-- И ко мнѣ приходите!-- гудѣлъ грудной голосъ Анны:-- я живу только вдвоемъ съ матерью...
-- И позвольте къ вамъ приходить!-- тихонько хихикнувъ и опуская прекрасныя рѣсницы, сказала румяная Роза.
-- Ахъ, какъ я ихъ люблю!-- искренно вырвалось у еврейки и обѣ онѣ засмѣялись.
-- Я теперь проводите насъ: кажется, ужъ поздно! засидѣлись для перваго знакомства!..
-- Съ удовольствіемъ!
Метеоръ былъ галантенъ насколько могъ. Одѣлся, заломилъ шапку на бекрень и молодцовато отправился съ барышнями.
Люди, слѣдившіе за его судьбой, на другой же день разносили по городу вѣсть о томъ, какъ Метеоръ поздно вечеромъ съ разудалымъ видомъ шелъ по троттуару съ барышнями, какъ разсыпался мелкимъ бѣсомъ, какой имѣлъ у нихъ успѣхъ и какъ вообще незаслуженно везетъ этому ловкому прихвостню и пройдохѣ.
IV.
Однажды утромъ, зайдя къ Николаю Васильевичу, Метеоръ встрѣтилъ у него только что пріѣхавшаго съ поѣздомъ стройнаго юношу замѣчательной, картинной красоты, похожаго на итальянца съ Неаполитанскаго залива: правильный профиль съ крѣпко сжатыми топкими губами, маленькіе черные усики, каріе прекрасные глаза, смугловатое лицо и могучіе, обильные, черные кудри, отпущенные до плечъ. Онъ гордо и нѣсколько фатовато закидывалъ эту красивую голову и говорилъ быстро, нервно, отрывисто и возбужденно, съ быстрыми мелкими жестами, мелко посмѣиваясь. Одѣтъ онъ былъ въ желтую пиджачную пару, довольно поношенную.
При входѣ Метеора онъ быстро обернулся.
-- Ба!-- закричалъ Николай Васильевичъ:-- вотъ и онъ! знакомьтесь, господа! вотъ вамъ Метеоръ, а это -- Павелъ Троянскій!
Молодые люди подали другъ другу руки.
-- Вонъ онъ какой!-- посмѣиваясь, сказалъ Троянскій, пожимая руку Метеора маленькой, но крѣпкой рукой и кинулъ въ сторону Николая Васильевича:
-- Ну, вы поймали настоящаго! хе-хе-хе! настоящаго!
Николай Васильевичъ смотрѣлъ на нихъ со стороны со слезами на глазахъ и съ улыбкой умиленія.
-- Что, черти?-- спросилъ онъ:-- небось, рады видѣть одинъ другого? а? ну, то-то-же, дружитесь у меня, чортовы дѣти! вотъ!
Троянскій былъ авторомъ очень хорошаго разсказа, напечатаннаго рядомъ съ повѣстью Метеора. Разсказъ этотъ, написанный на обычную, захватанную тему, поражалъ своей глубиной, о немъ говорили въ публикѣ, Николай Васильевить носился съ нимъ, предрекая автору чуть не міровую, славу, и только критика почти не обратила, на него вниманія. Это было первое выступленіе Троянскаго, до этихъ поръ писавшаго только въ газетахъ. Метеору разсказъ его правился и онъ искренно считалъ своего сосѣда по выступленію болѣе "настоящимъ", чѣмъ себя. Въ публикѣ о Троянскомъ уже ходили соотвѣтственныя легенды: говорили о его красотѣ, о громадномъ успѣхѣ у женщинъ, о гомерическомъ пьянствѣ и разгульной жизни.
Николай Васильевичъ и Троянскій продолжали разговоръ, прерванный приходомъ Метеора.
-- Вотъ что, сударь мой,-- хмурясь и крутя усъ, задумчиво говорилъ Николай Васильевичъ:-- по совѣсти говоря, вамъ рано выпускать книжку: вы еще напишете чортъ знаетъ какія вещи и чертъ знаетъ какъ!.. вотъ!
-- Я и самъ знаю, что рано!-- быстро прервалъ его Троянскій:-- по войдите въ мое положеніе: съ редакціей у меня отношенія натянуты: того и гляди, придется уходить... хе-хе! а куда пойдешь? имени у меня нѣтъ... Мнѣ и хочется, чтобы за мной было хоть что-нибудь, хоть книжка!.. кромѣ того -- я собираюсь жениться... хе-хе!
-- Что вы?-- огорченно воскликнулъ Зарѣчный.
-- Да! надо-же когда-нибудь сдѣлать эту глупость!-- съ напускной безпечностью засмѣялся Троянскій:-- я поэтому сюда и пріѣхалъ: здѣсь живутъ родственники моей невѣсты. Ждутъ!
Троянскій посмотрѣлъ на часы.
-- Сейчасъ мнѣ пора отправляться къ нимъ...
-- Ну, валяйте, только обязательно приходите къ двумъ часамъ обѣдать: тогда и поговоримъ!..
Троянскій обѣщалъ и сталъ прощаться. Потомъ ушелъ быстрой и мелкой походкой.
Николай Васильевичъ самъ проводилъ его до двери.
Когда дверь захлопнулась, Николай Васильевичъ кивнулъ на нее Метеору.
-- Ничего!-- сдержанно отвѣчалъ Метеоръ:-- что можно сказать по первому впечатлѣнію? Замѣчательно красивый парень и, кажется, уменъ!
-- И даже очень!-- подхватилъ Николай Васильевичъ: знаетъ себѣ цѣну, собака!
-- Губы у него... того...-- продолжалъ Метеоръ:-- крѣпко сжаты, а когда смѣется, то смѣхъ сдержанный, про себя, и около глазъ хитрыя морщинки... Честолюбивъ, должно быть, и не откровененъ. Такіе люди не имѣютъ потребности въ дружбѣ. Чрезвычайно симпатичный парень, а сѣменитъ! походка мнѣ что-то не нравится!-- заключилъ Метеоръ свой психологическій анализъ.
Николай Васильевичъ расхохотался.
-- Да вы психологъ!-- закричалъ онъ,-- а я этого и не зналъ! Во всякомъ случаѣ это -- здоровенная фигура, силища... Онъ намъ всѣмъ подопретъ бокъ!-- повторилъ Николай Васильевичъ свою любимую поговорку.
Отъ Николая Васильевича Метеоръ отправился къ Розѣ, чтобы посидѣть у нея до обѣда: онъ теперь бывалъ у еврейки ежедневно утромъ и вечеромъ, иногда заходила и она къ нему одна или съ Анной. Но Анна съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе отдалялась и стушевывалась. Метеоръ слишкомъ явно предпочиталъ Розу.
У нея онъ отдыхалъ отъ многолѣтняго одиночества своего сердца, просившаго тепла и ласки. И жажда любви, усиліемъ воли насильственно замороженная и заморенная, властно просыпалась въ немъ. О любви еще не было сказано ни слова, не было поцѣлуя, ни прикосновеній, ни даже тѣхъ взглядовъ, которые говорятъ лучше словъ, по еврейка чувствовала, что она ходитъ около жарко горящаго костра и это льстило ея самолюбію; ей хотѣлось, чтобы онъ горѣлъ еще жарче, и она разжигала огонь; но не подходила близко, боясь обжечься. Метеоръ возбуждалъ въ ней любопытство. А онъ даже себѣ не признавался въ любви къ ней; только чувствовалъ, что ему необходимо ежедневно видѣть ее, и думалъ, что въ этомъ нѣтъ ничего особеннаго: такъ пріятно поболтать съ хорошенькой дѣвушкой, которая къ тому же предпочитаетъ его общество всякому другому. У нея такъ уютно въ комнатѣ. Жарко натоплено. Мирно горитъ лампа на столѣ. Стоитъ большое кожаное кресло, въ которое она его всегда такъ ласково усаживаетъ, смѣется, болтаетъ, ходитъ кругомъ, иногда какъ бы украдкой гладя его непокорные волосы своей нѣжной бархатной ручкой, и ему отрадно отъ этого прикосновенія. "Мнѣ нравятся ваши волосы", -- говоритъ она обыкновенно: "они такіе мягкіе, какъ шелкъ!.." Онъ сидитъ въ креслѣ, полузакрывъ глаза, и тихонько смѣется, и голосъ ея звучитъ въ его сердцѣ, какъ музыка. "И смѣхъ вашъ мнѣ нравится", -- продолжаетъ она:-- "онъ такой открытый и звучный, а зубы у васъ бѣлые и блестятъ... Вообще вы мнѣ нравитесь... славный вы!"--добавляетъ она и, наклоняясь къ нему, заглядываетъ ему въ глаза, и онъ видитъ румяное свѣжее лицо прекрасной еврейки съ огневыми глазами и бархатными длинными рѣсницами, два вьющихся локона падаютъ на ея нѣжныя щеки, слышится запахъ ея волосъ... Онъ счастливъ... ему больше ничего не нужно. "Далила!" -- часто думается ему, но онъ не говоритъ этого слова, онъ только тихо смѣется и потомъ что-нибудь разсказываетъ ей. Ему нравится, какъ внимательно она его слушаетъ, какъ просто одѣта, нравятся протертые локти ея бѣдной кофточки, ея локоны, небогатая обстановка ея комнаты. Изрѣдка во время ихъ разговора входитъ мать, толстая низенькая еврейка, которая была, вѣроятно, когда-то такъ же красива, какъ и похожая на нее Роза, иногда заглядываетъ суровый юноша-гимназистъ -- ея братъ, но они тотчасъ же стараются оставить ихъ вдвоемъ. И Метеоръ наслаждается одинъ обществомъ милой дѣвушки.
Роза встрѣтила его съ обычной радостью: смѣялась, за руки кружила по комнатѣ и усадила въ большое кожаное кресло, "его" кресло. Пригладила ему волосы, закрутила усы, заглянула въ глаза и расхохоталась ребяческимъ смѣхомъ. Она былі сегодня особенно хороша, здоровая, цвѣтущая, съ пышащими отъ румянца щеками и двумя вьющимися прядями черныхъ волосъ, обрамляющихъ прекрасное лицо ея.
-- Ну, разсказывайте, откуда вы?-- спросила она, усаживаясь на локотникъ кресла, близко къ нему.
-- Былъ сейчасъ у Николая Васильевича...
-- Ну, что онъ вамъ говорилъ? не говорилъ ли что нибудь обо мнѣ?-- Она лукаво засмѣялась.
-- О васъ?-- удивился Метеоръ:-- нѣтъ, о васъ разговора не было: да вѣдь, онъ едва знакомъ съ вами...
-- Ахъ!-- вздохнула еврейка:-- какъ бы я хотѣла съ нимъ познакомиться поближе! вѣдь это -- богъ! приведите его когда-нибудь ко мнѣ? хорошо? а? приведете?
-- Попробую позвать, хотя не ручаюсь... Вотъ Троянскаго, пожалуй, приведу... Троянскій сегодня пріѣхалъ: вы знаете этого новаго писателя?
-- Знаю! Я читала его разсказъ вмѣстѣ съ вашимъ! Ахъ, какой талантъ! какъ онъ знаетъ душу интеллигентнаго человѣка! Вотъ это писатель! Мы всѣ теперь только и говоримъ, что о его разсказѣ... штудируемъ!...
-- Штудируете?-- иронически переспросилъ Метеоръ и поморщился; ему не понравилось это слово въ устахъ поэтической дѣвушки.